Самоанализ деятельности учителя математики Шляховой Татьяны Сергеевны МБОУ СОШ № 3
материал

Шляхова Татьяна Сергеевна

Представлен самоанализ работы в должности учителя математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ
профессиональной
деятельности учителя математики
Шляховой Татьяны Сергеевны
МБОУ СОШ № 3 г. Болхова

Шляхова Татьяна Сергеевна - учитель математики МБОУ  СОШ №  3 г. Болхова.
Педагогический стаж 11 год, в данном образовательном учреждении 11 год. Образование высшее, 2014 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет» г. Орел, 2014 год, специальность: специальная дошкольная педагогика и психология, квалификация: педагог – дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.                                                                        


Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника.

Целью деятельности учителей является формирование   личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.

Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.

В своей профессиональной деятельности я ставлю цель – создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира.. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту образования.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

- дать учащимся качественные знания по математике;

- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

- привить навыки самостоятельной работы;

- совершенствование форм организации учебной деятельности;

- использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;

- развивать и укреплять интерес к математике.

Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого учащегося.

  На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер.

Основное внимание направлено на то, чтобы все учащиеся достаточно твердо усвоили основные дидактические единицы программы. Очень важная для преподавателя задача – научить всех учащихся самостоятельно приобретать знания, а этого можно достичь путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения

В связи с этим я выбрала следующую тему самообразования: « Формирование учебной деятельности на уроке математики в рамках ФГОС».

В ходе работы над методической темой провожу открытые уроки, уроки-зачеты, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися. 
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях: 
• как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование), 
• для индивидуализации ученого процесса, 
• для организации коллективной и групповой работы (проекты), 
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ). 
В своей работе использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

На уроках я применяю современные образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные технологии;

- развивающее обучение и личностно-ориентированное:  урок «Параллельные

прямые», «Перпендикулярные прямые»;

- проектное обучение: урок –проект «Симметрия в жизни.

- совмещаю образовательные технологии в одном уроке.

Считаю, что я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:

- развиваю собственную профессиональную компетентность в области использования ЦОР по математике в рамках изучения тем школьного курса математики;

-умею оценивать качество ЦОР с целью их отбора для использования в

учебном процессе;

- разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием

ЦОР;

- использую различные методы и формы обучения на уроках математики с

применением ЦОР;

- занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ;

 - применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ

При проведении уроков и внеклассных занятий, а также курса внеурочной деятельности (в отдельных классах) обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности.

Всячески способствую развитию интереса учеников к математике: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать необходимые  знания.

Так в 5- 6 классах стараюсь чаще проводить диктанты с взаимопроверкой по вариантам. Домашнее задание по теоретической части темы задаю в виде кроссвордов, головоломок, что способствует развитию творческой активности. Работая 5-6 классах, стараюсь научить самостоятельно работать с учебником, выработать умение выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме. Многие учащиеся, не активные ранее на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками, появляется интерес к предмету. На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей
Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи. Для профилактики неуспеваемости целенаправленно расставляю акценты в обучении на различных этапах урока, а именно:


• в процессе контроля за подготовленностью учащихся;
• при изложении нового материала;
• в ходе самостоятельной работы


С целью продвижения вперед учащихся с различным уровнем подготовленности применяю следующие формы работы на уроке:
• сочетание теории и практики на каждом уроке (урок делится на две части: первая часть обучение всех, вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками). Данная форма работы позволяет организовать индивидуальную и дифференцированную форму работы на уроке, при этом предлагаю учащимся новые виды заданий, постепенно усложняя их.
• индивидуальная работа, где каждому учащемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала, к более сложному. Обычно такие задания предлагаю как обучающие работы.
Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие математику. Конечно, можно учить столь разных учащихся одинаково, но качество образовательного процесса снизится. Чтобы организовать продуктивную деятельность школьников, необходимо осуществлять на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение.

           Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы.

Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, выпуск математической газеты, провожу математические недели, привлекаю ребят к участию в математических олимпиадах , боях .  

В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием, есть и сильные дети, к сожалению, их единицы. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе с ними дополнительные занятия.  Организовываю помощь в подготовке учащихся к успешному выполнению заданий ВПР, разбираю на занятиях задания из пособий для подготовки к ВПР, отвечаю на вопросы ребят, которые возникают у них в ходе самостоятельной подготовки.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирование. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценке знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы (входной контроль), в конце — итоговые. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс. Уровень обученности во всех классах стабилен. Но есть проблемный класс с низкой мотивацией к учению, поэтому в этом классе я использую самостоятельные, контрольные работы с учетом индивидуальных способностей учащихся.

В работе с учащимися использую активные формы работы, придерживаясь демократического стиля общения. В данный момент . являясь классным руководителем 5 класса , я испытываю трудности в работе, так как учащиеся этого класса очень активные, подвержены к нарушению дисциплины на уроках. В связи с этим, я большое внимание уделяю профилактике правонарушений; правилам поведения в школе; культуре поведения в общественных местам; правилам безопасности на дорогах, пожарной и личной безопасности.  Я стремлюсь создать условия комфортности для каждого ученика в классе. Уделяю большое внимание развитию самоуправления в детском коллективе, активно привлекаю к совместной деятельности в делах класса и школы всех учащихся. Цель воспитательной работы школы - создание единого воспитательного пространства для становления устойчивой, физически и духовно здоровой, творческой личности со сформированными ключевыми компетентностями, готовой войти в информационное сообщество, способной к самоопределению в обществе.

В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время. Успех работы с детьми во многом зависит от взаимопонимания родителей и учителей. Я высоко ценю и дорожу доверием родителей, их стремлением общаться с учителем, решать сообща проблемы детей. Каждую четверть провожу классные родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы воспитания, обучения, особенности физического и психологического развития детей, безопасности и здорового образа жизни. Сотрудничая с родителями, использую разные формы работы: индивидуальные беседы, консультации, педагогические практикумы и т д.

Считаю необходимым поддерживать уровень профессионального роста. Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, посещения различных тематических семинаров, уроков своих коллег, изучения различных педагогических технологий, приобретения методической литературы. Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе. В 2020 году повышала квалификацию на Международном образовательном портале «Солнечный свет», по теме «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО», в 2021 году там же прошла дистанционные курсы обучения по теме «Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС ООО».

Изучаю материал в сети творческих учителей. Участвую в работе районного методического объединения учителей математики.

Залог плодотворной деятельности учителя и школы в целом во многом зависит от психологической атмосферы в коллективе. Считаю наш коллектив сплоченным, профессионально компетентным. Обмениваюсь опытом работы по предмету, делюсь опытом проведения внеклассных мероприятий, использования новых технологий в учебном процессе. В общении с коллегами, родителями, учащимися -достаточно терпелива , умею выслушивать собеседника, отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости .
В своей профессиональной деятельности я вижу больше положительных моментов, но имеются и трудности. Как учителю-предметнику требуется готовить дополнительно большое количество дидактического материала, искать решение множества нестандартных задач. В заключение хочется добавить, что, несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год

За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания,  умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...

Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.

Тема  работы  школы , в  которой  я  преподаю, «Формирование  компетенций  учителя  и  учащихся  как  средство  повышения  качества...

самоанализ деятельности учителя английского языка Фардеевой Татьяны Евгеньевны

самоанализ деятельности учителя английского языка за 2014-2015 гг....

План самообразования учителя математики Рытовой Татьяны Сергеевны на 5 лет

Индивидуальный план профессионального развития учителя математики Рытовой Татьяны Сергеевнына 2016-2021г. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настольк...

Самоанализ деятельности учителя математики

Самоанализ деятельности учителя математики...