Самоанализ деятельности учителя математики
материал

Попондопуло Галина Владимировна

Самоанализ деятельности учителя математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_moey_raboty_kak_uchitelya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя математики

Попондопуло Галины Владимировны

 «Формирование ключевых компетенций через внедрение  современных педагогических технологий как условие социализации личности»

                                                           « Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить

                                                         то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

   В Северомуйской  средней  школе я работаю с 1989 года. Теперь, когда путь математика, длиною в тридцать  лет пройден, я всё чаще начинаю оглядываться назад и анализировать. Наша школа непростая, потому что у нас  обучаются дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей. Если посмотреть на социальный паспорт нашей школы, то тут сразу же открывается картина и видишь, что школа наша большой и сложный организм.  В этом организме  бьются сердца  детей и педагогов, многообразны и ярки портреты детей. У нас в школе есть  дети со слабыми способностями. Но в школе царит глубокая вера в то, не должно быть «второсортности», что любой слабый ученик не безнадежен, он требует только особой чуткости. Меня постоянно беспокоит мысль, как дойти до каждого, ведь все дети удивительно разные.

Призвание школы - дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, определяющие развитие личности, дать ребёнку возможность не только получить новое в готовом виде, но и открывать что-то самостоятельно; помогать ребёнку построить научную картину мира и создать предпосылку для его социализации. А это возможно при условии, если педагогический коллектив одержим едиными стремлениями и помыслами, если учебно-воспитательный процесс в школе действительно творческий и отвечает конкретным жизненным задачам каждого воспитанника.

Учебно-воспитательный процесс планирую и организую в соответствии с Образовательной программой и Программой развития школы на 2015-2018 уч. годы. Цель и задачи программ: обеспечение современного качества образования на основе фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства, развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепления их здоровья, обеспечения их безопасности, развитие школьной системы образования и воспитания учащихся, способствующей формированию разносторонне-развитой личности. Как педагог-предметник являюсь исполнителем данной программы.

 Современные условия выдвигают новые требования к формированию личности учащегося. Учащийся современной школы должен быть не только знающим, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным. Жизнь выдвигает перед нами проблему :как сформировать человека, который бы отвечал потребностям общества на  нынешнем этапе исторического развития.

          Главной задачей обучения математике, считаю не изучение основ математической науки, как таковой, а обще интеллектуальное, общекультурное развитие – формирование качеств мышления и качеств личности у учащихся, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе. Одним из базовых психических ресурсов личности является интеллект. Интеллектуальное воспитание – это такая форма организации учебного процесса и внешкольной деятельности учащихся, в рамках которой каждому ребенку оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью совершенствования его интеллектуальных возможностей. Важнейшим условием интеллектуального воспитания учащихся является перестройка содержания школьного образования как ключевого элемента учебного процесса. А это значит, что учитель обязан идти на эксперименты, риски, внедрение новых технологий.

        Именно по такому пути идет наша школа –   апробируя новые учебно-методические комплексы и новые педагогические технологии.

В первые годы преподавания в школе я подметила недостаточную технологичность своих приемов обучения. Уроки были монотонны и однообразны, а проверочные и контрольные работы посильны не всем учащимся.

В каждом классе наряду с сильными  есть слабые ученики, у которых  недостаточно развиты воля и память, они не умеют применять свои знания. И чтобы их сохранить, то есть продвинуть в знаниях сильных учащихся и не потерять детей с проблемами в обучении, передо мной встала задача - так управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

Умение увлечь учеников работой, и есть, в конечном счёте, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Всё это повлекло за собой необходимость накопления нетрадиционных приёмов обучения, методического арсенала и дидактических материалов. Работаю  я по  учебнику  под  редакцией Колмагорова- алгебра  и геометрия- Атанасян. Анализируя КИМы Единого государственного экзамена, Единого муниципального экзамена на функционально – графическую линию приходится более 60% всего теста, учебник, наиболее адекватный заданиям ЕГЭ и ЕМЭ,  является учебник  в 7-9 классах под  редакцией Теляковского,а далее под редакцией Колмагорова

  • Мною составлены рабочие программы по УМК в соответствии с требованиями Государственного образовательного  стандарта.
  • Программа по геометрии «Геометрия 5-9 кл» под редакцией Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов. «Геометрия 10-11» под редакцией Л.С.Атанасян
  •  Авторские программы по  элективным курсам «Решение  уравнений  и неравенств в математике»

2.1. Описание используемых образовательных технологий.

Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, метод проектов, информационно-коммуникативную технологию,  здоровье сберегающие технологии, метод проблемного обучения.

2.1.1.Проблемный подход

Проблемный подход в обучении математике я использую в следующих направлениях:

  • создание целенаправленной системы проблемных ситуаций;
  • включение учащихся в процесс выявления и осмысления проблемы;
  • открытие и усвоение учащимися знаний происходит в процессе решения задач;
  • наличие максимально возможного уровня самостоятельности учащихся;
  • создание и поддержание познавательного интереса через мотивацию деятельности.

Однако, во время применения этого подхода я сталкиваюсь с такими трудностями:

  •  уровень управляемости процессом обучения со стороны учителя ниже, чем при традиционном подходе;
  • трудоемкость подготовки к урокам;
  • большие затраты времени во время урока;
  • малая эффективность при формировании умений и навыков.

Как правило, подведение учащихся к проблемной ситуации на уроке я осуществляю в конце этапа актуализации знаний, когда ученики повторили необходимый материал для продвижения дальше, находятся в ситуации успеха. Но в этот момент учащиеся сталкиваются с задачей, которую не могут решить «старыми» способами, тогда они осознают проблему, начинается этап целеполагания: ребята самостоятельно ставят цели своей работы. А уже после этого совместно со мной планируют свою деятельность по решению данной проблемы. Совместные поиски разрешения проблемной ситуации приводят к открытию нового способа действия, который необходимо зафиксировать. На уроках отработки полученного нового способа применение проблемного подхода чаще всего неэффективно, а на уроках коррекции знаний и умений этот подход я использую в проблемной беседе, где чаще всего строю проблемную ситуацию на работе с ошибками, иногда не явными, и с различными способами решения одной и той же задачи. Работа в таком ключе позволяет включать механизм мотивации учения и формировать у учащихся приемы познавательной деятельности.

Например: 1.Смежные углы (7 класс)

ПРОБЛЕМА 1.

                                                «Как, используя приобретенные ранее

                                     знания, применить их для доказательства теоремы 2.1?»

Обязательно надо обратить внимание учащихся на то, что при проведении доказательства используются свойства, видимые из рисунка. Обоснование этих свойств может быть получено из известных теоретических данных: На доске записаны следующие вопросы:

  1. Что можно сказать о положении луча b? (Он проходит между сторонами развернутого угла (a1 a2))
  2. Почему можно сделать такое заключение? (он исходит из вершины развернутого угла и отличен от его сторон)
  3. Как можно представить градусную меру угла (a1 a2)? (По аксиоме измерения углов:         (a1 a2) =       (a1 b) +        (a2 b) )
  4. Чему равна градусная мера развернутого угла?       (180º)

Отвечая на данные вопросы, учащиеся сами доказали теорему и, таким образом, решили проблему. Следующей глобальной проблемой является проблема решения геометрических задач.

ПРОБЛЕМА 2

«Как уравнения помогают решать геометрические задачи?»

а) По данному рисунку составьте задачу, в которой бы требовалось найти величины смежных углов. Решите её.

б) Составьте задачу на нахождение величины углов, которая  сводилась бы к решению уравнения  Х + (Х – 20) = 180º. Решите её.

в) Составьте задачу на нахождение величин смежных углов, которая бы сводилась к решению уравнения Х + 5Х=180º. Решите её. И т.д                                                                                                      

2.1.2. Метод проектов в обучении математике

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что в основе обновленного содержания общего образования лежит ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Изменение целей образования требует использования таких форм и методов учебной деятельности, которые заменяют пассивную роль учащегося в обучении на активную позицию человека, которому надо принимать решения и нести за них ответственность.

Одним из таких методов в обучении математике является метод проектов. Он основан на развитии мотивации деятельности, задействует все этапы мышления от зарождения проблемной ситуации задачи, значимой и актуальной для школьника, до самостоятельного нахождения способов разрешения проблемы и доказательства ее правильности. Обладая методом проектов, школьники могут адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.

Приведу пример использования метода проектов в урочной деятельности в  5 классе по теме «Круг»

Цель: исследовать геометрическую фигуру круг.

Задачи:

1). Изучить геометрическую фигуру на основе бурятских символов;

2). Выяснить: почему все, что создано природой имеет округлую форму;

3). Исследовать круг в традиционной культуре бурят;

4). Выяснить освоение времени и пространства в бурятском национальном жилище - юрта.

Использование метода проектов происходит и на уроках, и во внеклассной деятельности. За последние три года были осуществлены проекты:

  1. Проект « Мир зверей».  Построения их на координатной плоскости.
  2. Проект «Лист Мёбиуса» и её свойства с выходом на научно-практическую конференцию
  3. Проект: «Решение старинных задач в свете современных знаний о прогрессиях»
  4. Проект «Башня». Разработка плана строительства и изготовление из моделей геометрических тел (пирамид, цилиндров и др.).
  5. Проект «Симметрия» с выходом на научно-практическую конференцию
  6. Проект «Ремонт кабинета»

Метод проектов в обучении математики дает учащимся освоение способов деятельности, составляющих информационную и коммуникационную компетентности (ИКТ). «Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков».

2.1.3. Применение ИКТ в процессе обучения предмету.  

Сегодня стало очевидным, что задачи модернизации российского образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование ИКТ дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне.

       Обучение на уроках ориентировано на инновационные педагогические технологии: коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательские, проблемное обучение. Индивидуальные учебные планы, разные  способы обучения  развивают самостоятельность и творческую инициативу учеников, способствуют развитию общеучебных умений и навыков.

        Рассматриваю информационные технологии как одно из средств обучения и воспитания учащихся, способствующее их развитию, активной познавательной деятельности. В своей практике использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, программы тестирования, программы академии «Кирилл и Мефодий». Иллюстративно-текстовая организация мультимедийных  презентаций содержит  таблицы, задания различного уровня сложности, задания для самопроверки, а также может иметь видеоматериалы.  Разработала серию мультимедийных презентаций для уроков   в 5, 6, 7, 8, 9, 10 классах. .Такие уроки всегда вызывают живой интерес у учащихся, способствуют более эффективному и глубокому усвоению программного материала, подготовки к итоговой аттестации в форме и по материалам единого государственного экзамена.

Использование ИКТ  технологий вызывает не только интерес к предмету, но и воспитывает речевую культуру, приобщает к эстетическому восприятию мира,  расширяет кругозор, удерживает внимание учащихся.

Для отслеживания результатов обучения и воспитания с использованием электронных таблиц Microsoft Excel составляю проверочные тесты, кроссворды, социологические диаграммы, графики. Разработка дидактических материалов с использованием современных информационных технологий помогает решить педагогические задачи, представить результаты  своих исследований.

2.1.4. Метод игрового обучения

Применение метода игрового обучения ведется мною более двадцати лет.

За это время накоплен большой опыт по этому вопросу: разработано более десятка видов дидактических игр по разным темам, для разного возраста учащихся, для разных типов уроков, для внеурочной работы по предмету. Дидактические игры проводились и в классах, и в рамках недели математики, и в ходе работы для научно-исследовательской конференции на секции математики. Например: в 5 классе, при изучении темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» используем магические квадраты» (их составляют сами учащиеся), с 6 классом при изучении темы «Прямоугольная система координат» играем в «Поражение цели» (умение определять координаты точек на плоскости), устраиваем соревнования художников (отмечаем на координатной плоскости точки, соединяя точки последовательно получаем определённый рисунок). Создание игровых моментов повышает интерес к предмету, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь.

2.1.5. Здоровье сберегающие технологии.

Проблема сохранения здоровья у детей - одна из важнейших в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что формирование творческой личности невозможно без воспитания у нее уважительного отношения к своему здоровью. В своей же педагогической деятельности эту проблему я решаю, следуя принципу: «Здоровье через образование». Это реализуется через оздоровительную направленность педагогического воздействия и создание условий для обучения, воспитания и развития без вреда здоровью. Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые УУД по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроке. 

Физкультминутка - на каждом уроке. Это правило стараюсь неукоснительно соблюдать на каждом занятии. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению не только физического здоровья, по и улучшает психоэмоциональное состояние у ребёнка. Вижу, что создавая на уроках положительную мотивацию к учению, ситуации успеха, творческую атмосферу, организуя активную познавательную деятельность школьников, способствую снижению напряженности в классе и поддерживаю психическое и эмоциональное здоровье у детей.

2.1.6. Организация исследовательской работы

Организация исследовательской работы учащихся является одной из форм выявления одаренности детей.  Реализация концепций работы с одаренными детьми производится через деятельность ученического научно-исследовательского общества школы, Исследовательская работа учащихся по математике организуется мною на протяжении ряда лет. Это совместная работа с учениками по планированию и написанию рефератов, подготовка к выступлениям и презентациям

Мероприятия

год

Уровень

Ф.И. ученика

Результат

1

НПК «Паруса науки»

2017г

районный

Авгжанов Э «Диффузия  вокруг  нас»

Грамота             2 место

2

НПК «Паруса науки»

2017

районный

Вершинин А «История ВОВ в математических  задачах»

Грамота

2место

3

НПК «Паруса науки»

2017

районный

ПавловП «Среднестатистические величины»

Грамота

3 место          

4

НПК «Паруса науки»

2017

районный

Джангирова А «Софизмы  и парадоксы»

Грамота

2  место

5

НПК «Паруса науки»

2017

районный

Степанов Д « Самолетики  игра, забава  и математика»

Грамота

3  место

      Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: математические игры, викторины, КВН, провожу, олимпиады, веду факультативные и элективные курсы. Элективные занятия чаще всего проводятся параллельно к основному учебному процессу, так как программы не согласованы: имеют место противоречия по количеству времени изучения, темам, задачам. Чтобы решить эту проблему, элективный курс «Уравнения и неравенства в математики» В него входят  подготовка к ЕГЭ, Задачи повышенной трудности части С, был адаптирован к программам по математике. Результатом апробации данного курса является хороший уровень сдачи итоговой аттестации в формате ЕГЭ. В данное время апробирую 8 – 9 классе программы элективных курсов «Модуль» и «Квадратный трехчлен и его приложения». Элективные курсы способствуют формированию навыков необходимых для успешной учебы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяющие кругозор учащихся, развивающие его образовательную компетентность.

2015-2016г

2016-2017г

2017-2018г

Количество часов дополнительных занятий по предметам в неделю

1ч. Элективный курс «Решение физических  задач»

2ч. Элективный курс «Уравнения и неравенства математики»

1ч. Элективный курс

«Квадратный  трехчлен  и его  приложения»

В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую, в том числе и научно-исследовательскую деятельность.

Использование  данных технологий  дают свои результаты.

Результаты  итоговой аттестации по математике в форме  ЕГЭ 2016-2017 уч. год

Ф.И.О.

Кол-во баллов

Ф.И.О.

Кол-во баллов

1

Анищук Д

Б –«4»

6

Фомин А

58

2

Ахременко Н

63

7

Порядкова А

53

3

Денисюк Ю

55

8

Османов А

Б-«3»

4

Вахромеева К

Б-«4»

9

Татаринцев Н

63

5

Поршин К

Б-«5»

Отслеживая уровень обученности школьников по математике за последние три года, можно сделать вывод, что качество знаний  находится на оптимальном уровне, требования, предъявляемые учащимся по математике, соответствуют их возрастным особенностям. Достаточно стабильные показатели свидетельствуют о высокой учебной мотивации.

В профессиональной деятельности учителя наряду с положительными моментами существует ряд трудностей:

  • специфический подбор учащихся в классах  школы
  • отсутствие в учебниках дифференциации обучения
  • учащиеся загружены лишней информацией

Все эти проблемы обязывают учителя совершенствовать свою деятельность, добиваться высокого качества знаний учащихся.

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у учащихся: полагая, что творческой деятельности можно и нужно учить. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом,  способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год

За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания,  умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...

Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.

Тема  работы  школы , в  которой  я  преподаю, «Формирование  компетенций  учителя  и  учащихся  как  средство  повышения  качества...

самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны

Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя математики

Самоанализ педагогической деятельности Мудаевой А. А за 2012-2012 учебный год....

Самоанализ педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Е.В.

Самоанализ педагогической деятельности  Дондоковой Евдокии Васильевны (из опыта работы)...

Самоанализ деятельности учителя математики Шляховой Татьяны Сергеевны МБОУ СОШ № 3

Представлен самоанализ работы в должности учителя математики...