Родительский лекторий "Адаптация пятиклассников"
статья (5 класс) на тему

В пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе.

Тема лектория: «Адаптация пятиклассника»

Вот и закончилась начальная школа. Впереди следующий этап взросления Вашего ребенка. Как он сложится, с какими трудностями столкнется ребенок? Стоит ли родителям волноваться по поводу успеваемости в пятом классе? Есть  ли необходимость помощи своим детям?

В пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень  серьезным испытанием для школьника.

В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения.

Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.

У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость...

 В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.

Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?

 Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?

Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.

В связи с этим ребенок впервые учится  учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности.  

Таким образом, в пятом классе у человека начинает формироваться основной навык  умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны  с  ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.

 Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже пристают к ребятам из старших классов.

Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.

Дают о себе знать физиологические факторы в развитии

  • Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.  
  • У ребенка начинается перестройка гормональной системы,
  • характерны перепады самочувствия.
  • Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.

Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.

  • В этот период появляется потребность в самоутверждении.
  • Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
  • Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его  представлению о себе.
  • Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников.  

Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса? Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители – друзья и единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.

Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития  характерны  для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений.

Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах.

Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников.

Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства

В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.

Подростковый возраст – это трудный возраст. Для  психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные  конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.

Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации:

  • нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
  • отсутствие мотивации к обучению;
  •  несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.).

\\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»

Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...

родительское собрание "ваш ребенок-пятиклассник"

в лекции для родителей указаны особенности перехода ребёнка на среднюю ступень образования. Помещены рекомендации родителям, советы учащимся о некоторых аспектах их возрастного периода ...

Родительское собрание в 5 классе: "Трудности адаптации пятиклассников к обучению в школе"

Родительское собрание проводиться  через 1-2 месяца после начала учебного года с целью помочь родителям  в адаптации их детей к обучению в  5 классе....