Методика формирования представлений о составе числа из двух меньших чисел у детей дошкольного возраста.
консультация по математике

Дормидонтова Елена Сергеевна

В данной презентации  описана важность постепенной подготовки детей дошкольного возраста к овладению составом числа из двух меньших чисел. Данные упражнения с множествами убеждают детей, что как множество может быть составлено из разных частей, так и число может быть составлено из меньших чисел. Так же уделено  важное значение изучению состава числа из двух меньших чисел в пределах 5 для подготовки вычислительной деятельности детей. В презентации рассмотрены два способа формирования  представлений о составе числа из двух меньших чисел (на примере числа 5), представлены приемы работы (виды упражнений, дидактические игры из опыта работы). Так же  даны рекомендации для родителей "Как дома помочь ребенку понять состав числа" (на примере увлекательных  различных игр и упражнений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация "Из опыта работы"2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика формирования представлений о составе числа из двух меньших чисел у детей дошкольного возраста. Учитель-дефектолог: Дормидонтова Елена Сергеевна Москва, 2020 г. 5 5 5 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА» (ГБОУ ШКОЛА № 460) 109559, г. Москва, ул. Белореченская , дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36 e-mail : 460@edu.mos.ru http://sch460uv.mskobr.ru ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Слайд 2

В дошкольном учреждении к изучению состава числа из двух меньших чисел дети подводятся постепенно. Сначала определяя количество частей, входящих в состав множества, дети устанавливают, что часть меньше целого, что части могут быть равными и неравными по численности. Затем, считая элементы в каждой части множества, определяют, из каких чисел составлено то или иное множество. Эти упражнения убеждают детей, что как множество может быть составлено из разных частей, так и число может быть составлено из меньших чисел. Дети, не владеющие операциями с множествами, воспринимают множество и число как целое. Такие дети с трудом отвечают на вопрос: «Сколько конфет всего, если шесть конфет находится на столе, а четыре конфеты в коробке?» Целью изучения состава числа из двух меньших является понимание того, что множество может быть составлено как из однородных, так и из разнородных элементов, из ряда групп, частей. Число служит показателем множества, и его отдельных частей, а часть меньше целого, значит, и число может состоять из меньших чисел. Объединяя меньшие числа, можно получить новое, большее число.

Слайд 3

Именно эти понятия важно сформировать у детей, а не добиваться механического запоминания состава числа. Дети в подготовительной группе знают, что число состоит из количества единиц, равного самому числу, знают, как образуется натуральный ряд чисел. Это позволяет понять, что число можно разложить не только на единицы, но и на другие числа. Изучение состава числа из двух меньших чисел в пределах пяти имеет значение для подготовки к вычислительной деятельности. Чтобы к четырем прибавить три, необходимо разложить число три на единицы и, пользуясь приемом присчитывания, прибавлять второе слагаемое по одному: четыре + (один + один + один). Или: к четырем + (два + один ). Важно научить детей этим способам присчитывания. А для этого надо знать состав чисел из меньших чисел в пределах первого пятка. Упражняясь, дети составляют множества в три, четыре, пять элементов из двух частей, различающихся между собой цветом, формой, размером, На этой основе узнают, из каких меньших чисел можно составить число три, четыре, пять.

Слайд 4

Состав числа из двух меньших Формирование данного представления может происходить двумя способами. Первый способ – с помощью «двусторонних предметов». Педагог раздаёт детям круги, с одной стороны красные, с другой – синие (цвет может быть другим) в количестве, равном изучаемому числу, например, пять. Предлагает выложить эти пять кругов так, чтобы были и красные, и синие. Затем спрашивает у детей, в какой комбинации они выложили круги. Один ребёнок говорит: «Я выложил 2 синих круга и 3 красных». Педагог обобщает: « 2 и 3 – это 5» . Другой ребёнок говорит: «Я выложил 1 красный круг и 4 синих». Педагог снова обобщает: « 1 и 4 – это 5 ». И таким образом рассматриваются разные комбинации двух меньших чисел в составе заданного числа . Упражнения в разложении чисел в пределах первого пятка на две группы служат подготовкой детей к усвоению арифметических действий.

Слайд 5

Ознакомление с составом числа из двух меньших чисел Приёмы работы : Педагог выкладывает 5 кругов одного цвета, с обратной стороны круги имеют другой цвет (например: красный и синий). Выясняет, сколько кругов, чем они похожи. 5 красных Перевернуть первый круг, уточнить: сколько синих? Сколько красных? Сколько всего кругов? Сколько взяли синих и красных кругов, чтобы всего получилось 5? Выяснить, как получилось число 5 : 1 синий и 4 красных. Вывод: 5 это 1 и 4. 2 синих и 3 красных. Вывод: 5 это 2 и 3. 3 синих и 2 красных. Вывод: 5 это 3 и 2 . 4 синих и 1 красный Вывод : 5 это 4 и 1

Слайд 6

Виды упражнений Разложить 5 пуговиц на 2 тарелки разными способами, каждый раз проговаривая, сколько пуговиц на каждой тарелочке. Взять 5 квадратов двух цветов и рассказать, сколько всего квадратов и сколько каждого цвета. Положить в ряд 5 квадратов. Под ними положить 1 (2) круга и столько треугольников, чтобы вместе получилось 5 фигур. Выложить (или нарисовать) столько кружочков, сколько не хватает до целого множества.

Слайд 7

Ознакомление с составом числа из двух меньших чисел 5 3 2 4 1

Слайд 9

Второй способ называется «досчитывание, докладывание». Он может быть реализован с помощью разных приёмов, например «Засели домик». Педагог предлагает детям домик, в котором «живёт» число, например 5. В этом домике будет 4 «этажа» с двумя «квартирами» на каждом. В одной «квартире» уже поселилось какое-то число, меньшее 5. Задача детей – заселить вторую «квартиру» таким образом, чтобы всего на этаже было 5 «жильцов». В место цифр, дети могут обозначать числа определённым количеством точек. 5

Слайд 10

Рассмотрим методику применения данного способа на конкретном примере. Педагог рассказывает основные правила (смотрите выше) и предлагает вместе «заселить» первый этаж домика. - Сколько жильцов на этаже? (Один) - Будем заселять? (Будем) Дети рисуют одну точку в свободном окошке. - Сколько всего жильцов на этаже? (Два) - Будем заселять? (Будем) Дети рисуют ещё одну точку в этом же окошке. - Сколько всего жильцов на этаже? (Три) - Будем заселять? (Будем) Дети рисуют в этом же окошке дополнительную точку. - Сколько всего жильцов на этаже? (Четыре) - Будем заселять? (Будем) Дети рисуют в окошке последнюю точку. - Сколько всего жильцов на этаже? (Пять) - Будем заселять? (Не будем) - Сколько жильцов мы заселили? (Четыре) - Один и четыре – это пять.

Слайд 11

Обратите внимание: 1) «заселение квартиры» домика происходит постепенно – по одной единице – именно в этом и состоит суть способа «досчитывания, докладывания»; 2) после очередного «заселения» дети пересчитывают общее количество точек до тех пор, пока не прозвучит нужное число; 3) как только прозвучало заданное число (5, например), нужно сосчитать количество точек, нарисованных детьми (сколько жильцов мы заселили?); 4) заключительный компонент данного «заселения» - вывод, в котором сначала нужно назвать количество заданных точек, затем количество дорисованных точек и обобщить эти числа в одном общем числе, например, 5 (один и четыре – это пять). При этом последовательность называния чисел важна: 1 и 4 это не 4 и 1 – это разные комбинации! Это легко доказать с помощью предметов: 1 зайчик и 4 белочки и 4 зайчика и 1 белочка – это не одно и то же.

Слайд 12

Как было сказано, способ «досчитывание, докладывание» может быть реализован с помощью разных приёмов. Кроме «Засели домик» используется «Дорисуй лепесточки цветку», «Дорисуй точки божьей коровке», «Дорисуй лучики солнышку», «Доложи конфеты в вазу» и т.д. Во всех этих приёмах суть одна – есть определённое число и к нему нужно доложить такое число, чтобы их сумма была равна заданному числу. После освоения навыка «досчитывания» дети могут решать подобные задачи, «свернув» внутренние операции, например, сразу называть два числа, из которых можно составить третье; или, зная сумму чисел и одно из слагаемых, найти второе слагаемое. 5 5 5

Слайд 13

2 3 5

Слайд 14

5 5 5 5 2 5 5 4 5 3

Слайд 15

Как дома можно помочь ребенку понять состав числа? Обучение детей математике дома – это увлекательный мир и ребенок будет с радостью выполнять упражнения, играя. Предложите ребенку самостоятельно разделить альбомный лист на 4 равные части. Потом вместе разрежьте их, и у вас получатся карточки. Напиши на каждой них цифры до 10. Пусть ребенок вспоминает, думает, но выдаст 10 карточек. Когда все будет готово, предложите ребенку раскрасить их как, он хочет. Вы – добились результата: малыш вспомнил цифры. А теперь можете с их помощью решать примеры. Можно взрослому взять пять кружков или мелких игрушек и часть из них зажать в одной руке, а часть — в другой. Ребенок должен определить, в какой руке сколько предметов. Важно, чтобы взрослый следил за ответами ребенка, в которых должно указываться как общее число, так и его составные части. «У меня было всего пять карандашей, из них три карандаша я дал папе и два — бабушке. У папы и бабушки вместе пять карандашей. Значит, число пять можно составить из трех и двух». Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение между целым и частями, т. е. делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4». Игра «Доминошки!»Начать с простого - "переводили" точки в числа. Нужно посчитать сколько точек - записать число. Отработать порядок действий - поработал с доминошкой - переверни, чтобы не сбиться. самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

Реабилитационная программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Обоснование выбора социально – реабилитационной программы, реабилитационной технологии Тематический планДиагностическая картаАктуальностьДидактические принципыРазделы программыМежпредметные связиФормы...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Животные жарких стран" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Животные жарких стран" у детей дошкольного возраста....

Программа формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

Представленная программа адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью программы является создание условий для эффективног...

Формирование культурно-гигиенических навыков как составляющей части воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.

Рассматривается проблема формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста через призму нравственного воспитания и общего физического развития. Рассм...