Творческий отчёт учителя истории и обществознания
материал по теме

Ходжер Елена Владимировна

 

      Тема по самообразованию – «Концептуальные и практические аспекты формирования толерантности у учащихся старших классов (на примере истории Холокоста)».

      Одной из актуальных проблем современного общества является борьба с нарастающим экстремизмом и агрессией. Воспитанию толерантности, наряду с патриотизмом и гражданственностью, необходимо сегодня уделять особое внимание, как это было отмечено на уровне государства в обращении президента в начале 2009-2010 учебного года.

      Толерантность как необходимое качество демокра­тического мышления в современной России требует разработки методов и приёмов формирования устано­вок толерантного сознания у российских граждан и в особенности у школьников. Поэтому особую роль здесь играет учитель истории, как главный источник информации.

      Выбор темы самообразования не является случайным. Моё мнение таково, что работу, по воспитанию толерантности, стоит строить на контрастах безжалостного отношения к людям и безвозмездной отдачи себя во имя спасения человечества. Ярким примером является антисемитизм во время Второй мировой войны, событие, вошедшее в историю  под названием Холокост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.hodzher_e.v.docx58.62 КБ

Предварительный просмотр:

Стаж работы – 3 года (полных лет), II квалификационная категория.

      Тема по самообразованию – «Концептуальные и практические аспекты формирования толерантности у учащихся старших классов (на примере истории Холокоста)».

      Одной из актуальных проблем современного общества является борьба с нарастающим экстремизмом и агрессией. Воспитанию толерантности, наряду с патриотизмом и гражданственностью, необходимо сегодня уделять особое внимание, как это было отмечено на уровне государства в обращении президента в начале 2009-2010 учебного года.

      Толерантность как необходимое качество демократического мышления в современной России требует разработки методов и приёмов формирования установок толерантного сознания у российских граждан и в особенности у школьников. Поэтому особую роль здесь играет учитель истории, как главный источник информации.

      Выбор темы самообразования не является случайным. Моё мнение таково, что работу, по воспитанию толерантности, стоит строить на контрастах безжалостного отношения к людям и безвозмездной отдачи себя во имя спасения человечества. Ярким примером является антисемитизм во время Второй мировой войны, событие, вошедшее в историю  под названием Холокост.

Научно-методическая деятельность

Целью моей работы по самообразованию является повышение общей культуры и компетентности в деле воспитания толерантного сознания.

Методы работы:

  1. Изучение исторических источников по проблеме (Холокост);
  2. Создание собственных разработок по теме самообразование;
  3. Работа в сетевых педагогических сообществах;
  4. Популяризация собственного опыта путём участия в сетевых педагогических сообществах;
  5. Участие в научно-методических мероприятиях (конкурсах, семинарах, конференциях) касающихся вопросов воспитания толерантного сознания.

Методической базой являются следующие источники:

  1. Козлова А.Г., Лисовская Н.Б., Игнатенко М.С. Обучающий тренинг по формированию толерантности (Тренинг тренеров): Учебно-методическое пособие.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  2. Мормотека (медиатека и каталог)   «Культурные посредники в воспитании толерантности»  и методические рекомендации  по ее использования// Отв. редактор: д. псих. н., профессор Виктор Васильевич Семикин.     Составитель: к.и.н., доцент кафедры истории Ирина Александровна Лапина.-СПб. РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  3. Помнить, чтобы жить! К 65-летию трагедии Бабьего Яра//Методическое пособие – сборник работ педагогов России и Беларуси./Составители: А.Е. Гербер, И.А. Альтман, Л.М. Пятецкий, Е.Э. Беленькая//М.: Центр и Фонд «Холокост», 2006
  4. Тень Холокоста. Материалы II международного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия». – М.:  Фонд «Холокост», 1998
  1. Учимся дружить и сотрудничать: Учебно-методическое пособие.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2008
  2. Яд Вашем: исследования// Составители: Даниил Романовский, Давид Зильберкланг.: Иерусалим, 2009
  3. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/index.asp  -Учебно-информационный сайт о Катастрофе (Шоа)
  4. http://www.holocf.ru/ -  Центр и Фонд «Холокост»» (официальный сайт)

Собственные интернет ресурсы  по теме самообразования:

Название ресурса, ссылка

Общие сведения

1

«Холокост как форма агрессии»

http://www.openclass.ru/node/149796

Представленная методическая разработка предназначена для учителей истории старших классов. Данную тему можно включить в раздел: «Мир в 20 веке» курса «Всеобщей истории». Тема рассчитана на 6 академических часов. Цель - рассмотреть явление человеческой агрессии как феномен кризиса европейской культуры.

2

«Искусство за колючей проволокой»

http://www.openclass.ru/node/224765

Цель: расширение знаний о Холокосте с помощью изучения биографий и творчества художников лагеря, понимание произведений искусства с точки зрения их источниковедческой функции, как памятника прошлого, способного рассказать о жизни в лагере. На уроке используются работы художников Давида Брайнина, Абрама Йозефа Берлина, Жака Готко (Яков Готковский). - http://art.holocaust-education.net. В результате учащиеся знакомятся с произведениями художников, созданными в тяжелых условиях лагерного существования. Осознают силу искусства, не только с эстетической точки зрения, но и с моральной стороны.

3

«Хрустальная ночь»

http://www.openclass.ru/node/193721

Данная методическая разработка затрагивает одну из самых важных проблем современного общества: проблему безответственности за свои поступки, особенно среди молодого поколения. «Хрустальная ночь» является символом человеческой безответственности. Именно с неё начинаются страшные события Второй мировой войны, вошедшие под названиями: ХОЛОКОСТ – ГЕНОЦИД – ШОА. Цель разработки: а) образовательная: познакомить школьников с причинами, ходом и последствиями ночи погромов в ноябре 1938 года; б) развивающая: совершенствовать рефлексивные навыки анализа и синтеза полученной информации; в) воспитание толерантной личности и чувства ответственности за собственную судьбу, судьбу своей семьи, государства и человечества на примере анализа такого исторического события как «Хрустальная ночь».

4

Ирэна Сандлер

http://www.openclass.ru/node/239423 

Презентация посвящена женщине, которая в очень трудной и опасной ситуации сумела сохранить человеческое лицо, и о том, как несправедлива жизнь к таким людям.

Инновационная деятельность по теме самообразования:

  1. Грамота НПЦ «Холокоста» за активное участие в VIII Международном конкурсе работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности» (2010 г.)
  2. Участник 12-й Международной научно-практической конференции «Реальность этноса 2010. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию института народов Севера».Доклад на тему: Формирование толерантности в условиях вечерней (сменной) школы. Организаторы: РГПУ им.А.И. Герцена и ЮНЕСКО
  3.  Призёр сетевого конкурса методических разработок по истории. Название работы: "Холокост как форма агрессии" (диплом призера конкурса от НФПК, диплом от международной сети против расизма и нетерпимости) (2010 г.)
  4. Сертификат от Молодёжной Сети против расизма и нетерпимости за участие в конкурсе "Холокост - часть нашей истории" в рамках I сетевого конкурса педагогического мастерства "Учитель года - 2010" (2010)
  5. Диплом от Международной школы преподавания Катастрофы Яд Вашем о завершении виртуального курса "История Катастрофы европейского еврейства (Шоа)" (2010-2011)
  6. Сертификат за участие во Всероссийском сетевом конкурсе "Искусство для науки" в номинации "Искусство о Холокосте" (2011)

Статьи и публикации:

  1. Холокост как символ агрессии. Методическая разработка занятий по курсу «История мировых цивилизаций»  для студентов педагогического колледжа./Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 4: Сборник / Составитель:   Д.В. Прокудин. // Под ред. И.А.Альтмана.   - М.: Центр и Фонд  «Холокост», 2008;
  2. Формирование толерантности в условиях вечерней (сменной) школы./ Реальность этноса. Образование  как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера: Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции./Под научн.ред. И.Л. Набока.-СПб., 2010.

Активный участник сетевых педагогических сообществ:

  1. Сообщество учителей истории + обществознание http://www.openclass.ru/node/1294 
  2. Методическое сообщество по воспитанию толерантности http://www.openclass.ru/node/50859 
  3. Учителя истории и обществознания 

http://vkontakte.ru/club402900 

Перспектива работы над темой: написание программы (элективные курсы) изучения Холокоста и создание ЭОР по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по теме "«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»

Творческий отчёт учителя истории и обществознания при аттестации на первую квалификационную категорию...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...


 

Комментарии

Фахрутдинова Миляуша Энверовна

Интересная тема и проблемная.

Ходжер Елена Владимировна

Согласна с Вами, проблема антисемитизма сегодня актуальна. Холокост - это не просто геноцид против евреев, это проблема всего человечества (равнодушие к страданиям других, ненависть...) Спасибо за отзыв