Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
статья
Речевое развитие современных детей происходит в мощном информационном потоке. Одни дети с лёгкостью воспринимают его, хотя и не бесследно, у других же тормозится не только речевое развитие, но и общее. К сожалению, с каждым годом процент детей с речевыми нарушениями и задержкой развития речи растет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
Одной из приоритетных задач в процессе обучения ребенка является формирование грамматически правильной, фонетически чистой речи и, конечно, развитие богатого словарного запаса. Важнейший показатель, который учитывают при выявлении готовности обучения ребенка к школе — это правильная речь. Именно она является залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Необходимо уделять должное внимание воспитанию и привитию правильной речи в дошкольном возрасте. Развивать грамотную речь у ребенка следует со среднего дошкольного возраста (4–5 лет).
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
Цель современных игровых технологий в развитии связной речи дошкольников – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника.
Игровые технологии в речевом развитии:
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- пальчиковые игры,
- игровые приемы при рассказывании и заучивании стихотворений,
- игровые приемы при развитии
- звуковой культуры речи (ЗКР).
Цель: создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей посредством игровых технологий.
Сегодня с помощью игровых технологий, методов и приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.
Пальчиковые игры.
Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:
"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев».
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
А сейчас мы вместе поиграем. Приготовьте свои руки. Пальчиковая игра «Гости»
К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Игры с использованием музыкальных палочек –клавесов. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Начинать знакомство детей с ними можно уже с младшей группы.
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки. Итак, мы с вами прохлопаем стишок
«Дедушка –Молчок»
Чики-чики-чики-чок
Кто ты, Дедушка- молчок? Может ты боровичок?
Или ты лесовичок?
Только лес шуршит шу-шу-шу,
Только лес шумит ша-ша-ша,
только лес поет ши-ши –ши,
Спать пора вам, малыши!
Развитию мелкой моторики способствует также Су-джок терапия. В переводе с корейского языка Су - означает кисть, Джок – стопа.
Су-джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
«Массажный мяч и речь»
Использование массажного мяча поможет скорректировать речевые нарушения и развить сложные координированные движения руки.
Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек (Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Следующий прием называется кинезиология.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Если пальчики грустят»
- Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.(трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –«моем» руки
Добротой своей согреем.(, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.) Гладить ласково начнем.(гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки, скрестить пальцы, ладони прижать
Поиграют пусть немножко.(пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
Комод для настольных модулей (7 отделов) Межполушарные доски – это тренажер для развития межполушарного взаимодействия. Тренажер можно называть по-разному. С одной стороны – это развивающая игрушка для ребенка. А с другой стороны – специальный инструмент нейропсихолога. И с его помощью он помогает ребенку развивать синхронную работу обоих полушарий мозга (они связаны между собой пучками нервных волокон).
Такие упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Расскажи стихи руками - Используя данную технологию можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи. Дело в том, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Данная технология решает множество задач:
- работа над звукопроизношением;
-расширение словарного запаса
- овладение лексикой родного языка
- совершенствование выразительности речи
- развитие эмоциональной сферы.
(Далеко ещё зима).
Моделирование - использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.
Виды моделирования:
- Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
- Предметно - схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр- символизация; схемы предлогов: нас, в, к).
- Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Все ранее перечисленные игровые технологии дают большой результат в развитие речи, т.к. помогают длительно удерживать интерес ребёнка, повышать мотивационную готовность детей, поддерживать положительный эмоциональный настрой ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста
Доклад, представленный для педагогов ГБДОУ. Рассматриваются основные направления, формы и приёмы работы по развитию речи дошкольников. Дана таблица: "Виды творческих заданий, включаемых в занятия по о...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности .
Проблема владением языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей,и неоспоримым является тот факт ,что наша речь очень сложна и разнообразна,и что развивать ее необх...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современном обществе.
Причины речевых нарушений, наиболее частые ошибки воспитания и обучения детей, которые совершают современные родители....

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»
Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...

Доклад из опыта работы «Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

