ОТКРЫТЫЙ УРОК (математика) ПО ТЕМЕ: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ»
методическая разработка по математике (5 класс)
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для обучающихся 5-х классов по теме «Решение задач практического содержания». Содержит аннотацию, пояснительную записку, конспект занятия и технологическую карту, разработанную в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Пояснительная записка содержит следующую информацию: характеристики заданий, темы, систему оценивания и содержания критериев и видов грамотности, направленных на развитие у обучающихся способностей применять полученные знания и умения в разносторонней практической жизни.
Конспект урока состоит из темы урока, типа урока, цели и задач урока, видов деятельности, формируемых УУД, плана урока, хода урока, карточек самооценивания и листа обратной связи.
В технологической карте описаны деятельность и действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.
Данное занятие направлено на усиление прикладной направленности.
Задания разработаны для закрепления обучающимися применения тем «Натуральные и десятичные числа», «Проценты», формирования у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, развитии дисциплинированности, экономности, толерантности, предприимчивости и самостоятельности в принятии решений через решение задач, связанных с повседневной жизнью.
Использование таких заданий в учебном процессе позволяет ответить на вопросы обучающихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?».
В работе представлены задания, а также их характеристика и система оценивания заданий.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методическая разработка содержит, в качестве приложения к технологической карте, задания в виде рабочего листа (Приложение № 1).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 318.12 КБ | |
| 318.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 14 им. Я.И. Хорольца»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
(математика)
ПО ТЕМЕ:
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ»
5 класс
Учитель математики
МБОУ «СОШ № 14»
Гасайниева Зубалжат Магомедовна
2022 год
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для обучающихся 5-х классов по теме «Решение задач практического содержания». Содержит аннотацию, пояснительную записку, конспект занятия и технологическую карту, разработанную в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Пояснительная записка содержит следующую информацию: характеристики заданий, темы, систему оценивания и содержания критериев и видов грамотности, направленных на развитие у обучающихся способностей применять полученные знания и умения в разносторонней практической жизни.
Конспект урока состоит из темы урока, типа урока, цели и задач урока, видов деятельности, формируемых УУД, плана урока, хода урока, карточек самооценивания и листа обратной связи.
В технологической карте описаны деятельность и действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.
Данное занятие направлено на усиление прикладной направленности.
Задания разработаны для закрепления обучающимися применения тем «Натуральные и десятичные числа», «Проценты», формирования у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, развитии дисциплинированности, экономности, толерантности, предприимчивости и самостоятельности в принятии решений через решение задач, связанных с повседневной жизнью.
Использование таких заданий в учебном процессе позволяет ответить на вопросы обучающихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?».
В работе представлены задания, а также их характеристика и система оценивания заданий.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методическая разработка содержит, в качестве приложения к технологической карте, задания в виде рабочего листа (Приложение № 1).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задания разработаны для закрепления обучающимися применения тем «Натуральные и десятичные числа», «Проценты», формирования у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, развитии дисциплинированности, экономности, толерантности, предприимчивости и самостоятельности в принятии решений через решение задач, связанных с повседневной жизнью.
Использование таких заданий в учебном процессе позволяет ответить на вопросы обучающихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?».
В работе представлены задания, а также их характеристика и система оценивания заданий.
Актуализация знаний. Устный счёт.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИИЙ
Содержательная область оценки | Количество, стоимость, длина |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | краткий ответ |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и, определить количество, стоимость покупки, длину ребра |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Применение знаний, умений и навыков по теме
Задача 1. Коммунальные услуги. Оплата по квитанции
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | стоимость |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить расход электроэнергии и сумму к оплате |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ 763 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение:
218 * 3,5 =763 (руб) Ответ: 763 руб. | 2 |
При верном ходе решения допущена одна арифметическая ошибка | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
Задача 2. Ремонт в квартире.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | расход |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить расход денег на ремонт и возможность совершения покупки ковра |
Максимальный балл | 2 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы | ||||||||||||||||||||
Дан верный ответ 10500 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ, определена возможность покупки ковра Возможное решение: Возможность покупки ковра: 15000 – 10500 = 4500 (руб) – остаток денег; 4500 > 3500 | 2 | ||||||||||||||||||||
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) или при верном ходе решения допущена одна арифметическая ошибка | 1 | ||||||||||||||||||||
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 | ||||||||||||||||||||
Задача 3. (Устно) Обед в столовой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | Сравнительный расход |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | Устный, объяснение выбора номеров |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы, определить стоимость покупки, назвать верный набор номеров |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ и высказано решение, подтверждающее полученный ответ. | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Задачи ВПР.
- Офисная бумага. Оптимальный выбор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | стоимость |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость, сделать оптимальный выбор |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы | |||||||||||||||
Дан верный ответ 560 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: | 2 | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) или при верном ходе решения допущена одна арифметическая ошибка | 1 | |||||||||||||||
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
- «Сотовая связь». Определение выгодного тарифа.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | расход |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость, сделать оптимальный выбор |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы | ||||||||||||||||
Дан верный ответ 1 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: | 2 | ||||||||||||||||
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) | 1 | ||||||||||||||||
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
3) «Подготовка к школе»
Вопрос 1/3. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки без учёта скидки |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая, читательская.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ 6 700 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) На покупку одежды Вера Александровна потратит: 1 200 + 900 + 1 700 + 500 = 4 300 руб. 2) На покупку обуви Вера Александровна потратит: 1 600 + 800 = 2 400 руб. 3) За все покупки в магазине «Народный» Вера Александровна заплатит: 4 300 + 2 400 = 6 700 руб. | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Вопрос 2/3. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки с учётом скидки |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ 5 575 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) В предыдущем вопросе была определена стоимость одежды без учёта скидки – 4 300 рублей. С учётом скидки 15 % на одежду в этот день Вера Александровна заплатит: 4 300 · 0,85 = 3 655 руб. 2) В предыдущем вопросе была определена стоимость обуви без учёта скидки – 2 400 рублей. С учётом скидки 20 % на обувь в этот день Вера Александровна заплатит: 2 400 · 0,8 = 1 920 руб. 3) За все покупки Вера Александровна потратит: 3 655 + 1 920 = 5 575 руб. | 2 |
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Вопрос 3/3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Народный».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить выгоду при совершении покупок по акции |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ 1 125 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) За покупку одежды и обуви Вера Александровна могла заплатить 6 700 руб., если бы в магазине не было акции (Вопрос 1/3). 2) С учётом действующих скидок Вера Александровна заплатила – 5 575 руб. (Вопрос 2/3). 3) Вера Александровна сэкономила, приобретая товары в магазине «Народный»: 6 700 – 5 575 = 1 125 руб. | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 14 им. Я.И. Хорольца»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
(математика)
ПО ТЕМЕ:
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ»
5 класс
Учитель математики
МБОУ «СОШ № 14»
Гасайниева Зубалжат Магомедовна
2022 год
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Учитель: Гасайниева Зубалжат Магомедовна
Класс: 5-й
Тема урока: Решение задач практического содержания
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников, развитие умения обучающихся применять изученные знания по темам «Действия с натуральными и десятичными числами» и «Проценты» в повседневной жизни.
Задачи урока:
Образовательные:
- усиление прикладной направленности;
- формирование функциональной грамотности школьников;
- повторить и обобщить свойства действий с натуральными и десятичными числами, нахождение процента от числа;
- продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
Воспитательные:
- добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающие:
- развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные:
- формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование урока:
- Задачи, составленные учащимися, по собранному материалу.
- Карточки-задания, карточки самооценки, лист обратной связи.
- План-конспект к уроку, компьютер, проектор.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент. Проверка домашнего задания – 5 мин.
- Актуализация знаний. Устный счёт – 4 мин.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин.
- Применение знаний, умений и навыков по теме – 10 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Задачи ВПР (работа в парах) – 10 мин.
- Применение знаний и умений в самостоятельной работе – 6 мин.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. Рефлексия – 3 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Проверка домашнего задания – 5 мин.
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на уроке. Девиз нашего урока:
Без математики, друзья,
Прожить на свете нам нельзя.
Без нее ты пропадешь.
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
Все ли выполнили домашнюю работу? Проверим её? (Проверка домашней работы по слайду)
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
«2» - если справился с задачей без затруднений
«1» - если справился с задачей, но возникли сложности
«0» - если не справился с задачей.
- Заполните поле по домашней работе.
- В конце урока подведите итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок.
- Актуализация знаний. Устный счет – 4 мин.
№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 р.)
№2. В октябре семья заплатила за мобильную связь 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года, если тариф не изменится? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)
№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Приора» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л)
№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.)
№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)
№6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5 см)
– Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточке самооценивания.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин.
Пожалуйста, возьмите карточки «Задачи урока». Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? (Читают условия, высказывают мнение пo их содержанию.)
Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
- Применение знаний, умений и навыков по теме – 10 мин.
Прошу выбрать номер задачи для решения.
Пpиступаем к pешению задач, кoтopые вы выбpали.
Решение задач:
обучающиеся решают выбранную задачу. Все вычисления выпoлняют в тетpадях, пpи неoбхoдимoсти в стoлбик. Пo oкoнчании pабoты над каждoй задачей дети oценивают pезультат свoей деятельнoсти на листах oценивания.
Задачи.
Вы знаете, на что тратиться часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.
Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей.
Задача 1. Коммунальные услуги. Оплата по квитанции.
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество
Показания счетчика | Расход электроэнергии (квт.ч) | Тариф (р) | Сумма к оплате (р) | |
Текущее | Предыдущее | |||
9646 | 9428 | 3 р 50 коп. | ||
Задача 2. Ремонт в квартире.
Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У нее на карточке 15 000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если ей потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 м2 линолеума по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р?
Задача 3. (Устно) Обед в столовой.
Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | #1041;орщ | 25 рублей |
#1057;уп куриный | 32 рубля | |
#1057;уп овощной | 22 рубля | |
Вторые блюда | #1050;отлета куриная с макаронами | 50 рублей |
#1054;вощное рагу | 40 рублей | |
#1055;лов | 58 рублей | |
Напитки | #1050;омпот | 12 рублей |
#1052;орс | 15 рублей | |
#1057;ок | 20 рублей |
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. Назовите какой-нибудь один набор номеров названий блюд.
- Физкультминутка – 2 мин.
А теперь представим детки
будто руки наши — ветки,
покачаем ими дружно,
словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На друг друга посмотрели.
- Задачи ВПР (работа в парах) – 10 мин.
- Дети, вы знаете, что в скором времени нам надо будет принять участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач.
- Учащиеся работают в парах, а затем решают предложенные задачи у доски.
1) Офисная бумага. Оптимальный выбор.
В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб. | |
«Снежок» | 500 | 320 руб. | |
«Сирень» | 250 | 140 руб. |
2) «Сотовая связь». Определение выгодного тарифа.
Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» | 200 | 200 руб. | |
«Деловой» | 450 | 900 руб. | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб. |
3) «Подготовка к школе»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3.
В выходные Вера Александровна с сыном Ваней решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду к школе. Ване к новому учебному году было необходимо купить брюки, рубашку, джемпер, туфли, футболку и кроссовки. Проходя мимо магазина «Народный», они увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» и решили совершить покупки в этом магазине. Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки. |
Цены на товары
Рубашка – 900 руб. | Брюки – 1 200 руб. | Туфли – 1 600 руб. |
Джинсы – 1 400 руб. | Кроссовки – 800 руб. | Футболка – 500 руб. |
Джемпер – 1 700 руб. | Спортивный костюм – 1 900 руб. | Куртка – 3 200 руб. |
Вопрос 1/3. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 2/3. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 3/3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Народный».
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
- Применение знаний и умений в самостоятельной работе – 6 мин.
На прошлой неделе я просила вас узнать стоимость одной упаковки конфет «Рафаэлло», торта «Сметанник» и одной упаковки чая «Гринфилд» в супермаркетах «Магнит», «Баракат» и «Панорама». На основании ваших сведений я составила таблицу. В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло» и одну упаковку чая «Гринфилд».
Магазин | Конфеты «Рафаэлло» (за 1 упаковку) | Торт «Сметанник» | Чай «Гринфилд» (за 1 упаковку) | Сумма покупки в рублях |
«Баракат» | 235 | 379 | 92 | |
«Магнит» | 255 | 390 | 97 | |
«Панорама» | 247 | 384 | 85 |
Какой вариант мы не будем рассматривать при подсчете? Имеются ли в таблице лишние данные? В ответе укажите стоимость покупки в рублях. Как можно сэкономить?
Вывод?
- Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия – 3 мин.
- Давайте oбсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?
(Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)
- Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?
С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь
с любой жизненной задачей.
В карточке отметьте на сколько полезен был сегодняшний урок.
Я благодарю вас за работу
Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке.
- Домашнее задание: 3 задачи на выбор – 2 мин.
- Роман укладывает книги в прямоугольную коробку. Все книги одинакового размера. Какое максимальное количество книг может полностью заполнить коробку?
- Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша?
- Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.
- Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м ³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)?
Каpтoчка самooценивания.
Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
"0" - не спpавился с задачей
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Домашняя работа | |
2 | Устный счёт | |
3 | Работа у доски | |
4 | Работа в парах. Задачи ВПР | |
5 | Самостоятельная работа | |
Итого: моя оценка за урок |
Если у вас: 8 - 10 - ставим oценку «5»;
6 - 7 - ставим оценку «4»;
4 - 5 - ставим оценку «3».
Лист oбpатнoй связи:
Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: ______________________________
Невеpoятнo интеpесным на уpoке былo: _________________________
Мне не пoнpавилoсь на уpoке: _________________________________
Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?____________________________________________________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания – 5 мин. | -Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Девиз нашего урока: Без математики, друзья, Прожить на свете нам нельзя. Без нее ты пропадешь. И хлеба не купишь, Рубля не сочтешь, Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать! Все ли выполнили домашнюю работу? Проверим её? (Проверка домашней работы по слайду) У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. | - Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Оценивают домашнюю работу | Личностные: формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - формировать умение строить речевое высказывание; |
2. Актуализация знаний. Устный счёт – 4 мин. | №1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 р.) №2. В октябре семья заплатила за мобильную связь 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года, если тариф не изменится? (1000 руб. за ноябрь и декабрь) №3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Приора» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л) №4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.) №5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.) №6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5 см) – Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали? - Продолжим наш путь! | - Решают устно задачи и называют ответы. Правильные ответы: 180 руб. 1000 руб. за ноябрь и декабрь 21 л.
900 руб.
2000 руб.
5 см - Действия с натуральными числами. | Познавательные: Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; Регулятивные: планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости. Личностные: - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин. | Пожалуйста, возьмите карточки «Задачи урока». Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами. | - Просмотр задач урока Читают условия, высказывают мнение пo их содержанию. - Отвечают на вопрос. | Регулятивные: - планирование своих действий; Познавательные: - умение строить речевое высказывание;
|
4. Применение знаний, умений и навыков по теме -10 мин. | Прошу выбрать номер задачи для решения. Пpиступаем к pешению задач, кoтopые вы выбpали. Задачи. Вы знаете, на что тратиться часть семейного бюджета?). Часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг. Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей. Задача 1. Коммунальные услуги. Оплата по квитанции. Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество. (данные задачи указаны на слайде) Задача 2. Ремонт в квартире. Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У нее на карточке 15 000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если ей потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 м2 линолеума по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р? Задача 3. (Устно) Обед в столовой. Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню: (меню указано на слайде) |
Обучающиеся решают выбранные задачи и высказывают свои предположения по решениям задач. Все вычисления выполняют в тетрадях. По окончании работы над каждой задачей дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
| Познавательные: - использование моделей, таблиц и схем для решения задач; - поиск разнообразных способов решения задач; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - формулирование проблемы; - создание способов решения проблемы. |
#1060;изкультминутка – 2 мин. | А теперь представим детки будто руки наши — ветки, покачаем ими дружно, словно ветер дует южный Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. На друг друга посмотрели. | Встают, слушают внимательно учителя и делают движения, соответствующие тексту стихотворения.
| |
#1047;адачи ВПР (Работа в парах) | Дети, вы знаете, что в скором времени нам надо будет принять участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач. 1) Офисная бумага. Оптимальный выбор. В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка? (марка, количество и цена бумаги указаны на слайде) 2) «Сотовая связь». Определение выгодного тарифа. Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях. (тарифные планы, количество минут разговора в месяц, стоимость за месяц и цена за 1 минуту указаны на слайде) 3) «Подготовка к школе» Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3. (текст задачи и вопросы указаны на слайде) | Работа проводится в парах, а затем решение записывают на доске. Все вычисления выполняют в тетрадях. По окончании работы дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
Учащиеся записывают ответы и приводят соответствующее решение. | Познавательные: - использование моделей, таблиц и схем для решения задач; - поиск разнообразных способов решения задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. |
#1057;амостоятельная работа – 6 мин. | На прошлой неделе я просила вас узнать стоимость одной упаковки конфет «Рафаэлло», торта «Сметанник» и одной упаковки чая «Гринфилд» в супермаркетах «Магнит», «Баракат» и «Панорама». На основании ваших сведений я составила таблицу. В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло» и одну упаковку чая «Гринфилд». (таблица указана на слайде) Какой вариант мы не будем рассматривать при подсчете? Имеются ли в таблице лишние данные? В ответе укажите стоимость покупки в рублях. Как можно сэкономить? Вывод? | Обучающиеся высказывают свои предположения по данной задаче, находят в таблице лишние данные. Вычисления выполняют в тетрадях, в ответе указывают стоимость покупки в рублях и как можно сэкономить. По окончании работы дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. | |
8. Подведение итогов. Рефлексия – 3 мин.
| Давайте oбсудим какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему? - Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу? С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей. В карточке отметьте на сколько полезен был сегодняшний урок. Я благодарю вас за работу (Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке) - Покажите своё настроение с помощью карточек. Поднимаем тот смайлик, который соответствует вашему настроению. | Отвечают на вопросы учителя, анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.
Выбирают соответствующую картинку-смайлик. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Познавательные: построение речевого высказывания. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Детям предлагаются 4-ре творческие задачи, из которых 3 на выбор обязательны для решения. | Каждому обучающемуся выданы карточки с творческими задачами. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задачи ВПР (работа в парах) Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая, информационная, коммуникативная.
- Офисная бумага. Оптимальный выбор.
В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб. | |
«Снежок» | 500 | 320 руб. | |
«Сирень» | 250 | 140 руб. |
2) «Сотовая связь». Определение выгодного тарифа.
Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» | 200 | 200 руб. | |
«Деловой» | 450 | 900 руб. | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб. |
Применение знаний и умений в самостоятельной работе.
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
На прошлой неделе я просила вас узнать стоимость одной упаковки конфет «Рафаэлло», торта «Сметанник» и одной упаковки чая «Гринфилд» в супермаркетах «Магнит», «Баракат» и «Панорама». На основании ваших сведений я составила таблицу. В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло» и одну упаковку чая «Гринфилд».
Магазин | Конфеты «Рафаэлло» (за 1 упаковку) | Торт «Сметанник» | Чай «Гринфилд» (за 1 упаковку) | Сумма покупки в рублях |
«Баракат» | 235 | 379 | 92 | |
«Магнит» | 255 | 390 | 97 | |
«Панорама» | 247 | 384 | 85 |
Какой вариант мы не будем рассматривать при подсчете? Имеются ли в таблице лишние данные? В ответе укажите стоимость покупки в рублях.
(Учащиеся учатся делать общий обзор таблицы, сравнивать данные таблицы и отсеивать лишнюю информацию)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 14 им. Я.И. Хорольца»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
(математика)
ПО ТЕМЕ:
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ»
5 класс
Учитель математики
МБОУ «СОШ № 14»
Гасайниева Зубалжат Магомедовна
2022 год
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для обучающихся 5-х классов по теме «Решение задач практического содержания». Содержит аннотацию, пояснительную записку, конспект занятия и технологическую карту, разработанную в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Пояснительная записка содержит следующую информацию: характеристики заданий, темы, систему оценивания и содержания критериев и видов грамотности, направленных на развитие у обучающихся способностей применять полученные знания и умения в разносторонней практической жизни.
Конспект урока состоит из темы урока, типа урока, цели и задач урока, видов деятельности, формируемых УУД, плана урока, хода урока, карточек самооценивания и листа обратной связи.
В технологической карте описаны деятельность и действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.
Данное занятие направлено на усиление прикладной направленности.
Задания разработаны для закрепления обучающимися применения тем «Натуральные и десятичные числа», «Проценты», формирования у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, развитии дисциплинированности, экономности, толерантности, предприимчивости и самостоятельности в принятии решений через решение задач, связанных с повседневной жизнью.
Использование таких заданий в учебном процессе позволяет ответить на вопросы обучающихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?».
В работе представлены задания, а также их характеристика и система оценивания заданий.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методическая разработка содержит, в качестве приложения к технологической карте, задания в виде рабочего листа (Приложение № 1).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задания разработаны для закрепления обучающимися применения тем «Натуральные и десятичные числа», «Проценты», формирования у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, развитии дисциплинированности, экономности, толерантности, предприимчивости и самостоятельности в принятии решений через решение задач, связанных с повседневной жизнью.
Использование таких заданий в учебном процессе позволяет ответить на вопросы обучающихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?».
В работе представлены задания, а также их характеристика и система оценивания заданий.
Актуализация знаний. Устный счёт.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИИЙ
Содержательная область оценки | Количество, стоимость, длина |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | краткий ответ |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и, определить количество, стоимость покупки, длину ребра |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Применение знаний, умений и навыков по теме
Задача 1. Коммунальные услуги. Оплата по квитанции
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | стоимость |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить расход электроэнергии и сумму к оплате |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ 763 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение:
218 * 3,5 =763 (руб) Ответ: 763 руб. | 2 |
При верном ходе решения допущена одна арифметическая ошибка | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
Задача 2. Ремонт в квартире.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | расход |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить расход денег на ремонт и возможность совершения покупки ковра |
Максимальный балл | 2 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы | ||||||||||||||||||||
Дан верный ответ 10500 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ, определена возможность покупки ковра Возможное решение: Возможность покупки ковра: 15000 – 10500 = 4500 (руб) – остаток денег; 4500 > 3500 | 2 | ||||||||||||||||||||
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) или при верном ходе решения допущена одна арифметическая ошибка | 1 | ||||||||||||||||||||
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 | ||||||||||||||||||||
Задача 3. (Устно) Обед в столовой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | Сравнительный расход |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | Устный, объяснение выбора номеров |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы, определить стоимость покупки, назвать верный набор номеров |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ и высказано решение, подтверждающее полученный ответ. | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Задачи ВПР.
- Офисная бумага. Оптимальный выбор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | стоимость |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость, сделать оптимальный выбор |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы | |||||||||||||||
Дан верный ответ 560 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: | 2 | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) или при верном ходе решения допущена одна арифметическая ошибка | 1 | |||||||||||||||
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
- «Сотовая связь». Определение выгодного тарифа.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | расход |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость, сделать оптимальный выбор |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы | ||||||||||||||||
Дан верный ответ 1 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: | 2 | ||||||||||||||||
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) | 1 | ||||||||||||||||
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
3) «Подготовка к школе»
Вопрос 1/3. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки без учёта скидки |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая, читательская.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ 6 700 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) На покупку одежды Вера Александровна потратит: 1 200 + 900 + 1 700 + 500 = 4 300 руб. 2) На покупку обуви Вера Александровна потратит: 1 600 + 800 = 2 400 руб. 3) За все покупки в магазине «Народный» Вера Александровна заплатит: 4 300 + 2 400 = 6 700 руб. | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Вопрос 2/3. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки с учётом скидки |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ 5 575 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) В предыдущем вопросе была определена стоимость одежды без учёта скидки – 4 300 рублей. С учётом скидки 15 % на одежду в этот день Вера Александровна заплатит: 4 300 · 0,85 = 3 655 руб. 2) В предыдущем вопросе была определена стоимость обуви без учёта скидки – 2 400 рублей. С учётом скидки 20 % на обувь в этот день Вера Александровна заплатит: 2 400 · 0,8 = 1 920 руб. 3) За все покупки Вера Александровна потратит: 3 655 + 1 920 = 5 575 руб. | 2 |
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Вопрос 3/3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Народный».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить выгоду при совершении покупок по акции |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ 1 125 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) За покупку одежды и обуви Вера Александровна могла заплатить 6 700 руб., если бы в магазине не было акции (Вопрос 1/3). 2) С учётом действующих скидок Вера Александровна заплатила – 5 575 руб. (Вопрос 2/3). 3) Вера Александровна сэкономила, приобретая товары в магазине «Народный»: 6 700 – 5 575 = 1 125 руб. | 1 |
Дан неверный ответ или не приведено решение | 0 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 14 им. Я.И. Хорольца»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
(математика)
ПО ТЕМЕ:
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ»
5 класс
Учитель математики
МБОУ «СОШ № 14»
Гасайниева Зубалжат Магомедовна
2022 год
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Учитель: Гасайниева Зубалжат Магомедовна
Класс: 5-й
Тема урока: Решение задач практического содержания
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников, развитие умения обучающихся применять изученные знания по темам «Действия с натуральными и десятичными числами» и «Проценты» в повседневной жизни.
Задачи урока:
Образовательные:
- усиление прикладной направленности;
- формирование функциональной грамотности школьников;
- повторить и обобщить свойства действий с натуральными и десятичными числами, нахождение процента от числа;
- продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
Воспитательные:
- добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающие:
- развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные:
- формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование урока:
- Задачи, составленные учащимися, по собранному материалу.
- Карточки-задания, карточки самооценки, лист обратной связи.
- План-конспект к уроку, компьютер, проектор.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент. Проверка домашнего задания – 5 мин.
- Актуализация знаний. Устный счёт – 4 мин.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин.
- Применение знаний, умений и навыков по теме – 10 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Задачи ВПР (работа в парах) – 10 мин.
- Применение знаний и умений в самостоятельной работе – 6 мин.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. Рефлексия – 3 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Проверка домашнего задания – 5 мин.
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на уроке. Девиз нашего урока:
Без математики, друзья,
Прожить на свете нам нельзя.
Без нее ты пропадешь.
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
Все ли выполнили домашнюю работу? Проверим её? (Проверка домашней работы по слайду)
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
«2» - если справился с задачей без затруднений
«1» - если справился с задачей, но возникли сложности
«0» - если не справился с задачей.
- Заполните поле по домашней работе.
- В конце урока подведите итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок.
- Актуализация знаний. Устный счет – 4 мин.
№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 р.)
№2. В октябре семья заплатила за мобильную связь 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года, если тариф не изменится? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)
№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Приора» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л)
№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.)
№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)
№6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5 см)
– Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточке самооценивания.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин.
Пожалуйста, возьмите карточки «Задачи урока». Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? (Читают условия, высказывают мнение пo их содержанию.)
Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
- Применение знаний, умений и навыков по теме – 10 мин.
Прошу выбрать номер задачи для решения.
Пpиступаем к pешению задач, кoтopые вы выбpали.
Решение задач:
обучающиеся решают выбранную задачу. Все вычисления выпoлняют в тетpадях, пpи неoбхoдимoсти в стoлбик. Пo oкoнчании pабoты над каждoй задачей дети oценивают pезультат свoей деятельнoсти на листах oценивания.
Задачи.
Вы знаете, на что тратиться часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.
Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей.
Задача 1. Коммунальные услуги. Оплата по квитанции.
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество
Показания счетчика | Расход электроэнергии (квт.ч) | Тариф (р) | Сумма к оплате (р) | |
Текущее | Предыдущее | |||
9646 | 9428 | 3 р 50 коп. | ||
Задача 2. Ремонт в квартире.
Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У нее на карточке 15 000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если ей потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 м2 линолеума по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р?
Задача 3. (Устно) Обед в столовой.
Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | #1041;орщ | 25 рублей |
#1057;уп куриный | 32 рубля | |
#1057;уп овощной | 22 рубля | |
Вторые блюда | #1050;отлета куриная с макаронами | 50 рублей |
#1054;вощное рагу | 40 рублей | |
#1055;лов | 58 рублей | |
Напитки | #1050;омпот | 12 рублей |
#1052;орс | 15 рублей | |
#1057;ок | 20 рублей |
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. Назовите какой-нибудь один набор номеров названий блюд.
- Физкультминутка – 2 мин.
А теперь представим детки
будто руки наши — ветки,
покачаем ими дружно,
словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На друг друга посмотрели.
- Задачи ВПР (работа в парах) – 10 мин.
- Дети, вы знаете, что в скором времени нам надо будет принять участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач.
- Учащиеся работают в парах, а затем решают предложенные задачи у доски.
1) Офисная бумага. Оптимальный выбор.
В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб. | |
«Снежок» | 500 | 320 руб. | |
«Сирень» | 250 | 140 руб. |
2) «Сотовая связь». Определение выгодного тарифа.
Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» | 200 | 200 руб. | |
«Деловой» | 450 | 900 руб. | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб. |
3) «Подготовка к школе»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3.
В выходные Вера Александровна с сыном Ваней решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду к школе. Ване к новому учебному году было необходимо купить брюки, рубашку, джемпер, туфли, футболку и кроссовки. Проходя мимо магазина «Народный», они увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» и решили совершить покупки в этом магазине. Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки. |
Цены на товары
Рубашка – 900 руб. | Брюки – 1 200 руб. | Туфли – 1 600 руб. |
Джинсы – 1 400 руб. | Кроссовки – 800 руб. | Футболка – 500 руб. |
Джемпер – 1 700 руб. | Спортивный костюм – 1 900 руб. | Куртка – 3 200 руб. |
Вопрос 1/3. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 2/3. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 3/3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Народный».
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
- Применение знаний и умений в самостоятельной работе – 6 мин.
На прошлой неделе я просила вас узнать стоимость одной упаковки конфет «Рафаэлло», торта «Сметанник» и одной упаковки чая «Гринфилд» в супермаркетах «Магнит», «Баракат» и «Панорама». На основании ваших сведений я составила таблицу. В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло» и одну упаковку чая «Гринфилд».
Магазин | Конфеты «Рафаэлло» (за 1 упаковку) | Торт «Сметанник» | Чай «Гринфилд» (за 1 упаковку) | Сумма покупки в рублях |
«Баракат» | 235 | 379 | 92 | |
«Магнит» | 255 | 390 | 97 | |
«Панорама» | 247 | 384 | 85 |
Какой вариант мы не будем рассматривать при подсчете? Имеются ли в таблице лишние данные? В ответе укажите стоимость покупки в рублях. Как можно сэкономить?
Вывод?
- Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия – 3 мин.
- Давайте oбсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?
(Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)
- Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?
С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь
с любой жизненной задачей.
В карточке отметьте на сколько полезен был сегодняшний урок.
Я благодарю вас за работу
Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке.
- Домашнее задание: 3 задачи на выбор – 2 мин.
- Роман укладывает книги в прямоугольную коробку. Все книги одинакового размера. Какое максимальное количество книг может полностью заполнить коробку?
- Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша?
- Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.
- Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м ³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)?
Каpтoчка самooценивания.
Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
"0" - не спpавился с задачей
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Домашняя работа | |
2 | Устный счёт | |
3 | Работа у доски | |
4 | Работа в парах. Задачи ВПР | |
5 | Самостоятельная работа | |
Итого: моя оценка за урок |
Если у вас: 8 - 10 - ставим oценку «5»;
6 - 7 - ставим оценку «4»;
4 - 5 - ставим оценку «3».
Лист oбpатнoй связи:
Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: ______________________________
Невеpoятнo интеpесным на уpoке былo: _________________________
Мне не пoнpавилoсь на уpoке: _________________________________
Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?____________________________________________________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания – 5 мин. | -Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Девиз нашего урока: Без математики, друзья, Прожить на свете нам нельзя. Без нее ты пропадешь. И хлеба не купишь, Рубля не сочтешь, Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать! Все ли выполнили домашнюю работу? Проверим её? (Проверка домашней работы по слайду) У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. | - Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Оценивают домашнюю работу | Личностные: формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - формировать умение строить речевое высказывание; |
2. Актуализация знаний. Устный счёт – 4 мин. | №1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 р.) №2. В октябре семья заплатила за мобильную связь 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года, если тариф не изменится? (1000 руб. за ноябрь и декабрь) №3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Приора» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л) №4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.) №5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.) №6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5 см) – Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали? - Продолжим наш путь! | - Решают устно задачи и называют ответы. Правильные ответы: 180 руб. 1000 руб. за ноябрь и декабрь 21 л.
900 руб.
2000 руб.
5 см - Действия с натуральными числами. | Познавательные: Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; Регулятивные: планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости. Личностные: - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин. | Пожалуйста, возьмите карточки «Задачи урока». Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами. | - Просмотр задач урока Читают условия, высказывают мнение пo их содержанию. - Отвечают на вопрос. | Регулятивные: - планирование своих действий; Познавательные: - умение строить речевое высказывание;
|
4. Применение знаний, умений и навыков по теме -10 мин. | Прошу выбрать номер задачи для решения. Пpиступаем к pешению задач, кoтopые вы выбpали. Задачи. Вы знаете, на что тратиться часть семейного бюджета?). Часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг. Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей. Задача 1. Коммунальные услуги. Оплата по квитанции. Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество. (данные задачи указаны на слайде) Задача 2. Ремонт в квартире. Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У нее на карточке 15 000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если ей потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 м2 линолеума по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р? Задача 3. (Устно) Обед в столовой. Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню: (меню указано на слайде) |
Обучающиеся решают выбранные задачи и высказывают свои предположения по решениям задач. Все вычисления выполняют в тетрадях. По окончании работы над каждой задачей дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
| Познавательные: - использование моделей, таблиц и схем для решения задач; - поиск разнообразных способов решения задач; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - формулирование проблемы; - создание способов решения проблемы. |
#1060;изкультминутка – 2 мин. | А теперь представим детки будто руки наши — ветки, покачаем ими дружно, словно ветер дует южный Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. На друг друга посмотрели. | Встают, слушают внимательно учителя и делают движения, соответствующие тексту стихотворения.
| |
#1047;адачи ВПР (Работа в парах) | Дети, вы знаете, что в скором времени нам надо будет принять участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач. 1) Офисная бумага. Оптимальный выбор. В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка? (марка, количество и цена бумаги указаны на слайде) 2) «Сотовая связь». Определение выгодного тарифа. Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях. (тарифные планы, количество минут разговора в месяц, стоимость за месяц и цена за 1 минуту указаны на слайде) 3) «Подготовка к школе» Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3. (текст задачи и вопросы указаны на слайде) | Работа проводится в парах, а затем решение записывают на доске. Все вычисления выполняют в тетрадях. По окончании работы дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
Учащиеся записывают ответы и приводят соответствующее решение. | Познавательные: - использование моделей, таблиц и схем для решения задач; - поиск разнообразных способов решения задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. |
#1057;амостоятельная работа – 6 мин. | На прошлой неделе я просила вас узнать стоимость одной упаковки конфет «Рафаэлло», торта «Сметанник» и одной упаковки чая «Гринфилд» в супермаркетах «Магнит», «Баракат» и «Панорама». На основании ваших сведений я составила таблицу. В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло» и одну упаковку чая «Гринфилд». (таблица указана на слайде) Какой вариант мы не будем рассматривать при подсчете? Имеются ли в таблице лишние данные? В ответе укажите стоимость покупки в рублях. Как можно сэкономить? Вывод? | Обучающиеся высказывают свои предположения по данной задаче, находят в таблице лишние данные. Вычисления выполняют в тетрадях, в ответе указывают стоимость покупки в рублях и как можно сэкономить. По окончании работы дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. | |
8. Подведение итогов. Рефлексия – 3 мин.
| Давайте oбсудим какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему? - Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу? С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей. В карточке отметьте на сколько полезен был сегодняшний урок. Я благодарю вас за работу (Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке) - Покажите своё настроение с помощью карточек. Поднимаем тот смайлик, который соответствует вашему настроению. | Отвечают на вопросы учителя, анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.
Выбирают соответствующую картинку-смайлик. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Познавательные: построение речевого высказывания. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Детям предлагаются 4-ре творческие задачи, из которых 3 на выбор обязательны для решения. | Каждому обучающемуся выданы карточки с творческими задачами. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задачи ВПР (работа в парах) Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая, информационная, коммуникативная.
- Офисная бумага. Оптимальный выбор.
В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб. | |
«Снежок» | 500 | 320 руб. | |
«Сирень» | 250 | 140 руб. |
2) «Сотовая связь». Определение выгодного тарифа.
Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» | 200 | 200 руб. | |
«Деловой» | 450 | 900 руб. | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб. |
Применение знаний и умений в самостоятельной работе.
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
На прошлой неделе я просила вас узнать стоимость одной упаковки конфет «Рафаэлло», торта «Сметанник» и одной упаковки чая «Гринфилд» в супермаркетах «Магнит», «Баракат» и «Панорама». На основании ваших сведений я составила таблицу. В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло» и одну упаковку чая «Гринфилд».
Магазин | Конфеты «Рафаэлло» (за 1 упаковку) | Торт «Сметанник» | Чай «Гринфилд» (за 1 упаковку) | Сумма покупки в рублях |
«Баракат» | 235 | 379 | 92 | |
«Магнит» | 255 | 390 | 97 | |
«Панорама» | 247 | 384 | 85 |
Какой вариант мы не будем рассматривать при подсчете? Имеются ли в таблице лишние данные? В ответе укажите стоимость покупки в рублях.
(Учащиеся учатся делать общий обзор таблицы, сравнивать данные таблицы и отсеивать лишнюю информацию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики на тему "Решение задач на растворы, смеси, сплавы" "
урок решения практико-ориентированных задач для обучающихся 9 класса...

Практические работы по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по теме «Решение текстовых задач с помощью таблицы»
Решение тестовых задач для многих учащихся является трудной практически невозможной работой, т.к. много условий, непонятно что брать за «Х, У, Z», и уж совсем непонятно как ус...
Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».
Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...

Теоретические основы проектирования урока математики по теме: «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения»
Тема «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения» лежит в разделе «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое знач...

Урок по геометрии 11 класс "Задачи практического содержания на нахождение площади поверхности параллелепипеда, цилиндра, конуса, шара и их частей."
Разработка открутго урока по геометрии....

Конспект урока математики по теме «Решение задач по теме «Деление рациональных чисел»
Автор УМК: УМК «Математика. 6 класс», А.Г.Мерзляк и др.Тема урока: «Решение задач по теме «Деление рациональных чисел»Место урока в изучаемой теме: 3 урок по теме «...
Технологическая карта урока в 5 классе "Решение задач практического содержания"
Урок проблемного обучения в 5 классе...
