Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей.
статья на тему

Пастухова Светлана Александровна

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями является одним из основных направлений в работе. Порой, без активной помощи родителей невозможна полноценная  коррекция, т.к. очень многие логопедические упражнения и задания должны обязательно отрабатываться дома (особенно при коррекции звукопроизношения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей.

 

          Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 – 3 тысячи слов, в то время, как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи ребенка играет правильное воспитание в семье.

Поэтому, взаимодействие учителя-логопеда с родителями является одним из основных направлений в работе. Порой, без активной помощи родителей невозможна полноценная  коррекция, т.к. очень многие логопедические упражнения и задания должны обязательно отрабатываться дома (особенно при коррекции звукопроизношения).

Родители должны понимать, что ребёнку можно и нужно помочь, только для этого им надо приложить некоторые усилия. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно: «смори» вместо «смотри»,  «не бежи»  вместо  «не беги» и т.д.. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.  

Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему не понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».

Родителям необходимо знать, что одним из важнейших условий для дальнейшего успешного обучения детей грамоте является развитие фонематического слуха. Готовность ребенка к обучению письму и чтению связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Очень полезно проводить с детьми звуковые игры:  

         с какого звука начинаются слова,

         придумать слова на заданный звук,

         сколько звуков в слове (3-4 звука),

         «цепочки» слов на последний звук,

         найти картинку с заданным звуком  и т.д.

Родители должны понимать, что огромное значение в успешном обучении играет преодоление различных отклонений в звуковом строе речи у детей. Почему же так важно, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки еще до школы?

1.      Нарушение звукопроизносительной стороны речи могут вызвать трудности психологического характера: ребенок будет стесняться отвечать перед классом, бояться, что его могут не понять, будут над ним смеяться. Он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно. Может появиться замкнутость, неуверенность в себе. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с товарищами, не участвуют в детских выступлениях на праздниках, не проявляют активности в групповых занятиях.

2.      Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок может отразить свое дефектное произношение на письме, что проявится в заменах, пропусках букв.

Поэтому, чтобы избежать многих ошибок на письме, важно еще до школы помочь ребенку в преодолении нарушений устной речи. Занятия с детьми по закреплению поставленных логопедом звуков необходимо систематически проводить и дома. Кроме целенаправленных занятий, нужно следить за речью ребенка в общении с окружающими, спокойно, доброжелательно исправлять, если ребенок ошибся и неверно произнес звук. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить трудности в овладении детьми на начальных этапах обучения чтением и письмом, а на более поздних – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

         Такая комплексная подготовительная работа (обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие фонематического слуха, работа над звукопроизношением), поможет ребенку, имеющему речевые нарушения, в овладении им на начальных этапах обучения письмом и чтением и поможет избежать многих ошибок письма логопедического характера. И в этом большую помощь учителю-логопеду могут оказать родители.

Родителям необходимо помнить, что проблемных детей необходимо постоянно поддерживать, помогать при ответе, при выполнении домашних заданий, особенно чтении. Полезно прочитать сначала текст самому взрослому, затем можно прочитать вместе с ребёнком, разобрать прочитанное, и только потом дать материал для самостоятельного чтения. Нельзя слишком часто показывать ребёнку своё отрицательное мнение по поводу его действий и ошибок, не ругать его, за то, что он слишком долго подбирает слова для ответа или отвечает неправильно. Иногда, необходимо подвести к ответу, а может быть и проговорить фразу за него, оставив для проговаривания только последние слова. Из-за частых негативных реакций ребёнок начнёт испытывать неуверенность перед родителями, учителями, одноклассниками, бояться читать и писать. Детей-логопатов необходимо хвалить за каждый, даже незначительный, успех или просто за старание. Тогда у них сформируется осознание своей личностной значимости в семье,  школьном коллективе, укрепится уверенность в своих силах. Всё это, естественно, будет способствовать улучшению успеваемости.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З.Приставочные глаголы.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.Технологии:Интерактивные технологии:  Гуманно-личностная техноло...

Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ

Приемы работы  с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/  учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей офтальмологической группы

Правильная  речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Зрительные нарушения осложняют процесс формирование речи. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушен...

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет

Совместная деятельность  учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...