"Поездка в океанариум" (разработка заданий по формированию математической грамотности)
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

Петрова Светлана Леонидовна

Разработка заданий по формированию математической грамотности для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_sosh_32_petrova_s.l._okeanarium.docx102.79 КБ
Файл okeanarium.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Петрова Светлана Леонидовна, учитель математики

МБОУ СОШ № 32

C:\Users\Teacher\Desktop\ocean_00002_1_compressed.jpg

Поездка в Приморский океанариум

(математическая грамотность)

  1. Творческая работа
  2. Краткое описание условий использования творческой работы: для детей 11 - 12 лет\  5 – 6 класс \ математика \ формат внеурочной деятельности: элективное занятие
  3. Блок заданий.

Прочитайте текст и выполните задания 1-2.

Источник № 1

Военный пенсионер Иванов В.П. с женой и двумя детьми 8 и 15 лет отдыхали в санатории «Океанский» в г. Владивосток. Для отдыхающих в санатории предложили экскурсию в океанариум, который находится на острове Русский.  Стоимость экскурсии для взрослого - 1800 рублей, для детей с 5 до 14 лет, для пенсионеров и ветеранов боевых действий – 1200 рублей. Выезд на экскурсию предлагают после обеда в 14.00. Планируемое возвращение в 19.00. Время экскурсии позволяет не пропустить завтрак и ужин в санатории.

Дети очень хотели посетить океанариум и посмотреть шоу дельфинов. На сайте приморского океанариума они нашли следующую информацию.

Режим работы океанариума

Океанариум открыт: ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ, ПЯТНИЦА, СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ с 10–00 до 20–00 часов. СРЕДА  с 14-00 до 20-00.  

Время работы автобусов на территории океанариума и выступлений:

шаттл-бас – 09:30–19:45; показательные выступления в дельфинарии  – 11:00, 15:00.
Приморский океанариум предлагает несколько категорий билетов, что максимально отвечает современным социальным запросам. Просим внимательно ознакомиться с условиями применения того или иного тарифа. 

 ТАРИФ

       ТАРИФ  «ЭКСПОЗИЦИИ»    

 ТАРИФ  «ЭКСПОЗИЦИИ + ДЕЛЬФИНАРИЙ»    

 «ВЗРОСЛЫЙ» 

1 000,00 руб. (в т.ч. ндс)

1 200,00 руб. (в т.ч. ндс)  

 «ДЕТСКИЙ»  

 (с 5 до 14 лет) 

500,00 руб. (в т.ч. ндс)  

600,00 руб. (в т.ч. ндс)  

 «СОЦИАЛЬНЫЙ»

500,00 руб. (в т. ч. ндс)   

600,00 руб. (в т.ч. ндс)  

 «ЛЬГОТНЫЙ»

0 руб.

0 руб.

  • Дети до 5-и лет имеют право на бесплатное посещение 
  • Тариф «Социальный» предоставляется следующим категориям посетителей (необходимы документы, подтверждающие льготу): 

     -пенсионеры

     -инвалиды I и II групп

     -ветераны боевых действий

  • Тариф «Льготный» предоставляется:

     - детям – инвалидам до 18 лет + 1 сопровождающий

     -Ветеранам ВОВ  

Билеты продаются онлайн ("Взрослый", "Детский") и в кассах рядом с главным зданием океанариума ("Социальный", "Льготный") с 09:30 до 18:30 часов. Вход в здание прекращается в 18 часов 45 минут. 

3адание № 1  

а) Определите, как выгоднее семье Иванова В.П. посетить океанариум: самостоятельно или через экскурсионную фирму в санатории? Найдите разницу между стоимостью экскурсии, приобретенной в санатории на семью Иванова В.П. и стоимостью билетов, которые можно купить в кассах Приморского океанариума.

б) Сколько экскурсионная фирма берет за трансфер с 1 человека?

Задание № 2

а) Какую ещё информацию необходимо найти ребятам, чтобы организовать экскурсию самостоятельно?  Приведите 1-2 примера.

б) Продумайте предполагаемые планы действий и запишите их в виде алгоритма.

Источник № 2

Для организации поездки в Приморский океанариум ребята узнали дополнительную информацию: от санатория можно добраться на такси или на двух видах транспорта: на электричке и городском автобусе, на коммерческом автобусе и городском автобусе.  Также они обратили внимание, что для экономии семейного бюджета, поездку нужно организовать между обедом и ужином, то есть с 14.00 до 19.00.

Собранная ребятами информация о трансфере в океанариум выглядит так.

Вид транспорта

Время в пути

Стоимость

Электричка между ж/д вокзалом в г.Владивосток и станцией  «Океанская»

30 минут

57 рублей

Коммерческий автобус 107, 114

Океанская- центр г.Владивосток

37 минут

50 рублей

Городской автобус  15, 77 центр г.Владивосток,  – Русский остров, Приморский океанариум

30 минут

26 рублей

Шаттл

5 минут

бесплатно

Такси «Восток» (от 1 до 4 пассажиров)

40 минут

800 рублей

Задание № 3.

а) Какой вид транспорта можно выбрать семье Иванова В.П. для того чтобы посетить шоу дельфинов в Приморском океанариуме после обеда в санатории?

1)Электричка- городской автобус  15, 77

2) Шаттл

1)Коммерческий автобус 107, 114 - городской автобус  15, 77

2) Шаттл

Такси «Восток»

б) Выберите наиболее дешевый вариант обратной поездки для семьи Иванова В.П.

в) В какое время семья Иванова В.П. должна отправиться обратно, для того, чтобы успеть вернуться к ужину, выбрав самый дешевый вариант поездки.

Критерии и баллы по каждому заданию

       Обучающимся предлагается жизненная ситуация, в которой описывается подготовка к поездке в Приморский океанариум. В первом задании общее описание ситуации дополняется таблицей с тарифами для выбора стоимости билета и выступает набором обязательных условий учебной задачи, приводящих к верному ответу.

        Чтобы справиться с заданием, ученику потребуются следующие умения: извлекать и учитывать в ходе рассуждений информацию из разных частей задания (из общего описания ситуации, из уточняющих сведений), извлекать математическую информацию из таблицы, проводить арифметические вычисления, приводить решение или объяснение, подтверждающее полученный ответ,  анализировать данные. 

В процессе формулирования проблемы на математическом языке учащиеся определяют, из какого раздела курса они могут извлечь необходимые математические знания, чтобы проанализировать, спланировать и решить проблему.

Задание 1. 

Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Ответ: а) Самостоятельно, 2400 рублей; б) 600 рублей

Пример возможного решения:

Стоимость билетов для каждого члена семьи в океанариуме:

Папа (пенсионер) – 600 р.; мама – 1200 р.; дети (8 и 15 лет) – 1 билет за 600 р. и 1 билет за 1200р.

1)1200+1200+600+600=3600(р) – стоимость билетов в океанариуме

2)1800+1800+1200+1200=6000(р) - стоимость экскурсии, купленной в санатории.

3)6000-3600= 2400(р)

4) 2400:4=600(р) – стоимость трансфера на 1 человека

Даны верный ответ и решение, в котором приведены рассуждения

1

Приведен верный ответ, а решение неполное, но не содержит неверных действий и утверждений

Или

Приведено верное решение и пояснения к пункту а), но получен неверный ответ к пункту б)

0

Другие ответы (включая случай, когда дан верный ответ, а решение неверное или отсутствует).

 Задание № 2. Система оценивания

Код

Содержание критерия

2 балла

Приведены 2 или более примеров, которые помогут продумать дальнейший план поездки, включая стоимость или время.

1 балл

Приведен 1  пример, помогающий продумать дальнейший план поездки.

0 баллов

В ответе упоминаются примеры, не влияющие на ход поездки или ответ отсутствует.

  • б) Продумайте предполагаемые планы действий и запишите их в виде алгоритма.

Код

Содержание критерия

2 балла

Приведен пошаговый алгоритм действий для организации поездки.

Пример полного алгоритма.

1.Выбрано время поездки (после завтрака, после обеда – до обеда, до ужина)

2. Решён вопрос с питанием.

2. Выбран вид транспорта до океанариума и обратно.

1 балл

Алгоритм неполный. Приведены несколько возможных шагов

0 баллов

В алгоритме приведены шаги, не влияющие на ход поездки или ответ отсутствует.

Во втором источнике сюжетная линия развивается. Ученику предлагается рассмотреть близкий к реальному случай посещения океанариума группой детей и взрослых. В ходе выполнения задания ученик получает возможность продемонстрировать умение выдвинуть гипотезу и доказать ее истинность на основе данной в тексте информации и привлечения собственного жизненного опыта. От ученика требуется сопоставить информацию, представленную в разных заданиях (общего описания ситуации, уточняющего описания условий посещения океанариума), выполнить действия с многозначными числами, привести решение или объяснение, подтверждающее полученный ответ. Задание среднего уровня сложности.

Задание 3.

Система оценивания 3 а)

Код

Содержание критерия

1

Ответ: воспользовавшись услугами такси. Решение содержит расчет времени на разных видах транспорта, приводящий к доказательству этого факта.

0

Объяснение неполное

Система оценивания 3 б)

Код

Содержание критерия

1

Ответ: 304 руб.

Один из вариантов решения

4(26+50)=304 (руб.)

4(26+57)>304 , 800>304

0

Объяснение неполное

Система оценивания 3 в)

Код

Содержание критерия

2

Ответ: не позднее 17 ч.48мин

Один из вариантов решения

  1. 37+30+5=72(мин)= 1ч.12 мин.
  2. 19ч.00мин - 1 ч.12 мин= 17ч.48 мин.

0

Ответ неверный

Краткое резюме о том, что показала апробация этого блока, что получилось, что пришлось уточнять и переделывать (почему?), какие новые идеи появились….

 В работе представлено 1 внеурочное занятие, апробированное в 5 классе. Учащимся было интересно работать с данным материалом, задания в основном оказались несложными, но у большинства учащихся возникли проблемы с решением заданий: № 2а,б и №3(в).

Значительная группа детей (1/5) дала верный ответ на первый вопрос, но привела неполное, не содержащее неверных утверждений решение или объяснение. Анализ работ школьников позволил диагностировать следующие недочеты:

извлечение и учёт не всех условий и данных учебной задачи,

неумение обосновать с помощью рассуждений или вычислений полученный ответ.

Ребятам нужно было использовать всю информацию о ценах на билеты, сопоставить эти данные с особенностями каждого члена семьи. Учащиеся, допустившие ошибки, не обратили внимание на условие «Социального» тарифа, то есть на стоимость билета для пенсионеров, которым является Иванов В.П.

        По результатам апробации второе  задание оказалось трудным для большинства учащихся. Только половина учащихся полностью или частично справились с этим заданием, возникла сложность с составлением верных вопросов.

По третьему заданию возникла сложность с вычитанием разноименных величин.

Использованные источники:

1)https://obzor-akvaparkov.ru/okeanarium-vladivostok/primorskij-okeanarium/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поездка в Приморский океанариум (математическая грамотность ) Петрова С.Л., МБОУ СОШ № 32

Слайд 2

Краткое описание условий использования творческой работы для детей 11 - 12 лет (5 – 6 класс) математика формат внеурочной деятельности: элективное занятие

Слайд 3

Источник № 1 Военный пенсионер Иванов В.П. с женой и двумя детьми 8 и 15 лет отдыхали в санатории «Океанский» в г. Владивосток. Для отдыхающих в санатории предложили экскурсию в океанариум, который находится на острове Русский. Стоимость экскурсии для взрослого - 1800 рублей, для детей с 5 до 14 лет, для пенсионеров и ветеранов боевых действий – 1200 рублей. Выезд на экскурсию предлагают после обеда в 14.00. Планируемое возвращение в 19.00. Время экскурсии позволяет не пропустить завтрак и ужин в санатории. Дети очень хотели посетить океанариум и посмотреть шоу дельфинов. На сайте приморского океанариума они нашли следующую информацию .

Слайд 4

Режим работы океанариума

Слайд 5

3адание № 1 а) Определите, как выгоднее семье Иванова В.П. посетить океанариум: самостоятельно или через экскурсионную фирму в санатории? Найдите разницу между стоимостью экскурсии, приобретенной в санатории на семью Иванова В.П. и стоимостью билетов, которые можно купить в кассах Приморского океанариума . б ) Сколько экскурсионная фирма берет за трансфер с 1 человека?

Слайд 6

3адание № 1

Слайд 7

3адание № 2 а) Какую ещё информацию необходимо найти ребятам, чтобы организовать экскурсию самостоятельно? Приведите 1-2 примера. Код Содержание критерия 2 балла Приведены 2 или более примеров, которые помогут продумать дальнейший план поездки, включая стоимость или время. 1 балл Приведен 1 пример, помогающий продумать дальнейший план поездки. 0 баллов В ответе упоминаются примеры, не влияющие на ход поездки или ответ отсутствует.

Слайд 8

3адание № 2 б ) Продумайте предполагаемые планы действий и запишите их в виде алгоритма . Код Содержание критерия 2 балла Приведен пошаговый алгоритм действий для организации поездки. Пример полного алгоритма. 1.Выбрано время поездки (после завтрака, после обеда – до обеда, до ужина) 2. Решён вопрос с питанием. 2. Выбран вид транспорта до океанариума и обратно. 1 балл Алгоритм неполный. Приведены несколько возможных шагов 0 баллов В алгоритме приведены шаги, не влияющие на ход поездки или ответ отсутствует.

Слайд 9

Источник № 2 Для организации поездки в Приморский океанариум ребята узнали дополнительную информацию: от санатория можно добраться на такси или на двух видах транспорта: на электричке и городском автобусе, на коммерческом автобусе и городском автобусе. Также они обратили внимание, что для экономии семейного бюджета, поездку нужно организовать между обедом и ужином, то есть с 14.00 до 19.00.

Слайд 10

Задание № 3 а) Какой вид транспорта можно выбрать семье Иванова В.П. для того чтобы посетить шоу дельфинов в Приморском океанариуме после обеда в санатории ? б ) Выберите наиболее дешевый вариант обратной поездки для семьи Иванова В.П. в) В какое время семья Иванова В.П. должна отправиться обратно, для того, чтобы успеть вернуться к ужину, выбрав самый дешевый вариант поездки. 1)Электричка- городской автобус 15, 77 2) Шаттл 1)Коммерческий автобус 107, 114 - городской автобус 15, 77 2) Шаттл Такси «Восток»

Слайд 11

Задание № 3 а) Какой вид транспорта можно выбрать семье Иванова В.П. для того чтобы посетить шоу дельфинов в Приморском океанариуме после обеда в санатории ? Код Содержание критерия 1 Ответ: Такси . Решение содержит расчет времени на разных видах транспорта, приводящий к доказательству этого факта. 0 Другой ответ.

Слайд 12

Задание № 3 б ) Выберите наиболее дешевый вариант обратной поездки для семьи Иванова В.П . Код Содержание критерия 1 Ответ: 304 руб. Один из вариантов решения 4(26+50)=304 (руб.) 4(26+57) > 304 , 800 > 304 0 Объяснение неполное

Слайд 13

Задание № 3 в ) В какое время семья Иванова В.П. должна отправиться обратно, для того, чтобы успеть вернуться к ужину, выбрав самый дешевый вариант поездки. Код Содержание критерия 2 Ответ: не позднее 17 ч.48мин Один из вариантов решения 37+30+5=72(мин)= 1ч.12 мин. 19ч.00мин - 1 ч.12 мин= 17ч.48 мин. 0 Ответ неверный

Слайд 14

Подходы к составлению заданий Предлагаются практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами ма тематики. В описании ситуации достаточно информации для решения поставленной задачи . Объективность оценки обеспечивается независимостью вопросов Решение проблемы рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника Информация предлагается в виде текста и таблицы Используются возможности разной формы записи ответа

Слайд 15

Контекст: личностный Вид познавательной деятельности: 1 Формулировать ситуацию на математическом языке 2 Применять математические понятия, размышлять 3 Интерпретиро - вать , использовать и оценивать результаты По областям содержания: количество (арифметика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.  Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...

Примеры заданий для формирования математической грамотности.

Примеры  заданий для формирования математической грамотности в 5-9 классах....

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики

В работе содержится 8 задач на формирование математической грамотности на уроках математики. Данные задания подойдут для работы с учащимися 5-6 классов....

Система заданий на формирование математической грамотности

Предложены задачи с характеристикой и критериями оценки на формирование математической грамотности...

Конструирование заданий по формированию математической грамотности обучающихся на краеведческих данных для 5 класса

В данной работе представлена историческая справка о Татарском государственном театре кукол "Экият". Построенное в виде сказачного замка-дворца здание театра является достопримечательностью г...

Задание на формирование математической грамотности

Формирование математической грамотности на уроке литературы в 7 классе "Биография М. Ю. Лнрмонотова"...

Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики. Задачи мастер-класса:п...