Система заданий на формирование математической грамотности
методическая разработка по математике (6 класс)

Воробьева Любовь Михайловна

Предложены задачи с характеристикой и критериями оценки на формирование математической грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хетовская средняя школа"

Школьный методический конкурс

«Формируем функциональную  грамотность обучающихся»

Задания, направленные на формирование математической

грамотности.

C:\Users\1\Desktop\1671791156_kartinkin-net-p-matematik-kartinka-vkontakte-55.jpg

                                                                                Выполнила:

                                                                                Учитель математики

Воробьева Любовь Михайловна

                                         2023г.  

       

       ЗАДАНИЕ1. «Сколько стоит собрать ребенка в школу».

Предмет: математика.

Тема: «Проценты».

Класс: 6 класс.

              Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3.

В выходные Тамара Николаевна с сыном Андреем решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду к школе. Андрею к новому учебному году было необходимо купить брюки, рубашку, пиджак, спортивную форму,  туфли, галстук, кроссовки и школьные принадлежности.  Проходя мимо магазина, они увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» .

Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки.

http://3.bp.blogspot.com/-bk3QZGwmBHw/VdyzjudhTRI/AAAAAAAApYU/XZT_c5ZAiD8/s1600/1872fda3e7f207f4b138fbd204145a4a.jpg

Вопрос 1/1. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Вопрос 2/1. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Вопрос 3/1. Определите, сколько денег сэкономили мама с Андреем, приобретая товары в магазине.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение

Вопрос 1/1. Определите стоимость необходимого набора товаров  без учёта скидки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Содержательная область оценки

количество

Компетентностная область оценки

применять

Контекст

личная жизнь

Уровень сложности

низкий

Формат ответа

развернутый ответ (запись решения)

Объект оценки

определить стоимость покупки без учёта скидки

Максимальный балл

1 балл

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая, читательская.

Балл

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

1

Дан верный ответ 12095 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ.

Возможное решение:

1) На покупку одежды Тамара Николаевна потратила бы без скидки:

1 500 + 3000 + 1 000 + 300 = 5800 руб.

2) На покупку обуви  потратила бы:

3000 + 2500 = 5500 руб.

3) На покупку школьных принадлежностей потратила бы:

120+75+300+300=795 руб.

4) За все покупки в магазине Тамара Николаевна заплатила бы без скидки:

5800+5500+795=12095 руб.

0

Дан неверный ответ или не приведено решение

Вопрос 2/1. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этот день скидок.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Содержательная область оценки

количество

Компетентностная область оценки

применять

Контекст

личная жизнь

Уровень сложности

средний

Формат ответа

развернутый ответ (запись решения)

Объект оценки

определить стоимость покупки с учётом скидки

Максимальный балл

2 балла

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.

Балл

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

2

Дан верный ответ 10125 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ.

Возможное решение:

1) В предыдущем вопросе была определена стоимость одежды без учёта скидки – 5800 рублей. С учётом скидки 15 % на одежду в этот мама Андрея заплатит:

5800 · 0,85 = 4930 руб.

2) В предыдущем вопросе была определена стоимость обуви без учёта скидки – 5500 рублей. С учётом скидки 20 % на обувь мама Андрея в этот день заплатит:

5500 · 0,8 = 1 920 руб.

3)Школьные принадлежности стоят 795 руб.

4) За все покупки Тамара Николаевна заплатит:

4930+4400+795=10125 руб.

1

Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный)

0

Дан неверный ответ или не приведено решение

Вопрос 3/1. Определите, сколько денег сэкономили мама с Андреем, приобретая товары в магазине.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Содержательная область оценки

количество

Компетентностная область оценки

применять

Контекст

личная жизнь

Уровень сложности

низкий

Формат ответа

развернутый ответ (запись решения)

Объект оценки

определить выгоду при совершении покупок по акции

Максимальный балл

1 балл

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.

Балл

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

1

Дан верный ответ 1 970 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ.

Возможное решение:

1) За покупку одежды, обуви и школьных принадлежностей Тамара Николаевна могла заплатить 12095 руб., если бы в магазине не было акции (Вопрос 1/1).

2) С учётом действующих скидок Тамара Николаевна заплатила – 10125 руб. (Вопрос 2/1).

3) Тамара Николаевна сэкономила, приобретая товары в магазине:

12095-10125=1970руб.

0

Дан неверный ответ или не приведено решение

ЗАДАНИЕ 2. «ПОКУПКА ПРОДУКТОВ К УЖИНУ»

Предмет: математика.

Тема:  «Проценты», «Действия с десятичными дробями», «Округление чисел»

Класс: 6 класс.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–2.

Тамаре Николаевне для приготовления ужина требуется купить следующие продукты: картофель 2 кг, гречу, молоко 1 л., кофе, хлеб белый 1 буханку, яиц 10 шт. Поблизости находились магазины:  «Магнит», «Дикси» и «Пятёрочка». Цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Таблице 1.

        Прейскурант цен в магазинах         Таблица 1.

C:\Users\1\Desktop\img16498400125925.jpg

Вопрос 1/2. Определите   стоимость необходимого набора товаров, если Тамара Николаевна будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Вопрос 2/2. Во сколько рублей обойдётся покупка Тамаре Николаевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к её дому магазине «Пятёрочка» и на кассе предъявит свою дисконтную карту, предоставляющую ей скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Вопрос 1/2. Определите стоимость необходимого набора товаров, если Тамара Николаевна  будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Содержательная область оценки

количество

Компетентностная область оценки

применять

Контекст

личная жизнь

Уровень сложности

низкий

Формат ответа

развернутый ответ (запись решения)

Объект оценки

сопоставить информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы, определить стоимость покупки

Максимальный балл

1 балл

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Балл

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

1

Дан верный ответ 781 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ.

Возможное решение:

Из таблицы видно, в каких магазинах выгоднее приобрести отдельные товары из списка.

1) за наиболее выгодные товары в магазине «Магнит» (кофе, хлеб, куриные  яйца)  Тамара Николаевна заплатит:449+26+69=544(руб.),

 за наиболее выгодные товары в магазине «Пятерочка» (картофель 2 кг, греча) домохозяйка заплатит:

47·2+87=181 (руб.)

3) молоко 1л. стоит 56 руб.

4) за все необходимые товары заплатит:

544+181+56=781 (руб.)

0

Дан неверный ответ или не приведено решение

Вопрос 2/2. Во сколько рублей обойдется покупка Тамаре Николаевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к ее дому магазине «Пятерочка» и на кассе предъявит дисконтную карту, предоставляющую ей скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Содержательная область оценки

количество

Компетентностная область оценки

применять

Контекст

личная жизнь

Уровень сложности

средний

Формат ответа

развернутый ответ (запись решения)

Объект оценки

определить стоимость покупки с учетом скидки

Максимальный балл

2 балла

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Балл

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

2

Дан верный ответ 779 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ.

Возможное решение:

1) за все продукты (без учета скидки) заплатит:

47·2+27+87+71+56+480=815(руб.) при предъявлении дисконтной карты магазина «Пятёрочка» на кассе  заплатит 100% – 5% = 95% = 0,95 необходимой суммы покупки:

815 · 0,95 = 779,25 ≈ 779 (руб.)

1

Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный)

0

Дан неверный ответ или не приведено решение

ЗАДАНИЕ 3 «Дружная семья»

Предмет: математика.

Тема:  «Площадь прямоугольника», «Единицы измерения площади», «Округление чисел».

Класс: 5 класс.

                          Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–2.

В выходные вся семья очень любит собираться на даче. Каждый занят каким-нибудь делом. Мужчины что-то мастерят или ремонтируют, а женщины готовят еду и работают в саду и огороде. В конце каждого дня  вся семья собирается за большим круглым столом  и пьет чай с пирогами, которые печет бабушка. Летом на каникулах Маша и Антон решили покрасить беседку и забор. Забор будет покрашен в розовый цвет, а беседка - в зеленый. Сначала ребята решили подготовиться к покраске забора. Длина части забора, которую надо покрасить, известна-30м.

C:\Users\1\Desktop\1618732322_3-na-dache_pro-p-na-uchastke-krasit-zabor-kartinki-3.jpg

        Вопрос 1/3.  Антон несколько раз измерял высоту забора и называл результаты замеров в разных единицах длины, а Маша записывала полученные результаты. Оказалось, что один из них записан неверно. Какой результат записан ошибочно?

Отметьте один верный вариант ответа.

  • 210 см
  • 21дм
  • 21 см
  • 2м 10 см

                Вопрос 2/3. Красить забор нужно с двух сторон. Какую площадь нужно покрасить в розовый цвет.

Запишите свой ответ в квадратных метрах

            кв.м              

Объясните свой ответ


C:\Users\1\Desktop\134_original - копия.jpg

Вопрос 3/3. Дедушка рассчитал, что для забора нужно 17 кг краски, для беседки-7 кг. Сколько всего  трехкилограммовых банок  с краской надо купить?

Объясните свой ответ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Вопрос 1/3. Антон несколько раз измерял высоту забора и называл результаты замеров в разных единицах длины, а Маша записывала полученные результаты. Оказалось, что один из них записан неверно. Какой результат записан ошибочно?

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Содержательная область оценки

количество

Компетентностная область оценки

применять

Контекст

личный

Уровень сложности

низкий

Формат ответа

задание с выбором одного верного ответа

Объект оценки

Соотносить размеры известного объекта с единицами длины, переводить единицы длины.

Максимальный балл

1 балл

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Балл

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

1

Выбран  ответ 3 (21 см)

0

Выбран другой вариант  ответа, или ответ отсутствует.

Вопрос 2/3. Красить забор нужно с двух сторон. Какую площадь нужно покрасить в розовый цвет. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Содержательная область оценки

 пространство и форма

Компетентностная область оценки

применять

Контекст

личный

Уровень сложности

средний

Формат ответа

комплексное задание с кратким ответом и объяснением.

Объект оценки

применять правило вычисления площади прямоугольника, переводить  единицы измерения длины и площади, контролировать выполнение всех условий задания, извлекать информацию из двух источников (описания ситуации и условия задачи).

Максимальный балл

2 балла

     Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.

                     

       СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Балл

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

2

Записано число126 и приведено объяснение, подтверждающее этот ответ, например, «210 · 3000=630000кв.см=63 кв.м, 63 ·2=126кв.м»

или (210 · 3000) · 2=1260000кв.см=126кв.м или (2,1 · 30) ·2=126кв.м

1

Записано число 126, а объяснение неполное, но в нем нет неверных действий и утверждений, или объяснение содержит ошибки в рассуждениях, или записано число 63 кв.м и приведена часть решения «210 · 3000=630000кв.см=63кв.м.

0

Другой ответ (включая случай, когда дан верный ответ, а объяснение отсутствует или неверное), или ответ отсутствует.

Вопрос 3/3. Дедушка рассчитал, что для забора нужно 17 кг краски, для беседки-7 кг. Сколько всего  трехкилограммовых банок с краской надо купить?

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Содержательная область оценки

количество

Компетентностная область оценки

применять

Контекст

личный

Уровень сложности

средний

Формат ответа

задание с кратким ответом и объяснением/решением

Объект оценки

планировать ход решения задачи в три действия, применять деление с остатком, округлять результат по смыслу ситуации

Максимальный балл

2 балла

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося:  математическая, финансовая.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Балл

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

2

Записано число 9 и приведено решение, например, «17:3=5(ост.2), значит 6 банок, 7:3=2(ост.1), значит, 3 банки, 6+3=9 (банок)», или объяснение: «17кг по 3кг – 6 банок,7кг по 3кг – 3 банки, всего 9 банок».

1

Записано число 9 и приведено неполное решение / объяснение, но в нем нет неверных действий или рассуждений, или решение/ объяснение отсутствует.

0

Другой ответ, или ответ отсутствует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.  Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...

Примеры заданий для формирования математической грамотности.

Примеры  заданий для формирования математической грамотности в 5-9 классах....

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики

В работе содержится 8 задач на формирование математической грамотности на уроках математики. Данные задания подойдут для работы с учащимися 5-6 классов....

Конструирование заданий по формированию математической грамотности обучающихся на краеведческих данных для 5 класса

В данной работе представлена историческая справка о Татарском государственном театре кукол "Экият". Построенное в виде сказачного замка-дворца здание театра является достопримечательностью г...

"Поездка в океанариум" (разработка заданий по формированию математической грамотности)

Разработка заданий по формированию математической грамотности для учащихся 5-6 классов...

Задание на формирование математической грамотности

Формирование математической грамотности на уроке литературы в 7 классе "Биография М. Ю. Лнрмонотова"...

Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики. Задачи мастер-класса:п...