Методическая разработка урока "Сокращение дробей"
методическая разработка по математике (6 класс)

Тихонова Надежда Николаевна

В разработку включены технологическая карта и презентация к уроку .Разработка может быть использована при изучении темы в соответствующем УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта122.5 КБ
Office presentation icon презентация510 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

 Тип урока:                 урок открытия новых знаний

Предмет:                         математика

Авторы учебника:         Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Класс:                        6

Учитель:                         Тихонова Н.Н.

 Тема урока:  «сокращение дробей»

( продолжительность урока 45 мин)

 Цель урока:

формирование  навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Задачи урока:   сформировать  навыки сокращения дробей.

 

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить ;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки.

Ход урока: 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

 Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

 «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:  (текст на мультимедийной доске)                                                                                                             Я хороший,                                                                                                                        Я всё знаю,                                                                                                                          Я всё умею,                                                                                                                                     Я буду стараться,                                                                                                              У меня всё получится.

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки.  Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки.

 (приложение 1)

  • Высказывания детей.
  • Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.
  1. Актуализация знаний.

1. Что называется делителем числа a?

2. Что называется НОД чисел a и b?

3. Какие числа называются взаимно простыми?

4. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9.

5. Сформулируйте основное свойство дроби.

6. Найдите НОД(24 и 16) ,  НОД (18 и 9), НОД(25 и 30), НОД (45 и 8) .

7. Приведите дроби 3/4 , 1/2,  7/8, 5/12  к знаменателю 48

8. Правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

9.  Графический диктант

10.Разбор задачи №250

задача № 250, стр. 40 учебника

О чем задача?

Сколько было рабочих?

Что говорится в задаче об этих рабочих?

Что нужно найти?

Что для этого нужно знать?

Я даю вам 2-3 минутки, чтобы вы в парах обсудили решение данной задачи.

Выслушать мнения учащихся, записать решение на  доске.

6 : 16 =6/16 (ч) затратил первый рабочий

2) 15 : 24 = 15/24  (ч) затратил второй рабочий

– Как выяснить, кто из них затратил времени больше?

– Умеем ли мы сравнивать дроби с разными знаменателями?

– А с одинаковыми знаменателями?

– Можем ли мы из этих дробей получить равные им дроби, но с другими знаменателями?

– Какое свойство мы для этого используем?

– Итак, мы с вами применили основное свойство дроби, заменили  дроби на равные им путём деления числителя и знаменателя на одно и то же число.

– Это действие называется действием сокращения дробей.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.(слайд 5)

Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов..

  • Отвечают на вопросы.
  • проговаривают правило
  • повторяют признаки делимости
  • основное свойство дроби
  • находят НОД
  • Приводят дроби к новому знаменателю
  • Оценивают себя  и одного одноклассника .

Самооценка

Работа в группах

  • формулируют тему.
  • Познакомимся с правилом сокращения дробей
  • Записывают тему урока.
  • Оценивают себя  и одного одноклассника .

3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?  Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым  вам захотелось бы поработать  над решением проблемы?  как достичь цели, что для этого будем делать?

Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки.

  • Сообща.
  • Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…
  • Можно найти в учебнике, в интернете,…
  • Оценивают себя  и одного одноклассника.

4. Изучение нового материала

Молодцы.  

 Проверьте себя по учебнику на стр.39.

Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.

Работают в четверках, проговаривают правило

      5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

  • проговаривают правило, решают примеры

        6. Закрепление полученных знаний.

Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой  (индивидуальная работа)  

  • Учащиеся по порядку выходят к доске,  решают примеры, проговаривая правило.
  • Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

      7. Домашнее задание.  (Слайд 8)

Вы можете записать  домашнее задание П.9, №№268 (а,б), 271 (а,б), 274 (а) выучить правило.

 

  • Выбирают и записывают домашнюю работу.

      9. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем  вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.

  • Самооценка.  Выступают с оценкой одноклассника.
  • Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.

Приложение 1                                                                  Лист самооценки.

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника (Ф. И.)

1

Устные ответы на вопросы

Участвовал в работе  – 1 балл.

Не участвовал в работе  – 0 балл.

Участвовал в работе  – 1 балл.

Не участвовал в работе  – 0 балл.

2.

Графический диктант

По критериям

Не оценивается

3.

Разбор задачи №250 учебника

Работа в группах

Участвовал в работе  – 1 балл.

Не участвовал в работе  – 0 балл.

Участвовал в работе  – 1 балл.

Не участвовал в работе  – 0 балл.

4

Формулировка темы урока, цели  и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.

Принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.

5

Работа в парах по  изучению правил

 Участвовал в работе  – 1 балл.

Не участвовал в работе  – 0 балл.

Участвовал в работе  – 1 балл.

Не участвовал в работе  – 0 балл.

6

Выполнение самостоятельной работы

Оценка по критериям

Не оценивается

Поставьте себе оценку:

если вы набрали

15-19 баллов  -  «5»

10 – 14 баллов – «4»  

5 – 9 баллов –« 3»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 6 классе Составила:Тихонова Н.Н..,

Слайд 2

« Не для школы, а для жизни мы учимся!» Ж.Ж.Руссо Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится . Покажите мне ваше настроение

Слайд 3

1 . Что называется делителем числа a ? 2. Что называется НОД чисел a и b ? 3. Какие числа называются взаимно простыми? 4. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. 5. Сформулируйте основное свойство дроби. 6. Найдите НОД(24 и 16) , НОД (18 и 9), НОД(25 и 30), НОД (45 и 8) . 7. Приведите дроби 3/4 , 1/2, 7/8, 5/12 к знаменателю 48 . 8. Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

Слайд 4

Используя основное свойство дроби, выполните графический диктант Ответ «верно» соответствует __ «неверно» соответствует /\

Слайд 5

КЛЮЧ _ /\ /\_ _ _ _ /\ /\ _ «5» - 10 заданий «4» - 8,9 заданий «3» - 5-7 заданий «2» - меньше 5 заданий

Слайд 6

Тема: Сокращение дробей Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дроби Сформулируйте тему урока! задача № 250, стр. 40 учебника Работа в группах

Слайд 7

Цель урока: вывести правило сокращения дробей; 2) уметь применять его на практике . Задачи 1. Сформулировать правило сокращения дробей. 2. Ввести понятие несократимой дроби. 3. Научиться применять эти правила при решении заданий.

Слайд 8

Работа с учебником: Стр. 39 учебника Прочитать правило, выучить и рассказать друг другу Сокращение дробей

Слайд 9

Сокращение дробей

Слайд 10

Сокращение дробей

Слайд 11

– Попробуйте сформулировать определение несократимой дроби. (Если числитель и знаменатель дроби взаимно простые числа, то их НОД равен 1 и такая дробь несократима.) Сокращение дробей

Слайд 12

Самостоятельная работа Сокращение дробей

Слайд 13

Сокращение дробей Принято дробь сокращать до тех пор, пока она станет несократимой дробью. Сократите дробь: 150 225 = 150 : 75 225 : 75 = 2 3 Данную дробь можно было сократить, используя признаки деления. 150 225 = 150 : 3 225 : 3 = 50 75 = 50 : 5 75 : 5 = = 10 15 = 10 : 5 15 : 5 = 2 3

Слайд 14

3 Тема: Сокращение дробей Иногда удобно при сокращении дроби разложить числитель и знаменатель на несколько множителей, а потом уже сократить. 360 675 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 5 = 2 ∙ 2 ∙ 2 3 ∙ 5 = 8 15 693 924 = 3 ∙ 3 ∙ 7 ∙ 11 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙7 ∙11 = 3 2∙2 = 3 4 210 630 = 2 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 7 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 7 = 1 3

Слайд 16

Задание: закончить одно из трех предложений, которое больше других соответствует вашему состоянию: 1.“Выполнять задания и решать задачи мне трудно, так как …” 2. “Выполнять задания и решать задачи мне легко, так как …” 3.“Выполнять задания и решать задачи для меня занятие приятное и интересное, потому что…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Методическая разработка урока "Дробь как одна или несколько равных долей"

Предлагаемый урок является уроком изучения нового материала. Методика проведения урока соответствует технологии дифференцированного подхода в обучении.       Эта тема явл...

Методическая разработка контрольной работы по математике 6 класса по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.»

Тема: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.».Форма: Контрольная  работаЦель: проверить знания учащихся по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби....

Методическая разработка по темам: "Умножение дробей", "Нахождение дроби от числа ".

Материал подобран  как обобщение пройденного. Задачи, представленные в презентации разного уровня сложности из учебников «Математика 6 класс» автор Виленкин Н.Я., «Математи...

Методическая разработка урока по теме: «Алгебраическая дробь. Сокращение дробей».

Закрепление понятия алгебраической дроби, навыка применения основного свойства дроби, повторение формул сокращенного умножения, способ группировки....

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....