"Нужны ли занятия Ритмикой в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ?"
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: "Нужны ли занятия ритмикой

в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ?"

Родители, приводя своих детей в кружок «Ритмика» коррекционной школы для детей с ОВЗ часто задают вопрос: «А нужны ли моему ребенку такие занятия?». Кто из родителей не захочет видеть своего ребенка здоровым и гармонично развитым? А залог всех качеств, как известно, является всестороннее развитие и поэтому эти занятия не только НУЖНЫ, но и ПОЛЕЗНЫ!
Ритмика – является необходимым курсом для детей с ОВЗ. Преподавание ритмики необходимо для осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности, которая способствует общему разностороннему развитию школьников и преодолению отклонений.
Сложные задачи стоят перед ними, связанные с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми посредством совместного участия в деятельности коллектива и школы. В школу приходят многие дети, не имеющие самой элементарной подготовки, имеют ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни неподвижны, скованы, медлительны, другие –
разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе, имеют «косолапость» и плоскостопие ног, а также, имеют сопутствующие заболевания: ЗПР, ДЦП, гидроцефалия и др. У таких детей возникают трудности при выполнении некоторых упражнений, для преодоления которых требуется больше времени, чем для здоровых детей, и поэтому создаются все условия для коррекции недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей.

А теперь о самом главном – что такое ритмика, и какие существуют разделы, входящие в курс «Ритмика».
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело, способствуя правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается
кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На занятиях ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно занятия ритмики наряду с
другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость, укрепляют здоровье. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На занятиях дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное
развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.
Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания,
развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
К основным разделам, используемым на занятиях по ритмике, относятся:
¬ «Элементы музыкальной грамоты», где формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха. Знакомство происходит в процессе занятия на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. Тщательно отобранные музыкальные произведения просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, имеющие яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок;
¬ «Игровая гимнастика», где предлагаются комплексы игровой гимнастики, которые нравятся детям, так как дети очень подвижны и воспринимают музыку более ярко и эмоционально именно через движение. Веселая гимнастика помогает развить у ребенка чувство ритма, координацию, а также быстроту реакции и внимание. Эти занятия очень полезны для здоровья, так как развивают основные двигательные навыки, формируют правильную осанку, тренируют вестибулярный аппарат и способствуют профилактике плоскостопия. В «Игровую гимнастику» входят комплексы, которые проводятся в виде
игровых сюжетов, с использованием игрового оборудования (мячик, палочка, ленты), а также под музыкальное сопровождение.
¬ «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.
Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров» и является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
В данный раздел входят: постановка корпуса, поклон, позиции рук, позиции ног, позиции в паре, а также элементы классического танца, такие как шаги, точки класса, упражнения на ориентировку в пространстве. На первом году обучения постановка корпуса, позиции ног и рук изучаются на середине зала, и для лучшей ориентации используется схема
А.Я. Вагановой – это квадрат, который условно делит зал на восемь  треугольников. Ц – положение ученика, точки 1-8, располагающиеся по часовой стрелки, - возможные направления поворотов корпуса и движений в пространстве.
 Постановка корпуса:
Все упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статистическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Воспитание ощущения правильной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя, а также с применением специального оборудования (гимнастические палки, обручи, мешочки с
наполнителем, зеркало).
 Упражнения на ориентировку в пространстве:
- ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала;
- построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары;
- перестроение из колонны парами в колонну по одному.
¬ Корригирующая гимнастика это многофункциональная система упражнений оздоровительной и развивающей направленности. Соотношение специальных, общеразвивающих, дыхательных упражнений способствует: укреплению мышц, тренировки их силовой выносливости; формированию правильной осанки; выработки мышечного равновесия и правильного дыхания. Сюжетные комплексы упражнений помогают детям взять на себя роль, раскрепоститься, и только тогда двигательное воображение обеспечивает одушевление детского движения и вызывает стремление выполнить движение технически правильно.
Данный раздел основывается на игровых технологиях – это совокупность корригирующих и профилактических упражнений, способов, приемов, основанных на игре и под музыкальное сопровождение.
- Пальчиковая гимнастика - это оздоровление организма через определенное положение пальцев рук, которые укрепляют у детей физическое и духовное здоровье. Методика оздоровления через пальцы рук предполагает решение многих задач оздоровления: улучшение самочувствия; снимает напряжение, утомляемость; повышает работоспособность, бодрость; улучшает зрение, активирует умственную деятельность.
Комплексы: «Обезьянки», «Паучок», «Часы», «У жирафов», «Десять
мышек».
- Гимнастика для глаз – (кинезиологические упражнения) – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. Все упражнения сопровождаются стихотворной речью.
- Дыхательные упражнения – в процессе формирования правильной осанки уделяется внимание освоению навыка рационального дыхания в покое и при выполнении движений, а также укреплению дыхательных мышц. Эти упражнения используются в сочетании со звукоречевой гимнастикой, упражнениями игрового характера, с произношением во время выхода различных звуков (с полузакрытыми губами со сжатыми зубами), стихотворных строк, пение песенок.
- Массаж – делается массаж определенной части тела, воздействуя на весь организм в целом, а именно на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов.
- Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия – главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим
образования плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стоп.
- комплексы упражнений сидя на полу;
- различные виды ходьбы.
- игры по профилактики и коррекции плоскостопия: «Ходьба змейкой»,
«Пройди – не ошибись», «Великаны и гномы».
Нестандартное оборудование для профилактики и коррекции
плоскостопия:
Кубики, мячи, гимнастические палки; массажный коврик; коврик-змея с
наполнителем; комбинированные коврики из трех частей: с веревкой,
шариками, наполнителем, с нашитыми следами.
¬ «Игровой стретчинг» - комплексы партерной гимнастики повышают двигательную активность, выносливость, координацию, снижают эмоционально-психическое напряжение. Все упражнения подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц.
Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, игр, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где используется игровая атрибутика, образ, активизирует
работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных способностей подсознания. Методика предполагаемых упражнений основана на статических растяжках
мышц тела и суставо-связачного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывая глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
¬ Постановочная работа - Детские танцы. В этом разделе учащиеся знакомятся с наиболее характерными рисунками танцев, изучают простые композиции на основе простых шагов, подскоков и других движений в разном характере, темпе и ритме.  Изложение материала по темам, не следует понимать, как обязательное требование последовательно изучать одну названную тему за другой. Известно, что в ритмике принят концентрический метод работы: педагог постоянно возвращается к отдельным темам, используя все более сложные упражнения и задания. Занятия ритмики строятся комплексно, материал берется из разных тем. Одна тема может явиться основным стержнем работы, другая будет затрагиваться попутно. Работа над каждой темой создает предпосылку и основу для последующей, и в свою очередь опирается на предыдущую.
Заключение:
Желаем Вам и вашему ребенку, быть здоровым, достичь успехов не
только на поприще танцевального искусства, но и во всех сферах
человеческой жизни. А занятия ритмикой только помогут в этом Вам и вашим детям, разукрасив повседневность в разнообразные тона и оттенки,
внесет в нее особую радость, волшебство и феерию чувств.
И обязательно приводите своих деток на занятия Ритмики!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Для чего нужна презентация? Использование презентаций на общеобразовательных уроках и на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП СУР в начальной школе 1-2 вида."

Для чего нужна презентация? Использование презентаций на общеобразовательных  уроках и на индивидуальных занятиях РСВ и ФП СУР в начальной школе 1-2 вида....

«Влияние занятий ритмикой в воспитании и развитии детей с ОВЗ»

Раскрытие содержания ритмики как средства воспитания и развития младших школьников с ОВЗ....

Открытое занятие по подготовке к школе для детей 5-6 лет

Данное открытое занятие было разработано мной для показа родителям в феврале месяце, чтобы продемонстрировать родителям успехи детей. Занятие построено в форме интерактивного квеста по сказке "Белосне...

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЗЮДО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ НА НРАВСТВЕННО–ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЗЮДО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ НА НРАВСТВЕННО–ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ Существует ряд исследований (В.В. Черняев, В.К. Бальсевич, Л.Б. Кофман и др.), посвящ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ" Кадушиной Людмилы Алексеевны.

Тема педагогического опыта"Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при обучении детей с интеллектуальными нарушениями"...