Десятичные дроби: сложение, вычитание, сравнение и округление
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок-обощение по теме "Действия с десятичными дробями" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС

Десятичные дроби: сложение, вычитание, сравнение и округление.

Тип урока:  Обобщение знаний и закрепление навыков выполнения действий с десятичными дробями.

Цели урока:

- систематизировать и обобщить знания по теме;

- выработать  навыки решения примеров на сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей;

 Задачи урока:

Образовательные:

- повторить правила сложения, вычитания, сравнения и округления десятичных дробей;

 - повторить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;

 - повторить алгоритм сравнения десятичных дробей;

 - повторить алгоритм округления чисел.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность;

- развивать умение анализировать, наблюдать, обобщать, делать выводы;

- развивать культуру математической речи.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, ответственность, взаимоуважение;

- воспитывать честность в оценке своих знаний и знаний товарищей.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:  

 -индивидуальная работа, фронтальная работа, тестирование.

Время реализации урока:40 минут.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят  ученики в ходе урока .

 Актуализируют:

-знания о десятичных дробях,

- о правилах сложения, вычитания, сравнения и округления десятичных дробей.

Приобретут: 

-навыки решения примеров с использованием алгоритмов сложения, вычитания, округления и сравнения десятичных дробей.

Закрепят:

-умения применять полученные теоретические знания для решения примеров.

Необходимое оборудование и материалы: ПК учителя, мультимедиа проектор, презентация, раздаточный материал, тест, лист рейтинга учащихся.

Ход и содержание урока:

Мотивация учащихся.

    Один из учеников заранее готовит сообщение о десятичных дробях, их истории. После сообщения – обсуждение.

Вопрос: – Зачем нужны десятичные дроби? Может можно было обойтись натуральными числами и обыкновенными дробями?

Ответ: – Запись удобна, действия с десятичными дробями похожи на действия с натуральными числами, можно считать с помощью калькулятора.  

I Актуализация знаний:

1.Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну десятичных дробей и проверим знания, умения, навыки в их сложении, вычитании, сравнении и округлении.

  •   Начнём мы подготовку к путешествию  с необычного задания. Это будет рыбалка. Любой  рыбак скажет, что рыбная ловля требует усидчивости, терпения, внимательности и ловкости.
  • 2. Рыбалка. (Слайд 3, нажимая на рыбку попадаем на слайд с вопросом, читаем, отвечаем).
  • Какие числа вы знаете?
  • Ноль – натуральное число?
  • Какие числа называются десятичными дробями?
  • Назовите разряды десятичной дроби.
  • Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей.
  • Сформулируйте алгоритм вычитания десятичных дробей.
  • Сформулируйте алгоритм сравнения десятичных дробей.
  • Сформулируйте алгоритм округления десятичных дробей

 Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!

Конфуций

Как вы понимаете это?

Вывод:  надо не просто знать правила, но и  уметь их применять.

II.  Устная работа.

1.  Слайд 4(Задание выполняется вместе с классом).

Прочитайте число 23094,5809668.

 1. Какая цифра стоит в разряде:

    - сотен    - десятков - десятых - тысячных   - миллионных - десятков тысяч?

 Слайд 5 (Задание выполняется вместе с классом).

-В каких разрядах стоит цифра 6? 8?

- Какие разряды отсутствуют?

Слайд 6 (Задание выполняется вместе с классом).

Заполните пустые клеточки так, чтобы получилось верное высказывание:C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок1.png

Слайд 7

(Задание выполняется самостоятельно, затем проверка. В ходе проверки выясняются все трудности, возникшие при решении, каждый пример оценивается в 1 балл, ребята подсчитывают количество баллов и фиксируют у себя в листе рейтинга.)

Какие натуральные числа расположены между числами:

  4,7 и 8,6;     28 и 30,1;      32,7 и 33,7?

Слайд 8.

(Задание выполняется самостоятельно, затем проверка. В ходе проверки выясняются все трудности, возникшие при решении, каждый пример оценивается в 1 балл, ребята подсчитывают количество баллов и фиксируют у себя в листе рейтинга.)

   Между какими соседними натуральными числами расположено число:

5,68;     126,07;     1,0004?

Слайд 9. (Задание выполняется вместе с классом).

Укажите какое-нибудь значение у, при котором верно неравенство:

 4.

Слайд 10. (Задание выполняется письменно вместе с классом).

Сравните числа:

а) 62,03 и 87,09            б) 0,3 и 0,628         в) 22,3 и 22,300

г) 0,109 и 0,0109          д) 0,109 и 0,119     е) 7,3619 и 7,3625

ж) 0,0037 и 0,00365     з) 10,5** и 10,8*    и) ***,68 и *,8**.    

Слайд 11. (Задание выполняется самостоятельно, затем фронтальная проверка выполнения задания с комментариями и пояснениями учащихся за задание можно получить 0-2б., результат фиксируется в листе личных достижений).

а) Расставьте в порядке возрастания числа: 8,149; 8,079; 3,465; 0,453; 3,456. Расставьте в порядке убывания числа: 0,091; 0,37; 0,082; 0,044; 0,8. 

Слайд 12. Физкультминутка.

              Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я

Слайд 13. (Задание выполняется вместе с классом).

Помогите Незнайке округлить дроби:

  • 14,359 до сотых
  • 125,37 до единиц
  • 8491,53 до тысяч
  • 2,385 до десятых
  • 213,58 до десятков

145,5697 до тысячных.

 Слайд 14. (Диктант выполняется на двойных листах с копиркой. Затем осуществляется взаимопроверка. Дети считают набранные за диктант баллы и фиксируют результаты в листе учета личных достижений).

Вариант 1

1. 6,26

2. 3,51

3. 7,62

4. 1,95

5. 2,876

6. 3,952

Вариант 2

1. 4,73

2. 7,98

3. 5,37

4. 2,15

5. 4,363

6. 1,945

Округлите числа до:

Единиц

Десятых

Целых

Десятых

Сотых

Сотых

Слайд 15

  • Помогите Незнайке решить примеры и восстановить цепочку вычислений

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок1.png

Слайд 16. (Задание выполняется вместе с классом, после решения

примера – проверка).

    Известно, какое важное значение в русском языке имеет запятая. Смысл предложения может резко измениться, если поставить ее неправильно.

Где поставить запятую.

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

-Вот что значит

Запятая!

Заходер Борис

   В математике запятая также играет очень большую роль: от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Задание. Расставьте запятые, чтобы получились верные равенства.

62 + 28 = 9,

236 – 136 = 1,

4 + 522 = 922,

42 + 17 = 212,

736 – 336=4,

63 – 27 = 603.

Слайд 17-18 (учащиеся выполняют самостоятельно, у каждого ребенка есть на столе таблица для выполнения задания).

Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать название  птицы, занесённой в Красную книгу Адыгеи.(КОЛПИЦА)

7,4 + 3,2          5,9 + 0,3            9,5 – 4,3                4,7+3,6

18,6 + 4,2        50,2 – 20,2        4,2 + 2,06

7,5 – 0,7          3 – 0,4                13,7-4,9

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

Р

К

Е

О

Н

М

Л

Ч

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

8,3

П

Ш

И

В

Ц

Б

А

Узнайте  размах крыльев этой птицы, сложив результаты , данные в таблице в см, а размах выразите в метрах.

III Самостоятельная работа в тестовой форме. Баллы за задание также  фиксируют в листе учета личных достижений.

В конце урока каждый ученик подсчитывают количество баллов в своем листе, определяет свою отметку за урок.

Шкала: 12 - 13 б. - «3»

14 - 19 б. - «4»

20 - 23 б. - «5»

IV.Рефлексия деятельности на уроке 

У каждого из детей на столе  стикеры (красный, зелёный, жёлтый). Просьба, уходя из класса, прикрепить на доску один из них.

 Красный цвет обозначает: “Я доволен своей работой на уроке, материал урока был полезен для меня, понятен и интересен, я много и хорошо работал на уроке”.

Зелёный цвет обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Жёлтый цвет: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я был не готов”.

V.  Домашнее задание  п. 30 – 33, № 1299, № 1304

По желанию: найти сведения о птицах, занесённых в Красную книгу Адыгеи и придумать задачи, связанные с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Тест по теме "десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс)

К тесту прилагается оценочный лист, характеристика работы, критерии оценивания...

Урок по теме "Сложение, вычитание, сравнение десятичных дробей"(5 класс)

Урок закрепления способности сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей....

Технологическая карта урока "Сложение, вычитание, сравнение, округление десятичных дробей"

Технологическая карта урока "Сложение, вычитание, сравнение, округление десятичных дробей"...

Контрольная работа №1 «Сложение, вычитание, сравнение. округление натуральных чисел»

Контрольная работа №1 «Сложение, вычитание, сравнение. округление натуральных чисел»  для 5 класса по новым ФГОС третьего поколения...