Открытый урок "Сложение рациональных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Бахуле Айлаана Александровна

Технологическая карта урока по математике "Сложение рациональных чисел" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slozhenie_ratsionalnyh_chisel.docx232.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Бахуле Айлаана Александровна

Тема: Сложение  рациональных чисел

Тип урока: Обобщающий урок (урок обобщения и систематизации знаний)

Предмет: математика

Авторы учебника: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

Класс: 6

Цели:

Предметные: обобщить и систематизировать знания о правилах сложения рациональных чисел.

Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной  ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Задачи урока:

Образовательные:        *  Закрепление правила сложения  рациональных чисел;

  • Формирование умений и навыков работы с операциями сложения рациональных чисел;
  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания

Развивающие:                * Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать;

  • Развитие умения строить гипотезы и делать выводы;
  • Расширение математического кругозора;
  • Совершенствование устной математической речи

Воспитательные:        * Воспитание активности;

  • Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  • Воспитание настойчивости в достижении цели

Планируемые результаты: учащийся научится применять правила сложения рациональных чисел при решении различных задач.

УУД:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы, формировать умения управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.  Осознавать самого себя как движущуюся силу своего учения, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов. Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Методы:    Частично-поисковый, исследовательский; словесный, наглядный, практический.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в парах, устная, письменная

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, лист самоконтроля

Ход урока

№п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный

Мотивация обучающихся к учебной деятельности.

1) Вступительное слово учителя: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь». В математике недостаточно услышать и посмотреть, нужно заинтересоваться и научиться самостоятельно, добывать знания.

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?»

 Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

-Я хороший,

-Я все знаю,

--Я все умею,

-Я буду стараться,

-У меня все получится

2)Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: В течении урока вы постарайтесь оценить себя по критериям, как указаны в листе самооценки

* Высказывание детей, выполняют самооценку готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки

2. Актуализация знаний, формулировка темы и целей урока.

Фронтальная работа

1) Прочитайте слова: выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг. Разделите эти слова на две группы: в первый столбик - слова-синонимы слову «доход», во второй столбик слова - синонимы слову «расход».

Каким арифметическим знаком можно заменить слово «доход», «расход». Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как размер своего дохода, так и свои долги.

2) На уроках в школе мы учимся учиться. Что мы получаем «доход» или «расход»? (добываем знания). Ну вот давайте рассмотрим такой доход: Ребята внимательно посмотрите, на какие 2 группы можно разделить эти примеры:

-45+75; -45+(-75); 45+(-75); 36+ (-63); -63+(-36); -36+63; -36+36; -63+(-63).

-почему вы пришли к такому разделению,

-дайте название каждого столбика

- Итак, сформулируйте тему урока

Открываем тетради, записываем число и тему урока

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

3) Давайте проверим домашнее задание:

– Ну вот, мы восстановили немного информации об отрицательных числах.

- А какие правила учили вы? Как сложить два отрицательных числа? Числа с разными знаками?

Делят на две группы:

доход

расход

выигрыш

взял

зарплата

проигрыш

отдал

налог

долг

Отвечают на вопросы учителя, дают свои варианты. («+», «-»)

 Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Делят на две группы:

сложение отрицательных чисел;

сложение чисел с разными знаками

Предлагают свои варианты

Записывают в тетради число. Формулируют тему и цель урока

Повторение теоретического материала. Формулируют правила сложения отрицательных чисел, правила сложения чисел с разными знаками, свойства рациональных чисел.

Заполняют листы самоконтроля

3

Математическая разминка (устная работа)

1)Мы в путь за наукой сейчас пойдем,

Смекалку, фантазию в помощь возьмем.

С дороги прямой никуда не свернем,

А чтобы скорее нам цели достичь,

Должны мы подняться по лестнице ввысь.   (На доске)

 На слайде:

2) Какое число надо поставить вместо *, чтобы образовалась правильное равенство?

а) -12 + * = -30;

б) * + 13 = 0;

в) * +  (-14) = 20;

г) * +(-19) = 27;

д) *+10+(-12)

Левую сторону лестницы решает первый вариант, по одному проговаривая, правую второй вариант

Решение:

Левая: 13,  -6, -20, 13, -47, -50

Правая: 13, 0, -70, -21, -7, -52

Устно решая, проговаривают ответ:

А) -18

Б) -13

В) 34

Г) 46

Д)2

Оценивают себя, заполняют лист самооценки.

4.

Умственно-познавательная деятельность.

Работа у доски

1)Изучаем таблицу

В первом столбике найдите наименьшее число, во втором наибольшее, в третьем- не положительное и не отрицательное. Найдите сумму этих чисел.

 -3/6

3/4

-15

-0,4

0,6

-2,3

0,01

-7

0

 

2) Расположите числа ряда в порядке возрастания:

-4,8   -1    3,4   10    -4/5    2,1

1)найдите сумму крайних чисел ряда

2) сумму средних чисел ряда

3) сумму результатов 1) и 2)

3)найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами

-5,6  и 3,5

Один человек у доски решает, остальные решают на месте

Решение: -0,5+0,75+0=0,25

2 человека у доски решают, остальные на месте

Решение:

-4,8   -1    -4/5    2,1    3,4   10

1)-4,8+10=5,2

2)-4/5+2,1=1,3

3)5,2+1,3=6,5

Решение: -5+(-4)+(-3)+(-2)+(-1)+0+1+2+3=-9

Учащиеся проверяют, корректируют свою работу, оценивают свою работу.

5.

Контроль и коррекция знаний

(индивидуальная. Дифференцированная работа)

Часть А. Уч-ся выполняют на компьютерах интерактивный тест (тренажер):

Часть Б. Работа у доски.  Уч-ся выполняют задания, учитель проверяет решение.

1уч. А)Найдите сумму всех целых чисел, удовлетворяющих неравенству

-3,6 < р ≤ 4;

Б)Найдите ошибку

-7,2+(-3,5)+10,6=-0,1

-3,2+(-2,9)+(-8,5)=2,4

-8+3 4/7=-5 4/7

2уч.Вычислите

2 2/3+ (-1 5/6)+(-1 5/24)

-0,625+(-3/4)

Учащиеся индивидуально выполняют тест, в конце выполнения получится картина Васнецова «Аленушка».

  1. -5,2+(-6,7)=-1,5;  2)-2,3+(-3,2)=-5,5; 3)8,1+(-6,9)=1,2; 4)-1,9+5,3=3,4; 5)6,4+(-9,5)=-3,1; 6)-1,6+(-5,4)=-7; 7)5,8+(-3,8)=2; 8)-6,4+2,8=-3,6; 9)0+(-1,5)=-1,5.

р1уч. Решение:

А)-3+(-2)+(-1)+0+1+2+3+4=4

Б) верно

-14,6

-4 3/7

2уч.Решение

-9/24

-1,375

 Ставят баллы в лист самооценки.

6.

Работа в парах

Подведение итогов

        7. «Творческое применение знаний». Работа в парах.

С давних времён разные растения, деревья и кустарники, люди наделяли определённой символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир, берёза – грацию.

В каких жизненных ситуациях нам может пригодиться сложение  рациональных чисел?

А в науках, давайте узнаем из сообщений, подготовленными одноклассниками.

Вспомним цели, которые мы поставили в начале урока?

Достигли мы поставленных целей?

Подсчитайте баллы в листе самоконтроля

  • Выполняют задание в парах.
  • Проводят самооценку.
  • Заполняют таблицу.

Название дерева

Числовой ответ

Какое качество символизирует

Сосна

-7

верность

Грецкий орех

7

Лиственница

-53

смелость

Рябина

22

благоразумие

Вишня

-18

смелость

апельсин

0

сщедрость

Оставшееся дерево-_грецкий орех_символизирует хитрость.

36+14+(-50)=__________

Из истории, математики, физики. Учащиеся читают небольшое сообщение.

Учащиеся отвечают на вопросы, подсчитывают баллы, оценивают свою работу на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Я вам сейчас расскажу притчу, а  вы, прослушав, подумайте, как бы вы ответили на вопрос  мудреца  о своей работе на уроке.

Притча:        

Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием:

«А я принимал участие в строительстве храма!»

Кто ответил бы также как первый человек?   (поднимают  зеленые круги)

Кто ответил бы также как второй человек?   (поднимают  синие  круги)

Кто ответил бы также как третий  человек?   (поднимают  красные круги)

Спасибо за работу на уроке.

Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку

7.

Информация о домашнем задании

(дифференцированное)

1)Кто, ребята, чувствует себя на высоте, т.е. на вершине горы?

Задание:

Составьте лестницу на тему: «Сложение рациональных чисел» и решите ее. № 989

2)А кто чуть не дошел до вершины горы?

Задание: Даны числа:-19   -3/4  -1/2  0  ¼  ½   ¾  8   23  . Используя эти числа, составьте все возможные примеры на сложения и решите их. Каждое число используется только один раз. №986  

3)А кто посередине горы?

Задание: Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами

-9,2  и 7,8. №985

4)А кто ничего не понял и находится у подножия?

Задание:  придумать 3-5 примеров на сложение рациональных чисел. № 957

Учащиеся выбирают номера по своим способностям


Лист самоконтроля:        

 _________________________(Ф.И.),

учащегося____класса

задание

баллы

1

Правила

2

Лестница

3

Вычисли сумму устно

4

Подставь вместо звездочки число

5

Расположи числа в порядке возрастания

6

Интерактивный тренажер

7

Творческое задание

8

Оценка моей деятельности на уроке

     

__________________________________________

Лист самоконтроля:        

 _________________________(Ф.И.),

учащегося____класса

задание

баллы

1

Правила

2

Лестница

3

Вычисли сумму устно

4

Подставь вместо звездочки число

5

Расположи числа в порядке возрастания

6

Интерактивный тренажер

7

Творческое задание

8

Оценка моей деятельности на уроке

     

__________________________________________

Часть А        

1.Выполните действия:

А) -1+0,8      г)

Б) -3+1,3      д)

В) -0,1+1

2.Чему равно значение выражения:

   -6+;  -6+

Часть Б

1.Найдите сумму всех целых чисел,

удовлетворяющих неравенству:     -3< р

2.Какое число надо прибавить к числу -16,

чтобы сумма была равной 16

3.Какое число надо прибавить к сумме чисел -8 и 32,

чтобы получить в результате число 0.

Часть А        

1.Выполните действия:

А) -1+0,8      г)

Б) -3+1,3      д)

В) -0,1+1

2.Чему равно значение выражения:

   -6+;  -6+

Часть Б

1.Найдите сумму всех целых чисел,

удовлетворяющих неравенству:     -3< р

2.Какое число надо прибавить к числу -16,

чтобы сумма была равной 16

3.Какое число надо прибавить к сумме чисел -8 и 32,

чтобы получить в результате число 0.

Часть А        

1.Выполните действия:

А) -1+0,8      г)

Б) -3+1,3       В) -0,1+1

2.Чему равно значение выражения:

   -6+;  -6+

Часть Б

1.Найдите сумму всех целых чисел,

удовлетворяющих неравенству:     -3< р

2.Какое число надо прибавить к числу -16,

чтобы сумма была равной 16

3.Какое число надо прибавить к сумме чисел -8 и 32,

чтобы получить в результате число 0.

Часть А        

1.Выполните действия:

А) -1+0,8      г)

Б) -3+1,3       В) -0,1+1

2.Чему равно значение выражения:

   -6+;  -6+

Часть Б

1.Найдите сумму всех целых чисел,

удовлетворяющих неравенству:     -3< р

2.Какое число надо прибавить к числу -16,

чтобы сумма была равной 16

3.Какое число надо прибавить к сумме чисел -8 и 32,

чтобы получить в результате число 0.

Историческая справка (сообщение учащегося)

         В индийской математике отрицательные числа впервые встречаются у Брахмагуптыв VII веке. Ученый пользуется толкованием положительных и отрицательных чисел как имущества, а отрицательных как долга.

         К созданию понятия отрицательного числа китайские ученые подошли раньше математиков других народов, во II в. до н. э. Положительные количества в китайской математике называли “чжен”, отрицательные – “фу”. Их изображали разными цветами: “ чжен” - красным, “ фу” - черным.

         Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIXв., когда была развита строгая теория положительных и отрицательных чисел.

С большим трудом завоевали себе место в математике отрицательные числа.

Доклад физика (сообщение учащегося)

             Проведем опыт: возьмем несколько кусочков бумаги и сухую пластмассовую расческу. Два, три раза проведем расческой по волосам. Вы услышите легкое потрёскивание. Затем медленно поднесем расческу к кусочкам бумаги. Вы увидите, что бумажные кусочки сначала медленно прилипают, а затем медленно отлипают. В нашем опыте проявляются силы притяжения и силы отталкивания. Это электрические силы, они связаны с электрическими зарядами. Заряды бывают положительные и отрицательные. Заряды одного знака отталкиваются, а заряды разных знаков притягиваются. Исторически сложилось так, что заряд на расческе называется отрицательным. Подробно с этим познакомимся на уроках физике.

Доклад историка (сообщение учащегося)

           Положительные и отрицательные числа применяются и в истории, когда говорят о времени: до нашей эры, Рождество Христово, наша эра. На языке положительных и отрицательных чисел слова “до нашей эры” можно заменить знаком “минус” (отрицательное число), “Рождество Христово” – “нулем” (начало отсчета). Слово “наша эра” – знаком “плюс” или положительным числом.

1уч. А)Найдите сумму всех целых чисел, удовлетворяющих неравенству:  -3,6 < р ≤ 4;

На доске

Б)Найдите ошибку

-7,2+(-3,5)+10,6=-0,1

-3,2+(-2,9)+(-8,5)=2,4

-8+3 4/7=-5 4/7

2уч.Вычислите

2 2/3+ (-1 5/6)+(-1 5/24)

-0,625+(-3/4)

1)Изучаем таблицу

В первом столбике найдите наименьшее число, во втором наибольшее,

в третьем- не положительное и не отрицательное. Найдите сумму этих чисел.

2) Расположите числа ряда в порядке возрастания:

-4,8   -1    3,4   10    -    2,1

1)найдите сумму крайних чисел ряда

2) сумму средних чисел ряда

3) сумму результатов 1) и 2)

3)найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами

-5,6  и 3,5


Выполни вычисления. По совпадающим ответам выясните, какие деревья символами каких качеств являются.

 Заполни таблицу.

        

        Сосна       -25+18=______          Смелость          -72+19=____

                   

   Грецкий                                          Стойкость         -9+(-9)=____

      Орех           -25+38=_______

        

Лиственница     -25+ (-28)=____     Щедрость        -0,75+0,75=___

                   

Рябина                                             Верность

         36+(-14)=_______                                      10+(-17)=___

Вишня        36+(-54)=_____                Благоразумие

        45+(-23)=___

Апельсин

                      36+14+(-50)=____

Название дерева

ответ

Какое качество символизирует

Сосна

Грецкий орех

Лиственница

Рябина

Вишня

Апельсин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие в страну рациональных чисел»

План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»    Цели урока:- повторение, обобщение и систематизация ранее полученн...

Самоанализ открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие в страну рациональных чисел»

Самоанализ открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»Тема: «Путешествие  в страну рациональных чисел»     Цели урока:*...

Конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел.

Предлагаю конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел, учителям, которые ведут математику в 6 классе по учебнику Виленкину....

Открытый урок по теме: «Сложение рациональных чисел», 6 класс

Тхнологическая карта урока по ФГОС по теме: «Сложение рациональных чисел», 6 класс...

презентация к открытому уроку математики в 6 класс по теме "Сравнение рациональных чисел"

Презентация к открытому уроку математики в 6 класс по теме "Сравнение рациональных чисел" с элементами исследовательской и проектной деятельности учащихся...

Технологическая карта открытого урока математики в 6 классе на тему: "Сложение рациональных чисел".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к УМК  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир.Место и роль урока в изучаемой теме:  урок закрепления полученных знаний (№4)Дидактическая це...