Рабочая программа "Математика 5 класс"
рабочая программа по математике (5 класс)

Рабочая программа ФГОС 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 5 класс412 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Принято на заседании

педагогического совета

ГБОУ СОШ № 6 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Протокол №       от «___» ___2020г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №6

___________________

/______________/

«Утверждено»

Директор
ГБОУ СОШ №6

___________________

/В.В.Лебедев/

Приказ  № ____
от «___»09 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

«МАТЕМАТИКА»

для   5а,б класса

Срок реализации:_______2020-2021 год

Количество часов:      170 в год, 5 часа в неделю      

ФИО учителя: Медведева Ирина Владимировна                               

Категория учителя:высшая

Рабочая программа разработана в соответствии с  ФГОС

Рабочая программа разработана

на основе программы по предмету     В. И. Жохова

Учебник:                                        Математика 5 класс. Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др.

                                                        «Мнемозина»                                 2019

        издательство        год издания

        

2020/ 2021        учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума по математике, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.         

Общая характеристика предмета.

Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.

Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

        Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности  между различными разделами курса.

        Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, приложение (календарно-тематическое планирование, УМК, контрольные работы, критерии оценивания).

  1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа

             Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании: 

  1. федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  2. фундаментального ядра содержания общего образования;
  3. рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др. / В. И. Жохов «Мнемозина» 2015 г
  4. федерального перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  5. рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом  разработанным   в соответствии с  Приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального  Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»; распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»
  6. санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  1.2. Цели и задачи.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
  • систематическое развитие понятия числа;
  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:

  • Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
  • Развивать познавательные способности;
  • Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
  • Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

1.3. Сведения о программе.

     Данная рабочая программа по математике определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,   методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

 1.4. Обоснование выбора программы.

    В соответствии с учебным планом курсу алгебры на ступени общего образования предшествует курс «Математика», включающий определенные алгебраические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу алгебра и начала анализа курс «Математика» является пропедевтическим.

  1.5. Информация о внесенных изменениях.

     Рабочая программа не имеет существенных  отличий от рабочей программы под редакцией В. И. Жохова.

 1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки   обучающихся.

         Рабочая программа  линии УМК «Математика» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. Математика в основной школе изучается с 5 по 11 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 875, из них 170 ч (в неделю: 5 часов)  в 5 классе.

  1.7. Информация о количестве учебных часов.

     В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным   графиком рабочая программа рассчитана на   170 учебных часа в год (5 часов в неделю).

  1.8. Формы организации образовательного процесса.

        Основной формой организации образовательного процесса является урок.  

  1.9. Технологии обучения.

    Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и  определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.  Широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки  результатов обучения.

1.10 Механизмы формирования  ключевых компетенций:

            Содержание курса «Математика» 5 класса в значительной степени опирается на материал пропедевтического курса «Математика»   начальной    школы. Раздел математики в 5 классе должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов математики, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций:

  • ценностно-смысловая компетенция,                                                                    
  • общекультурная компетенция,                                                                           
  • учебно-познавательная компетенция,                                                                
  • информационная компетенция,                                                                            
  • коммуникативная компетенция,                                                                          
  • социально-трудовая компетенция,                                                                        
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Данные компетенции формируются через УУД.

Ожидаемые результаты в конце 5 класса:

        Личностными результатами обучения математики в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной  личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

        Важнейшие  личностные результаты обучения математики:

  • уметь точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
  • представлять математическую науку, как сферу человеческой деятельности, представлять этапы ее развития и значимость для развития цивилизации;
  • вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
  • уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических обьектов, задач, решений, рассуждений.

        Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение      ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться

   Важнейшие метапредметные результаты обучения математики:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

1.11.  Требования к уровню подготовки учащихся по математике

Предметными результатами освоения выпускниками 5 класса программы по математике являются:

  • Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная

дробь, смешанное число, рациональное число;

  • использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
  • сравнивать рациональные числа.
  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
  •  читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
  •  решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  •  строить схематический чертёж или другую краткую запись (таблица, схема, рисунок) как модель текста задачи, в которой даны значения тройки взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

  •  осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию, при поиске решения задач, или от требования к условию;

  •  составлять план процесса решения задачи;

  • выделять этапы решения задачи;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;

  • решать несложные логические задачи методом рассуждений;

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях числового ответа задачи (делать прикидку);

  • оперировать на базовом уровне понятиями: фигура на плоскости и тело в пространстве, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб;

  •  решать практические задачи с применением простейших свойств фигур;

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов;

  • изображать изучаемые плоские фигуры и объёмные тела от руки и с помощью линейки;

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.

Источники математической информации

Выпускник 5 класса  научится:

  • использовать различные источники математической информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать математическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  • использовать различные источники математической информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практических задач;
  • представлять в различных формах математическую информацию, необходимую для решения учебных и практических задач;

              Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

  • Оперировать[2] понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;
  • понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
  • выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
  • выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
  • упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;
  • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
  • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
  • составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
  • оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
  • оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое;
  • извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
  • составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
  •  решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;  
  •  осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). Выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов.
  •  решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.  

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат.

  • изображать изучаемые плоские фигуры и объёмные тела от руки и с помощью линейки и компьютерных инструментов;

  •  выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;

  • характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.

1.12. Виды и формы контроля.

        Согласно уставу ГБОУ СОШ №6  и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля   считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).

    Формами контроля являются:

  • практическая работа
  • контрольная  работа
  • тестирование
  • рефлексия. 

Содержание учебного курса «Математика»

        Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по             крупным разделам курса и последовательность их изучения.

        Кроме того, программа содержит перечень контрольных работ по каждому разделу.

Учебно-тематический план

Название раздела (темы)

 Количество часов

Контрольные работы  

Проверочные работы

Проекты

Повторение

3

Глава 1. Натуральные числа

75

20

Натуральные числа и шкалы

15

1

5

Сложение и вычитание натуральных чисел

21

2

5

 Умножение и деление натуральных чисел

27

2

6

Площади и объемы

12

1

5

Глава 2. Десятичные дроби

89

23

1

Обыкновенные дроби

23

2

8

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

13

1

4

Умножение и деление десятичных дробей

26

2

5

1

Инструменты для вычислений и измерений

17

2

6

Повторение. Решение задач

10

1

Резерв

3

Итого

170

14

43

Глава 1. Натуральные числа

  1. Натуральные числа и их шкалы (12 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Цель: систематизация и обобщение сведений о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепление навыков построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умение начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

  1. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч).

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

  1. Площади и объемы (12 ч). 

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

  1. Обыкновенные дроби (23 ч). 

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 ч). 

Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

  1. Умножение и деление десятичных дробей (24 ч). 

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

  1. Инструменты для вычислений и измерений (18 ч). 

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

  1. Повторение. Решение задач (11 ч).

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.

  1. Резерв (4 ч)

Календарно - тематическое планирование

Тема

Временные ресурсы

Подтема

 (название урока)

Содержание

(что планируется изучать)

Методы (действия учащихся)

Источники

(ресурсы урока)

Самостоятельная работа

Планируемые

сроки

Повторение (3 часа)

1

1 час

Повторение. Порядок выполнения действий.(закрепление знаний)

Действия с натуральными числами

Решают примеры,  применяют знания порядка действий при решении примеров.

Подготовленные материлы к уроку

Сентябрь

2

1 час

Повторение. Решение текстовых задач(закрепление знаний)

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов.

Анализируют и осмысливают текст задачи, извлекают необходимую информацию , строят логическую цепочку. Оценивают результат

Подготовленные материалы к уроку

Сентябрь

3

1 час

Повторение. Решение текстовых задач.

Подготовленные материалы к уроку

Сентябрь

Натуральные числа и шкалы (15 часов)

4

1 час

Обозначение натуральных чисел.  (открытие новых знаний)

Натуральные числа, натуральный ряд чисел, первое число натурального ряда, предшествующее и последующее числа

Читают и записывают многозначные числа; называют классы и разряды в записи натурального числа;

верно используют в речи термины: цифра, число

Учебник с.5-9

Разбор задачи на комбинаторику № 11 с.7 учебника

Сентябрь

5-6

2 часа

Обозначение натуральных чисел.(закрепление знаний)

Натуральные числа, натуральный ряд чисел, первое число натурального ряда, предшествующее и последующее числа

Читают и записывают многозначные числа; называют классы и разряды в записи натурального числа;

Верно используют в речи термины: цифра, число;

Грамматически правильно читают встречающиеся математические выражения; определяют значимость числа.

Учебник с.5-9

Сентябрь

7

1 час

Отрезок. Длина отрезка треугольник.

Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков.

Распознают в окружающем мире геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч. Строят отрезок, называют его элементы, измеряют длину отрезка, выражают длину в различных единицах

Учебник с.10-16

Сентябрь

8

1 час

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник(закрепление знаний)

Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков.

Строят отрезок, называют его элементы, измеряют длину отрезка, строят отрезки заданной длины;выражают длину в различных единицах

Учебник с. 10-16

Сентябрь

9

1 час

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Многоугольник. (закрепление знаний)

Изображают геометрические фигуры: отрезок, многоугольник. Называют многоугольники, их вершины и стороны.

Учебник с.10-16

Развернутый ответ на вопрос: «Подумайте, какие математические знания вам могут потребоваться, если вы собрались пойти в бассейн»

Сентябрь

10

1 час

Плоскость. Прямая. Луч.

Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник и их взаимное расположение на плоскости. Измерение и построение отрезков.

Строят прямую, луч; называют точки, прямые, лучи, точки; распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: прямая, луч, плоскость, дополнительные лучи.

Учебник с 16-21

Сентябрь

11

1 час

Плоскость. Прямая. Луч.

Учебник с. 16-21

Сентябрь

12

1 час

Шкалы и координаты

«штрих», «деление», «шкала», «координатный луч».

Строят координатный луч, изображают точки на нём; определяют координату точки на луче; Выражают одни единицы измерения массы в других; решают текстовые задачи

Учебник с.21-27

Интеллект карта по теме: «Единицы измерения длины в Древней Руси»

Сентябрь

13

1 час

Шкалы и координаты (закрепление)

Сентябрь

14

1 час

Сентябрь

15

1 час

Меньше или больше(открытие новых знаний)

меньше (больше), точка с меньшей (большей) координатой

Сравнивают числа по разрядам; записывают результат сравнения с помощью «>,<», «=»

Решают текстовые задачи; анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью схем, рисунков, строят логическую цепочку рассуждений.

Учебник с. 27-33

Сентябрь

16

1 час

Меньше или больше(закрепление знаний)

Сентябрь

17

1 час

Меньше или больше(закрепление знаний)

Сентябрь

18

1 час

Контрольная работа № 1

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Сентябрь

Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)

19

1 час

Сложение натуральных чисел и его свойства (открытие новых знаний)

Сложение натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач.

Выполняют сложение натуральных чисел; верно используют в речи термины: сумма, слагаемое;

Устанавливают взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении, используют их при нахождении неизвестных компонентов; преобразовывают на основе свойств сложения числовые выражения

Учебник с. 33-41

Сентябрь

20

1 час

Сложение натуральных чисел и его свойства (закрепление знаний)

Учебник с. 33-41

Презентация: «Старинные единицы измерения в пословицах, поговорках и сказках»

Сентябрь

21

1 час

Учебник с. 33-41

Сентябрь

22

1 час

Используют различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения;

Решают текстовые задачи

Учебник с. 33-41

Сентябрь

23

1 час

Учебник с. 33-41

Октябрь

24

1 час

Вычитание (открытие новых знаний)

Вычитание натуральных чисел, свойства вычитания. Решение текстовых задач

Вычитают натуральные числа; прогнозируют результат вычисления, выбирая удобный порядок;

Формулируют свойства вычитания натуральных чисел.

Преобразовывают на основе свойств вычитания числовые выражения

Учебник с. 41-48

Октябрь

25

1 час

Вычитание (закрепление)

Октябрь

26

1 час

Вычитание (Закрепление)

Октябрь

27

1 час

Вычитание (закрепление)

Октябрь

28

1 час

Контрольная работа №2

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Октябрь

29

1 час

Числовые и буквенные выражения (открытие нового)

Определение буквенного выражения; составление и запись буквенных выражений; нахождение значения буквенного выражения

Составляют буквенное выражение по условиям, заданным словесно, рисунком, таблицей

Учебник с.48-53

Октябрь

30

1 час

Числовые и буквенные выражения (закрепление)

Вычисляют  числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Вычисляют периметры многоугольников.

Октябрь

31

1 час

Вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных буквенных значениях; решают текстовые задачи.

Октябрь

32

1 час

Буквенная запись свойств сложения и вычитания (открытие новых знаний)

Обсуждение и запись свойств сложения и вычитания с помощью букв; устные вычисления; упрощение выражений; нахождение значений выражения

Читают и записывают с помощью букв свойства сложения и вычитания; вычисляют числовое значение буквенного выражения

Учебник с.54-58

Октябрь

33

1 час

Буквенная запись свойств сложения и вычитания (закрепление знаний)

Вычисляют числовое значение буквенного выражения, предварительно упростив его

Учебник с.54-58

Октябрь

34

1 час

Учебник с.54-58

Октябрь

35

1 час

Уравнение ( открытие новых знаний)

Обсуждение понятий «уравнение, корень уравнения, решить уравнение»; решение задач; решение уравнений

Решают простейшие уравнения; составляют  уравнение как математическую модель задачи;

Учебник с.58-65

Октябрь

36

1 час

Уравнение (закрепление)

Решают простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметического действия

Учебник с.58-65

Октябрь

37

1 час

Решают простейшие уравнения; составляют  уравнение как математическую модель задачи; анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условия, извлекают необходимую информацию, строят логическую цепоку рассуждений; критически оценивают полученный ответ.

Учебник с.58-65

Карточки с заданием повышенной сложности

Октябрь

38

1 час

Уравнение (систематизация знаний)

Учебник с.58-65

Октябрь

39

1 час

Контрольная работа №3 Числовые и буквенные выражения(контроль и оценка знаний)

Решают к/р

Карточки

Октябрь

Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)

40

1 час

Умножение натуральных чисел и его свойства

(открытие новых знаний)

Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач  различными способами

Находят и выбирают порядок действий; пошагово контролируют правильность вычислений; моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Учебник с.66-73

Октябрь

41

1 час

Умножение натуральных чисел и его свойства

(закрепление знаний)

устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач  различными способами

Находят

и выбирают удобный способ решения задания

Учебник с.66-73

№444

Октябрь

42

1 час

Пошагово контролируют правильность вычислений,

выполнение алгоритма арифметического действия, описывают явления с использованием буквенных выражений

Учебник с.66-73

Октябрь

43

1 час

Октябрь

44

1 час

Октябрь

45

1 час

Деление (открытие новых знаний)

Обсуждение и выведение правил нахождения делимого, делителя; деление натуральных чисел; решение задач с помощью уравнений;

Выполняют деление натуральных чисел; верно используют в речи термины: частное делимое, делитель; устанавливают взаимосвязь между компонентами и результатом деления, используют их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями; формулируют свойства деления натуральных чисел.

Учебник с. 73-81

Ноябрь

46

1 час

Деление (закрепление знаний)

Обсуждение и выведение правил нахождения делимого, делителя; деление натуральных чисел; решение задач с помощью уравнений;

Учебник с. 73-81

Ноябрь

47

1 час

Учебник с. 73-81

Ноябрь

48

1 час

Деление

Учебник с. 73-81

Ноябрь

49

1 час

Деление

Учебник с. 73-81

Ноябрь

50

1 час

Деление

Учебник с. 73-81

Ноябрь

51

1 час

Деление с остатком

(открытие новых знаний)

Обсуждение и выведение правил деления с остатком; устные вычисления; деление с остатком; решение задач

Выполняют деление с остатком; решают задачи.

Учебник с.81-84

Ноябрь

52

1 час

Деление с остатком(закрепление знаний)

Ноябрь

53

1 час

Ноябрь

54

1 час

Контрольная работа №4. Умножение и деление натуральных чисел

Решают к/р

Карточки

Ноябрь

55

1 час

Упрощение выражений

(открытие новых знаний)

Обсуждение и выведение распределительного свойства умножения относительно  сложения и вычитания; умножение натуральных чисел; решение  задач и уравнений

Применяют распределительное свойство умножения при решении примеров и уравнений; решают задачи

Учебник с.85-92

Ноябрь

56

1 час

Упрощение выражений

(закрепление знаний)

Преобразовывают на основе распределительного свойства умножения числовые и буквенные выражения и используют их для рационализации письменных и устных вычислений; грамматически верно читают числовые и буквенные выражения; составляют буквенные выражения по условиям задачи; решают уравнения и задачи; вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

Учебник с.85-92

Ноябрь

57

1 час

Учебник с.85-92

Ноябрь

58

1 час

Учебник с.85-92

Ноябрь

59

1 час

Упрощение выражений

(обобщение и систематизация знаний)

Учебник с.85-92

Ноябрь

60

1 час

Порядок выполнения действий (закрепление знаний)

Обсуждение и выведение правил выполнения действий; нахождение числового значения выражения

Решают вычислительные примеры, применяя правила выполнения действий; решают уравнения и задачи

Учебник с.93-98

Вычислительный пример повышенной сложности

Декабрь

61

1 час

Порядок выполнения действий (закрепление знаний)

Декабрь

62

1 час

Декабрь

63

1 час

Степень числа

Квадрат и куб числа

(открытие новых знаний)

Обсуждение понятий «квадрат, куб, степень, основание, показатель степени»; составление таблицы квадратов и ку-бов.

Представляют произведение в виде степени и степень в виде произведения; решают вычислительные примеры; решают уравнения

Учебник с.98-102

Декабрь

64

1 час

Степень числа

Квадрат и куб числа

(закрепление знаний)

Учебник с.98-102

Декабрь

65

1 час

Контрольная работа №5. Упрощение вы-ражений

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Декабрь

Площади и объемы (12 ч)

66

1 час

Формулы

Выведение формулы пути; ответы на вопросы; решение задач

Выполняют вычисления по формулам; моделируют несложные зависимости с помощью формул; грамматически верно читают используемые формулы

Учебник с.103-108

Декабрь

67

1 час

Формулы

Составляют буквенные выражения по условиям, заданным рисунком или таблицей; находят и выбирают способ решения задачи

Учебник с.103-108

№691

Декабрь

68

1 час

Площадь. Формула площади прямоугольника

(открытие новых знаний)

Обсуждение и выведение формул площади прямоугольника и квадрата, всей фигуры; ответы на вопросы; решение задач

Вычисляют площади квадратов, прямоугольников и треугольников (в простейших случаях), используя формулы площади прямоугольника и квадрата.

Учебник с.108-113

Декабрь

69

1 час

Площадь. Формула площади прямоугольника

(закрепление знаний)

Учебник с.108-113

Декабрь

70

1 час

Единицы измерения площадей

(открытие новых знаний)

Обсуждение понятий «квадратный метр, дециметр, ар, гектар»; ответы на вопросы; решение задач на нахождение площади

Выражают одни единицы измерения площади через другие;

Решают задачи на площади фигур.

Учебник с.114-120

Декабрь

71

1 час

Единицы измерения площадей

(закрепление знаний)

Декабрь

72

1 час

Декабрь

73

1 час

Прямоугольный параллелепипед

Прямоугольный параллелепипед, его грани, ребра, вершины и измерения, куб.

Распознают на рисунках, чертежах , в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Приводят примеры аналогов куба, прямоугольного параллелепипеда в окружающем мире; изображают прямоугольный параллелепипед; называют грани, ребра, вершины пр. парал.

Учебник с.120-124

Декабрь

74

1 час

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

(открытие новых знаний)

Формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба; единицы измерения объемов; куб числа

Переходят от одних единиц измерения к другим;

Вычисляют объемы прямоугольных параллелепипедов и кубов; решают вычислительные примеры.

Учебник с.125-131

№839

Декабрь

75

1 час

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

(закрепление знаний)

Сделать модель многогранника.

Декабрь

76

1 час

Декабрь

77

1 час

Контрольная работа №6: Площади и объёмы (контроль и оценка знаний)

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Декабрь

Обыкновенные дроби (23 ч)

78

1 час

Окружность и круг (открытие новых знаний)

Окружность, круг, центр круга и окружности, радиус, диаметр, дуга, полуокружность

Изображают окружность, круг; моделируют разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости

Учебник с.133-138

Декабрь

79

1 час

Окружность и круг (закрепление знаний)

Декабрь

80

1 час

Доли. Обыкновенные дроби (открытие новых знаний)

Доля, половина, треть, четверть, числитель, знаменатель, обыкновенные дроби; обсуждение того, что показывает числитель и знаменатель; нахождение числа по его дроби; нахождение дроби от числа;

изображение геометрической фигуры, деление её на части; называют правильно дроби; находят число по его дроби и дробь от числа; решают задачи.

Учебник с. 138-145

Декабрь

81

1 час

Доли. Обыкновенные дроби (закрепление знаний)

Январь

82

1 час

Январь

83

1 час

Январь

84

1 час

Сравнение дробей  (открытие новых знаний)

Изображение и выведение равных дробей на координатном луче; сравнение обыкновенных дробей

Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения; отмечают на координатном луче дроби; сравнивают дроби; записывают дроби по возрастанию (убыванию); читают дроби; решают задачи.

Учебник с. 146-150

Январь

85

1 час

Сравнение дробей  (закрепление знаний)

Учебник с. 146-150

Январь

86

1 час

Январь

87

1 час

Правильные и неправильные дроби

Какая дробь называется правильной, неправильной; запись правильных и неправильных дробей; решение задач

Выделяют целую часть из неправильной дроби и записывают смешанное число в виде неправильной

Дроби; решают задачи

Учебник с.151-155

Январь

88

1 час

Январь

89

1 час

Контрольная работа №7: Обыкновенные дроби

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Январь

90

1час

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями  

Обсуждение и выведение правил сложения (вычитания)  дробей с одинаковыми знаменателями;

Выполняют сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; решают текстовые задачи арифметическими свойствами; решают уравнения; находят значения выражений.

Учебник с. 155-162

Январь

91

1 час

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (закрепление)

Учебник с. 155-162

Январь

92

1 час

Учебник с. 155-162

Январь

93

1 час

Деление и дроби

(открытие новых знаний)

Дробная черта как знак деления; правило деления суммы на число.

Записывают дроби в виде частного и частное в виде дроби; решают уравнения и задачи, применяя новый материал

Учебник с.162-167

Январь

94

1 час

Деление и дроби

(закрепление знаний)

№1075

Январь

95

1 час

Смешанные числа

(открытие новых знаний)

целая и дробная часть; запись смешанного числа в виде неправильной дроби; выделение целой части из неправильной дроби.

Представляют число в виде суммы его целой и дробной части; выделяют целую часть из робей; записывают в виде смешанного числа частные; отмечают смешанные числа на координатном луче; решают задачи.

Учебник с. 167-173

Январь

96

1 час

Смешанные числа

(закрепление знаний)

Январь

97

1 час

Сложение и вычитание смешанных чисел (открытие новых знаний)

Обсуждение и выведение правил сложения и вычитания смешанных чисел; решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел

Складывают и вычитают смешанные числа; используют математическую терминологию при записи и выполнении действия; решают уравнения и задачи

Учебник с. 173- 179

Развернутый ответ на вопрос: «Как появились дроби?»

Февраль

98

1 час

Сложение и вычитание смешанных чисел (закрепление знаний)

Февраль

99

1 час

Февраль

100

1 час

Контрольная работа №8: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. (контроль и оценка знаний)

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Февраль

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (13 ч)

101

1 час

Десятичная запись дробных чисел (открытие новых знаний)

Выведение правила короткой записи десятичной дроби; чтение и запись десятичных дробей

Читают и записывают десятичные дроби; прогнозируют результат вычислений; переводят одни единицы измерения в другие; решают задачи.

Учебник с.184

Февраль

102

1 час

Десятичная запись дробных чисел (закрепление знаний)

Февраль

103

1 час

Сравнение десятичных дробей (открытие новых знаний)

Выведение правил сравнения десятичных дробей; запись десятичной дроби с пятью (и более) знаками после запятой, равной данной

Исследуют ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения;

сравнивают и упорядочивают десятичные дроби; объясняют ход решения задачи; решают задачи

Учебник с. 185-190

Февраль

104

1 час

Сравнение десятичных дробей (закрепление знаний)

Февраль

105

1час

Февраль

106

1 час

Сложение и вычитание десятичных дробей

(открытие новых знаний)

Выведение правил сложения и вычитания десятичных дробей; что показывает каждая цифра после запятой. Сложение и вычитание десятичных дробей; решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей

Складывают и вычитают десятичные дроби; используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания); решают задачи.

Учебник с.190-198

Февраль

107

1 час

Сложение и вычитание десятичных дробей (закрепление знаний)

Складывают и вычитают десятичные дроби; решают задачи арифметическими свойствами; решают уравнения; раскладывают по разрядам десятичные дроби.

Учебник с.190-198

Февраль

108

1час

Февраль

109

1час

Февраль

110

1 час

Сложение и вычитание десятичных дробей  (обобщение и систематизация знаний)

Учебник с.190-198

Февраль

111

1 час

Приближённые значения чисел. Округление чисел, (открытие новых знаний)

правила округления чисел; запись натуральных чисел, между которыми расположены десятичные дроби; округление с недостатком и избытком; округление числа до целых.

Округляют числа до заданного разряда; решают задачи.

Учебник с. 198-203

Февраль

112

1 час

Приближённые значения чисел. Округление чисел, (закрепление знаний)

Округляют числа до заданного разряда; решают задачи.

Учебник с. 198-203

Февраль

113

1 час

Контрольная работа №9: Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Февраль

Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)

114

1 час

Умножение десятичных дробей на натуральное число (открытие новых знаний)

правил умножения десятичных дроби на натуральное число, десятичной дроби на 10, 100, 1000 … запись произведения в виде суммы; запись суммы в виде произведения

Умножают десятичные числа на натуральное число; пошагово контролируют правильность выполнения арифметического действия; решают задачи на дроби; находят значения выражения.

Учебник с. 208

Февраль

115

1 час

Умножение десятичных дробей на натуральное число (закрепление знаний)

Учебник с. 208

Февраль

116

1 час

Февраль

117

1 час

Деление десятичной дроби на натуральное число (открытие новых знаний)

Обсуждение и выведение правил деления десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000… Деление десятичных дробей на натуральные числа;

выполняют деление десятичных дробей на натуральные числа 10, 100, 1000…

выполняют деление десятичных дробей на натуральные числа; решают задачи и уравнения.

Учебник с. 208-214

Март

118

1 час

Деление десятичной дроби на натуральное число (закрепление знаний)

Учебник с. 208-214

Презентация: «Двоичная система исчисления»

Март

119

1 час

Деление десятичных дробей на натуральные числа; запись обыкновенной дроби в виде десятичной; решение задач по теме деления десятичных дробей на натуральные числа; решение уравнений;

Выполняют деление десятичных дробей на натуральные числа; записывают обыкновенные дроби в виде десятичной; решают задачи и уравнения на тему десятичных дробей.

Учебник с. 208-214

Март

120

1 час

Март

121

1 час

Март

122

1 час

Деление десятичной дроби на натуральное число  (обобщение и систематизация знаний)

Март

123

1 час

Контрольная работа № 10.

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Март

124

1 час

Умножение десятичных дробей (открытие новых знаний)

Обсуждение и выведение правил умножения  на десятичную дробь, на 0,1, 0,01, 0,001, …; умножение десятичных дробей; решение задач на умножение десятичных дробей

Умножают десятичные дроби; решают задачи и уравнения на умножение десятичных робей; анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие задачи, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью схем, рисунков, строят логическую цепочку рассуждений, критически оценивают полученный ответ

Учебник с. 214-220

Март

125

1 час

Умножение десятичных дробей (закрепление знаний)

Март

126

1 час

Март

127

1 час

Март

128

1 час

Умножение десятичных дробей (обобщение и систематизация знаний)

Учебник с. 214-220

Март

129

1 час

Деление на десятичную дробь (открытие новых знаний)

Выведение правила деления десятичной дроби на десятичную дробь; как разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001…; ответы на вопросы; решение задач на деление десятичных дробей

Делят на десятичную дробь; решают задачи и уравнения; действуют по составленному плану решения заданий

Учебник с.220-226

Март

130

1 час

Деление на десятичную дробь (закрепление знаний)

Делят на десятичную дробь; решают задачи и уравнения; действуют по составленному плану решения заданий; Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия

Учебник с.220-226

Март

131

1 час

Март

132

1 час

Март

133

1 час

Март

134

1 час

Деление на десятичную дробь (обобщение и систематизация знаний)

Март

135

1 час

Март

136

1 час

Среднее арифметическое

(открытие новых знаний)

Какое число называют средним арифметическим чисел; правило нахождения среднего арифметического; правило нахождения средней скорости

Находят среднее арифметическое чисел; решают задачи на среднее арифметическое и среднюю скорость; находят среднее арифметическое координат.

Учебник с. 220-231

Март

137

1 час

Среднее арифметическое

(закрепление знаний)

Апрель

138

1 час

Апрель

139

1 час

Апрель

140

1 час

Среднее арифметическое

(обобщение и систематизация знаний)

Апрель

141

1 час

Контрольная работа № 11

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Апрель

Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)

142

1 час

Микрокалькулятор

Микрокалькулятор; ответы на вопросы; чтение показаний на индикаторе

Планируют решение вычислительных примеров и задач; решают задачи и примеры.

Учебник с. 232-236

Апрель

143

1 час

Апрель

144

1 час

Проценты (открытие новых знаний)

проценты; как обратить дробь в проценты и наоборот; запись в процентах

Записывают проценты в виде десятичных дробей, и наоборот; обнаруживают и устраняют ошибки в вычислениях; решают задачи на проценты; решают примеры.

Учебник с. 236-243

Апрель

145

1 час

Проценты (закрепление знаний)

проценты; как обратить дробь в проценты и наоборот; запись в процентах

Учебник с. 236-243

Апрель

146

1 час

Учебник с. 236-243

Задача повышенной сложности на проценты

Апрель

147

1 час

Апрель

148

1 час

Проценты (обобщение и систематизация знаний)

проценты; как обратить дробь в проценты и наоборот; запись в процентах

Апрель

149

1 час

Контрольная работа № 12

Решение к/р

Решают к/р; используют разные приемы проверки правильности ответа

Карточки

Апрель

150

1 час

Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник  

Обсуждение и объяснение что такое угол; какой угол называется прямым и развернутым; определение видов углов; построение углов и запись их значений; стороны и вершины углов

Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов; приводят примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире;

Учебник с.243-249

Апрель

151

1 час

Апрель

152

1 час

Апрель

153

1 час

Измерение углов. Транспортир.

Транспортир; градусная мера угла; острый и тупой угол; градусная мера прямого угла

изображают углы от руки и с помощью чертежных инструментов; измеряют с помощью инструментов и сравнивают величины углов; строят углы заданной величины с помощью транспортира; решают задачи на углы.

Учебник с249-256

Апрель

154

1 час

Апрель

155

1 час

Апрель

156

1 час

Апрель

157

1 час

Круговые диаграммы

Обсуждение вопросов что называют круговой диаграммой; построение круговой диаграммы

Извлекают информацию из таблиц и диаграмм; выполняют вычисления по табличным данным; строят круговые диаграммы; решают задачи.

Учебник с.256-260

Май

158

1 час

Май

159

1 час

Контрольная работа № 13

Решение к/р

Решают к/р

Карточки

Май

160-169

9 часов

Повторение курса 5 класса

Решение задач  примеров и уравнений на повторение курса 5 класса

Решают примеры  задачи и уравнения на повторение курса 5 класса

Учебник с. 260-274

Май

170

1 час

Итоговая контрольная работа

Решение к/р

Решают к/р;

используют разные приемы проверки правильности ответа

Карточки

Май

 

Приложение 1

Учебно-методичический комплекс на  2015- 2016 учебный год

Предмет   МАТЕМАТИКА     учитель  Потешкина Т. В.

Класс

Название учебного курса

 Основной  учебник

Дидактические материалы для учащегося

Дополнительная литература для учителя

Медиаресурсы

5 «А -Б»

Математика

Математика 5 класс

Виленкин Н. Я. И др.

«Мнемозина»

Москва 2014

1. Контрольные и самостоятельные работы по математике/ М. А. Попов

«Экзамен» Москва 2014

2. Тесты по математике

В. Н. Рудницкая

«Экзамен»: М. 2015

3. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах/А. П. Ершова, В. В. Голобородько

«Илекса» Москва 2007

1. Рабочая программа к учебнику

Виленкина Н. Я.  

В. И. Жохов «Мнемозина» 2014

2. Контрольные и самостоятельные работы по математике

М.А. Попов «Экзамен»: М. 2014

3. Тесты по математике

В. Н. Рудницкая

«Экзамен»: М. 2015

1.http://interneturok.ru/

Приложение 2

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

 

2.       Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна – две  неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

3.  Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

незнание наименований единиц измерения;

неумение выделить в ответе главное;

неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

неумение делать выводы и обобщения;

неумение читать и строить графики;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

потеря корня или сохранение постороннего корня;

отбрасывание без объяснений одного из них;

равнозначные им ошибки;

вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

неточность графика;

нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

нерациональные приемы вычислений и преобразований;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Приложение 3

Итоговая контрольная работа

        Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по курсу математики 5 класс 
        

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

  1. Вычислите:

(91,3 + 2,16 : 0,8) – 90 * 0,6.

  1. Вычислите:

(98,4 + 2,52 : 0,7) – 80 * 0,4.

  1. Найдите значение выражения:

2*(1,4х + 70у) + 2х * 0,1 при х = 1, у = 0,1.

  1. Найдите значение выражения:

6х * 0,3 + 4*(1,3х + 20у) при х = 1, у = 0,1.

  1. Решите уравнения:

а) 5,9х – 5,21 = 9,54

3.        Решите уравнения:

а) 6,7х – 4,83 = 5,22

  1. Решите задачу.

Расстояние между пунктами А и В равно 168 км. Товарный поезд проходит это расстояние за 2,8 ч, а скорый поезд – за 2,1 ч. Через сколько часов эти поезда встретятся, если одновременно выйдут навстречу друг другу из этих пунктов?

4.Решите задачу.

Маршрут длиной 105 км автобус проходит за 2,1 ч, а микроавтобус – за 1,5 ч. Через сколько часов после одновременного выхода в одном направлении микроавтобус обгонит автобус на 24 км?

  1. Периметр прямоугольника равен 30 см. меньшая сторона прямоугольника составляет 1/6 его периметра. Найдите большую сторону прямоугольника.

5.Большая сторона прямоугольника составляет 1/3 его периметра, который равен 18 см. найдите меньшую сторону прямоугольника.


Время выполнения работы – 45 минут.



[1] Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.

[2] Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...