Урок математики "Среднее арифметическое"
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Урок математики по теме "Среднее арифметическое" с использованием ЭФУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_s_ispolzovaniem_efu.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Среднее арифметическое»

 «Математика 5 класс», А.Г. Мерзляк и др.

        

Учитель математики МБОУ гимназия №6

Кечко Татьяна Александровна

Цели урока

Образовательные:

  • ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
  • научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
  • отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
  • развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни.

Развивающие:

  • содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
  • способствовать формированию правильной математической речи;
  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
  • показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран, планшеты с электронными учебниками, учебник.

Ход урока

Этап урока

Дидактическая цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке:

  • обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы;
  • психологически настроить учащихся на предстоящее занятие;
  • провести инструктаж по работе с технологической картой.
  • приветствие учащихся;
  • проверка учителем готовности класса к уроку;
  • организация внимания;
  • инструктаж по работе с технологической картой.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Учащиеся готовы к началу работы.

2

Этап подготовки учащихся к осознанному изучению материала.

  • подготовить учащихся к сознательному восприятию нового материала;

смотивировать учащихся на самостоятельное определение темы и целей.

1. Мотивация

Учитель: Знания, которые мы получаем на уроках математики,  всегда связана с окружающим нас миром.  Давайте посмотрим фрагмент выступлений Маши и Медведя (просмотр видеофрагмента). Как этот фрагмент связан с математикой?

2. Комментарий учителя к просмотренному фрагменту, вопросы

А) За свое выступление участники получили следующие оценки: Маша: 5 4 6 5 5; Мишка: 6 6 2 4 2. Как вы думаете, кто победил в соревнованиях?

Б) Как вы определили?

1. Смотрят фрагмент 10 серии мультфильма «Маша и Медведь».

2. Отвечают на вопросы.

3

. Этап определение темы и целей урока

  • помочь учащимся самостоятельно определить тему и цели урока;

подготовить учащихся к сознательному усвоению нового материала.

А) А как оценивают спортсменов в настоящем спорте?

Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».

В) В математике эти словосочетания объединены одним понятием «Среднее арифметическое»

Г) Назовите тему урока.

Д) Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока.

Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел?

Ж) Что вы хотите узнать?

Это и будет нашими целями на урок.

А) «Находят среднюю оценку»

Б) «Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.»

В) «Среднее чисел»

Г) «Среднее чисел»

Д) Записывают тему урока в тетрадях

(Учащиеся заполняют технологическую карту):

Ж) «Что это такое?»

«Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?»

«Где и для чего применяется среднее арифметическое?»

4

.Этап изучения новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание учащимися определения «среднего арифметического нескольких чисел»

1. Работа над определением «среднего арифметического»  

Определение можно найти в учебнике на стр.247

Какое слово является ключевым?

Попробуем воспроизвести это определение с помощью задания в электронном учебнике. (стр. 247 – составить определение из предложенных слов)

Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.

Учащиеся находят определение в учебнике

Определение:

«Это частное суммы нескольких чисел на их количество»

Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел:

Среднее арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых)

В планшетах на стр. 247 из предложенных слов составляют определение среднего арифметического

5

Этап первичного осмысления и закрепления знаний.

Проверить:

  • понимание учащимися теоре-тического мате-риала (знание алгоритма нахождения среднего ариф-метического)

умение находить среднее арифметическое нескольких чисел при решении задачи

 Этап первичного осмысления и закрепления знаний.

Давайте вернемся к нашим фигуристам и оценим их как настоящих спортсменов.

Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл каждого героя, проговаривая порядок выполнения действий.

6

Физкультминутка

Сменить деятель-ность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

А) Учитель:

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Б) Задание на внимание

Найдите среднее арифметическое трех чисел, названных в стихотворении последними.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Б) «5», т.к. (4+5+6) : 3 = 5.

7

Этап закрепления нового материала.

Проверить:

  • понимание учащимися теоретического материала (знание алгоритма нахождения среднего ариф-метического) при решении задач;
  • умение находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  • показать практическое применение знаний о среднем арифметическом в жизни.

 Этап закрепления нового материала.

  1. Решение задачи из учебника: № 1033, 1035 

2. Практическое применение понятия «Среднее арифметическое нескольких чисел.

Находим средний балл учащихся по оценкам из электронного дневника

Слово учителя о профессии статистика.

Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года.

Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате наблюдений за погодой и измерений температуры выяснилось, что средняя температура воздуха в Каменске-Уральском в 2011 году составила + 2,40.

3. Самостоятельная работа

Учитель: Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию.

Учащиеся в тетрадях решают задачу, один ученик решает задачу у доски.

8

 Этап оценивания знаний учащихся

Выявить качество и уровень овладения знаниями; дать оценку успешности достижения цели учащимися.

VIII. Этап оценивания знаний учащихся

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

9

Подведение итогов урока

Проанализировать работу на уроке;

дать оценку успешности достижения цели.

Учитель: Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся заполняют пропуски в определении:

Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на …………

10

Этап информирования учащихся о домашнем задании

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

помочь учащимся выполнить творческое задание

Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1524.

А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию:

определить стоимость 1 кг бананов в 3-х магазинах и вычислить его среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать бананы.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

  1. П.36 №1034, 1036.
  2. По желанию: определить стоимость 1 кг бананов в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость.

Приложение 1. Технологическая карта

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку алгебры арифметическая и геометрическая прогрессии

Красная презентация к предыдущей методической разработке...

Урок алгебры "Арифметическая прогрессия", 9 класс

Цели  урока:  Образовательные :   - повторить  материал  по  теме  «Арифметическая  прогрессия»;   -  подготовка  к итоговой...

Урок "Среднее арифметическое" 5 класс

Презентация PowerPoint к уроку изучения нового материала....

Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.

Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...

Открытый урок "Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии "

Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии...

Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"

Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...

Сценарий урока "Среднее арифметическое". Самоанализ урока

В сценарии описан урок математики в 5 классе по ФГОС и его самоанализ...