Методическая система учителя
статья по теме

Погребняк Наталья Борисовна

 

Методическая система

Учителя русского языка и литературы

МКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа №2

Омского муниципального района, Омской области»

Погребняк Натальи Борисовны

«Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности»

Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если нет у ученика желания учиться.

В.А.Сухомлинский. "О воспитании"

Москва, 1973 г.

Ведущая педагогическая идея:

«…Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нём желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» (К.Д. Ушинский).

Положительная мотивация к учебной деятельности способствует повышению качества знаний.

В своей педагогической деятельности опираюсь на следующие принципы:

принцип гуманизации;

принцип демократизации;

принцип индивидуализации;

принцип успешности;

принцип дифференциации;

принцип событийности;

принцип природосообразности

принцип культуросообразности.

Цель:

Формировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

Задачи:

1.     Создать комфортную образовательную среду.

2.     Формировать ключевые компетенции обучающихся.

3.     Формировать толерантность в учебных взаимодействиях.        

Моя система включает пять составляющих, которые оказывают непосредственное влияние на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

— содержание учебного материала;

— организация учебной деятельности;

— коллективные формы учебной деятельности;

— оценка учебной деятельности;

— стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного материала

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого учащегося жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам; объяснение наблюдаемых явлений природы придаст новому материалу значимый смысл, разовьет потребность в научном познании мира. Однако, пробуждая интерес школьников к учению, не следует излишне эксплуатировать приёмы, связанные с внешней занимательностью или ссылками на практическую значимость получаемых знаний и умений в настоящее время и в будущем.

2. Организация учебной деятельности состоит из трёх этапов:

1.     мотивационный,

2.     операционально-познавательный,

3.     рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап— это сообщение, почему и для чего учащимся нужно

знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит из трёх учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:

а) постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;

б) рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;

в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

Операционально-познавательный этап.На этом этапе учащиеся усваивают

тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с её содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т. е. понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учёбе, её важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этапсвязан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведёт к формированию её устойчивости.

3. Коллективные формы учебной деятельности

Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4. Оценка результатов учебной деятельности

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с её процесса и результата на отметку, которая «добывается» многими школьниками нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности и к деформации развития личности учащегося. Поэтому в ряде стран в начальных классах отметки не выставляются, а в старших классах используются лишь тематические формы учёта и оценки. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. В то же время принижать мотивирующую роль отметок (балльного оценивания) при существующей системе аттестации не стоит. Плохо это или хорошо, но отметки имеют юридическую силу. Именно на их основании учащихся переводят из одного класса в другой, хвалят и поощряют или, наоборот, порицают и наказывают. Поэтому велика роль адекватной оценки знаний учащихся.

5. Стиль деятельности учителя

 На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех». Таким образом, для повышения мотивации самым приемлемым является демократический стиль учителя.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный метод;

Метод проблемного изложения;

Частично поисковый (эвристический) метод;

Исследовательский метод обучения;

Активные методы обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:Индивидуально-обособленная форма;

Фронтальная форма;

Групповая форма;

Коллективная форма.

Типы уроков

Комбинированные с применением ИКТ; урок-лекция; урок-семинар; урок-зачет; урок-практикум; урок-экскурсия; урок-дискуссия; урок-консультация; урок-театрализация; урок-соревнование; урок с дидактической игрой; урок – деловая игра; урок – ролевая игра; интегрированный урок. 

Для изучения курса русского языкаиспользую

УМК М.М. Разумовской и УМК А.И.Власенкова.

Для изучения курса литературыиспользую

УМК Т.Ф.Курдюмовой.

Применение данной системы на практике способствует

- активизации творческой активности и самостоятельности;

- повышению качества знаний;

- формированию позитивного социального опыта.

Вывод

Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema_pogrebnyak.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система

Учителя русского языка и литературы

МКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа №2

Омского муниципального района, Омской области»

Погребняк Натальи Борисовны

«Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности»

Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если нет у ученика желания учиться.

В.А.Сухомлинский. "О воспитании"

Москва, 1973 г.

Ведущая педагогическая идея:

«…Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нём желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» (К.Д. Ушинский).

Положительная мотивация к учебной деятельности способствует повышению качества знаний.

В своей педагогической деятельности опираюсь на следующие принципы:

принцип гуманизации;

принцип демократизации;

принцип индивидуализации;

принцип успешности;

принцип дифференциации;

принцип событийности;

принцип природосообразности

принцип культуросообразности.

Цель:

Формировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

Задачи:

  1. Создать комфортную образовательную среду.
  2. Формировать ключевые компетенции обучающихся.
  3. Формировать толерантность в учебных взаимодействиях.        

Моя система включает пять составляющих, которые оказывают непосредственное влияние на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

— содержание учебного материала;

— организация учебной деятельности;

— коллективные формы учебной деятельности;

— оценка учебной деятельности;

— стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного материала

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого учащегося жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам; объяснение наблюдаемых явлений природы придаст новому материалу значимый смысл, разовьет потребность в научном познании мира. Однако, пробуждая интерес школьников к учению, не следует излишне эксплуатировать приёмы, связанные с внешней занимательностью или ссылками на практическую значимость получаемых знаний и умений в настоящее время и в будущем.

2. Организация учебной деятельности состоит из трёх этапов:

  1. мотивационный,
  2. операционально-познавательный,
  3. рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужно

знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит из трёх учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:

а) постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;

б) рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;

в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают

тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с её содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т. е. понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учёбе, её важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведёт к формированию её устойчивости.

3. Коллективные формы учебной деятельности

Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4. Оценка результатов учебной деятельности

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с её процесса и результата на отметку, которая «добывается» многими школьниками нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности и к деформации развития личности учащегося. Поэтому в ряде стран в начальных классах отметки не выставляются, а в старших классах используются лишь тематические формы учёта и оценки. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. В то же время принижать мотивирующую роль отметок (балльного оценивания) при существующей системе аттестации не стоит. Плохо это или хорошо, но отметки имеют юридическую силу. Именно на их основании учащихся переводят из одного класса в другой, хвалят и поощряют или, наоборот, порицают и наказывают. Поэтому велика роль адекватной оценки знаний учащихся.

5. Стиль деятельности учителя

 На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех». Таким образом, для повышения мотивации самым приемлемым является демократический стиль учителя.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный метод;

Метод проблемного изложения;

Частично поисковый (эвристический) метод;

Исследовательский метод обучения;

Активные методы обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: Индивидуально-обособленная форма;

Фронтальная форма;

Групповая форма;

Коллективная форма.

Типы уроков

Комбинированные с применением ИКТ; урок-лекция; урок-семинар; урок-зачет; урок-практикум; урок-экскурсия; урок-дискуссия; урок-консультация; урок-театрализация; урок-соревнование; урок с дидактической игрой; урок – деловая игра; урок – ролевая игра; интегрированный урок.  

Для изучения курса русского языка использую

УМК М.М. Разумовской и УМК А.И.Власенкова.

Для изучения курса литературы использую

УМК Т.Ф.Курдюмовой.

Применение данной системы на практике способствует

- активизации творческой активности и самостоятельности;

- повышению качества знаний;

- формированию позитивного социального опыта.

Вывод

Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун

Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе

   Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активиза...

Методическая система учителя физической культуры и тренера-преподавателя

Описание методической системы на основе мониторинга развития координационных способностей....