Профилактика школьных прогулов
консультация (8 класс) на тему

Ковалюк Элина Геннадьевна

Профилактика школьных прогулов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon профилактика школьных прогулов114 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика школьных «прогулов»

Причины, по которым учащиеся систематически пропускают занятия в школе, могут быть совершенно разными. И если для этого нет никакого уважительного повода, то классному руководителю стоит обратить особое внимание на таких «прогульщиков»


Инструкция

о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в государственных образовательных учреждениях 

1. Общие положения

1.1.В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» государственные общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

  • выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в государственных общеобразовательных учреждениях района (далее – учреждение);
  • выявляют причины и условия, способствующие пропуску учебных занятий по неуважительным причинам;
  • осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся;
  • своевременно информируют отдел образования и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, прекративших или уклоняющихся от обучения.

1.2. В Инструкции применяются следующие понятия:

Учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в образовательных учреждениях – это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая учреждением в отношении обучающегося и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску учебных занятий по неуважительным причинам в учреждении.

2. Организация работы по учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в государственных общеобразовательных учреждениях 

2.1. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае пропуска от 1 до 3 дней учебных занятий и (или) отдельных уроков, суммарное количество которых равно вышеуказанным величинам, классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители (законные представители) не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за посещаемостью ребенком учебных занятий.

Помимо беседы классного руководителя, рекомендуется провести индивидуальную консультацию с обучающимся с привлечением специалистов (педагога – психолога, социального педагога) и принять все надлежащие меры для устранения причины пропусков учебных занятий. При этом необходимо взаимодействовать с родителями (законными представителями) для осуществления совместных мер по устранению выявленных причин.

2.2. Если родители (законные представители) должным образом не отреагировали на информацию о пропусках ребенком по неуважительным причинам учебных занятий и учащийся продолжает пропускать учебные занятия, необходимо посетить такого ученика на дому совместно с представителями комиссии по делам несовершеннолетних (далее – КДН), сотрудником - участковым уполномоченным милиции, представителями общественности сельского поселения. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.

Если известно, что родители (законные представители) злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника КДН или инспектора подразделения по делам несовершеннолетних (далее – ПДН).

В случае, если не удалось установить контакт с родителями (законными представителями), а соседи по дому (товарищи по школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в ПДН для установления нахождения учащегося и его родителей (законных представителей).

2.3. Если родители (законные представители) не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми среднего (полного) общего образования (ст. 63 ч.2 Семейного кодекса. РФ, ст. 52 п.2 и п.5 Закона РФ «Об образовании»).

2.4. В случае, когда работа с ребенком и родителями (законными представителями) не дала положительных результатов и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы.

2.5.        В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию детей и получению ими образования, следует подробно, в письменном виде проинформировать КДН и ПДН для привлечения родителей к административной ответственности (ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ).

В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать ПДН (пункт 1 ст.21 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

2.6.        В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности учреждений образования за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранением контингента обучающихся учреждение обязано осуществлять ведение документации по учету и движению учащихся.

При переводе ребенка из одной школы в другую принимающая школа обязана подтвердить письменно свое согласие о его зачислении. В этом случае контроль за продолжением обучения несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающего образовательного учреждения.

3. Основания для постановки на внутришкольный учет

3.1. На внутришкольный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение учреждения без уважительной причины по ходатайству классного руководителя.

3.2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное время не посещающего учебные занятия в учреждении, классным руководителем (социальным педагогом) заводится карта «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине» (далее – карта учета) (форма 1).

3.3. В карту учета заносятся сведения о несовершеннолетнем и условиях его проживания, об индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах, принятых учреждением.

3.4. Карта учета направляется учреждением в отдел образования в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя и печатью, ежемесячно, до 25 числа текущего месяца.

С момента подачи данной карты учета сведения о несовершеннолетнем вносится в банк данных отдела образования, что свидетельствует о постановке обучающегося на учет в отдел образования.

  1. На учет в отдел образования ставится обучающийся за
  • систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины (пропущено суммарно 10-15 учебных дней за отчетный период);
  • непосещение учебных занятий (в течение 10-15 учебных дней за отчетный период).

3.6. Сведения об обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в учреждении, предоставляются отделом образования в комитет образования ЕАО. Сведения направляются в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном подписью начальника отдела в срок до 10 числа отчетного периода (форма 2).

3.7. Руководители учреждений и отдел образования несут в соответствии с действующим законодательством ответственность за достоверность сведений о несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

3.9. Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

4. Порядок снятия с внутришкольного учета

4.1. Снятие с внутришкольного учета проводится в следующем порядке:

4.2. Если в течение шести месяцев обучающийся не пропускает учебные занятия без уважительной причины, то классный руководитель предоставляет в школьный Совет профилактики следующие документы:

- ходатайство о снятии несовершеннолетнего с учета с указанием оснований (форма 3);

- характеристику на обучающегося;

- выписку из классного журнала, содержащую сведения о посещаемости учебных занятий и текущей успеваемости (заверенная заместителем директора по учебно – воспитательной работе);

- справки по индивидуальной работе с учащимся и его родителями (законными представителями) и др.

На основании данных документов и устных пояснений классного руководителя на заседании Совета профилактики принимается решение о снятии несовершеннолетнего с внутришкольного учета.

Выписка из протокола решения Совета профилактики «О снятии с учета» направляется в отдел образования, второй экземпляр хранится в школе.

4.3. Кроме того, с учета снимаются обучающиеся, окончившие государственное образовательное учреждение или сменившие место жительства.

5. Организация ведения профилактической работы

5.1. При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст. 9, 14 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательное учреждение обязано информировать учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а также о принятых школой мерах.

5.2. Количество обращений школы в органы и учреждения системы профилактики в целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению не ограничено. При этом следует запрашивать письменные ответы (форма 4).

5.3. В конце каждого отчетного периода в соответствии с банком данных отдел образования запрашивает в учреждениях обновленную третью страницу карты учета несовершеннолетнего, длительное время не посещающего учебные занятия без уважительной причины.

5.4.        При необходимости перевода несовершеннолетнего в вечернюю школу, учреждение начального (среднего) профессионального образования необходимо направить в КДН ходатайство с приложением ряда документов (форма 5, памятка).

В спецшколу (открытого типа) принимаются несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет при наличии заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних, заявления родителей (законных представителей) и с согласия подростка старше 14 лет (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.01.1997 N19).

5.5. Со всеми обучающимися, находящимися в школьном банке данных, проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:

  • постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;
  • организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) по преодолению причин пропусков учебных занятий;
  • организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;
  • своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющих от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей (законных представителей), препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (статья 9 Федерального закона «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

С инструкцией ознакомлен (а): ______________  /________________/

                                                            (подпись)                    ФИО

 

"______" _____________ 20__г.

Форма 1

Карта

«Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине»

__________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

I. Сведения о несовершеннолетнем:

1. Ф.И.О. (полностью)

2. Дата рождения 

(число, месяц, год)

3. В каком классе обучается

4. В каком классе должен обучаться по возрасту

5.

Систематически пропускает занятия

Не посещает школу

За отчетный период пропущено суммарно ________учебных _________ дней, ______________________ уроков

(указать количество)

С какого времени не обучается
_____________________________

(дата последнего посещения занятий)

Примечание: заполняется одна графа

7.        Причина не посещения (подчеркнуть или дополнить): трудности в обучении; повторный(ые) курс(ы) обучения; стойкая неуспеваемость; препятствие родителей (законных представителей); жестокое обращение в семье; находится в розыске; склонен к бродяжничеству; конфликт с родителями (законными представителями), одноклассниками, педагогами; переход из другой школы; не желает учиться; хочет (вынужден) работать, др.

8.        Перечислить в каких школах раннее обучался (населенный пункт, № школы, класс):

________________________________________________________________

9. На учете в КДН (подчеркнуть) несовершеннолетний/семья_______________________________

                                                                        (дата постановки)

Основание постановки на учет в КДН ______________________________________________________

10.На учете в ПДН _____________________________________________________

(дата постановки)

Основание постановки на учет ПДН (подчеркнуть или написать): бродяжничество, употребление спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ; условно осужден; антиобщественное поведение; драка и др.

II. Место проживания:

1. Адрес регистрации: ______________________________________________________________

(населенный пункт, улица, дом, квартира)

2.Адрес фактического проживания: ______________________________________________________

(населенный пункт, улица, дом, квартира)

З.Адрес последнего проживания (без места жительства) _______________________________________________________

II. Условия проживания ребенка

1. Проживает (подчеркнуть или дописать):

с родителями; с матерью или отцом; с опекуном, попечителем; с отчимом, мачехой; в приемной семье; в государственном учреждении; с другими членами семьи; с посторонними людьми.

2. Социально-бытовые условия (подчеркнуть или дописать):

созданы благоприятные условия для проживания; нет условий для обучения и отдыха; квартира или ее часть сдается в наем.

III.Социальный статус семьи

(подчеркнуть или дописать)

Малообеспеченная; многодетная; находящаяся в социально опасном положении; полная; неполная; родители в разводе; мать-одиночка; вдова/вдовец; вторичный брак матери/отца; беженцы, вынужденные переселенцы.

IV. Статус родителей

(подчеркнуть или дописать)

Инвалиды (мать, отец); ограничены в правах (мать, отец); лишены родительских прав (мать-отец); безработные (мать, отец).

V. Образ жизни родителей

 (подчеркнуть или дописать)

Злоупотребляют спиртными напитками (мать, отец); употребляют наркотические вещества (мать, отец); ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец); уклоняются от воспитания детей (мать, отец); жестоко обращаются с детьми; состоят на учете в РОВД (мать, отец), состоят на учете в РОВД или в КДН (мать, отец); находится в местах лишения свободы (мать, отец, другие члены семьи); не справляются с воспитанием; ведут замкнутый образ жизни; ухаживают за больными родителями, детьми-инвалидами; много времени уделяют работе (мать, отец); не заботятся о ребенке (мать, отец).

VI. Количество детей в семье

1. Количество детей до 18 лет: ________________________________________________________________

(указать годы рождения)

2. В каких учреждениях обучаются или воспитываются: ________________________________________________________________

(указать учреждения)

Меры, принятые образовательным учреждением по состоянию на 25 число текущего месяца

(обращения школы в КДН, органы опеки и попечительства, в органы внутренних дел, органы здравоохранения, отдел образования, органы социальной защиты населения, прокуратуру)

Данная страница заполняется образовательным учреждением каждый отчетный период

Обращение школы

(название организации, дата, исходящий номер)

Ответ

(дата, исходящий номер)

Краткое изложение о принятых мерах той организацией, в которую обратилась школа

Директор_______________________________________ ___________ /__________/ 

                  полное наименование образовательного учреждения          подпись              ФИО

                                        в соответствии с уставом

м.П

Форма 2

Сведения о необучающихся несовершеннолетних

(по состоянию на 10 ________200__года)

                     (месяц)

___________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

Ф.И.О. учащегося

Дата рождения

Класс

Домашний адрес

Причина

Проведенная работа по возвращению учащегося в школу

Директор_______________________________________ ___________ /__________/ 

                  полное наименование образовательного учреждения          подпись              ФИО

                                        в соответствии с уставом

м.п.

Форма 3

Председателю Совета профилактики

(ФИО председателя)

Уважаемый (ая) (имя, отчество)!

Классный руководитель ______(класса) _____ (ФИО) ходатайствует о рассмотрении вопроса о снятии с учета в связи с (указать причину снятия) учащегося         класса (ФИО ребенка), _________ г.р., проживающего по адресу:_________________________________________________________

Приложение: 6 документов:

  1. Характеристика учащегося (от классного руководителя).
  2. Психологическая характеристика.
  3. Выписка оценок учащегося, выписка из ведомости учета посещаемости (сведения о пропусках учебных занятий без уважительной причины).
  4. Выписки из протоколов заседаний совета по профилактике, педагогического совета, консилиума, где рассматривались вопросы в отношении учащегося.
  5. Копии обращений в органы и учреждения системы профилактики и ответов по данному учащемуся.

Классный руководитель __________ /________/

                                                подпись          ФИО

Форма 4

Образец писем в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Письмо следует писать на бланке со штампом школы и заверить подписью и печатью.

Через неделю следует позвонить секретарю КДН или инспектору ПДН и справиться, когда получено письмо, кому поручено для исполнения (Ф.И.О. сотрудника и его контактный телефон). Эти сведения следует внести в копию письма, подшитую в личное дело.

В случае, когда нет ответа в течение двух недель, следует позвонить исполнителю и попросить об ускорении ответа, можно обратиться с просьбой, чтобы ответ, с подписью начальника, прислали по факсу.

В случае не получения ответа, следует по истечении 30 дней направить повторное письмо на имя начальника ОВД или председателя КДН с указанием, что запрос направляется повторно.

Начальнику УВД

            ФИО

Уважаемый (имя, отчество)!

Прошу Вас сообщить, состоит ли на учете в ПДН воспитанник нашей школы (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес).

Если состоит, прошу дать подробную информацию:

  • когда и за какое противоправное действие был поставлен на учет;
  • состоят ли родители (законные представители) на учете в ПДН.

Данная информация будет использована в целях организации профилактической работы с несовершеннолетним.

Надеюсь на понимание, деловой контакт и консолидацию совместных усилий в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Директор_______________________________________ ___________ /__________/ 

                    полное наименование образовательного учреждения          подпись              ФИО

                                        в соответствии с уставом

Председателю КДН ФИО

Уважаемый (имя, отчество)!

Сообщаю, что обучающийся        _____класса нашей школы (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес), далее дать о нем необходимую информацию. Например: систематически, в течение (указать время) пропускает без уважительной причины школьные занятия, совершил противоправные действия (указать какие и когда) и т.д.

Далее необходимо указать (кратко), какие принимались меры по коррекции его поведения, а также отношение его родителей (законных представителей) к данной проблеме.

Затем излагается просьба по существу вопроса. Например, обсудить на заседании комиссии вопрос о поведении воспитанника, принять меры административного воздействия к его родителям (законным представителям) и др.

На заседание комиссии прошу пригласить представителя школы и выслать выписку из протокола комиссии о принятом решении.

Директор_______________________________________ ___________ /__________/ 

                    полное наименование образовательного учреждения          подпись              ФИО

                                        в соответствии с уставом

Форма 5

Памятка

Порядок перевода учащегося в вечернюю (сменную) школу или в учреждение начального профессионального образования

Перевод обучающегося, не получившего среднего (полного) общего образования, осуществляется только в исключительных случаях при условии перехода его в вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение или в учреждение начального профессионального образования по представлению отдела образования и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

КДН рассматривает вопрос о переводе ребенка в вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение или в учреждение начального профессионального образования с учетом анализа профилактической работы с несовершеннолетним.

Для рассмотрения вопроса о переводе несовершеннолетнего на другую форму получения общего образования директору образовательного учреждения необходимо представить в КДН следующие документы:

1) Ходатайство администрации образовательного учреждения на имя председателя комиссии с подробным указанием причин для перевода несовершеннолетнего.

  1. Выписка из протокола заседания педсовета (совета по профилактике правонарушений) образовательного учреждения по вопросу перевода учащегося с подробным указанием оснований для перевода.
  2. Характеристика несовершеннолетнего обучающегося, подписанная директором образовательного учреждения.
  3. Заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о переводе ребенка на другую форму получения общего образования с подробным указанием причин.

5)         В случае положительного решения КДН представляет в отдел образования и образовательное учреждение справку-подтверждение о зачислении ребенка в новое образовательное учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Статья.  Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....

Основные способы профилактики школьной неуспеваемости, их характеристика

Как работать с неуспевающими детьми.методы,подходы...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

Профилактика школьных неврозов

Профилактика школьных неврозов...