Семинар по теме " Личностно-ориентированное обучение.
методическая разработка по теме

Король Ирина Григорьевна

Семинар по теме " Личностно-ориентированное обучение". Буклет.  Доклад. Визитка. Инструкционная карточка. Самоанализ урока. Технология личностно-ориентированного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Рекомендации участникам семинара

Практиковать работу по тестам на уроках.

Наряду с работой по учебнику          в 10-11 классах организовать системное блоковое повторение, используя материал различных учебных пособий.

Направлять учебную деятельность учащихся на самостоятельное освоение дополнительного материала из первоисточников и чрез интернет.

Систематически пополнять банк нестандартных заданий по биологии, накапливать сценарии внеклассных мероприятий для успешной подготовки учащихся к  итоговой аттестации.

                        МОУ «СОШ №34»

Городской семинар учителей биологии по теме:

«Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока.»

г. Новошахтинск, март 2011 г.



Предварительный просмотр:

План проведения городского семинара учителейбиологии

МОУ «СОШ №34»

10.00-10.-10   СБОР УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА.

10.10-10.20     ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ШКОЛЫ.

10.20-10.35     ДОКЛАД «ЛИЧНОСТНО-   ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ.»                              

                                                     Учитель Король И.Г.

  1.   ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ УРОКОВ С   ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

                                                   Учитель Король И.Г.

  1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ    И ПРИНЯТИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ.

        

«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь».

                                                       Януш Корчак


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Школа № 34 работает с 1962 года. В 1984 году открыто новое здание В 2010-2011 учебном году в школе обучается 334 ученика в 13 общеобразовательных классах Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Слайд 3

Союз единомышленников учитель-ученик-родитель 12 выпускников, вернувшихся учителями в родную школу Созвездие талантов Ступенька в будущее школа, в которой ученику комфортно Импульс к развитию личности в ситуации успеха ШКОЛА 34 – ЭТО …

Слайд 4

Стаж работы Возрастной состав Средний возраст пед.коллектива 46 лет



Предварительный просмотр:

Доклад

 на тему:

                     

                                                                                                           

                                                                                                             

Семинар учителей биологии

г. Новошахтинска

30.03.2011 г.

Выполнила

учитель биологии

МОУ «СОШ №34»

Король И.Г

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..…  3 стр.

Глава 1. Теоретико – методологические основы организации личностно –

ориентированного обучения…………………………………………………………..

  1. Концепция личностно – ориентированного образования……………... 4 стр.
  2. Принципы построения личностно – ориентированного обучения….... 6 стр.
  3. Технология личностно – ориентированного обучения………………..   7 стр.

Глава    2.  Организация личностно–ориентированного подхода на уроках биоло            гии………………………………………………………………………………..              9 стр.

Заключение……………………………………………………………………………. . 11 стр.

Литература……………………………………………………………………………..   12 стр.

                                                                 

Введение

          Данная работа посвящена тематике личностно – ориентированного обучения.

В ней рассматриваются не только особенности данного обучения, но и его специфика.

        В концепции личностно – ориентированного обучения определены основные цели современного общеобразовательного обучения, важнейшей из которых признаны проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, личностно – ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного  учебно-воспитательного процесса.

         Содержание личностно – ориентированного обучения, его средства и методы, структурируются так, что позволяют обучающемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

         Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно – ориентированным.

         Образование на личностном уровне – это осмысленное субъективное восприятие реальности, и, следовательно, никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а иногда и инициатором любого процесса своего образования.

         Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто и любому преподавателю необходимо знать основы личностно-ориентированного развивающего обучения.

                                           

             

  Глава 1. Теоретико-методологические основы организации личностно-

                                                   ориентированного обучения

  1. Концепция личностно-ориентированного образования

             Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, где субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Если в традиционной философии образования социально- педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно- ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.    Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение. Целью личностно – ориентированного обучения является – создание условий для самопознания, самореализации личностных качеств. Осуществляется помощь в самоопределении. В ходе такого обучения активно экспериментируются разные формы и методы: развития критического мышления, метод проектов, игровые, технологии сотрудничества…Кредо педагога – « Я рядом с вами», « Я вместе с вами», а не « Я над вами». Стиль взаимодействия педагогов и их воспитанников в форме диалога и полилога. Позиция ребёнка при личностно – ориентированном обучении: активно – инициативная.

Мотивация к обучению – внутренняя целенаправленная, систематическая. Тем самым признаётся, что в образовании происходит не просто интериоризации ребёнком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его приращение, преобразование, что и составляет  «вектор » индивидуального развития. Признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.

          Цели школы должны соответствовать потребностям общества и личности учащегося. Сейчас для общества важно воспитать успешную, саморазвивающуюся личность…

          Поэтому школа должна быть местом для самовыражения личности учащегося и развития его неповторимой индивидуальности, при этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Личностно – ориентированное обучение является неотъемлемой частью личностно – ориентированного образования, одними из задач которого являются:

   - Демократизация («открытость») образовательного процесса. Чтобы развить    мотивацию учеников к процессу обучения, необходимо передать (доверить)    им функции, которые они могут выполнить ( взаимоопрос, консультанты, ролевые   игры, составление кластеров при изучении нового материала…)

     Если педагоги всё делают на уроке сами, то это приводит к психическому  перенапряжению.

   - Гуманизация педагогического процесса. Это применение психолого – педагогических

     технологий, ставящих учителя и ученика в гуманистические отношения ( умение

     сотрудничать с другими людьми, поддерживать друг друга, сопереживать,    

     согласование с самим собой, внутреннее равновесие…)

Актуальным остаётся применение дифференциации (задания разных уровней, индивидуальный подход в оценивании, в помощи…)

Содержание личностно – ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответственность, творчество…Содержание такого образования призвано помочь человеку

в выстраивании собственной личности, выбрать значимые для себя ценности, овладеть  определённой системой знаний (учит мыслить), выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. В соответствии с этим, содержание личностно- ориентированного образования должно включать в себя следующие компоненты:

  1. аксиологический  ( имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);
  2. когнитивный  ( обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке,

культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);

       деятельностно – творческий ( имеет целью формирование у учащихся

разнообразных способов деятельностей);

  1. личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования

и самоопределении, формирования жизненной позиции). Все компоненты  связаны с мыслительной деятельностью.

При безусловной значимости каждого из приведённых компонентов необходимо подчеркнуть, что системообразующим среди них является личностный компонент.

И в этом существенное отличие от традиционного подхода к образованию, согласно которому приоритетным считался когнитивный компонент.

         Чтобы правильно организовать и осуществлять личностно – ориентированное обучение, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

  1. природные задатки человека, определяющие возможности развития его    личностных способностей и черт характера. Эти задатки к отдельным способностям   могут быть ярко выраженными, а могут быть очень незначительными. Как правило    каждый нормальный человек получает от природы какие-то задатки (большие или малые)   к каким-то способностям. Однако в процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти  задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть погублены    неразумным воспитанием;
  2. особенности семьи и её отношение к родившемуся и взрослеющему ребёнку.

 Одно дело, когда мама и вся семья рады ребёнку, любят его, обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем другое дело, когда он нежеланный, семья неблагополучная, создаются неблагоприятные условия для развития   ребёнка;

  1. социальная среда, в которой живёт и развивается человек. Под средой   понимается как общество в целом, так и те микросреды, в которые попадает человек по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения человека, в которой он общается и взаимодействует, и более широкая среда, которая оказывает на него   воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы  ценностей,норм, моды, господствующих взглядов;
  2. воспитательные учреждения. От того, какие цели они реализуют, зависят особенности и характер формируемой личности каждого из воспитанников этих учреждений;

          5.наконец, самый важный фактор формирования личности человека – это

                самовоспитание и саморазвитие личности человека.

 Воспитание ребёнка в семье, в школе только тогда будет эффективным, если оно постепенно перейдёт в самовоспитание, когда этот взрослеющий ребёнок из объекта воспитания становится субъектом воспитания, осознающим близкие и дальние цели и задачи развития себя как значимой личности, понимающим какую деятельность он должен совершать, чтобы реализовать свои цели и задачи, и систематически осуществляющим намеченные планы саморазвития, производящим постоянный самоконтроль и самооценку процесса самовоспитания и саморазвития.

                         

1.2 Принципы построения личностно – ориентированного   обучения

Личностно – ориентированное обучение должно состоять из следующих элементов:

  1. мониторинга процесса личностного развития каждого обучающегося –

систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого обучающегося;

  1. классно – урочных занятий по разным учебным предметам.

 Личностно – ориентированное образование предполагает, что обучение учащихся строится в соответствии с их индивидуальными способностями, что различный уровень овладения учебным материалом – от очень глубокого до весьма поверхностного, следует считать вполне нормальным для разных обучающихся.

Необходимо на каждом занятии прививать привычку постоянно учиться в широком смысле слова: размышлять (мыслить) над увиденным и услышанным, правильно оценивать увиденное и услышанное – это даже более важно, чем усвоение тех или иных знаний.

         Учебные занятия в системе личностно – ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и компьютеров, сопровождения некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по кабинету в процессе получения знаний, различную расстановку парт для коллективных и фронтальных занятий.

          3. домашней работы учащихся, которая не должна сводиться лишь к повторению и закреплению изученного материала, а должна заключаться главным образом в самостоятельном изучении учебного материала по учебным пособиям и дополнительным источникам, с последующим обсуждением результатов этого изучения на уроке.

  1. внеурочной работы по разным предметам, посещение кружков, секций и других

 объединений по интересам;

  1. организация ученического самоуправления.

 Итак, обучающиеся должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, осмысленной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои родовые, природные, социальные и духовные потребности.

         Личностно – ориентированное (л-о) обучение включает в себя личностно – ориентированный подход в обучении (это методологическая ориентация в педагогической деятельности), который способствует развитию неповторимой индивидуальности каждого учащегося, связанная с мыслительной деятельностью, с её развитием.

        Основные к о м п о н е н т ы, из которых складывается  л – о  подход в обучении:

                Л И Ч Н О С Т Н О  - О Р И Е Н Т И Р О В А Н Н Ы Й   П О Д Х О Д

    Основные понятия

            Принципы

              Методы

Индивидуальность

Самоактуализированная

Личность

Самовыражение

Субъект

Субъектность

Я – концепция

Выбор

Педагогическая поддержка

Самоактуализации

Индивидуальности

Субъектности

Выбора

Творчества и успеха

Доверия и поддержки

* Диалога

* Полилога

* Рефлексивные

* Педагогической

поддержки

* Диагностические

*Создания ситуации

выбора и успеха

 Осознание целесообразности использования  личностно – ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания учащихся побудило меня использовать такой подход в своей педагогической  деятельности.

                     

                           

1.3 Технология личностно – ориентированного обучения

               Главным принципом личностно – ориентированного урока является  

а к т у а л и з а ц и я  субъектного  опыта    учащихся, связанная с мыслительной деятельностью.

Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребёнка использовать в той или иной  учебной ситуацииранее приобретённые знания, умения и навыки. Эти действия должны осуществляться для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

           -  во-первых, способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного

             материала;

           - во-вторых, содействовать установлению в сознании ребёнка прочных и      

             устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной

             и практической деятельности;

           - в-третьих, обеспечить  включённость в  процесс  познания  механизмов  

             самодеятельности ученика.

В ходе урока ситуация актуализации субъектного опыта учащихся редко возникает самопроизвольно, поэтому необходимо использовать специальные технологические приёмы и методы «вызова» ранее накопленных детьми знаний, умений и навыков.

Актуализация субъектного опыта ученика – это не самоцель, а одно из условий обеспечения развивающего влияния процесса обучения на личность ребёнка, поэтому её

необходимо применять на всех этапах урока:

1. Актуализация первичного опыта на этапе введения новой учебной информации.

Например, при изучении тем: «Особенности питания животных» и «Движение животных» перед изучением нового материала задаются вопрос: «Что такое питание?», «Как оно осуществляется у растений?». Или: актуализация происходит при ответе на вопросы:

« Назовите основные признаки живого?», « Какие типы движений вам известны?»…

2. Актуализация обогащённого опыта. Может применяться в ходе объяснения нового материала: «Разделите животных по видам питания. Приведите примеры». «Какие приспособления для добывания пищи есть у животных?», «Чем отличается питание животных от питания растений?». Или: «Назовите приспособления для движения в конкретной среде обитания»…

3. Актуализация закрепляемого опыта. Применяется при закреплении нового материала. Ученики должны оперативно, умело и доказательно применять свои знания и убеждения в процессе познавательной деятельности.

Например, «В чём роль естественного отбора в эволюции?», вопросы проблемного характера. Защита школьниками своих версий превращается в коллективную дискуссию, что может свидетельствовать о личной значимости для них изучаемого материала. Также можно предложить на выбор задания: составить проект по изученной теме, экологическую листовку, составить кроссворд или придумать проблемные вопросы…

Подобные задания способствуют формированию у учащихся умения выделять главное в изученном материале и правильно систематизировать полученную информацию, содействуют росту личностной значимости и интереса к предмету.

Таким образом, актуализация субъектного опыта учащихся является не только важным элементом личностно – ориентированного урока, но и необходимым условием развития у детей интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и

других видах деятельности.

Также необходимо признать важным метод: «Создание ситуации выбора на уроке».

Этот метод является одним из важнейших для становления индивидуальности ученика в процессе обучения. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость, уникальность. Хотя сделать это непросто. Чтобы данный элемент

личностно – ориентированного урока был освоен и технологически обеспечен, необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие «ситуация выбора»;
  2. выявить педагогические условия (требования) создания ситуации выбора на уроке;
  3. разработать алгоритм деятельности педагога по её моделированию и построению

на учебных занятиях, определить последовательность действий учащихся в условиях индивидуального и коллективного выбора;

  1. описать и систематизировать различные виды учебных задач, применяемых для

создания ситуации выбора.

Применительно к л – о обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем

элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления

своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребёнка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность.

При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:

  1. Готовность учащихся к выбору.
  2. Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора.
  3. Стимулирование учащихся к выбору.
  4. Аргументация своего выбора.
  5. Определение степени свободы выбора.
  6. Успешность деятельности.
  7. Защищённость школьников от собственных ошибок.
  8. Оценка результатов решения выбранного варианта.

Педагогу также надо учитывать:

         - познавательные интересы и потребности учащихся;

         - наличие у них опорных знаний и умений;

         - развитость творческих способностей учеников;

         - сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и  

           коллективной (групповой) учебной деятельности;

         - готовность детей осознанно и умело совершать выбор.

Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно. Поэтому одной из важных задач учителя, использующего л - о технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимать самостоятельное решении

Структура и общие цели методики мыслительной деятельности,

относящейся  к личностно – ориентированному  обучению

 Структурно, содержание методики включает в себя три основных этапа:

  1. подготовительный
  2. основной
  3. заключительный (выполнение итогового задания, экзамен)

По времени, данные этапы охватывают весь период  обучения биологии в течении пяти лет. Элементы методики активно используются во всех основных формах процесса обучения и воспитания учащихся./см. приложение         /

                  Общие цели:

  1. Образовательные:

      *  знания учащихся по отдельным разделам программы;

                  *  сформировать осознанное понимание научной картины мира;

      *  совершенствовать навыки практического применения знаний.

  1. Развивающие:

*  активизировать мыслительную деятельность учащихся;

      *  совершенствовать навыки мыслительной деятельности;

      *  развитие творческих способностей учащихся;

      *  сформировать навыки работы с дополнительной литературой.

  1. Воспитательные:

*  воспитание чувства ответственности за выполнение задания;

      *  воспитание чувства взаимопомощи;

      *  воспитание чувства любви к природе.

   

В обучении учёт индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого обучающегося. Для этого необходимо учитывать его психологические

особенности и по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация  л – о  подхода в обучении  предполагает специальное конструирование

учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием и развитием мыслительной деятельности учащихся в ходе овладения знаниями.

Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности, можно говорить о построении л – о процесса.

Глава 2. Организация личностно – ориентированного  подхода

на

уроках биологии

В дидактике существует несколько современных классификаций уроков:

          1. Смешанный (комбинированный) урок.

          2. Урок усвоения новых знаний и умений.

          3. Урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала.

          4. Урок проверки и оценки качества знаний и умений.

Также существуют: вводный и заключительно-обобщающий уроки.

Все перечисленные типы уроков встречаются в реальной педагогической практике при изучении курса «Биология».

 Методически правильное проведение уроков биологии позволяет учителю в совместной

работе с учащимися, решить целый ряд учебно-вопитательных задач, к которым, в частности, относятся:

  1. Улучшение качества усвоения учащимися программных биологических знаний,расширение кругозора.
  2. Развитие у учащихся умения познавать окружающий мир и самого себя,  способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.
  3. Формирование эмоционально-ценностного отношения к процессу обучения Биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.
  4. Повышение адаптивных возможностей личности в современной социальной среде за счёт формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной  самооценки.
  5. Формирование позитивных свойств личности.

Очевидно, что все перечисленные задачи тесно связаны друг с другом и практически неразделимы в учебно-воспитательном процессе.

 Решению этих задач способствует большое разнообразие существующих в методической Практике видов (форм) уроков биологии:

                 - урок – размышление;

                 - урок – «путешествие»;

                 - урок – игра;

                 - интегрированный урок;

                 - урок – диспут;

                 - урок – конференция;

                 - урок – экскурсия; и др.

Принцип л – о обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от учителя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания учащихся. Возможность реализации этого принципа непосредственно связана с изменением личностной установки учителя. Порой приходится сталкиваться с тем, что наше речевое и неречевое поведение несёт определённый отпечаток и характеризуется излишней категоричностью, авторитарностью, догматичностью суждений. Такая установка убивает саму идею диалога. Поэтому необходимо постоянно искать новые методы, которые могли бы стать стимулом, толчком к началу диалога.

Л – о обучение – это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. Активизация занятий по биологии связана прежде всего с рациональной организацией познавательной мыслительной деятельности учащихся, с учётом их индивидуальных способностей и прежде всего с развитием умения быстро ориентироваться в предложенной на уроке форме, извлекать из него необходимую информацию. Одной из наиболее плодотворных форм взаимодействия может стать работа

учащихся в микрогруппах. Совместная работа в условиях особого психологического климата ограничивает конкуренцию и превращает её в сотрудничество ( обсуждение вопроса, подготовка проекта)…

Л - о обучение предполагает проведение уроков в нетрадиционных формах, например, урок-конференция, проводимая на уроках биологии, представляет синтез творческого, исследовательского и информационного методов. Успешное проведение конференции

требует тщательной подготовки и от учащихся, и от учителя. Учащиеся должны уметь работать с информацией (вести поиск нужной информации, анализировать её), делать обобщения и выводы.                                                  

Конференция как метод исследовательского проекта даёт возможность участия в исследовательском поиске: в моём случае, например, исследование влияния витаминов на различные процессы в человеческом организме.

Проектирование л – о занятия предполагает участие каждого ученика в том или ином виде деятельности и раскрытие своих способностей на уроке.

Заключение

         Можно сделать вывод, что личностно – ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Я считаю, что: современное образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации и л – о обучение способствует этому.

Развитие обучающегося как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Учение как субъектная деятельность обучающегося, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.

Основным результатом обучения должно быть – формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать

обучающемуся возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Актуальность личностно – ориентированного обучения существует, так как оно помогает:

развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся

личность.

                                                          Литература

  1. Якиманская И.С. «Развивающее обучение». – М.: Педагогика, 1979 г. – 144 с.-

(Воспитание и обучение. Библиотека учителя).

  1. Якиманская И.С. « Личностно-ориентированное обучение в современной школе».

- М.: Сентябрь, 1996 .- 96 с.

      3.   Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы  

психологии, 1995.,- № 2.-с.13-21.

  1. Степанова Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности».

М.: ТЦ Сфера, 2003 ., 128 с.

      5 . Нестандартные уроки биологии. 6 класс./ сост. Л.Б.Поддубная.-

          Волгоград: ИТД «Корифей».- 96 с.

      6. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие к учебнику Н.И.  

          Сонина, Сапина М.Р. «Биология». Человек.- М.: Дрофа, 2005.- 139 с.

      7. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов  

          обучения.- М., Издательство «Первое сентября», 2001. – 224 с.

      8. Капустин Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы».- М.: «Академия»,    

          2001. – 216 с.

      9. Никишина И.В. «Инновационные пед. технологии…».- Волгоград: Учитель, 2007.-

         91 с.

                                                               

                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

Инструкционная карточка к

Лабораторной работе №1

Тема: «Ткани и клетки под микроскопом»

Цель:  Выяснить особенности строения тканей человека;

            в чем сходства и различия между клетками соединительной

            ткани  (костной) и другими тканями?

Оборудование : микроскоп, микропрепараты, таблицы.

Ход работы.

 1.Рассмотреть под микроскопом костную и другие ткани, зарисовать клетки эпителиальной и соединительной ( костной ) ткани (рис13,14)

 2. На основе увиденного выяснить сходства и различия между тканями.

 3 . Ответы оформить  в таблицу.

Название ткани

Рис.

сходства

Различия.

4. Сделать вывод.

Инструкционная карточка к

Лабораторной работе №2

Тема: «Знакомство со спилами костей»

Цель:  Изучить строение костей человека, их типы.

Оборудование : микроскоп, микропрепараты, таблицы, дополнительная учебно-  познавательная литература.

Ход работы.

1.Описать химический состав костей (стр.47)

2. Рассмотреть микроскопическое строение компактного вещества кости (рис.№19).

3.Описать типы костей.

трубчатые

губчатые

плоские

4. Сделать вывод.

Инструкционная карточка к

Лабораторной работе №3

Тема: «Количественный состав костей в теле человека»

Цель:  Сосчитать сколько всего костей в скелете человека

Оборудование : модель скелета человека, череп, таблицы, дополнительная учебно-  познавательная литература.

Ход работы.

1. Рассмотреть модель скелета человека.

2. Подсчитать количество костей (рис.20-26, 29-32)

3.Записи оформи в виде схемы или таблицы.

череп

кисть

стопа

позвоночник

Всего

4. Сделать вывод.

Инструкционная карточка к

Лабораторной работе №4

Тема: «Сходства и различия между скелетом человека и других

                          млекопитающих на примере кошки»

Цель:  Выяснить , что способствует прямохождению.

Оборудование : таблицы, дополнительная  учебно- познавательная литература.

Ход работы.

1. Рассмотреть скелет человека и кошки.

2. Выписать сходства и различия между скелетами(стр. 15,53)

3. Ответить на вопрос:

             Почему даже дрессированные кошки не очень долго и не совсем уверенно ходят

                                          на   задних лапах?

человек

кошка

сходства

различия

4. Сделать вывод.

Инструкционная карточка к

Лабораторной работе №5

Тема: «Определение  плоскостопия»

Цель:  Выявить изменение стопы.

Оборудование : лист бумаги для отпечатка стопы, карандаш, изображение инфузории-туфельки, дополнительная учебно-  познавательная литература.

Ход работы.

1. Обвести карандашом след стопы, сделать вывод о наличии у себя плоскостопия,

           (стр. 74-75)

2. Нарисовать очертания тела инфузории, рисунок дополнить точками и линиями.

          (Уч.зоологии 7 кл.)

3. Ответить на вопрос:

        Есть ли у инфузории- туфельки плоскостопие?

4. Сделать вывод.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК

Слайд 2

Использование идей личностно ориентированного обучения в практике работы учителя биологии

Слайд 3

только личностно ориентированное обучение позволяет устранить одно из главных противоречий в образовании между разнообразием интересов и дарований школьников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны Почему именно ЛОО?

Слайд 4

Личностно ориентированное обучение предполагает, в первую очередь, знание особенностей каждого ученика для этого проводятся ДИАГНОСТИКИ

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА Диагностика уровня обучаемости (по О. Ю. Бурцевой) Диагностика ЗБР и ЗАР (по П. И. Третьякову) – Диагностика индивидуального познавательного стиля учеников (по О. Г. Селивановой) Диагностика «Психологическая модель мышления» (по И. Я. Каплуновичу) Диагностика функционального доминирования полушарий (по И. П. Павлову) Диагностика уровня сформированности мыслительных операций школьников (по О. Г. Селивановой)

Слайд 6

Провести диагностики и даже обработать их не так уж сложно, а вот использовать результаты диагностик в своей работе – конечно же, сложнее (см. рекомендации)

Слайд 7

Подсчитано, что учитель за свою жизнь проводит порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч, поэтому, урок недооценивать нельзя!!!

Слайд 8

ИТАК, особенности личностно ориентированного урока

Слайд 9

Актуализация Подведение итогов урока Отработка умений и навыков Изучение нового материала Мотивация и целеполагание ЭТАПЫ УРОКА

Слайд 10

на личностно ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников) – он предмет анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт учащихся Актуализация

Слайд 11

при личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности и самоцелеполагания Мотивация и целеполагание

Слайд 12

на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» : по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!) Изучение нового материала

Слайд 13

чтобы развивать мыслительные операции у учеников, нужны индивидуальные задания: заданий таких должно быть очень много, чтобы каждый ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей. На этом этапе урока очень важно создать ситуацию успеха! Отработка умений и навыков

Слайд 14

на личностно ориентированном уроке – двойной результат: объективный – отметки субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов ) Подведение итогов урока

Слайд 15

Итак, личностно ориентированный урок использование субъектного опыта учащихся самостоятельное целеполагание ситуация выбора на всех этапах, где только возможно большой дидактический материал рефлексия ситуация успеха знание индивидуальных особенностей учеников класса

Слайд 16

Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я» Мы всегда должны об этом помнить – только тогда мы сможем помочь нашим ученикам стать успешными!

Слайд 17

Советую прочитать: Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного обучения .- Ростов-на-Дону, 1999. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроке биологии (ресурс личностно ориентированного образования). – М., 2006

Слайд 18

Лукьянова М.И.и др. Личностно ориентированный урок . – М., 2006. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград: Перемена,1994

Слайд 19

Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе . – М.: Сентябрь, 2000.



Предварительный просмотр:

Урок - практикум по теме: «Опорно-двигательная система»

   Цель урока:

Систематизировать знания учащихся об опорно-двигательной системе, её функциях, строении.

       Тип урока: лабораторный практикум.

       Методы урока: словесные, наглядные, практические работы.
       Формы работы: индивидуальная, в парах.

Задачи урока:

 I  -  формирование системных знаний опорно-двигательной системы на основе

        цитологических знаний.

    -  более глубокое и прочное усвоение учащимися знаний о скелете и

        мышцах      человека.

II  -  развитие творческой инициативы и интеллектуальных способностей учащихся

    -  формирование умения общаться, выражать свои мысли, синтезировать

            и   делать выводы, анализировать на основе исследовательских навыков.

    - формирование монологической речи и логического мышления.

III -  воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

     - развитие навыков коммуникационной деятельности, воспитание коллективиз  -

        ма

     - эстетическое воспитание.

     - повышение интереса у учащихся к биологическим дисциплинам.

Оборудование:

       микроскоп, микропрепараты, таблицы, учебная и дополнительная литература,

       модель скелета человека.

Ход урока

      I. Организационный момент

                   Вступительное слово учителя.

                   Психологическая подготовка учащихся к уроку.

     2. Повторение ранее изученного материала.

                 Фронтальный опрос:

        - объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы у

          пожилых людей?

       - за счет чего достигается прочность костей?

       - почему кость относят к соединительной ткани?

   3. Выполнение лабораторных работ по выбору.

 

       1) знакомство учащихся с тематикой лабораторных работ.

       2) акцентирование внимания на инструкционные карточки для выполнения лабораторных работ.

      3) определение времени на выполнение работ.

           №1   «Ткани и клетки под микроскопом.»

           №2  «Знакомство со спилами костей.»

           №3  «Количественный состав костей в теле человека.»

           № 4  «Сходства и различия скелета человека с другими млекопитающими.»

            №5  «Выявление плоскостопия.»

4. Подведение итогов :

- выступление учащихся из каждой группы.

- обобщение учителя.

 - выставление оценок.

   5. Домашнее задание с комментариями.

              Повторение § 10 -15 .

              Из  §16, выписать первую помощь при различных видах травм.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

Урока по биологии в 8 классе по теме:

«Опорно - двигательная система.»

Проведен 18 .10. 10 г.

Учитель Король И.Г.

В классе 31 ученик,

«5» - 5

«4» - 9

«3» - 17

Задачи:

- воспитывать умение работать в коллективе, познавательный интерес к предмету.

- развивать коммуникативные, творческие, и информационные компетенции.

- способствовать развитию творческих способностей учащихся.

- раскрыть функции опорно- двигательной системы, сформировать понятие о микро-  и макроскопическом строении костей.

-  формировать навыки лабораторных исследований.

        На уроке было использовано :

-учебные пособия: книги, таблицы, дополнительная литература;

-оборудование: скелет человека, микроскоп, таблицы, микропрепараты,

-на доске написаны темы лабораторных работ.

          Содержание урока соответствует программе и способствует формированию знаний по строению опорно- двигательной системы, умению работать с микроскопом и литературой (Лаб. раб. № 1), закреплению знаний , а также способствует развитию творческих сил и способностей (Лаб.р№4), в Лаб.р.№5 осуществляются внутрипредметные связи зоология-анатомия, развивает навыки сравнения (Лаб.р.№ 2)

        Тип и структура урока.

             На протяжении всего урока учащиеся работали в паре. Для выполнения заданий были представлены наглядные пособия, микроскоп, таблицы. Преобладал репродуктивный, поисковой и творческий виды деятельности. Урок направлен на индивидуализацию обучения и право выбора заданий по своим силам. Рационально использовано оборудование кабинета. Учащиеся сами выбирали темп работы.

        Методы обучения.

             Лабораторные работы обеспечивали развитие познавательной самостоятельности учащихся. Благодаря сменам деятельности на уроке (детям приходилось вставать) учащиеся не уставали, что способствовало здоровьесбережению детей, а разнообразная дополнительная литература и учебники способствовали активизации учения школьников. Но урок был бы эффективен если бы было больше макетов, микроскопов и др. наглядных пособий.

Учебная работа на уроке.

               На протяжении всего урока учитель контролировала  деятельность учащихся , следила  за соблюдением дисциплины, тактично указывая на недостатки в работе.  Между учителем и учащимися весь урок сохранялся демократичный характер общения, создавая учащимся нужный психологический микроклимат. Речь и объяснения учителя были эмоциональны, учащимся была предоставлена возможность самостоятельно приобретать знания из других источников – формируется информационная компетенция учащихся. При работе в парах и группах формируется культура межличностных отношений. Учащиеся показали полный интерес к теме.

            На протяжении всего урока ребята были активны, успешно был выполнен план урока. Выбранный вид работы способствовал развитию механически-смысловой, произвольной и непроизвольной памяти. Урок способствовал общему развитию личности школьника, детского коллектива в целом.

          Рекомендации:

     Для наибольшей эффективности необходимо использовать ИКТ .

    Учителю постоянно повышать профессиональный уровень  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ПРИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Слайд 2

«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». Януш Корчак. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Слайд 3

1.Содержание обучения рассматривается как средство развития личности. 2.Обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления. 3.Достигается вариативность и дифференциация обучения на основе деятельностного подхода. 4. Активно используется положительная стимуляция учения.

Слайд 4

ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Слайд 5

Технология разноуровневого обучения. Технология коллективного взаимообучения. Технология сотрудничества.

Слайд 6

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Слайд 7

Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; Талантливые, которым по силам то, с чем не могут справиться все остальные; Учащиеся, составляющие большинство, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Слайд 8

Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.

Слайд 9

Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях. При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдельных предметов.

Слайд 10

Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодиагностики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников.

Слайд 11

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ.

Слайд 12

Статическая пара. Динамическая пара. Вариационная пара.

Слайд 13

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; В процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация предшествующего опыта и знаний.

Слайд 14

Каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном плане; Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; Отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

Слайд 15

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Слайд 16

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Слайд 17

Главная идея обучения – учиться вместе.

Слайд 18

ОБУЧЕНИЕ В КОМАНДЕ. «ПИЛА» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ.

Слайд 19

Основные идеи.

Слайд 20

Общность цели и задач; Индивидуальная ответственность Равные возможности успеха.

Слайд 21

учителю необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга; при подготовке к занятию выделить один-два задания, требующих после обычного объяснения определенных действий в группах по усвоению нового материала; разбить класс на группы по два-три человека и предоставить ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания.

Слайд 22

при работе в группах над новым материалом необходимо сформулировать по 2-3 вопроса каждому ученику группы; давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания; предоставлять возможность потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится контрольная работа или тест.

Слайд 23

ученики должны иметь возможность проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником; четко сообщать цель в начале урока и перед работой в группах; на протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это потребуется.

Слайд 24

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Личностно-ориентированное обучение"

В докладе :"Личностно-ориентированное обучение" отражаются основные принципы обучения в свете личностного ориентирования....

Авторская работа по теме:"Личностно-ориентированное обучение на уроках математики"

В данной работе раскрыт основной замысел личностно-ориентированного урока, где раскрывается индивидуальный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и...

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

Выступление на ШМО по теме: "Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности при обучении математике."

Личностно ориентированный подход стремительно распространяется в образовательном пространстве России. Популярность этого подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: динамичное раз...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемая Ирина Григорьевна, большое спасибо за Ваш семинар! Успехов Вам и всего самого доброго!