открытый урок по алгебре в 8 классе по теме "Арифметический квадратный корень"
план-конспект урока по математике (8 класс)

Лукина Елена Михайловна

Открытый урок по алгебре в 8 классе по теме "Арифметический квадратный корень". Первый урок в теме, структура урока соответствует уроку данного вида. На уроке использовался исторический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока135.54 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку735.5 КБ
Файл Приложение576.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа.

Цель урока:

Дать понятие о корне из числа, научить находить   по определению.

Задачи урока:

  1. Повторить и закрепить знания учащихся об  рациональных числах.
  2. Ввести понятие квадратного корня их неотрицательного числа а и определение арифметического квадратного корня из числа а.
  3. Закрепить эти понятия в ходе выполнения упражнений.
  4. Рассмотреть правила вычисления квадратного корня из неотрицательного числа.
  5. Формировать умение вычислять квадратный корень из чисел и выражений.
  6. Развивать логическое мышление учащихся.
  7. Вырабатывать навыки устного вычисления.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Актуализация опорных знаний учащихся (5 минут).
  3. Объяснение нового материала (10 минут).
  4. Закрепление нового материала (20 минут).
  5. Итог урока (2 минуты).
  6. Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

А) Прочитайте числа.   15.10.1941 г. (слайд 2)

Что происходило в октябре 1941 года, 80 лет назад?  (слайд  3)

Никогда не сдаваться! Московская паника 15–16 октября 1941 года.

На столах у вас солдатские треугольники, в которых описаны события того времени.

Моско́вская па́ника 1941 го́да — события, происходившие в столице Советского Союза Москве во время ожесточённых боёв с наступающими на город немецкими войсками в ходе Великой Отечественной войны, когда 15, 16 и 17 октября 1941 года, после принятия Государственным комитетом обороны СССР секретного постановления от 15 октября 1941 года № 801 «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», предусматривавшего отъезд из Москвы советского правительства во главе с И. В. Сталиным, по столице распространились панические слухи, что её сдают немцам.

Жители Москвы готовятся к обороне столицы. Мы поможем им если решим задания.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1633953494_178-main.jpg

Б). Устная работа

1. Что называется степенью числа с натуральным показателем? Основанием степени? Показателем степени?

        Вычислить:

                                        

 =                                              

=                                                    

2. Найти значение  при х = 3; х = 4; х = - 5; х = 0; х = ; х = - 4 .    

3. Решить уравнение:

                   г)  

                   д)                        е)

  1. Объяснение нового материала.

Учитель объясняет тему согласно параграфу учебника. Учащимся в тетрадь надо вписать определения квадратного корня, подкоренного числа, извлечения квадратного корня.

1). Вводная беседа.

1. Сколько арифметических действий вы знаете?

Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. 5 действий.

2. Назовите обратные им действия.

Сложение и умножение имеют по одному обратному действию, которые называются «вычитание» и «деление». Пятое действие – возведение в степень имеет два обратных действия: 1. нахождение основания  2. нахождение показателя.

«Нахождение основания» называется извлечением корня. Второе действие – логарифмирование. Его мы будем изучать в 11 классе.

Займемся 1 – м действием. Так, наряду с задачей вычисления площади квадрата, сторона которого известна, с давних времен встречалась обратная задача: какую длину должна иметь сторона квадрата, чтобы его площадь равнялась b?

2). Введение определения.

Решим задачу:

Площадь квадратного листа равна 49 м2. Чему равна длина стороны квадрата?

Определение: Квадратным корнем из числа а называют число, квадрат которого равен а.

Число 7 – неотрицательный корень уравнения x2 = 49 называют арифметическим квадратным корнем из 49.

Определение: Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.

Это число обозначают  , число а при этом называют подкоренным выражением.

Пример:

Записать в тетрадь:

Равенство  является верным, если выполняются два условия:

1) b ≥ 0,         2) b² = а.

При а < 0 выражение  не имеет смысла. Действительно, квадрат любого числа есть число неотрицательное. Например, не имеют смысла выражения

Арифметический квадратный корень обозначается значком  - радикал, корень.

Из истории. Ещё 4000 лет назад вавилонские ученые составили наряду с таблицами умножения и таблицами обратных величин (при помощи которых деление чисел сводилось к умножению) таблицы квадратов чисел и квадратных корней чисел. При этом они умели находить приблизительное значение квадратного корня из любого целого числа.

  1. Закрепление

1). Закрепление определения квадратного корня.

Вычислить: № 131 а

                    № 132 ( 1 столбик)

2). Закрепление нахождения значения корня.

№ 133 (а, б, в, г)

4). О знаке радикала

Начиная с 13 века, итальянские и другие европейские математики обозначили корень латинским словом Radix (корень) или сокращенно R. Используемый в настоящее время знак корня произошел от обозначения, которое применяли немецкие математики 15—16 веках. Они обозначили квадратный корень точкой впереди числа или выражения. В скорописи точки заменялись черточками, позже перешедшими в символ . Так, в рукописи, написанной в 1480 году на латинском языке, один такой символ точки перед числом () означал квадратный корень, два таких знака () означали корень четвертой степени, а три знака – кубический корень. Вероятно, из этих обозначений впоследствии и образовался знак , близкий к современному символу корня, но без верхней черты. Этот знак встречается впервые в немецкой алгебре “Быстрый и красивый счет при помощи искусных правил алгебры, обычно называемых Косс”, изданной в 1525 году в Страсбурге. Лишь в 1637 году Рене Декарт соединил знак корня с горизонтальной чертой.

 6). Самостоятельная работа обучающего типа.

Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.

1 вариант

х

25

0,36

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image291.gif

0,0001

-16

2+

256

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image293.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image294.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image254.gif

в

6

16

11

64

-12

11

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image295.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image296.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image297.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вариант

а

4

0

5

10

12

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image298.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image299.gif

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image300.gif

 

 

 

 

 

 

 

  1. Итог урока.
  1. Сформулируйте определение арифметического квадратного корня.
  2. При каких значениях а выражение имеет смысл?
  3. Имеет ли уравнение   корни при , и если имеет, то сколько?
  1. Домашнее задание.

 12 читать, учить определения.

№№  132 (2 столбик)

          133 (г-и)

         

Индивидуальное задание:  Могилев – сообщение о знаке радикала  

Самостоятельная работа обучающего типа.

Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.

Ф. И. учащегося __________________________

1 вариант

х

25

0,36

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image291.gif

0,0001

-16

2+

256

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image293.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image294.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image254.gif

в

6

16

11

64

-12

11

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image295.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image296.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image297.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вариант

а

4

0

5

10

12

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image298.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image299.gif

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image300.gif

 

 

 

 

 

 

 

Для ответов                                                                        Для ответов

1 вариант                                                                                      1 вариант

х

25

0,36

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image291.gif

0,0001

-16

2+

256

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image293.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image294.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

х

25

0,36

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image291.gif

0,0001

-16

2+

256

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image293.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image294.gif

 

 

 

 

 

 

 

 


2 вариант                                                                                            2 вариант    

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image254.gif

в

6

16

11

64

-12

11

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image295.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image296.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image297.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image254.gif

в

6

16

11

64

-12

11

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image295.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image296.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image297.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 


3 вариант                                                                                              3 вариант

а

4

0

5

10

12

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image298.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image299.gif

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image300.gif

 

 

 

 

 

 

 

а

4

0

5

10

12

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image298.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image299.gif

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image300.gif

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающего типа.                                         Самостоятельная работа обучающего типа.

Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.                 Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.

Ф. И. учащегося __________________________                                        Ф. И. учащегося __________________________                

1 вариант                                                                                      1 вариант

х

25

0,36

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image291.gif

0,0001

-16

2+

256

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image293.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image294.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

х

25

0,36

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image291.gif

0,0001

-16

2+

256

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image293.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image294.gif

 

 

 

 

 

 

 

 


2 вариант                                                                                            
2 вариант   

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image254.gif

в

6

16

11

64

-12

11

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image295.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image296.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image297.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image254.gif

в

6

16

11

64

-12

11

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image295.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image296.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image297.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

а

4

0

5

10

12

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image298.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image299.gif

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image300.gif

 

 

 

 

 

 

 


3 вариант                                                                                              
3 вариант

а

4

0

5

10

12

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image298.gif

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image299.gif

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

http://files.1september.ru/festival/articles/500550/Image300.gif

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Понятие квадратного корня из неотрицательного числа» Цель урока: д ать понятие о корне из числа н аучить находить по определению

Слайд 3

Прочитайте число 14102021 15102021 15.10.2021 15.10.1941

Слайд 4

Никогда не сдаваться! Московская паника 15–16 октября 1941 года. Жители Москвы готовились к обороне. Что называется степенью числа с натуральным показателем? Основанием степени? Показателем степени?

Слайд 6

№ 2. Решить уравнение:

Слайд 7

1. Сколько арифметических действий вы знаете? Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. 5 действий. 2. Назовите обратные им действия. Сложение и умножение имеют по одному обратному действию, которые называются «вычитание» и «деление». Пятое действие – возведение в степень имеет два обратных действия: 1. Нахождение основания. 2. Нахождение показателя.

Слайд 8

a a Какова сторона квадрата? Воспользуемся формулой Ответ: Нахождение основания .

Слайд 9

Определение Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а. Это число обозначают Понятие квадратного корня из неотрицательного числа , число а - подкоренное выражение

Слайд 10

Равенство является верным, если 1) 2) При а < 0 выражение не имеет смысла , так как квадрат любого числа или положителен, или равен нулю. Например, не имеет смысла выражение

Слайд 11

Из определения арифметического квадратного корня следует, что при любом а, при котором выражение имеет смысл, верно равенство Понятие квадратного корня из неотрицательного числа Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 12

Операцию нахождения квадратного корня из неотрицательного числа называют извлечением квадратного корня . Эта операция является обратной по отношению к возведению в квадрат. и Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 13

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа О знаке радикала В записи знак называют знаком радикала (от латинского « Radix » - корень) Ещё 4000 лет назад вавилонские ученые составили наряду с таблицами умножения и таблицами обратных величин, таблицы квадратов чисел и квадратных корней. При этом они умели находить приблизительное значение квадратного корня из любого целого числа.

Слайд 14

ЗАДАНИЕ Вычислить: № 131 а № 132 (1 столбик) № 133 (а, б, в, г) Понятие квадратного корня из неотрицательного числа √ √

Слайд 15

Итог урока Сформулируйте определение арифметического квадратного корня. При каких значениях а выражение имеет смысл? Имеет ли уравнение корни при а >0 , a<0 , a = 0 , и если имеет, то сколько? Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 16

Домашнее задание стр. 48 читать, учить определения. Решить №№ 132 (2 столбик) 133 (г-и) Понятие квадратного корня из неотрицательного числа



Предварительный просмотр:

Моско́вская па́ника 1941 го́да — события, происходившие в столице Советского Союза Москве во время ожесточённых боёв с наступающими на город немецкими войсками в ходе Великой Отечественной войны, когда 15, 16 и 17 октября 1941 года, после принятия Государственным комитетом обороны СССР секретного постановления от 15 октября 1941 года № 801 «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», предусматривавшего отъезд из Москвы советского правительства во главе с И. В. Сталиным, по столице распространились панические слухи, что её сдают немцам.

Какова сторона оборонительного сооружения?

Моско́вская па́ника 1941 го́да — события, происходившие в столице Советского Союза Москве во время ожесточённых боёв с наступающими на город немецкими войсками в ходе Великой Отечественной войны, когда 15, 16 и 17 октября 1941 года, после принятия Государственным комитетом обороны СССР секретного постановления от 15 октября 1941 года № 801 «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», предусматривавшего отъезд из Москвы советского правительства во главе с И. В. Сталиным, по столице распространились панические слухи, что её сдают немцам.

Какова сторона оборонительного сооружения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре 7 класс "Действия с многочленами"

Проверка знания, умения и навыков учащихся по теме «Действия с многочленами».   Воспитывать интерес к алгебре, применяя интересные задания, используя различные формы работы;  точность и...

Открытый урок по алгебре 8 класс "Квадратные уравнения".

Работа содержит разработку урока, презенацию к уроку, текст самостоятельной работы планируемой на данном уроке....

Конспект урока по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения"

Презентация к обощающему уроку по алгебре в 8 классе по теме "Квадртаные уравнения"...

урок по алгебре 8 класс "Решение неполных квадратных уравнений"

Урок закрепления и обобщения полученных знаний....

Формулы корней квадратных уравнений. Открытый урок по алгебре 8 класс

Урок изучения формулы корней квадратного уравнения....

Открытый урок по алгебре 8 класс «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

Открытый урок по алгебре 8 класс «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»...