Концертно-выставочная деятельность Детской школы искусств.
статья по теме

Филиппова Людмила Алексеевна

 

В творческом воспитании и развитии  детей важную роль играет  концертно-выставочной деятельностьучащихся.Основную задачу  в учебном процессе администрация  видит в получении  конкретного творческого  результата   от ребенка. Именно в процессе концертно-выставочной деятельности этот результат могут оценить и сам ребёнок, и родители, и окружающие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koncertno-vystavochnaya_deyatelnost_shkoly_statya.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Концертно-выставочная деятельность Детской школы искусств.

Зам.директора по УВР МБОУ ДОД Детской школы искусств г. Зарайск Московской обл. Л.А.Филиппова

                      В течение многих лет Детская школа искусств  была единственной в Зарайском районе и нами накоплен огромный опыт по творческому воспитанию детей.   В основном, эта сторона развития ребенка раскрывается в концертно-выставочной деятельности, т.е. на «выходе»  готового «продукта» педагогической деятельности.  

Опыт, накопленный администрацией  школы,  позволяет говорить  о важности концертно-выставочной деятельности в учебном процессе. Основную задачу  в учебном процессе администрация  видит в получении  конкретного творческого  результата,  как  от ребенка, так  и от каждого отделения школы. Именно в процессе концертно-выставочной деятельности этот результат могут оценить и сам ребёнок, и родители, и окружающие.

Основные  принципы  организации концертно-выставочной деятельности:

  1.  разработка форм совместной творческой деятельности всех отделений и отделов школы;
  2. поиск и апробация современных форм при подготовке творческого проекта;
  3. освоение современного  концертного репертуара для участия  в культурно-массовых мероприятиях различной направленности;
  4. реализация практико - деятельностного подхода в образовании.

Рассмотрим некоторые из этих принципов:

 1) разработка форм совместной творческой деятельности всех отделений и отделов школы;

                 На сегодняшний день школа имеет два отделения: музыкальное и художественное. Расширить направления образовательного процесса не позволяют объективные причины ( недостаток площадей, профессиональных преподавателей в районе и др.) Однако современные  яркие хореографические и театрализованные постановки, которыми  избалованы жители города, снижают шанс на успех  у    школы искусств, как представителя классического искусства. Это и подтолкнуло администрацию к   поиску новых форм проведения концертов, способных оживить традиционные  академические формы.

                                 В концертных мероприятиях  музыкального отделения задействованы все отделы – фортепианный, струнный, теоретический, народных, духовых и эстрадных инструментов. Это позволяет  внести разнообразие в программу, но для детей  в таких концертах явно не достает образности и  эмоциональности.  Выставки работ учащихся художественного отделения  также освещают  тему только с одной стороны. В течение последних лет в школе  накопился положительный опыт проведения совместных мероприятий, что позволяет с разных позиций раскрыть  заявленную тему, придать мероприятию  динамику. Концертные программы дополняются работами учащихся художественного отделения, а иногда они   задают смысловую нагрузку  мероприятия, являясь оформлением сцены. В выставочные мероприятия  органично вплетаются музыкальные номера, поэтические  вставки, художественное слово. В настоящее время  коллектив школы продолжает  работу  над поиском новых форм  совместной творческой деятельности  всех   отделений школы.

2)поиск и апробация современных форм при подготовке творческого проекта.

   Реализация творческих проектов в школе началась много лет назад. Но коллектив находится в постоянном поиске новых форм проведения концертов, способствующих выгодной демонстрации показа достижений учащихся, а также сохранению их интереса к учебе. Сегодня каждому ясно; чтобы оживить традиционные академические формы, необходимо использовать  современные технические возможности. Все прекрасно понимают, что игнорировать современную технику, по меньшей мере, бесперспективно. Гораздо правильнее использовать достижения технического прогресса для популяризации академического искусства. У некоторой части преподавателей, исполнителей  и слушателей  это  может вызвать неприятие. Однако  мы надеемся, что  постепенно непонимание уступит место интересу, а затем - увлечению  новой формой   подачи традиционного  классического искусства. Так, в последние годы, понемногу внедряется в практику игра учащихся с использованием фонограммы (преподаватели Кузнецова Н.П., Суханов В.А.), использование видеоряда        ( преп. Раскин А.М., Никитина О.Б., Филиппова Л.А.).  К сожалению, мы пока не имеем технических  возможностей   использования световых эффектов.

         Грамотная работа с микрофоном помогает в поисках  динамики и тембровых красок, а использование  видеоматериалов  углубляет содержание прослушиваемого произведения, предлагая набор определенных ассоциаций. Использование техники имеет и другой положительный эффект: каждый учащийся и преподаватель, увидев  себя в видеозаписи, могут оценить свой  внешний вид, поведение и допущенные ошибки.

                     Постоянно  ведется поиск новых форм  проведения концертов, адекватных современным условиям. Прорабатывается   возможность проведения  не традиционных академических концертов,  а тематических вечеров. Надеемся, что  это будет способствовать  популярности в городе сначала этих вечеров, а затем, как следствие, привлечёт  большее количество зрителей на другие мероприятия, проводимые  школой.

                   Уже состоялся, как проект, концерт «Фортепианный дуэт. История жанра». Он  разработан и проведен  зав. фортепианным отделом Никитиной Е.В. Впервые  в школе был собран  и обобщен огромный материал по истории развития жанра  фортепианного  ансамбля. В концерте приняли участие преподаватели  фортепианного отдела. Программа была выстроена  по блокам – от столетия к столетию, начиная  со старинной музыки Ф.Баха. Надо сказать, что в последние годы в школе наметился  интерес к жанру ансамбля не только на фортепианном отделе. Поэтому, обязательно нужно расширить  рамки проекта: оставив  за основу  уже апробированный продукт, сделать его традиционным    (предположим,  проводить такой концерт один раз в два года)  и развить: провести конкурсы на лучшее исполнение ансамблевых пьес среди учащихся, среди преподавателей; на разных  музыкальных инструментах. Можно использовать такую форму работы, как игра с залом ( в качестве поощрения за правильные ответы вручать зрителям пригласительные  билеты на следующие мероприятия) и др.

Работая несколько лет подряд над анализом деятельности  учреждения, администрация школы  обратила внимание на  развитие выставочной деятельности.  Различные тематические выставки  проходят на художественном отделении 5-7 раз в год.  Это достаточно много для образовательного учреждения. Очень перспективным направлением является  проведение конкурсов-выставок детского рисунка. Такие мероприятия традиционно вызывают интерес у посетителей. Однако, хотелось бы, чтобы они имели и практическое применение и продолжение. Например, по итогам конкурса можно выпустить памятный календарь с работами учащихся, провести конкурс на лучший дизайнерский проект оформления помещений школы ( фойе, классов, концертного и выставочного залов), проводить  итоговые просмотры по декоративно-прикладному творчеству  в виде театрализованных представлений, показа мод и т.д.

3)   освоение современного  концертного репертуара для участия  в культурно-массовых мероприятиях различной направленности;

В организации концертно-выставочной деятельности, безусловно,  необходимо  расширять  исполняемый репертуар. Для каждого преподавателя обновление репертуара  является важной задачей. При наличии  интернета   такие возможности  неограниченны. Но при поиске новых произведений  существенным тормозом  может стать степень подготовки учащегося, его умения и навыки  игры на инструменте. Свободное владение инструментом определяет уровень профессиональных возможностей исполнителя и   лежит в основе любой музыкальной деятельности , особенно  в концертной. Работа над музыкой академического, джазового и эстрадного направлений может  сделать процесс обучения  более  разнообразным,  увлекательным и интересным. А  использование этих произведений в концертной деятельности  вызовет интерес  не только  у исполнителей, но и у  широкого  круга  зрителей. То есть появляется возможность привлекать на свои концерты различные категории  населения. Традиционно, на концерты в нашу школу приходят представители городской интеллигенции ( врачи, учителя др.)  и дети, учащиеся образовательных учреждений города. Освоение современного  концертного репертуара позволит привлечь в ряды слушателей больше молодёжи. С этой же целью администрацией школы разрабатывается  проект по проведению в ДШИ серии концертов выпускников школы, продолжающих заниматься искусством. Кто-то из них выбрал классическое направление, кто-то – эстраду и рок-музыку. Некоторые пишут музыку на свои собственные стихи. Хотелось бы собрать их под крышей родной школы!

                   Благодаря активному продвижению концертно-выставочного  направления  школа может стать   ещё более значимым  культурным центром города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тезисы к выступлению "«Оценивание результатов изобразительной деятельности обучающихся в детской школе искусств»

Специфика уроков изобразительного искусства на уроках в школе искусств не позволяет в полной мере применять «стандартные» критерии оценок деятельности учащихся.И здесь возникает вопрос: что нужно учит...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках музыкального цикла в детской школе искусств

Показать методику организации учебной исследовательской работы на уроках музыкального цикла в ДШИ и целесообразность её использования для развития личности учащихся....

«Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств»

Педагогическая творческая работа концертмейстера представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыканта. Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Сегодня ис...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.

Этот тест даётся обучающимся  детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....