Размышления на тему "Немного о работе учителя".
учебно-методический материал по математике (5, 9, 10 класс)

Бондарчук Ирина Витальевна

Немного о работе учителя.

Работа учителя… В наше время с большим грузом обязанностей и ответственности живут далеко не все. Но всё-таки есть люди, которые работая, выполняют миссию, а не просто занимаются профессиональной деятельностью. Это учителя.

Знакомые удивляются, как можно работать с современными учениками. Хочется ответить им, что самое интересное в моей профессии – это работа с детьми. Всегда приятно видеть результат своего труда в успехах учеников.

Раньше всё было предельно ясно: учитель всегда прав, родители и учителя  - это единая воспитывающая сторона, ученик – результат труда педагога.

Сегодня от учителя многого ждут, ещё больше требуют, каждый оценивает и критикует. А ты должен выполнять свою миссию…

В чём она? Идти впереди, указывая путь, и требовать, чтобы ребенок шел след в след, шаг в шаг? Или же в том, чтобы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни?

Если следовать первому принципу, то значит заключить ребенка в оковы, не давать ему развиваться, двигаться, говорить. Значит, лишать его возможности действовать, значит лишать возможности думать, творить, выбирать.

А может, нужно идти рядом, пытаться дать правильное направление?

Все-таки, нужно признать в ученике равного человека, творца. Научиться слушать и слышать его. Но как?

Опять возникают новые вопросы. Спрашиваю у детей. Каким они хотят видеть учителя? Ответ простой: красивым, добрым, современным, умным.

Понятно, что это довольно сложно. Учитель сам должен научиться многому: соответствовать требованиям нового века, достойно принимать критику,  быть интересным своим ученикам, помогать им действовать самостоятельно, независимо, не выполнять за них то, что они могут сделать сами; в общении с родителями найти понимание.

Главное в работе учителя сегодня – сделать так, чтобы современный ученик понимал, зачем ему нужны знания, где он может их использовать.

Поэтому тема моей педагогической системы: «Использование интерактивных методов обучения для развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках математики».

Интерактивные методы обучения использую в своей практике давно. Они эффективны, так как система подачи знаний предполагает не изложение готовой информации, а её поиск, как организованный учителем, так и самостоятельный. Современные интерактивные технологии в образовании дают возможность применять с этой целью не только учебники, но и ресурсы Интернета. Кроме того, с их использованием может быть организовано взаимодействие как учителя и учеников, так и учеников друг с другом. А роль учителя, применяющего интерактивные технологии, сводится не столько к простому изложению знаний, сколько к умению направить познавательные способности обучающихся правильно. Применение интерактивных технологий позволяет сделать урок не только содержательным, но и ярким, запоминающимся.Специфика уроков математики предполагает большую ответственность учителя по формированию логической, информационной, математической грамотности. Одна из главных задач обучения математике – научить учеников самостоятельно добывать знания. Для этого урок нужно построить так, чтобы обучающийся не боялся неправильно ответить, чтобы учеба приносила ему удовольствие. Поэтому основной методической целью урока будет создание условий для проявления познавательной, творческой активности обучающихся. Этого можно достичь следующими способами: постоянно предлагать  ребятам ставить цели урока, задачи, оценивать свою работу на уроке; создавать проблемные ситуации; чаще обращаться к историческим фактам, показывать практическую значимость тем; уделять большое значение научным фактам; использовать различные формы устной работы; использовать дидактические игры, различные виды контроля; проводить уроки в форме деловой игры; уделять внимание творческим заданиям на развитие логического, творческого мышления.

На уроках должна быть атмосфера творческого поиска. Учитель и ученик должны сотрудничать. Чтобы активизировать мыслительную деятельность, предпочтительно использовать беседу. Начинать можно с фраз: «Ребята, как вы думаете?», «С чего бы вы начали?», Создавая проблемные ситуации на уроках, надо задавать вопросы, которые помогают обучающимся не только качественно усвоить материал, но и испытать радость соучастия, почувствовать красоту открытия.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого усвоения математики. Вместе с этим ребята  с большей точностью учатся излагать свои мысли, правильно логически и стилистически строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости.

Использую в своей работе интерактивные технологии, методы, которые наиболее подходят учителю математики, например: метод проектов, кластер, синквейн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование кластера на уроках математики.

В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий

сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Этапы работы при составлении кластера.

1-й этап – посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2-й этап – обучающиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие все подходящее для данной темы. Записывается все, что называют ученики.

3-й этап – осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя обучающиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Первоначальные записи слов объединяются в группы в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие. Ненужное, ошибочное вычеркивается.

4-й этап – появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

Использование синквейна на уроках математики.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу, и возможно на уроках по любому предмету.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Первая строка – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание

сенквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выказывает свое

отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек

выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Использование метода проектов.

Этот метод согласуется с принципами современного образования: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика; принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие; креативный принцип.

На уроке математики проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание. Позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации. Дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу обучающихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения, и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, а ученика - раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового материала. Идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека. Темой для проектной деятельности на уроках математики может являться практически любой раздел школьной программы.

На своих уроках ставлю перед учениками учебную цель и даю максимально возможную самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности ребят. Проект разрабатывается на протяжении нескольких уроков.

Примеры использования метода кластера  в практике работы

Класс

Урок

Тема

Кластер

Умения

9

Геометрия

Векторы на плоскости

Вектор

Векторные и скалярные величины.

Равенство векторов.

Угол между векторами.

Действия над векторами.

В процессе обсуждения и взаимной оценки строится более совершенная модель, отражающая изучаемый материал, детально прорабатываются ее элементы.

11

Алгебра и начала математического анализа

Применение производной к исследованию функций

Наибольшее и наименьшее значение функции.

Возрастание функции.

Убывание функции.

Точки максимума.

Точки минимума.

Точки экстремума.

График функции.

Умение работать в команде, анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение, правильно оценивать предложенные варианты ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...