Методические рекомендации
методическая разработка по теме

Рекомендации для преподавателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Пятигорский медицинский колледж»

Кравченко Л.Ю.

Вялых Л.С.

Методические  рекомендации   для  написания и  оформления  рефератов  и  курсовых работ.


                                 

                                    Пятигорск 2011г.

     Рассмотрено и одобрено методическим советом

 ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»

 

 Составители: Кравченко Л.Ю.- преподаватель высшей  категории, зам директора по УОР

Вялых Л.С. – методист

   Пособие включает методические рекомендации для написания рефератов, курсовых работ, содержит описание требований  к их содержанию и оформлению.

   Предназначается  студентам и преподавателям колледжа.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение
  2. Методические рекомендации для написания и оформления рефератов.
  3. Приложение №1
  4. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы.
  5. Приложение №2
  6. Методические рекомендации для оформления рецензий.

Правила составления списка используемой литературы (библиографического списка)

                                 

                                         

                                            Введение.

     Одной из основных задач современного профессионального

образования является  формирование компетентного, квалифицированного специалиста. Современные требования, предъявляемые к молодому специалисту, обусловлены социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе. Конкурентноспособный специалист  - это не только компетентный и высокопрофессиональный работник, а прежде всего личность, обладающая навыками нестандартного мышления, готовая к постоянному росту и самосовершенствованию.

Подготовка высокопрофессионального специалиста диктует необходимость  правильной организации творческой деятельности студента в образовательном процессе. При этом следует учитывать уровень компетентности самого преподавателя,  а так же  постоянный тесный контакт педагога и студента. Одним из важнейших условий  организации творчества  студентов является интеграция этой деятельности в учебный процесс. Организация творческой деятельности студентов в нашем училище осуществляется в рамках работы предметных кружков. Первым и наиболее важным этапом этой деятельности является правильная организация самостоятельной  работы студентов. На сегодняшний день наиболее актуальными являются  такие формы самостоятельной работы студентов, как: аналитическая, поисковая и  репродуктивная. Любая из указанных форм работы подразумевает проведение подготовительного этапа, включающего обработку различных литературных источников,  проведение анализа необходимой информации. Проведя данный этап, можно перейти к собственно исследовательской деятельности.  Следующим шагом является  создание творческой работы. Наиболее часто студенты избирают такую форму творческой работы как реферат и курсовая работа. Указанные формы деятельности подразумевают  исследования прикладного

характера. Результаты  работы демонстрируются на студенческих научно-практических конференциях на уровне училища и за его пределами. Учитывая все выше сказанное, и обобщая опыт работы по организации и проведению творческой работы студентов в Пятигорском медицинском училище, научно-методический отдел разработал практические рекомендации по выполнению и оформлению творческих работ студентов. Методическое пособие предназначено для студентов и  преподавателей училища.  

   

  2. Методические  рекомендации для написания и оформления    реферата.

Наиболее часто избираемой формой творческой работы студентов является  реферат. Реферат -  краткое изложение содержания книги, статьи, научных работ по соответствующей  тематике. Данный вид исследовательской  работы создается на основе других литературных источников, не содержит развернутых доказательств, сравнений, оценок, рассуждений, в нем не отражаются субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос. Дается ответ на вопрос о том, что нового, существенного содержится в данном источнике (источниках). Одна из главных задач написания рефератов - более глубокое изучение отдельных тем и проблем. Особенностью данного вида деятельности является тесная взаимосвязь тематики рефератов с программой курса по какой-либо учебной  дисциплине. Рефераты, выполняемые студентами 1-2 курсов, как правило, наиболее тесно связанны с программой изучаемых дисциплин. На старших курсах задача написания реферата усложняется, так как студент должен  осветить избранную проблему, выходящую за рамки плана обучения.

Важным этапом в создании реферата является выбор темы. Таковой может быть одна из предлагаемых тем или же  формулируется собственная тема. После выбора темы необходимо составить библиографию по теме реферата. Затем следует изучить литературные источники, составить по ним план для написания реферата, конспект, тезисы. После этого можно наметить план проведения экспериментальной части. Также необходимо определить вид выполняемого реферата.

 Различают следующие виды рефератов:

                        по полноте изложения - информационные (рефераты-конспекты),

                                                                  индикативные (рефераты-резюме),

                        по количеству реферируемых источников – монографические (по одному источнику), обзорные (по нескольким источникам),

                        по читательскому назначению – общие (рассчитаны на широкую аудиторию),

 специализированные (ориентированы на конкретную область).        

        При написании реферата рекомендуется использовать следующие фразы и словосочетания:

  Проблема исследована авторами…

  В работе … рассматривается…

  Во введении указывается, что…

  Автор считает, что…

  В 1-ой главе освещается вопрос…

Говоря о проблеме …, автор подчеркивает…

В заключении автор приходит к выводам…

 Таким образом, автор приходит к выводу  о том, что…

Автор придерживается позиции (идеи)…

     

        Поскольку, реферат является наиболее распространенным видом самостоятельной   исследовательской работы студентов, он должен соответствовать следующим требованиям:

                иметь план-оглавление;

                введение, где четко формулируется выбранная проблема,

                 аргументируется выбор темы, ее актуальность,

                 определяются цели и задачи написания реферата,

                 приводится краткая характеристика  литературных

                источников;

              основную часть, где рассматривается поставленная проблема,

               материал при этом излагается последовательно, каждый этап изложения  завершается  логическими выводами;

              заключение, включающее выводы автора, а также область практического применения работы;        

         

          глоссарий- словарь основных терминов и понятий;

        список литературы используемой литературы.

   Реферат подразумевает точное изложение взглядов автора,

использование литературного языка,

точное, краткое логическое  изложение материала,

соблюдение единого  литературного стиля изложения.    

Объем реферата должен составлять не более 5-15 страниц машинописного текста.

Текст реферата и титульный лист печатается обычным шрифтом Times New Roman -14,  

межстрочный интервал 1,5

отступ слева 3,  

справа 1,5,

снизу 1,5.

  На  титульном  листе реферата указывается название образовательного учреждения, тема, дисциплина, фамилия, имя, отчество автора,  группа, внизу указывается год (смотри приложение 1).

  На первой странице печатается план,  основная часть разбивается на параграфы,- на последней - список литературы с точным указанием автора и года издания. Каждый раздел реферата начинается с новой страницы.        

  При оформлении реферата соблюдаются правила элементарного дизайна, для чего производятся:

                шрифтовые выделения, унификация шрифтов,

               разбивка на абзацы,

               выделяются заголовки и подзаголовки, используется единый стиль.

  Реферат представляется в печатном виде, также необходимо наличие электронного варианта.

         Для защиты реферата оформляются тезисы.

    Критериями оценки реферата являются:

новизна и актуальность выбранной темы исследования, самостоятельной работы, умение изучить, отобрать, проанализировать и представить информацию, сделать  выводы и определить возможную перспективу дальнейшего исследования.

Приложение 1

ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»

Реферат

Тема: __________________________________________                                                                    

Дисциплина: ____________________________________

Ф.И.О. автора___________________________________

Группа: __________________  

Курс _____________________

                                     

 

                                       

   


4. Методические рекомендации по написанию и   оформлению курсовой работы.

Курсовая работа имеет целью закрепить и систематизировать знания студентов по различным дисциплинам, развить навыки самостоятельной исследовательской работы, научного поиска, обучить работе с литературой, умению обобщать, делать выводы, вырабатывать практические рекомендации.

Подобная творческая работа может выполняться по окончании дисциплины или ее отдельных разделов.  Тематика курсовых проектов утверждается цикловыми методическими комиссиями. Темы работ должны соответствовать программе дисциплины, побуждать студентов к активной познавательной деятельности, осознанию важности этого вида труда для будущей профессиональной деятельности.

   Задания для выполнения курсовой работы даются индивидуально, должны быть разнообразными по содержанию, примерно одинаковыми по степени сложности. В целях приближения курсовых работ к реальным условиям  практической деятельности целесообразно связывать тематику заданий с работой студентов на учебно-практических базах ЛПУ.

  Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя в рамках времени, отведенного для изучения дисциплины учебным планом. Преподаватель направляет и контролирует выполнение работы на всех этапах, корректирует и направляет деятельность студента.

   Работа включает  три раздела:  

введение, где дается общая характеристика работы, излагается актуальность темы, формируются цели, задачи, описывается материал, методы исследования и анализа;

основной части, в которой приводится краткий обзор литературы по исследуемому вопросу, результаты проведенных исследований, их обсуждение, излагается собственное мнение автора;

заключение, где делаются выводы, даются практические рекомендации.

  Оформление курсовой работы осуществляется согласно установленным правилам: текст работы и титульный лист печатается обычным шрифтом Times New Roman -14,

межстрочный интервал 1,5

отступ слева 3,

справа 1,5,

снизу 1,5.

  На  титульном  листе указывается название образовательного учреждения, тема, дисциплина, фамилия, имя, отчество автора,     группа, фамилия преподавателя, оценившего работу, внизу указывается год (смотри приложение 2).

  На первой странице печатается план,  основная часть разбивается на параграфы, на - последней - список   литературы с точным указанием автора и года издания. Каждый раздел работы начинается с новой страницы. Объем курсовой работы определяется преподавателем в зависимости от сложности предмета, периода его изучения, но не менее 25-40  печатных листов.          Выполненная курсовая работа сдается преподавателю в распечатанном виде и на электронном носителе. Преподаватель определяет ее качество, рецензирует.

  Завершающим этапом работы является ее публичная защита,  активное обсуждение оппонентами из числа студентов. Оценка работы проводится по пятибалльной системе. Если курсовая работа оценивается на «хорошо» и «отлично», студент может быть освобожден от сдачи зачета или экзамена по дисциплине.

  Курсовые работы хранятся в соответствующих предметных кабинетах училища. Наиболее выдающиеся работы могут использоваться в процессе изучения соответствующих дисциплин в качестве наглядных пособий.

Приложение 2.

ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»

                           

                         

                                   Курсовая работа

Тема:________________________________________________

Группа:______

Курс:______

         

   Выполнил студент: ФИО________________________________

                                                       Проверил преподаватель

                                 Ф.И.О.__________________________________

                                  Оценка. _______________-

 6.  Методические рекомендации для оформления рецензий

  Написание рецензии, является завершением творческой работы, этапом работы необходимыми для оценки .

  Рецензия – это критический отзыв о какой-либо творческой работе студентов или преподавателя. Это  краткое, объективное воспроизведение взглядов  автора, изложенное в представляемой работе, развернутое научно-обоснованное оценочное отношение к основным идеям рецензируемого источника.

  Структура рецензии должна включать, по мнению автора, следующие составляющие:

 вступление, в котором рассматривается предмет анализа,                        актуальность выбранной темы:

 основная часть- изложение позиции  автора по исследуемой проблеме в целом и ее главным положениям, отношения рецензента к данной проблеме, дается критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств.

заключение- включает выводы рецензента, пожелания автору.

  При написании рецензий рекомендуется использовать следующие фразы:

В работе автора…

В рецензируемой работе ….

Работа посвящена актуальной теме….

Актуальность темы обусловлена …

Актуальность темы не требует и не вызывает сомнений…

Центральным вопросом темы, работы…

В работе, на первый взгляд - план, выдвигается вопрос о …

К недостаткам работы следует отнести …

Работа построена нерационально, следовало бы сократить …

Существенным недостатком работы являются….

Отмеченные недостатки носят характер чисто локальный и не влияют на …

Работа может быть оценена положительно  или заслуживает высокой оценки…. ( позитивной, отличной и т.д.)

Кроме рецензий общую характеристику работы можно сделать с помощью отзыва.

Отзыв- общая оценка, критическое суждение, мнение о работе без детального анализа, но содержащее практические рекомендации по работе. План написания отзыва включает также пункты, как и рецензия.

7. Правила составления списка используемой литературы (библиографического списка)

  1. Библиографическое описание выполняется в алфавитном порядке.
  2. Последовательность расположения элементов библиографического описания следующая (перед каждым элементом описания стоит знак, который необходимо ставить при включении работы в библиографический список. например: (двоеточие),.- (точка и тире) и т. д.):

а) .  Имя автора. Основное заглавие:

б):  Другое заглавие, подзаголовок (если они есть на обложке)

в)//  Название сборника, журнала, газеты, в котором помещена статья

г).- Место издания

д): Издательство (если книга)

е),-Год издания (если книга)

ж).- Год издания (если журнал)

з).- Номер ( если журнал)

и).- Количество страниц ( в книге:-.; страницы, на которых помещена статья:-)

    Не все элементы библиографического описания обязательны. В минимальный необходимый набор элементов описания книги входят: наименование автора, основного заглавия, место издания, год издания.

    Если нет автора, то необходимо указать заглавие и составителя или под чьей редакцией издана книга (в родительном падеже).   

      При написании творческих работ часто используют выдержки,    которые оформляются в виде библиографической ссылки.

          Ссылка может быть  подстрочной, т.е. располагаться под текстом на странице. В конце цитаты при этом ставится цифра и оформляется сноска.

       Например:

С.Г. Кара-Мурза пишет что, «главным средством закабаления стал язык телевидения с особым жанром рекламной, главный смысл которой именно манипуляция Сознанием»

        Внизу:

Кара-мурза С.Г. Манипуляция сознанием .- М., 2000.-с.95.

    При записи подряд нескольких библиографических ссылок на один источник в повторной ссылке приводятся слова «Там же»

   Там же.- с



Предварительный просмотр:

Общие требования для научно-практических исследований

в ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»

  1. ВИДЫ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Способность преподавателя к самостоятельному эффективному   решению   профессиональных задач зависит от уровня его педагогической    компетентности, под которой понимается  единство его теоретической и    практически готовности к осуществлению педагогической деятельности.

В процессе обучения в педагогическом вузе, на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки будущий или уже  практикующий преподаватель приобретает, совершенствует психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания,   определенные государственным образовательным стандартом высшего       педагогического образования и содержанием  профессиональной   деятельности педагога. Теоретико-практические и методические знания в свою очередь являются предпосылкой формирования интеллектуальных и практических педагогических умений, которые объединяются в четыре группы:

  1. умения «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи;
  2. умения построить и реализовать завершенную педагогическую систему;
  3. умения выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, переводить их в действия;
  4. умения учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, то есть осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса.

Уровень профессионализма преподавателя проявляется в ходе его   педагогической   деятельности,   при   выполнении   научного исследования, а также при подготовке курсовых и квалификационных (дипломных, аттестационных) работ по психолого-педагогическим дисциплинам в период обучения на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Известно, что исследовательская деятельность - непременная составляющая педагогического труда. Исследуя педагогические явления, преподаватель упорядочивает свои знания о профессии, формирует свой педагогический стиль, свое личностное и профессиональное мировоззрение. Желательно как можно раньше приступать к исследованию наиболее интересных, по мнению учителя или еще студента, проблем, рассматривать их с разных позиций и с разным уровнем проработки. Таким образом, может быть накоплен богатый и разносторонний материал, что значительно обогатит его педагогический опыт, усовершенствует профессиональное мастерство, и, следовательно, повысит качество обучения.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о принципах, закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании и технологиях. Педагогические исследования объясняют и предсказывают педагогические факты и явления.

Педагогические исследования можно подразделить на следующие виды:

  1. фундаментальные, обобщающие концепции, подводящие итоги теоретических и практических достижений педагогики, предлагающие модели развития педагогических систем;
  2. прикладные, углубляющие изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрывающие закономерности многосторонней педагогической практики;
  3. разработки, обосновывающие конкретные научно-педагогические рекомендации на основе уже известных теоретических положений.

Структуру выполняемых в процессе педагогической деятельности преподавателями (студентами, слушателями) исследовательских работ можно представить схематически таким образом: 

Виды исследовательских работ  

Компоненты содержания

Конспект - краткая запись содержания какого-либо текста,   выделение главных идей и положений работы

  1. В плановых конспектах –соответствие определенной части
    конспекта плану;
  2. В текстуальных конспектах - цитаты;
  3. в свободных конспектах - сочетание выписок, цитат, тезисов;
  4. в тематических конспектах - ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам.

Аннотация – краткая характеристика текста (книги, статьи, рукописи), которая раскрывает его содержание и фиксирует основные        проблемы,

затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.

  1. Основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения;
  2. значимость текста.

Примечание: текст аннотации обычно не стандартизируется

Отзыв  -  общая оценка, критическое суждение, мнение, впечатление о работе, произведении без детального анализа.

  1. Вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста, заключение         о соответствии работы
    заявленной теме);
  2. основная часть (краткое содержание и оценка качества выполнения исследования; оценка
    полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости
    исследования);
  3. заключение (общая оценка работы,

пожелания автору).

Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье). Это краткое объективное воспроизведение взглядов
автора в статье и развернутое
научно-обоснованное оценочное     отношение  к ведущим идеям

рецензируемого источника.

  1. Вступление (предмет анализа,      актуальность темы, структура текста);
  2. Основная часть (изложение позиции автора по отношению к исследуемой проблеме, как в целом, так и по главным ее положениям; изложение отношения рецензента к исследуемой   проблеме; критическая оценка изложенных автором идей,        выводов,

доказательств);

  1. заключение (выводы
    рецензента, пожелания
    автору).

Примечание: структура рецензии может быть различной по желанию автора

Реферат        -        краткое

изложение        содержания

книги,        статьи        или

нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением.

  1. План-оглавление;
  2. введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы);
  3. основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением        друг друга);
  4. заключение (выводы автора, область применения результатов работы);
  5. список литературы.

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее

формированию        навыков

исследовательской     работы, расширяющее познавательный интерес.

  1. Обоснование актуальности проблемы, вопроса; характеристика противоречий, затруднений        в педагогической теории и практике;
  2. систематизация полученных сведений;
  3. выводы и обобщения.

Примечание:

литературный        стиль доклада должен быть приспособлен для устного выступления, восприятия на слух.

Статья – публичное научное или научно-популярное        сочинение
небольшого
        размера, лаконично, логично и последовательно
представляющее результаты
исследовательской работы.
Самостоятельный раздел, глава, параграф в каком-либо документе, перечне.

  1. Обоснование актуальности проблемы, вопроса; характеристика противоречий,
    затруднений
            в педагогической теории и практике;
  2. Формулировка авторского замысла, идей, способов решения проблемы;
  3. выводы, рекомендации.

Примечание: структура статьи может быть различной    по    желанию автора, ее объем составляет обычно 5-15 страниц.

Отчет (научный) - письменное или устное сообщение о выполненной педагогической научно-исследовательской работе, представляемое вышестоящему органу управления образованием, административному лицу или научному сообществу.

  1. Титульный лист;
  2. список исполнителей работы;
  3. краткий        реферат (изложение основного содержания        отчета:

объем, количество и
характер иллюстраций, таблиц,
 перечень ключевых        слов,

сущность выполненной работы, методы исследования,     краткие
выводы  о  возможности
применения результатов исследования);

  1. основная часть (введение,

аналитический обзор научной литературы по данной        теме,

обоснование выбранного направления работы; разделы отчета, отражающие методику,
содержание
        и результаты

выполненной работы;  заключение);

  1. приложение (вспомогательный
    материал отчета: таблицы
    цифровых данных, примеры инструкций, руководств, анкет, тестов и пр.).

Курсовая        работа        -    самостоятельное

теоретическое или экспериментальное    

исследование отдельных; частей образовательного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных   переводов научно-педагогической литературы.

  1. Оглавление;
  2. введение;
  3. основная часть;
  4. заключение;
  5. список литературы
  6. приложения

Методическое    пособие -     литературное изложение сделанных на базе результатов исследования теоретически обоснованных методических рекомендаций для совершенствования учебно-воспитательного

процесса.

  1. брошюры - малообъемные работы (5-48 страниц) в мягкой обложке или без нее.
  2. книга - печатный материал объемом более 48 страниц в твердой обложке

  1. Введение (назначение пособия, адресат, особенности   работы   с пособием);
  2. Основная часть (содержание основной части обусловлено спецификой пособия методики  преподавания предмета,        курса;

методические разработки по вопросам преподавания  отдельного раздела,        темы; методические рекомендации        по отдельным        аспектам совершенствования учебно-воспитательного процесса   или    изучения раздела, темы, курса);

  1. заключение;
  2. содержание (оглавление);
  3. список литературы;
  4. приложения.

Примечание:        пособие должно быть написано кратко, четко и ясно, в расчете на преподавателя-практика или обучающегося.

Квалификационная 

(аттестационная, дипломная)       работа - научно-исследовательская

работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей психолого-педагогической науки; разработка конкретных путей разрешения  изучаемой проблемы.

  1. Оглавление;
  2. введение;
  3. основная часть(теоретическая и практическая главы);
  4. заключение
  5. список литературы;
  6. приложения,

Монография – научное издание, в котором какая-то проблема рассматривается достаточно разносторонне и целостно.

  1. Аналитический обзор состояния проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе и практике;
  2. собственные    концепции, теоретические и методические идеи решения проблемы, методики исследования;        результатов
  3. анализ проведенного исследования;
  4. выводы   и   методические рекомендации;
  5. список литературы;
  6. приложения.

Тезисы - сжатое, систематизированное
изложение материала (до 3 страниц)       по пунктам; основные положения

доклада, сообщения, научного труда.        

  1. Структура тезисов отражает   содержание и структуру соответствующего вида (формы) исследовательской работы.

Кроме того, работники образовательных учреждений выполняют широкий спектр педагогических разработок:

  1. учебные программы;
  2. методические рекомендации (указания) по преподаванию или изучению (в том числе самостоятельному) отдельных тем, вопросов, разделов, курсов;
  3. сценарии уроков, лекций, практических занятий, воспитательных мероприятий;
  4. пакеты психолого-педагогических средств диагностики обученности, воспитанности, развития обучающихся;
  5. программы педагогических экспериментов;
  6. концепции, модели, программы развития учебного заведения, деятельности педагогического коллектива, формирования личностных качеств обучающегося и пр.;
  7. системы, модели образовательного пространства, воспитательной работы, управления учебным заведением, мониторинга качества образования;
  8. технологические карты учебных курсов, воспитательных мероприятий, педагогических советов, учебных занятий и т.п.;
  9. описания педагогических технологий обучения, воспитания, развития личности;
  10. педагогический инструментарий, учебно-методические комплексы, пакеты дидактических материалов для обучения и воспитания;

Педагогические разработки - творческий педагогический продукт, и условно их по этому признаку можно классифицировать таким образом:

  1. адаптивные разработки, связанные с приспособлением уже имеющихся разработок к новым, конкретным условиям;
  2. комбинаторные разработки, представляющие новые конструкции, созданные благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов обучения и воспитания;
  3. радикальные разработки, имеющие принципиальную новизну.

По степени новизны и значимости педагогические разработки подразделяют на: субъективно новые (новые для педагога, учебного заведения, региона) и объективно новые, имеющие принципиальное значение для развития системы образования.

Педагогических разработки по степени классификации подразделяются на:

  1. педагогические инновации - новшества, порождающие значимые изменения в практике образования, но не претендующие на принципиальную новизну;
  2. педагогические изобретения - общественно значимые практические решения каких-либо задач в области образования, претендующие на объективную новизну;
  3. педагогические открытия - установление ранее неизвестных закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.

Чаще всего обучающимися на курсах профессиональной переподготовки, слушателями курсов повышения квалификации выполняются рефераты, курсовые и квалификационные (аттестационные) работы. Рассмотрим их более подробно.

Реферат

Специфика реферата как исследовательской работы, создаваемой на основе другого исходного текста, заключается в том, что в нем:

  1. нет развернутых  доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;
  2. не отражаются субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос;
  3. дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в данном источнике или источниках.

Основными видами рефератов являются:

по полноте изложения:

  1. информационные (рефераты-конспекты);
  2. индикативные (рефераты-резюме);

по количеству реферируемых источников:

  1. монографические (по одному источнику);
  2. обзорные (по нескольким источникам);

по читательскому назначению:

  1. общие (рассчитаны на широкую аудиторию);
  2. специализированные    (ориентированы    на   специалистов    в конкретной области);

по составителям:

  1. авторефераты;
  2. рефераты, составленные специалистами.

К реферату предъявляются следующие требования:

  1. точное изложение взглядов автора;
  2. изложение всех наиболее существенных моментов реферируемого источника (конспективно, фрагментарно, аналитически - на выбор референта);
  3. соблюдение единого стиля изложения;
  4. использование литературного языка, точное, краткое изложение;
  5. логическая последовательность изложения;
  6. ограниченность объема (не более 2-5 страниц машинописного текста).

При написании реферата целесообразно  использовать «клишированные» фразы и словосочетания:

Проблема исследована авторами...

В работе... рассматривается...

Во введении указывается, что...

 Автор считает, что...

В 1-ой главе освещается вопрос...

Говоря о проблеме..., автор подчеркивает...

Также обращается внимание на...

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что...

В работе... рассматривается роль (значение)...

Автор придерживается идеи (позиций)...

Подчеркивается необходимость...

В заключении автор приходит к выводам...

Задание для самостоятельной работы:

  1. Выберите тему для реферата по одной из предлагаемых тем или сформулируйте свою.

Профессиональное образование и его назначение.

Роль педагогической профессии в современном обществе. Возникновение и становление профессии учителя.

Специфика деятельности учителя (математики, литературы,

иностранного языка, музыки и пр.).

Перспективы развития педагогической профессии в условиях

информационно-технологической революции.

Педагогическое мастерство учителя как проблема.

Профессиональная культура педагога.

Профессионализм личности педагога.

Педагогическое творчество как проблема.

Стиль педагогической деятельности.

Профессиональное самовоспитание учителя.

Педагогическая этика.

Педагогическое общение.

Права, обязанности и ответственность учителя.

Педагогическая деятельность учителей-новаторов.

Педагогический ансамбль школы.

  1. Составьте библиографию по выбранной теме.
  2. Изучите работы, составьте по ним записи в виде плана, тезисов или конспектов.
  1. Определите вид выполняемого реферата.
  1. Напишите   реферат,   используя   отобранный   материал   с учетом предъявляемых к нему требований
  2. Оформите титульный лист и текст реферата в соответствии со следующими правилами:
  1. текст печатается обычным шрифтом (12) через два интервала;
  2. работа должна иметь поля;
  3. каждый раздел начинается с новой страницы;
  4. на титульном листе указывается название образовательного учреждения, тема реферата, фамилия, имя, отчество автора, группа, год)
  5. на первой странице печатается план, включающий: введение, основную часть (параграфы), заключение;
  6. на последней странице представляется список литературы с точным указанием авторов, названия, места и года издания, количества страниц;
  7. реферат выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, унификация шрифтов, единый стиль)
  8. научный аппарат (примечания, сноски, список литературы) должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами (см. раздел 5 пособия).
  1. Подготовьте тезисы выступления для защиты реферата.

Курсовая работа

В ходе курсового исследования, если таковое предусмотрено учебным планом, преподаватель (слушатель) должен показать степень владения основными умениями, необходимыми для ведения исследовательской деятельности и оформления ее результатов, а именно:

  1. умением пользоваться библиографическими указателями и справочниками;
  2. составлять и оформлять библиографические списки;
  3. изучать и анализировать научную психолого-педагогическую и специальную литературу, фиксировать нужную информацию;
  4. оценивать состояние изучаемого вопроса в современной литературе, его актуальность;
  5. собирать, анализировать и обобщать передовой педагогический опыт;
  6. выполнять фрагменты опытно-экспериментальной работы, обрабатывать полученный эмпирический материал;
  7. анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования, делать выводы;
  8. оформлять результаты работы в соответствии с существующими требованиями.

Темы курсовых работ определяются и утверждаются на заседании соответствующей кафедры с учетом:

  1. актуальных направлений современных педагогических исследований;
  2. проблематики научных исследований преподавателей кафедры;
  3. научно-педагогических интересов обучающихся; практических потребностей преподавателей образовательных учреждений;
  4. запросов учреждений образования.

Слушатель курсов повышения квалификации (студент) может как выбрать тему курсовой работы из предложенного кафедрой списка, так и сформулировать собственную.

Самостоятельный выбор темы курсовой работы может осуществляться с помощью следующих приемов:

  1. просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
  2. выбор темы близкой к проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;
  3. проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;
  4. ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;
  5. консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Курсовая работа выполняется в соответствии с календарным планом, в котором определяются сроки выполнения различных этапов.

Квалификационная (аттестационная) работа

Квалификационная (аттестационная) работа является одной из форм выпускных работ, предусмотренных в качестве итоговых государственных аттестационных испытаний для выпускников вузов и слушателей курсов профессиональной переподготовки.

В ходе выполнения квалификационных (аттестационных) работ:

  1. совершенствуется профессиональная подготовка преподавателя;

  1. происходит углубление, систематизация и пополнение теоретических научно-педагогических и психологических знаний;
  2. формируются и развиваются навыки самостоятельной исследовательской        деятельности, практического воплощения научных гипотез;
  3. повышается общекультурная подготовка и эрудиция педагогов.

Темы        квалификационных        (аттестационных)        работ утверждаются на заседаниях кафедры педагогики с участием заведующих методическими кафедрами с последующим утверждением на совете вуза (образовательного учреждения дополнительного профессионального образования).

Тема утверждается и закрепляется за слушателем (студентом) перед направлением его на стажировку (педагогическую практику). Одновременно выдается задание на квалификационную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания работы.

Курсовая и квалификационная работы органично связаны между собой. Фактически, последняя является логическим творческим развитием курсового исследования через углубление и детализацию проблемы, расширение масштабов опытно-экспериментальной работы, разработку        практических рекомендаций. Материалы курсовой работы являются исходным материалом для уточнения проблематики и темы дальнейшего научного  исследования,  формулировки  его  объекта,  предмета, гипотезы и т. д.

Для слушателей курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки исходным материалом для выполнения аттестационных работ могут стать также темы контрольных заданий по психолого-педагогическим дисциплинам или же конкретной методической деятельности преподавателя.

Необходимо отметить, что аттестационные работы по психолого-педагогической тематике выполняются педагогами и во время прохождения аттестации (не реже, чем один раз в пять лет). К ним фактически предъявляются те же требования, что и к квалификационным работам.

Курсовые и квалификационные работы имеют примерно одинаковую структуру и алгоритм выполнения. 

  1. СТРУКТУРА КУРСОВЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ВВЕДЕНИЕ

Объем введения квалификационной работы - 4-5 печатных страниц, курсовой - 2-3 страницы.

Введение отражает: проблему, актуальность исследования, цель исследования, задачи, объект, предмет, гипотезу, методологию и методы исследования; основные этапы исследования, структуру работы.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

  1. необходимостью  дополнения  теоретических  построений, относящихся к изучаемому явлению;
  2. потребностью в новых данных;
  3. потребностью в новых методах;
  4. другими практическими потребностями.

Обосновать актуальность - значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Обоснование   актуальности   направления:   показать  значимость

выделенной проблемы и необходимость ее разрешения;

Обоснование практической актуальности темы исследования:

  1. показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся (студентов), подлежащие устранению (оценка результатов педагогического процесса);
  2. показать недостатки в образовательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности учащихся (студентов) (оценка качества педагогического процесса);

Обоснование научной актуальности темы:

  1. показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать недостаточно изученные аспекты.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание,    образование,    развитие, формирование личности, коллектива).

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения).

Цель исследования: - это желаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

  1. определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
  2. выявление взаимосвязи явлений;
  3. изучение динамики явлений;
  4. описание нового эффекта, явления;
  5. изучение природы явлений;
  6. обобщение, выявление педагогических закономерностей;
  7. создание классификаций, типологий;
  8. создание новой методики, технологии обучения, воспитания;
  9.         адаптация существующих методик, технологий обучения, воспитания.

Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод об условиях существования объекта, связи или причины  явления,  причем  этот  вывод  нельзя  считать  вполне доказанным.

Задача исследования - это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

Методы  исследования  - перечисляются  методы,  с  помощью которых проводилось исследование.

Этапы исследования - указываются основные периоды работы исследователя.

Научная новизна - что сделано из того, что другими не было исследовано, какие результаты получены впервые.

Теоретическая значимость - на какую область педагогики могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Практическая значимость - определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на учебно-воспитательный процесс, решением практических вопросов.

Структура исследования - исследователь указывает количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.

Примечание: курсовая работа может не содержать всех указанных характеристик. Некоторые из них (гипотеза, научная, теоретическая, практическая значимость) формируются по желанию студента и руководителя.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Объем курсовой работы - около 40 печатных листов, квалификационной - 60.

Курсовая работа, как правило, содержит две главы.

Квалификационная работа может содержать 2-4 главы:

  1. первая глава содержит методологические (теоретические) основы избранной темы исследования; освещает теоретические основы избранной темы исследования. В главе дается многоплановый теоретический анализ проблемы с точки зрения философии, психологии, истории педагогики и современной педагогической науки; критический анализ имеющихся научно- теоретических исследований и практики учебно-воспитательного процесса;
  2. вторая глава содержит психолого-педагогические аспекты исследования;
  3. третья-четвертая главы - экспериментальные. В них последовательно раскрываются этапы исследовательской работы; описываются и подвергаются анализу данные констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; приводятся графики, таблицы, позволяющие наглядно представить полученные данные; тщательно анализируются полученные результаты, выявляются определенные зависимости и связи в изучаемых явлениях, подтверждающие гипотезу исследования.

Каждая глава завершается выводами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Текст заключения не должен дублировать содержание выводов.

В заключении формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, степень достижения поставленных цели и задач, подтверждения выдвинутой гипотезы, и предлагаются конкретные рекомендации по изученной теме. Основные положения заключения формулируются в утвердительной форме, количество выводов должно соответствовать количеству положений курсовой (квалификационной работы) плюс дополнительная формулировка, итоговая для всех выводов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выполняется в соответствии с ГОСТом (см. раздел «Оформление библиографического аппарата»).

В библиографическом списке перечисляется литература, проработанная исследователем, независимо от того, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. В курсовой работе необходимо использовать не менее 20 источников, в квалификационной - не менее 40.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий, методические рекомендации и дидактические материалы, сценарии и т. д. Каждое приложение начинается на новой странице, имеет заголовок и надпись «Приложение» в верхнем правом углу.

3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО (КВАЛИФИКАЦИОННОГО) ИССЛЕДОВАНИЯ

Технология проектирования и выполнение курсового (квалификационного) педагогического исследования может быть представлена следующей последовательностью действий.

1.        Определение круга интересующих вопросов.

2.        Ознакомление с литературой по данным вопросам и
составление картотеки:

  1. работа в библиотеке с каталогами, обзорами литературы;
  2. создание картотеки по каждому источнику на отдельной карточке:

первая сторона: Интересующая        проблема.

Библиографические данные:

Ф.  И. О. автора. Название источника.  Год и место издания. Нужная страница.

вторая сторона: Цитата или аннотация.

  1. группировка карточек по проблемам, годам издания или
    авторам.

На основании анализа данных созданной картотеки формируется заключение о том, что:

  1. данная тема достаточно (недостаточно) изучена, описана и широко (слабо) используется в практике;
  2. отдельные аспекты проблемы представлены во многих трудах, но целый ряд вопросов затронут поверхностно;
  3. исследователь   не   согласен   с   решением   некоторых вопросов.

Примечание: автору следует просмотреть при изучении литературы такие педагогические журналы, как «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Психологический журнал», «Социологические исследования», «Мир образования», «Магистр», «Директор школы», «Завуч школы», «Классный руководитель», «Лицейское и гимназическое образование», «Лидеры образования», «Среднее профессиональное образование», методические журналы по специальности. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.

3. Формулирование интересующей темы исследования на основании следующих критериев:

  1. наличие у автора положительного опыта по интересующей проблеме;
  2. потребность общества или задачи, поставленные перед образованием;
  3. выявленные в результате анализа изученной литературы или опыта педагогической практики противоречия;
  4. актуальность, соответствие требованиям науки и практики;
  5. наличие богатого передового педагогического опыта, ценный материал;
  6. недостаточная изученность темы.

4. Ознакомление со степенью разработанности данной темы. Для этого необходимо:

  1.         получить представление о том, что было сделано в науке по
    изучаемому вопросу;
  2.   изучить, как рассмотрен данный вопрос в учебниках, справочниках, словарях, методических изданиях; изучить газетные и журнальные материалы за последние 2-3 года;
  3. рассмотреть специальные и научные работы.

Примечание:   на  этом  этапе  необходимо делать  записи, являющиеся

продуктом аналитико-синтетической переработки, информации: планы, схемы, аннотации, тезисы, конспекты, предметные указатели. Кроме того, в это время готовится содержательный обзор, фиксирующий полученные знания об имеющихся в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования и содержащий определения используемых в исследовании понятий.

5. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования. Важно четко и однозначно определить основные понятия по теме исследования, то есть во всем тексте работы понятия, трактуемые в педагогике неоднозначно, должны иметь лишь одно, определенное автором, значение.

Поиск толкований понятий осуществляется в следующих источниках:

  1. энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные
    (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
  2. толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);
  3. предметные указатели, глоссарии основных учебников;
  4. монографии по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются анализу, сравнению, классификации, обобщению и т. д.

Результаты проведенного поиска и обработки можно представить в виде совокупности следующих записей.

Текст № 1 (констатирующий, текст-рассуждение).

Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, то есть создается понятийный аппарат будущей работы. Такой текст можно представить в виде таблиц, структурно-логических схем, которые могут быть включены в работу в качестве приложения или в теоретической главе.

Текст № 2 (констатирующий).

Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием названия используемого источника, точной страницы цитируемого текста), но без анализа, одно их перечисление.

Текст № 3 (собственно творческий текст).

Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст № 3 как итог работы над понятиями входит в основную часть работы.

  1. Уточнение проблемы и темы исследования.
  2. Составление ориентировочного плана работы.
  3. Обоснование актуальности темы.
  1. Написание текста «Проблема и актуальность темы» с указанием основных характеристик работы.
  2. Отбор методов исследования (теоретических, эмпирических, математических).

11.        Изучение литературы по данной проблеме, составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

12.        Написание    текста    «Анализ    литературы    по    теме

исследования».

Примечание: в этом тексте должны быть охарактеризованы: история исследуемой проблемы; общенаучные, общепедагогические положения, характеризующие объект исследования; дидактические, методические, психологические положения; выводы на основе результатов анализа литературы.

13.        Планирование постановочного эксперимента: выделение этапов, разработка методики, подготовка методических материалов. 

14.        На основе изучения и анализа литературы и в соответствии с программой эксперимента осуществляется накопление материалов по проблеме исследования.

  1. Корректировка плана работы: уточняются количество и названия глав и параграфов.
  2. Выполнение первичного варианта введения (определение актуальности, цели, задач, методов исследования, гипотезы и пр.)
  3. Распределение накопленных материалов по пунктам плана, написание текста отдельных параграфов.
  1. Продолжение изучения научной литературы.

19.        Проведение опытно-экспериментальной работы: констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов.

Констатирующий эксперимент проводится с целью получения представления о состоянии исследуемого предмета. На основе анализа результатов этого эксперимента составляются таблицы, схемы, диаграммы, характеризующие исходные позиции.

Формирующий эксперимент проводится с целью проверки гипотезы исследования. Ход его проведения фиксируется в протоколах наблюдений, работах обучающихся, записях бесед и так далее Результаты анализа содержания и хода формирующего эксперимента представляются в форме таблиц, диаграмм, гистограмм, схем, выводов и рекомендаций.

Контрольный эксперимент проводится в случае необходимости уточнения каких-либо положений гипотезы, подтверждения полученных результатов и т. п.

  1. Обработка материалов, накопленных в результате изучения литературы и проведения опытно-экспериментальной работы.
  2. Классификация материалов и определение необходимости дополнительных исследований.
  3. Компоновка подготовленного текста в параграфы и главы.
  4. Формулирование первичных выводов по главам.

24. Определение соответствия выводов постановочным проблемам (цели - результаты, задачи - решения, гипотеза - определение, методы - использование и т. д.).

25. Уточнение     списка    используемой    литературы,     его
оформление в соответствии с установленными требованиями.

26. Включение в текст наглядных материалов: рисунков, фотографий, диаграмм.

27.         Завершение исследования, формулирование текста рекомендаций.

28. Сведение результатов исследования.

Рекомендуется сделать таблицу: в левом столбце перечислить все поставленные задачи, а в правом - варианты их решения в исследовании с указанием страницы. Например:

Поставленные задачи

Их решение (согласно тексту исследования)

Страница в исследовании

  1. Составление заключения.
  2. Оформление приложений.
  3. Уточнение оглавления работы.
  4.  Литературное оформление текста.

33. Подготовка тезисов выступления по защите курсовой (квалификационной) работы.

Приведенная последовательность действий по выполнению курсовой, квалификационной работы является, конечно, ориентировочной. Конкретный план составляется автором в каждом отдельном случае совместно с руководителем. Желательно, чтобы были определены сроки выполнения каждого этапа и предполагаемый продукт (результат) исследования.

План выполнения курсового (квалификационного) исследования может выглядеть следующим образом:

п/п

Содержание

работы

Сроки

выполнения

Представляемый

продукт

1

Формулирование основных

вопросов, интересующих

исследователя

20.09 - 30.09

Перечень  вопросов исследования

(исходный, первичный опросник)

2

Ознакомление с каталогами

литературы по первичному опроснику исследования

01.10 - 15.10

Библиографический   список

литературы

3

Ознакомление с основными

исследованиями по выделенным

вопросам с целью определения степени их изученности

15.10 - 15.11

Картотека цитат. Выводы о степени

изученности вопросов

…….

……

……

Социализация и воспитание: общее и частное.

Детские и юношеские сообщества: проблемы и перспективы.

Гуманизация образования: проекты и реальность.

Освещение    педагогических    проблем    в    средствах   массовой информации.

Педагогические идеи в творчестве русских писателей.

Авторские школы: анализ опыта.

Обучение и воспитание: сходство и различия.

Роль   теоретических   знаний   в   практической   деятельности педагогов.

Роль психологических знаний в деятельности педагогов.

Роль   научного   исследования   в   практической   деятельности педагога.

Исследование        организации        гражданского        (правового,экологического,   эстетического,   экономического   и  так  далее)воспитания в образовательном учреждении.

Организация      свободного      времени      студентов      среднего специального учебного заведения.

Исследование    проблемы    сотрудничества    преподавателей    и студентов в учебном процессе.

Конфликт и пути его преодоления в образовательном процессе.

Исследование процесса формирования ценностных ориентации обучающихся (учащихся, студентов) в процессе педагогической деятельности.

Воспитание личности обучающихся (учащихся,  студентов) на уроках (во внеклассной работе).

Причины   неуспеваемости  учащихся   (студентов)   и   пути   ее преодоления.

Осуществление      индивидуального     подхода     в     подготовке специалиста.

Воспитание познавательных интересов обучающихся (учащихся, студентов) на уроках (во внеклассной работе).



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для создания мультимедийных обучающих систем (МОС)

  1. Основные цели и задачи создания мультимедийных обучающих систем (мос)

Применение современных информационных тех нологий в учебном процессе облегчает работу препо давателей, повышает качество обучения, улучшает подготовку будущих врачей и медсестер в области клинической практики.

Лекции становятся более инфор мативными за счет демонстрации изображений, ви део и анимации.

Преподаватель  полу чает возможность наглядно донести до студентов сложные для восприятия явления, что повышает эффек тивность обучения и качество усвоения знаний, ознакомить студентов с медицинской терминологией, быстро и оперативно может  изменять, дорабатывать, вносить дополнения в изучаемый  материал, наличие видеосюжетов и анимационных роликов помогает сде лать изучение предмета интересным и увлекательным.

Озвученные анимационные ролики позволяют студенту лучше понять патологические про цессы, протекающие на организменном и тканевом уровнях.

Студенты самостоятельно могут работать с обучающими системами. Гиперссылки обеспечи вают быстрый доступ к нужной информации, а инте рактивные графические тесты с подсказками и ре шение ситуационных задач делают процесс самообу чения более интересным

Студент может восполнить пробелы в зна ниях, если какие-то занятия были пропущены

  1. Описание структуры МОС, принципы построения мультимедийных обучающих систем

В структуру МОС обязательно входят:

название дисциплины, раздела, темы, указывается тип занятия, количество часов, отводимых для изучения данной темы

Например:

 МОС дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Раздел «Остеология», тема «Скелет туловища»

Тип занятия: практическое, 2часа.

МОС должна содержать информационно-теоретическую  обучающая часть,  

Требования к изложению материала

  1. простота изложения - иерархическое представ ление информационного блока, алгоритмический подход к описанию врачебных и сестринских ма нипуляций;
  1. наглядность и информативность - большое коли чество иллюстративного материала: рисунки, схемы, таблицы, анимационная графика, циф ровые фотографии; наличие озвученных видеосю жетов по выполнению врачебных и сестринских манипуляций; иллюстрирование анатомо-физиологических особенностей органов и систем с ис пользованием муляжей;
  1. удобство доступа к информации - наличие вло женных «меню», алфавитного указателя терминов предметной области, справочников по лекарст венным препаратам и дезинфектантам и тд;
  1. интерактивность и возможность проверки знаний - наличие контрольных вопросов с гипер ссылками, позволяющими перейти к соответствующим разделам информационного материала, и интерактивных графических тестов (с подсказ ками) для самообучения;
  1. простота в использовании - пользователям необ ходимы минимальные навыки по работе с компь ютером;

универсальность применения - МОС может быть использована преподавателем в качестве иллю стративного средства при изложении лекцион ного материала, на практических занятиях со студентами в компьютерном классе, а также для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов.

2. Этапы разработки  МОС

2.1 На начальной стадии разработки формируется структура системы в соответствии с учебной про граммой и требованиями Государственного образова тельного стандарта, рабочим учебным и  календарно-тематическим планами, рабочей программой дисциплин и учетом межпредметных связей. При создании структуры МОС необходимо учитывать существующие требования к проведению теоретических (лекции, семинары, комбинированный урок), лабораторных и практических занятий

2.2 Текстовый информационный мате риал должен полностью соответствовать представляемой дисциплине, теме, излагаться грамотно научным и литературным языком.

2.3 Структуризация материала проводится с использованием вложенных «меню» и большого числа перекрестных гиперссылок, их можно рассмат ривать как аналоги Web-сайтов. Гиперссылки обеспе чивают быстрый доступ к более детализированной кон текстно-зависимой информации. Продвигаясь по гиперссылкам, студенты увлекаются изучаемым предметом.

2.4 Необходимо наличие иллюстративного мате риала, это могут быть: фотоматериалы, видеосъемка (в лечебных отделениях стационаров,  при проведении манипуляций на муляжах. Сгруппированные по темам графические иллюстрации, видеосюжеты и анимационные ролики удобно использовать при изложении материала, что по зволяет преподавателю за урок дать больше полезной информации.

Для  видеосъемки подготавливается сцена рий, составляется текст для звуко вого сопровождения. С помощью аудиозаписи могут воспро изводиться  характерные признаки заболевания (например, хриплое дыхание, различные типы кашля).

2.5 Для выполнения медицинских манипуляций представляется алгоритм. На практических занятиях студенты отрабатывают навыки проведения процедур, многократно просмат ривая видеосюжеты с различными сестринскими ма нипуляциями.  

Мультимедийная система «Заболевания органов ды хания у детей» имеет структуру справочного пособия. Информационный материал изложен в соответствии с учебной программой по специальности «Сестрин ское дело в педиатрии», представлен в виде гипертекста и содержит графические иллюстрации, таблицы с пока зателями нормы и патологии в зависимости от возраста ребенка.

В Системе рассмотрены различные проблемы ре бенка при заболеваниях органов дыхания: действи тельные (нарушение сна, питания и т.д.) и потенци альные (риск развития отита, пневмонии и т.д.), а также проблемы, которые могут возникнуть у родителей в связи с заболеванием ребенка. В каждом конкретном случае в виде алгоритма представлен план сестринских вме шательств в домашних условиях и в стационаре.

МОС содержит необходимые сведения по анатомии и физиологии дыхательной системы, особенно стям осмотра ребенка с заболеваниями органов ды хания, профилактике острых респираторных за болеваний.

2.6 Для самостоятельной проверки знаний по каждому уроку предусмотрены контрольные вопросы, а для «под сказки» имеются гиперссылки на соответствующий раздел информационного блока. Возможно решение ситуационных задач

2.7 Для итогового контроля знаний в систему включаются  тесты, интерактивные графические тесты (например: установление соответствия номера и названия костей скелета туловища) охватывающие все вопросы обучающей части,  пользователь имеет возможность оценить свои знания, увидеть ошибки и вновь вернуться к тем разделам, ко торые недостаточно изучены. Создается многооконный интерфейс тестирования, предусматривающий регистрацию поль зователя, выбор раздела, ответ на предложенный во прос и выдачу протокола, содержащего процент пра вильных ответов и информацию для анализа ошибок. В случае неправильного ответа студенту нет необходи мости искать соответствующую литературу, он может пополнить свои знания в МОС.

2.8 Составляется словарь терминов по теме.



Предварительный просмотр:

.   Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Министерство здравоохранения Ставропольского края

ГОУ СПО «Пятигорский медицинский колледж»

Рекомендации по оформлению методической разработки

                                                                 

                                                                                                                       

г. Пятигорск

Рекомендации по оформлению методической разработки.

Содержание:

1. Титульный лист методической разработки.

    ( см. Приложение № 1).

2. Пояснительная записка (введение).

3. Рецензия  внутренняя (в том случае, если материалы представляются в аттестационную комиссию, то обязательно наличие внутренней и внешней рецензии).

4. Далее представлены макеты методических разработок различных форм учебного процесса.

Макет методической  разработки  практического занятия.

  1. Титульный лист.
  2.  Пояснительная записка.
  3.  Рецензия внутренняя (внешняя).
  4. Объект изучения.
  5. Предмет изучения.

Чтобы полно и точно сформули ровать цели обучения по теме, необходимо знать объект и предмет ее изучения. Например, объектом изучения по дисциплине "Основы сестринского дела" является пациент, а предметом — уход за больными или оказание им доврачебной помощи.

6. Цели обучения по теме учебные, развивающие и воспитательные.

Цели  учебные должны формулироваться на языке предметных и (или) умственных действий студентов. Например: «Должен знать характеристику групп крови», «Должен уметь определять группу крови с помощью стандартных изогемаглютинирующих сывороток». Это позволяет увидеть конечную цель работы. См. Приложение №2.

 Цели воспитания должны сформировать такие качества личности обучаемого, как гуманизм, милосердие, чуткость, ответственность, сострадание, отзывчи вость, терпение, аккуратность, тактичность,  уверенность.

 7. Межпредметные и внутрипредметные по теме.

 Системный подход к обучению требует учета взаимосвязи целей обучения по дисциплине с  конкретной темой, другими темами и дисциплинами. При этом студент может использовать уже полученные знания и умения, а также критически оценить необходимость полученных на занятии знаний и умений для изучения последующих дисциплин и практической деятельности спе циалиста.

Схему интегрированных связей см. в Приложении № 3.

  1. Графологическая структура  темы должна отражать основные блоки информации (знания или умения,  их взаимосвязь)  

См. Приложение № 4.

9. Актуальность темы отражает мотивационную часть методической разработки. См. Приложение № 5.

10. Рекомендации по поведению обучаемого (студента, медицин ской сестры, пациента). При уходе за больным важно проявить к нему чуткое отношение, тер пимость и милосердие. При выполнении манипуляций следует демонстри ровать нейтральное  отношение к проблемам пациента, подтверждая это взглядом, мимикой, жестами и интонацией. Медицинская сестра должна всегда иметь опрятный внешний вид, приветливое выраже ние лица, быть готовой в любой момент оказать необходимую помощь, обсудить с больным все волнующие его проблемы. Ей следует вести бесе ду тактично, на доступном пациенту языке, успокаивая и ободряя, вселяя веру в скорейшее выздоровление. Медсестра должна выполнять манипу ляции уверенно, аккуратно, соблюдая меры безопасности.

11.  План (или хронокарта) занятия.

       План (хронокарта) занятия отражает его структуру и время, отводимое на каждый этап.

Во вступительном слове педагог приветствует и регистрирует присутствующих; если необходимо, делает замеча ния, дает рекомендации, знакомит с порядком работы на данном занятии и переходит к определению исходного уровня знаний и уме ний. Не следует проверять задания в конце занятий, т. к. теряется смысл такого контроля.

                                     

 Входной контроль проводится с целью по лучения обратной связи и критической оценки знаний и умений сту дентов с последующей коррекцией, если необходимо. Кроме того, входной контроль побуждает студентов готовиться к занятиям, доб росовестно выполнять задания преподавателя. Для входного конт роля можно использовать вопросы, требующие и не требующие по нимания, ситуационные задачи, тестовые задания.

На самостоятельную работу должно выделяться не менее 50% аудиторного времени. Она проводится по заданиям преподавателя, требующим активной мыслительной, сенсорной или моторной дея тельности. Обучающиеся самостоятельно осваивают манипуляции, решают ситуационные задачи и проблемы, отвечают на вопросы, требующие понимания, прослушивают тоны сердца и хрипы в лег ких и др.

При изложении учебного материала по теме занятия препода вателю рекомендуется использовать схемы, таблицы, рисунки, ал горитмы, ориентировочные основы деятельности.

После изложения нового материала слушателям следует дать задание на осмысление и усвоение полученной информации (ре шение ситуационных задач, ответы на вопросы, требующие понима ния, может быть, составление вопросов и заданий самими слушателями с использованием нового материала и образцов выполнения заданий). На этом этапе работу лучше проводить в мини-группах, чтобы при обсуждении даже "слабый" студент мог принять участие в выполнении задания. Для повышения эффективности самостоя тельной работы обучаемых целесообразно составить методические рекомендации к выполнению заданий; если необходимо, предложить алгоритмы действий. Следует обязательно обсудить ре зультаты работы, может быть, провести дискуссию, обратив внима ние на главные моменты, а также на ошибки и неточности. Можно дать общие рекомендации для проведения такого обсуждения.

При ответах по заданиям обучаемые должны уметь не только расска зать, но и показать конкретное действие на практике. В обсуждении зада ний принимают участие все студенты. Важно, чтобы студент, прочитав вслух задание и общий ответ, сумел отстоять свою точку зрения. Преподавате лю целесообразно побуждать остальных студентов к высказыванию сво их вариантов ответов или согласиться с высказанным мнением других, каждый раз предоставляя им слово, поддерживая их мнение. Препо давателю следует проанализировать ответ и выполнение действий студен тов; при наличии ошибок, еще раз аргументированно объяснить и продемонстрировать  конкретные действия, после чего обязательно дать возможность студентам повторить их под контролем преподавателя.

В методической разработке целесообразно дать рекомендации к подведению итогов занятия и критерии оценок.                                                   

По окончании занятия преподаватель делает анализ и дает критичес кую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результа ты, выделяя лучшие работы, указывает на допущенные ошибки, а также на отставание, недостаточную подготовленность конкретных студентов, пас сивность, сообщает оценку каждому студенту, демонстрируя уважение к нему, веру в успех.

12. Задание на дом.

Давая задания на дом, преподаватель предполагает исполь зование обучающимися деятельностного подхода. Домашние зада ния направлены на осмысление новой информации, и их выполне ние должно быть индивидуальным.

Методические рекомендации преподавателя: задания выполняйте не по памяти, а на основании информации, изложенной в учебнике ("Сестринское дело в те рапии") и лекции.

13. Оснащение занятия.

В разделе "Оснащение занятия" следует перечислить все, что необходимо для проведения занятия: медицинское оборудование, муляжи, таблицы, слайды, посуду, шприцы, бинты и т. п.

14. Список литературы должен содержать последние издания учебных пособий, журнальные статьи, монографии. Оформлен список должен быть по всем правилам пунктуации и орфографии: фамилия, инициалы авторов, написанных через запятую; (.); название монографии (пособия, журнальной статьи); (.); указывается  вид исходного материала (учебное пособие, название журнала, его номер, страница статьи); издательство (.); год издания (.)

                                                      Приложение 1

 «Титульный лист».

                 Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

                     Министерство здравоохранения Ставропольского края

                         ГОУ СПО «Базовое медицинское училище на КМВ».

Методическая разработка

(лекции, семинара, комбинированного урока, практического занятия …)

                                    для студентов

 

  по теме:  « ___________________________________________________»                                                                              

   

 

Дисциплина:        

Специальность:        

Автор: преподаватель  (Фамилия И.О.)

Рассмотрено и утверждено

      на заседании ЦМК ______

протокол №____________

от «___»_________200__г.  

Председатель ЦМК _____

                            г. Пятигорск  200__ год.

                                   

Приложение 2 

Пример формулирования целей обучения по теме «Сестринский процесс при вирусном гепатите».

Студент должен уметь:

  1. Провести первичную оценку состояния пациента с вирусным гепа титом, выявить приобретенные проблемы, организовать сестринскую дея тельность по их решению; анализировать результаты выполненных этапов
    сестринского процесса.
  2. Отобрать, оформить и доставить биоматериал от пациента (кровь,
    мочу) в лаборатории для проведения клинических, биохимических и серо
    логических исследований.
  3. Подготовить пациента к специальным методам исследования (УЗИ).
  4. Соблюдать противоэпидемический режим в гепатитном отделении
    (меры безопасности медицинского персонала и пациентов).
  5. Оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Вводить растворы для проведения внутривенной дезинтоксикации. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге вирусных гепатитов.

  1. Решать деонтологические задачи, связанные с уходом и оказанием
    доврачебной помощи больным с вирусными гепатитами.

Приложение 3

                Схема интегрированных связей.

В схеме с одной стороны представлены уже известные разделы и темы, знание которых необходимо для освоения занятия, а с другой стороны – разделы и темы, изучение которых будет опираться на материал данного занятия.

Истоки:                                                                    Выход:

учебная дисциплина,тема

     учебная дисциплина,тема

                                                 Изучаемая

         тема

Приложение 4

 Графологическая   структура   темы    «Первичная оценка состояния пациента при заболеваниях органов сердечно-сосудистой системы».

Основные методы

   обследования

           Дополнительные методы

                     обследования

   Лабораторные

         методы

Субъективные

Объективные

      Жалобы

      Осмотр

Рентгенологические

         методы

Анамнез болезни

Пальпация

Другие инструментальные    

    методы исследования

Анамнез жизни

Перкуссия

Аускультация

Приложение 5

 Актуальность темы «Сестринский процесс при вирусных гепатитах»

Вирусные гепатиты являются наиболее важной проблемой инфекцион ной патологии как у детей, так и у взрослых. Это обусловлено:

  1.  широким, повсеместным распространением инфекции; по данным
    ВОЗ, вирусом гепатита инфицирован каждый третий житель планеты;

  1.  высокой заболеваемостью; в России острыми вирусными гепатита
    ми заболевают более 500 тыс. человек в год;

  1.  высоким процентом хронизации (при вирусном гепатите В  10 - 15%, при гепатите С  70 - 80%);
  2.  ростом наркомании (гепатит С называют гепатитом наркоманов).

Макет методической разработки лекции

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Рецензия внутренняя (внешняя).

4. Введение.

   Преподаватель сообщает название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса, план лекции.

   Устанавливает связи новой темы с ранее пройденной, с другими предметами.

    См Приложения к «Макету методической разработки практического занятия».

5. План лекции.

6. Основная часть.

     Изложение нового материала, объяснение фактов, явлений, процессов, их оценка.

     В качестве приложения может быть использован конспект лекции, тезисы лекционного материала.

7. Заключение.

  1. повторение основных положений лекции,
  2. обобщение изложенного,
  3. практические указания учащимся,
  4. установление связи изложенного с последующим материалом,
  5. название предстоящей лекции и литературы к ней, ответы на вопросы учащихся.

8. Список литературы. Правила оформления см. в «Макете методической разработки  к практическому занятию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...