Зарождение духовных ценностей личности ребенка
материал по теме

 Илясова Ирина Анатольевна

Ознакомление детей  с народным творчеством происходит в раннем детстве через игровые напевки,детские шуточные песни,колыбельные колядки,игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor-nachalo_muzykalnoy_kultury_rebyonka.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 

     

Зарождение духовных ценностей

             личности ребёнка

               

                Илясова Ирина Анатольевна

                Музыкальный руководитель

                       МБДОУ МО №36

     

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества – актуальная и, к сожалению, вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в нём. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Семья, детский сад, школа – возможные сферы приобщения детей к прекрасному, таинственному миру музыки, глубоко проникающему в чувства и сознание ребенка. Но родители, в подавляющем своём большинстве, оторваны от корней народного музицирования. В дошкольных учреждениях осуществляется лишь подготовка элементарных музыкальных номеров к праздникам. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички должны занять не последнее место в системе музыкального образования. В них черпали вдохновение и новые темы, прославленные композиторы.

Огромную роль в воспитательно – образовательном процессе средствами музыкального искусства играет ознакомление детей с народным творчеством своей Родины. Детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это близкие люди и, прежде всего мать. Это дом, в котором он живёт, улица, где играет с друзьями, его школа, окружающая природа. Это те сказки, стихи, песни, которые он слышит и считает интересными и красивыми, ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования  предусматривает формирование у ребёнка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Одной из таких ценностей является народная музыка, региональная фольклористика. Фольклор считается школой социального опыта и даёт ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом неиссякаемой энергией русского народа. Например, детям подготовительной группы  под силу исполнение таких игровых песен как: «Пчёлочка злотая», «Черноморэц идэ», «Дэж моя Маруся?» Дети легко инсценируют сюжет песен В них также прослеживается поклонение человека к труду, - в тех промыслах и занятиях, которые свойственны данной местности; есть элементы нравственного и эстетического воспитания. Создатели народной музыки пели о нелёгких условиях жизни людей, о повадках птиц и животных, о взаимоотношениях человека и мира природы, воспевали силу взаимовыручки и совместного труда. Известно, что природа музыкального фольклора имеет импровизированную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений. Всё это, вследствие индивидуальности оттенков переживаний и мироощущения человека, открывало дорогу бесчисленным богатым вариациям существующих тем, мелодий, фигур хороводов и т.д. Всё это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребёнка. Его личность развивается и формируется в деятельности. Игра является фундаментальной его основой. Народная педагогика посредством организации игровой деятельности передавала молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. Через игры формировалось детское художественно – образное мышление. Они способствовали развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры, в какой – то степени и по сей день являются жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда они исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут нужной тренировкой, учебным заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное образование, нравственные и духовные ценности личности

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не ме...

Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценности личности.

Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в  православное восп...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является перевод выработанных в общественной культуре духoвно-нравственных ценнoстей и вытекающих из них принципов поведения в систему внутренних требо...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....