Научно-исследовательская работа "Математика в музыке"(презентация)
опыты и эксперименты по математике (7, 8, 9 класс)
презентация к докладу о научно-исследовательской работе "Математика в музыке".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nir_prezentatsiya.pptx | 1.51 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка — арифметика звуков, подобно тому, как оптика — геометрия света. Клод Дебюсси Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. Готфрид Вильгельм Лейбниц
Из истории установления связи между музыкой и математикой Опыты Пифагора. Монохорд Отношения и пропорции в музыке Опыты Хладни Музыка и геометрические формы
ГИПОТЕЗА: С помощью простых приспособлений, изготовленных в домашних условиях, можно воспроизвести исследования Пифагора и Хладни , демонстрирующие проявление математических закономерностей в музыке. Объект исследования: элементы математического языка: звуки и созвучия (интервалы). Предмет исследования: зависимость между созвучием и пропорциональным делением струны на части; характеристики фигур Хладни . Методы исследования : поисковый метод: работа с источниками информации; сравнительно-экспериментальный метод: разработка эксперимента и демонстрация опыта; практический метод: проведение математических преобразований и вычислений.
Цель исследования: теоретическое описание и опытное подтверждение связей между элементами музыкального языка (звуки и интервалы), количественными отношениями и пространственными формами. Задачи: Найти информацию о связи между музыкой и математикой. Изучить и описать доступные способы доказательства связи между музыкой и математикой. Изготовить необходимое оборудование. Провести практические исследования. На основе изучения информации и проведенных практических исследований сделать выводы, проиллюстрировать их опытами.
ГИПОТЕЗА Из вечности музыка вдруг раздалась, И в бесконечность она полилась, И хаос она на пути захватила, — И в бездне, как вихрь, закружились светила: Певучей струной каждый луч их дрожит, И жизнь, пробужденная этою дрожью. Лишь только тому и не кажется ложью, Кто слышит порой эту музыку божью. Кто разумом светел, в ком сердце горит. 1885 г. Яков Полонский
Законы целочисленных отношений и пропорций в консонансах Приятные слуху созвучия – КОНСОНАНСЫ– звучат лишь тогда, когда длины струн относятся как целые числа, то есть как 1:2, 2:3, 3:4. Длина струны, звучащая в кварту с основным тоном, есть СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ между длинами струн, дающими основной тон и октаву. Длина струны, звучащая в квинту с основным тоном, есть СРЕДНЕЕ ГАРМОНИЧЕСКОЕ между длинами струн, дающими основной тон и октаву. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОПОРЦИЯ: отношение длины струны, звучащей в кварту к длине струны основного тона равно отношению длины струны, звучащей в октаву к длине струны, звучащей в квинту
Математические характеристики натурального мажорного строя 8/9 – интервальный коэффициент; Ряд относительных длин струн мажорного лада: ДО – 1; Ре – 8/9 ; Ми – 64/81 ; Фа – 3/4 ; СОЛЬ –2/3; ЛЯ – 16/27 ; СИ – 128/243; ДО – 1/2.
Опыты Хладни
Опыты Хладни
Результаты изготовлено оборудование и проведены практические исследования, демонстрирующие проявление математических, арифметических и геометрических закономерностей в музыке; на основе измерений составлены и вычислены числовые отношения и пропорции музыкальных созвучий; на основе опыта вычислен интервальный коэффициент и составлен ряд относительных длин струн лидийского (мажорного) лада. сделаны выводы о характере форм фигур Хладни в зависимости от звука.
*** Вещи уснули. В молчании сна Песня, живущая в них, не слышна. Если отыщешь заветное слово, Мир нам в звучании откроется снова. Й. Эйхендорф (1788 – 1857) (пер. М. Гиверц )
Источники информации Болл Дж. Математика на ладони. – М.:КоЛибри , Азбука-Аттикус,2021. – 512с. Волошинов А.В. Математика и искусство.– М.: Просвещение, 2000. – 399с. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.:Просвещение,1989. – 192с. https://coollib.com/b/330281-haver-arbones-tom-12-chisla-osnova-garmonii-muzyika-i-matematika/read#t1%20https://www.classicalmusicnews.ru/articles/muzyika-i-matematika-first/ https://culturolog.ru/content/view/3025/35/
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"
Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Научно-исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"
В настоящее время особую актуальность в нашей стране приобретает проблема патриотического воспитания. Цель данной работы: изучение значения музыки в годы Великой Отечественной войны и в наш...
Научно - исследовательская работа по физике "Физика и музыка"
Представлены материалы иссследования по указанной теме. Прослеживается связь физики и музыки, а именно звуковые явления. Извлечение звуков музыкальных инструментов. Свойства звука, шкала громкости... ...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Статья «Научно исследовательская деятельность учителя музыки в эстетическом воспитании обучающихся в школе в контексте профессионального стандарта»
Музыка, как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает их, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к приро...