Публичная лекция "Миссия учителя".
статья по теме

   С  этой лекцией я выступала на конкурсе педагогических достижений учителей Красносельского района "учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой." Почему я выбрала эту профессию, что она для меня значит?... Об этом и многом другом я рассказываю в своей лекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaja_lekcija_varvarkina.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция.

Миссия учителя.

Портрет петербургского учителя.

Город, в котором мы живем,- Санкт-Петербург, мировой центр культуры и образования, всегда славился своими педагогами, особым педагогическим духом.

Живя и работая в Петербурге, остро ощущаешь свою связь с традициями русской и европейской культуры, которая за три века породила на берегах Невы уникальное явление – петербургскую культуру.

Кузница педагогических кадров Санкт-Петербурга - Санкт-Петербургский Государственный университет, Педагогический университет имени А.И.Герцена, высшие учебные заведения, готовящие высоко квалифицированных специалистов.

 Каков же портрет современного петербургского педагога?

После окончания факультета физики ЛГПИ им. А.И.Герцена с 1978 года я работаю учителем физики и астрономии в школах Красносельского района. За время работы  убедилась, что учитель - это не только профессия, это – призвание. Это состояние души. Это образ жизни. Это философия и особое мировоззрение.

           Учитель – это подвижник. В этом понятии сочетаются два очень важных значения: «движение» и «подвиг». Они то и выражают самую суть миссии учителя, человека, который  ведет своих учеников через годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг: отдает свои знания, вкладывает в каждого ученика частицу своего сердца.    

             Так каков он, петербургский Учитель?  

             Портрет петербургского учителя… Вместо красок -  идеи и мысли талантливых ученых и педагогов-практиков, их особая педагогическая  философия. Эти детали – отдельные штрихи к портрету современного петербургского учителя.

 «Именно педагогу принадлежит ведущая роль в новой цивилизации», – говорил К.Д. Ушинский, основатель одной из педагогических теорий.

 По моему мнению, фундаментальным штрихом к портрету педагога является убеждение известного петербургского учителя и директора гимназии конца ХIХ - начала ХХ века Карла Ивановича Мая: «Сперва любить, потом учить!».  Его широкая эрудиция, умеренный  либерализм, безграничная доброта и разумная строгость создавали доброжелательную и творческую атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения в гимназии. Общечеловеческие принципы и педагогическая деятельность К.И. Мая – пример для меня в повседневной учительской работе. Сила любви и терпения учителя – необходимое условие раскрытия индивидуальности ученика, душевное лекарство, защищающее сердце ребенка от проникновения вируса экстремизма.

           Учитель - связующая нить между прошлым и будущим. Он старается передать духовное богатство из поколения в поколение, как самую главную ценность.

В настоящее время видное место в создании приоритета российского образования занимает СПб Государственный Университет, ректором которого является Людмила Алексеевна Вербицкая. Она автор более 200 научных и учебно-методических работ в области русского и общего языкознания, методики преподавания русского языка. Вопросы культуры  речи, стилистики, лексики занимают  важное место не только в научных трудах профессора Л.А. Вербицкой, но и в ее выступлениях в средствах массовой информации в работе Совета по русскому языку при Правительстве России. С учетом ее мнения 2007 год объявлен годом русского языка. Руководствуясь принципами Л.А.Вербицкой, можно внести еще один яркий штрих к портрету петербургского учителя: интеллигент, владеющий грамотной речью.

Сегодня российская школа модернизируется. Меняются цели  образования. Главная цель школы ХХI века – формирование универсальной, свободной, творческой личности.

Школа, как и культура, питается талантами. Если их нет, глохнет педагогическая нива, поэтому забота о развитии педагогических дарований – ориентир государственной образовательной политики.

 С 1999 г. проводятся профессиональные конкурсы: «Лучшая школа» и «Лучший учитель года». Главное их предназначение в том, чтобы  лучшие педагоги, методисты, руководители образовательных учреждений могли делиться своим опытом, распространяя лучшие традиции системы образования Санкт-Петербурга.

Какие детали к портрету петербургского учителя вносят победители профессиональных конкурсов  школ России, представлявшие наш город?  Отрадно, что  это мужчины. В настоящее время, мужчины в школе – явление редкое: по статистике их примерно 10%.
           
Карачевцев Игорь Альбертович- директор гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Учитель года-2003». В разговоре о миссии учителя он цитирует слова английского писателя У. Голдинга: «Понимать – это моя профессия», а также мысли Жубера: «Обучать – значит вдвойне учиться».

Стремление понять ученика, а уже потом помочь ему понять свой предмет, разобраться в историческом прошлом, чтобы осмыслить настоящее и будущее, – это кредо И.А. Карачевцева.

Еще один победитель конкурса «Учитель года – 2006» Букинич Сергей, учитель истории гимназии № 116 Приморского района  Санкт – Петербурга.

С. Букинич  убежден, что слова Конфуция: «Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником – добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел отдохновение в искусстве», - можно в полной мере отнести к миссии учителя года России. По словам Сергея Букинича,
«
главное для учителя быть искренним и оставаться самим собой».

Эти слова считаю еще одним штрихом к портрету петербургского учителя.

Сотни талантливых педагогов создают и демонстрируют свой уникальный педагогический опыт. Государство старается поддержать лидеров образовательного процесса в рамках национального проекта «Образование».

Сегодняшняя альтернатива очевидна: либо дать дорогу педагогическим талантам и создать на основе многих педагогических образцов современную новую школу, достойную нашего времени, либо мы еще долго будем отброшены назад в социальном и экономическом развитии.

Итоги первого года реализации национального проекта показывают, что впервые задачи и проблемы в образовании оказались в центре общественного внимания – началась модернизация образования. Можно надеяться, что образование станет локомотивом всего экономического развития страны.

В рамках реализации проекта «Образование» нельзя не вспомнить о  Пильдес Майе Борисовне, директоре гимназии № 56 Санкт-Петербурга, лучшей школе России 2004 года, выигравшей гранд в 1 миллион рублей.

«Развивать хорошее, а не искоренять плохое», - вот наше кредо, вот то, что должна делать школа каждый день, - считает коллектив гимназии
№ 56. Основными чертами характера учителя, по словам М.Б. Пильдес являются
упорство, профессионализм, мастерство, целеустремленность. И это не маловажный штрих к портрету петербургского учителя.

«Осваивать новые педагогические технологии и современные методы обучения, научиться жить в новом информационном пространстве, использовать самые современные мультимедиатехнологии – это не просто задача, это требование времени», -  в этом убеждён весь коллектив педагогов гимназии № 56, возглавляемый Пильдес М.Б.

Штрихи к портрету учителя -  петербуржца  добавят и личности моих бывших сокурсников, которые после окончания института работают учителями физики в школах Красносельского района. Сотрудничая вместе более 25 лет, стараемся решать главную задачу образования – обучение и воспитание человека в соответствии с требованиями времени. Находим новые пути решения проблем, связанных с модернизацией образования, с переходом на новые программы для формирования естественно – научного мировоззрения учащихся, теоретических и экспериментальных навыков на уроках физики,   повышая познавательный интерес к изучению предмета.

Представлю моих петербургских коллег:

- Каменский А.М., директор лицея № 590, победить конкурса «Лидер в образовании – 2005». Он один из разработчиков концепции индивидуального развития личности. Миссию учителя видит в индивидуальном развитии личности ребёнка.

- Мышинская М.И., учитель физики средней школы № 208, победитель районного конкурса «Учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой» 2006 года. Она считает, что миссия учителя невозможна без профессионального непрерывного педагогического самообразования.
          -
Хабибуллина Р.И., учитель физики средней школы № 352, отличник народного образования, победитель конкурса «Лучший кабинет 2003». Миссию учителя не представляет без привития детям интереса к предмету.

Хотелось бы назвать и несколько  имен  учителей родной школы №380, внесших своим трудом яркие штрихи к портрету петербургского учителя:

Мигина Надежда Владимировна – учитель черчения и изобразительного искусства, «Лучший учитель Санкт – Петербурга» 2006 года.

Курносова Елена Васильевна  - учитель русского языка и литературы, призер конкурса педагогических достижений «Учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой» 2006 года.

Они настоящие профессионалы, талантливые педагоги.
            Портрет петербургского учителя – это портрет преданного своей профессии человека, достойно несущего выбранную миссию.

           

В чем же заключается миссия петербургского учителя?

  1. Сперва любить, потом учить! К.И.Май;
  2. Обучать - значит вдвойне учиться. Жуер 
  3. Нести петербургскую интеллигентность и учить грамотно владеть речью. Л.А Вербицкая;
  4. Стремиться понять  ученика, а уже потом помочь ему понять      свой предмет. И.А Карачевцев;
  5. Главное для учителя быть искренним и оставаться самим собой.

С.Букинич;

  1. Развивать хорошее, а не искоренять плохое. М.Б. Пильдес;
  2. Относится к каждому ребёнку,  учитывая его индивидуальность и личностные качества.  А.М. Каменский;
  3. Прививать детям интерес к предмету Р.И. Хабибуллина;
  4. Помочь ребёнку открыть себя Е.В. Курносова;
  5. Вдохновить, окрылить ребёнка, дать почувствовать ему свою  значимость. Н.В. Мигина;
  6. Непрерывно повышать свой профессиональный уровень, отвечающий требованиям к современному процессу обучения
    и передать его детям.
    М.и. Мышинская;
  7. Формировать универсальную, свободную, творческую личность – главная цель школы XXI века.

Помнить, что правда, добродетель, человечность – основа педагогики как искусства – самого высокого и необходимого из всех искусств  на Земле!

Я горжусь, что принадлежу к числу учителей Санкт – Петербурга!

Созвездие учителей

Открыл астроном звезду,

Ту, что всю жизнь искал,

Всего-то одну звезду!

И сразу известным стал.

А добрый учитель мой,

Без титулов и наград,

Зажёг над своей страной

Созвездие новых Плеяд.

Он столько светил открыл,

Что светят во мраке дней!

И каждому подарил

Частичку души своей.

Пусть быстро меняется мир,

Но до последних дней

Мой жизненный ориентир –

Созвездие учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад учителя русского языка и литературы Е.Ф. Алексеевой 2010 - 2011 уч.год

В рамках экспериментальной площадки нашей школы «Образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков»  на уроках русского языка мною используется «...

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

Публичная презентация учителя начальных классов Прокофьевой Марины Дмитриевны

Данная презентация подготовлена к конкурсу лучших учителей 2014 года...

Публичный отчёт учителя географии «Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»

В данной работе описан опыт учителя географии по организации проектной деятельности школьников...

публичная презентация учителя

в данной презентации представлены достижения учителя в педагогической деятельности.критерии достижения:1. наличие собствнной методической разработки2. высокие результаты учебных достижений по предмету...