Тренинг для родителей "Искусство прощения"
методическая разработка (8 класс)

Трубникова Галина Викторовна

Понятие «толерантность» на сегодняшний день занимает  важное  место в воспитательном процессе.

Толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения.

 Толерантность предполагает готовность принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Однако толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

Научить детей принимать и понимать других людей, конструктивно  разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать на основе согласия – актуальная задача семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_iskusstvo_proshcheniya.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Искусство прощения».

«Слабые никогда не прощают;

 прощение – привилегия сильных».

Махатма Ганди.

 «Сильнее всех побед – прощение».

 Йоганн Фридрих Шиллер

Цель: развитие  умения прощать  как важного воспитательного ресурса толерантного родителя.  

Задачи:

-  актуализировать  значимость «прощения»  в системе ценностей общения;

- получить опыт «проживания» ситуации прощения при выполнении заданий;

- способствовать разрешению жизненных проблем через принятие себя и другого.

Материально-техническое обеспечение: карточки с ситуациями,  флипчарт или  доска и мел.

.

План.

  1. Вводная часть. Толерантность в семье.
  2. Основная часть. Библейская притча. Упражнение «Ситуации».
  3. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Понятие «толерантность» на сегодняшний день занимает  важное  место в воспитательном процессе.

Толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения.

 Толерантность предполагает готовность принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Однако толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

Научить детей принимать и понимать других людей, конструктивно  разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать на основе согласия – актуальная задача семьи и школы.

Развитие, воспитание ребёнка начинается в семье, роль которой невозможно переоценить.  Трудно воспитывать толерантного человека, если он растет в семье, где сформировались формы интолерантного поведения, неуважения к близким, нетерпимости к интересам и желаниям других членов семьи.

 Очень важно, чтобы в решении  задачи воспитания толерантной личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе,

 родители и учителя  объединили  свои  усилия.

 Одной из существенных черт  толерантной личности является умение прощать, не копить обиды, которые могут « отравлять» жизнь маленького человека, лишать его возможности иметь друзей, затруднять общение со сверстниками и взрослыми.

Беседа по вопросам.

Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? (Каждый отвечает про себя.) (выписывает свои обиды на листок бумаги).

Каждый из нас в обиде не одинок. Назовите чувства, которые испытывает человек, когда обижается. ( Совместная работа с аудиторией с использованием флипчарта  или доски). (Запись на доске обид, каждый участник называет свою обиду)

Обиженный человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию. Возникают сомнения в существовании справедливости. Жизнь его окрашивается тёмными тонами.

Есть ли среди нас тот, кто сам никого не обижал, в том числе нечаянно?

Да, конечно, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Какие чувства испытывает человек, обидевший другого,  т.е. обидчик? (называют чувства, фиксируется запись на доске).

Как быть в таких случаях, когда после обиды, агрессии, желания отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком,  работать в одном учреждении? А если тебе этот человек – брат  (сестра),  жена или ребенок?

Обида – это отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате расхождения ожиданий и реального поведения партнеров по общению в ситуациях, имеющих личностную значимость.

 Хочется рассказать об  удивительном слове,  которое занесено в книгу рекордов Гиннеса, «мамихпапинатапа» (из языка американских индейцев). Удостоилось  оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делает этого в надежде, что это сделает другой».

Информация для педагога. Для лучшего  восприятия цитату можно написать на  флипчарте (доске).

В чём смысл этого высказывания? (Обсуждение с аудиторией)

Может быть,  часто отношения складываются так сложно потому, что люди не умеют друг друга прощать? А сколько из-за этого разрушается семей, а сколько друзей мы теряем? А как часто,  поэтому мы отдаляемся от детей, теряем нить взаимопонимания! Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего же хотят оба?

Что чувствуют люди в этом случае?

Одним из способов «расставания» с обидами является прощение.

Прощение – очень важный воспитывающий приём. Он может способствовать принятию душевных переживаний, раскаяния ребёнка. Если

эти чувства искренние, то ребёнок, ожидавший наказания, и не получивший его, будет благодарен за понимание его  души, его переживаний.

Конечно, если это применить к виновному, то  отрицательное поведение только закрепится.

Для того,  чтобы научить ребёнка извиняться, родителям нужно уметь прощать, показать на своём примере, как это можно делать.

К сожалению, мы, родители, не всегда, бываем правы; можем раскричаться, обидеть ребёнка неосторожным словом. Некоторые  взрослые предпочитают просто «забыть» о тех случаях, когда они неправы. Мудрые родители умеют извиняться, просить прощение. При этом, не боясь потерять репутацию «безупречного человека», Вы приобретаете  нечто более важное:

  • даёте повод уважать Вас, ведь необходима смелость, чтобы признать свою неправоту;
  • увеличиваете степень доверия (Вы такой же живой человек, и можете ошибаться;
  • учите ребёнка прощать;
  • даёте уверенность в том, что и впредь будете поступать справедливо;
  • учите ребёнка извиняться.

Как признать свою неправоту?

  1. Не затягивать с извинениями.
  2. Не оправдывать свои ошибки усталостью или проблемами на работе, поскольку ребенок посчитает, что для Вас работа или конфликт с начальником более значимы, чем он. Лучше признайте, что нельзя было срываться на нём.
  3. Не переводите  разговор в шутку, иначе обесцените переживания ребёнка.
  4. Не занимайтесь самобичеванием, заявляя, что Вы «плохая мать» или «плохой отец», не обрушивайте свой авторитет.
  5. Не обещайте, что никогда так не будете делать.

Возможные выводы. Если мы видим, что человек раскаивается, мучается угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно простить вину и дать возможность почувствовать, что он прощён. Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить.

Первый шаг делает не тот, кто прав, а тот, кто великодушнее, то есть сильнее духом.

2. Основная часть.

Библейская притча.

Однажды к Богу привели женщину, изменившую мужу. Грешница раскаялась, но толпа негодовала от ее поступка. Тогда Господь произнес: «Кто без греха, пусть первым бросит в неё камень!» Желающих не нашлось. Обсуждение.

  • В чем суть этой притчи?
  • Какой вывод можно было бы сделать?

Подумайте о том, как коротка жизнь. Подумайте о том, что жизнь очень уязвима и непредсказуема в современном мире. Возможно, что прощение и милосердие могут опоздать.

В «Толковом словаре» С.Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В.Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательств, миловать».

Прощение – свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие! 

Сейчас мы попробуем обсудить несколько сложных жизненных ситуаций, и предложить способы их разрешения, опираясь на принципы толерантности.

 Групповая работа. Коллектив делят на три группы. Каждой группе для обсуждения предлагается ситуация.  Родители обсуждают ситуацию по заданным вопросам, затем представляют её всем. При обсуждении приветствуется помощь других групп.

Упражнение «Ситуации».

Группам предлагается обсудить и проиграть ситуацию, сложившуюся в семье.

1 группа. «Дочь поделилась с матерью тем, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде. На неё он не обращает никакого внимания. Мать обещала об этом никому не рассказывать. Сама же поведала обо всем отцу, который начал подшучивать над дочерью и осуждать её  выбор. Брат же, поняв, в чем дело, обещал рассказать всё этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая атмосфера».

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Как начать разговор о прощении?

Кто из членов семье должен первым сделать шаг навстречу?

2 группа. «Саша учится в 9 классе, со сверстниками замкнут, пропускает занятия, снизилась успеваемость по предметам. В семье конфликты. Саша считает себя отверженным: мать всегда ругает и обвиняет его, а отчима, который излишне требователен, защищает. Совсем другое отношение к сестре со стороны родителей. Александр высказал намерение уйти из дома, т.к. он чувствует себя не нужным».

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Что можно посоветовать Саше?

Как начать разговор?

Чем могут помочь сверстники?

3 группа. Представьте, что Ваша дочь (назовём её Машей) перешла в новую школу. В своем прежнем классе Маша была признанным лидером, любимицей учителей и ребят. В новом классе Маша заняла свободное место, проигнорировав замечания соседки о том, что место занято, а его хозяйка отсутствует, т.к. заболела. На предложения одноклассников пересесть на другое место Маша отвечала независимо и дерзко: место хорошее, удобное, пока свободное, ей нравится, а учить её – образованием не вышли. «Доброжелательные» подружки заболевшей девочки заранее проинформировали одноклассницу о появлении соперницы. Войдя в класс, девочки поссорились и даже подрались. Только после вмешательства учителя и его волевого решения пересадить Машу на другое место всё закончилось. Однако класс от  Маши отвернулся. Жизнь для Маши стала невыносимой.

Что можно посоветовать Маше?

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Кто должен начать разговор?

Как можно было избежать подобной ситуации?

Как научить ребёнка извиняться?

  1. Не проявляйте излишнюю строгость, научитесь прощать, тогда ребёнок  не будет скрывать проступки или «сваливать их на других»,  лгать.
  2. Объяснить, что не стоит прятаться за формулировкой «Я больше не буду». Это бывает  невозможно выполнить, и слова не выражают никаких эмоций, а они важны в этой ситуации, нужны человеку, принимающему извинения.
  3. Убедить, что важно искренне выразить сожаление, что так случилось, и извиниться.
  4. Часто дети считают, что извиняться должен тот, «первый начал». Объясните, что, как правило, в конфликте виноваты обе стороны.
  5. Научить ребёнка тому, что важно не только  извиниться, но и исправить последствия ситуации.
  6. Объясните, что тот, кто приносит извинения первым, имеет возможность предложить свои условия «заключения мира».


Вопросы для подведения итогов групповой работы.

  •   Существуют  ли те, у кого нет недостатков?
  • Прощаем ли мы себе недостатки?
  • Что значит  для Вас слово «простить»?
  • Что мы чувствуем, когда прощаем другого?
  • Как дать понять человеку, что ты прощаешь его?
  • Какие качества помогут простить другого человека?

Следует напомнить об обидчивости старых людей (бабушки, дедушки) и детей. Важно прокомментировать это.

Возможные общие выводы из трех ситуаций. Первым прощает тот, кто более милосерден, великодушен, стоит на более высокой ступени личностного развития, на более высокой ступени зрелости.  Дети более обидчивы, чем взрослые. Прощать - это признавать, что ты сам не идеален.

3. Подведение итогов занятия.

Прощение – сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несём через всю жизнь. Прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.

Оттенки жизни – чёрное и белое?

Оттенки страсти – чёрное и красное?

Да, чувства рисовать – попытка смелая,

Но в двух цветах – занятие опасное.

Какою краской расцветить прощение?

В пастель тонов как нам  окрасить облегчение?

Какого цвета боль приносит мщение?

И почему так золотится радость?

Елена Шевченко

Литература.

  1. Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И.Петрова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 335 с.: ил.- (Школа развития)
  2. Баулина М.А.  «Прошу прощения …» //Школьный психолог № 12  2013.
  3. КочергинаЮ.Б. «Не подходи ко мне, я обиделась…» //« Здоровье детей» №24 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...

Презентация к уроку "Прощение и вечный приют"

Презентацию можно использовать на уроках по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"....

Высказывания великих людей о прощении и мести

Классный час "Прощение или месть?"...

Классный час "Трудный путь прощения"

Данный классный час построен в форме беседы,цель которой:научить детей проявлять готовность прощать других;-помочь понять, что прощать необходимо всем людям...

"Не буду просить прощения".

Изумительный спектакль....

Культуроведческий и этимологический экскурс. Прощенная обида –Прощеное воскресенье

Всколыхнуть детские души, эмоционально воздействовать на них, привить любовь к великому русскому языку,  пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить...


 

Комментарии

Барашева Ирина Анатольевна

Задумалась над прочитанным. Спасибо за полезный материал. За душу берёт...