Самоанализ учителя технологии
материал по теме

Ямщикова Марина Сергеевна

 

В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.

                      Цель моей профессиональной деятельности: развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности. Для достижения цели ставлю перед собой задачи:

 

-Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

-Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

-Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

-Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;

-Привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

-Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, кружковую деятельность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

учителя технологии

           МОУ «Казанская средняя (полная) общеобразовательная школа»           Ямщиковой Марины Сергеевны.

                       Я, Ямщикова Марина Сергеевна, родилась в 1980 году, окончила  в 2002 году Марийский государственный педагогический институт им.Н.К. Крупской по специальности «учитель технологии и предпринимательства», имею 2 квалификационную категорию, педагогический стаж 10 лет, в данной школе работаю с 2002 года.

                      В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуюсь программой развития школы, образовательной программой школы.

       В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.

                      Цель моей профессиональной деятельности: развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности. Для достижения цели ставлю перед собой задачи:

-Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

-Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

-Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

-Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;

-Привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

-Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, кружковую деятельность;

       Регулярно повышаю уровень квалификации при Марийском Институте образования:

      - Краткосрочные курсы повышения квалификации  учителей технологии  при Марийском институте образования по теме « Технологии формирования универсальных учебных действий в предметной области «Технология» в объеме 26 часов (10.2010г.)

      - Курсы повышения квалификации учителей технологии при  Марийском институте образования  по теме «Проектная деятельность на уроках технологии ив во внеурочной деятельности»» в объеме  36 часов.(11.2010г.)

       При этом самообразование имеет приоритетное значение, так как помимо высокого уровня теоретической и методической подготовки, существует необходимая потребность в поддержании себя чем - то новым, интересным, содержательным

        Тема, над которой я работаю: “ Личностно-ориентированная образовательная среда на уроках технологии ”. В ходе работы по данной теме мною  были выделены следующие задачи:

1.Выявить характерные черты личностно-ориентированного урока;

2.Определить и апробировать на учебных занятиях приёмы и методы актуализации субъектного опыта ребёнка;

3.Выяснить и использовать возможности создания ситуации индивидуального и коллективного выбора для учащихся в учебно-воспитательном процессе;

        Мною используются следующие  приёмы и методы построения личностно-ориентированного педагогического взаимодействия:

-методы диалога

-приёмы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;

-игровые методы;      

       Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения.  Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.  Следовательно,  моя позиция предполагает:

- оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;

- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;

- опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения. После последней аттестации в 2006 году удалось решить следующие задачи:

- повышение профессионального уровня  как учитель технологии

- повышение мотивации  обучения,  развитие познавательной активности учащихся;

- повышение качества знаний учащихся;

- расширена возможность  для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

- организация и соблюдение здоровьесберегающих технологий.

       В своей профессиональной деятельности я учитываю образовательные потребности детей следующим образом: включаю материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия.   Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся  большее предпочтение отдаю технологии  разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания. В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература,  карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, опорные схемы-таблицы, технологические карты и др.)  

        Также использую следующие педагогические технологии:                                                                                     -  Технология личностно-ориентированного обучения позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка; каждый ребенок успешен.                                    

  -Элементы ТРИЗ(технология решения изобретательских задач) развивает исследовательские навыки и позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т.д.                                          - Проектная деятельность – дети научились самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражать свои чувства в творческих работах.                             -  ИКТ технологии  -   повышение мотивации к изучению предмета; самостоятельная работа учащихся с программными средствами ,которая может быть по разному организована и отличаться различной долей самостоятельности- поиск информации в интернете, создание презентаций и т.д.

-  Здоровьесберегающие технологии  направлены на сохранение здоровья учащихся.

       На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

        Перед собой ставлю решение многих методических проблем:

- Как активизировать деятельность учащихся?

- Как сделать процесс обучения радостным?

- Как привить желание детям узнавать больше и больше?

         На своем опыте  убедилась в большой важности для эффективного обучения технологии использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению  учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний,  формирует целостный взгляд на предметы и явления.

        Особого внимания заслуживают  уроки с использованием ИКТ, которые значительно  повышают эффективность  учебного процесса. Такие уроки всегда вызывают большой интерес у современного ученика, повышают мотивацию к  изучению предмета. Использование компьютера с доступом в сеть  интернет  расширяет мои возможности при поиске дополнительного материала к урокам, подготовке   методических, раздаточных,  контрольно-измерительных материалов.  

       Акцентирую внимание на практической направленности обучения, которая является главной на уроках технологии. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-практикум,  зачет. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную,  работа с учебником и тестирование в классах. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. 

       Значительное место отведено формированию у школьников бережного отношения к оборудованию, инструментам, материалам, стремлению к поиску рациональных путей выполнения практических задач, соблюдению  технологической дисциплины, правил организации рабочего места и техники безопасности. Выполняя практическую работу, объясняю, почему следует выполнить работу в той или иной последовательности. На заключительном этапе урока анализирую ошибки, допущенные при выполнении задания.   Учащиеся убеждаются в том, что несоблюдение технологической дисциплины приводит к потере рабочего времени, отрицательно сказывается на качестве работы. Всё это помогает содержательно и интересно провести урок.                

      В своей работе я использую различные методы оценки: оценочный, тестирование, дифференцирование. Основная моя задача  в оценочной деятельности – всё больше обращать внимание учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. Каждый ученик по – своему реагирует на то, что ему удаётся в учёбе и что не удаётся, по - своему воспринимает оценку своего учебного труда. Оценка оказывает воздействие на мотивацию учащихся. В  работе я использую  различные упражнения и приёмы для развития мотивации. Приведу примеры:

 1.Создание ситуации успеха также позволяет повысить мотивацию ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...".

2.Оценка - не отметка.

   Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

 3.Кредит доверия.

     В некоторых случаях ставлю отметку "в кредит". Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

        Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие  конкурсы, проекты, интеллектуальные игры. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Работы таких детей участвуют в районных и республиканских конкурсах и выставках, где занимают призовые места, отмечаются  дипломами, грамотами и благодарностями:

Муниципальный уровень:

Благодарственное письмо МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район» за активное участие в районном    конкурсе «Народная игрушка» от 5.04.07.

Грамота МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район» за 1 место    в районной выставке прикладного творчества  от 31 .03 08.

Диплом МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район» за 2 место    в районной выставке декоративно-прикладного и изобразительного творчества учащихся   от 29.03. 2010. Лауреат  выставки в номинации «Игрушки из глины»

Республиканский уровень:

Диплом Министерства образования Республики Марий Эл за технологическое совершенство изделий на республиканской выставке – конкурсе посвященной Дню Республики Марий Эл от 7.10. 06

Диплом конкурса детского творчества «Дом моей мечты» в рамках 9 Универсальной строительной выставки Выставочного Бизнес - Центра «Комекс»-2008г.

       Сертификат Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, ГУК РМЭ «РЦРК» об участии в шестом Республиканском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Городок юных мастеров проводимого в рамках декады, посвященной Дню славянской письменности и культуры в 2009 году  выдан   Емельяновой Ольге и Горшениной Марии.

        Несколько лет  школа является участником Республиканской ярмарки товаров и изделий, изготовленных учащимися образовательных учреждений.  Традиционным стало участие ребят в конкурсе детского творчества «Дом моей мечты» в рамках Универсальной строительной выставки Выставочного Бизнес - Центра «Комекс». Сама являюсь участником выставок декоративно-прикладного творчества, конкурсов и мероприятий, как районного,  так и республиканского уровня, что является положительным примером для учащихся, побуждает их к творчеству.

         Почетная грамота МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район»  от   2006 года.

         Благодарность администрации МО «Сернурский муниципальный район» за участие в выставке декоративно-прикладного творчества посвященной 85-летию   образования района          от 17.06.2006

        Сертификат Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, ГУК РМЭ «РЦРК» за подготовку участников в шестом Республиканском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Городок юных мастеров» проводимого в рамках декады, посвященной Дню славянской письменности и культуры в 2009 году.

        Диплом Министерства образования РМЭ, выставочного бизнес - центра «Комекс» за подготовку учащихся к участию в Конкурсе детского творчества «Дом моей мечты-2009»  

        Диплом МУ «Отдел культуры» за активное участие в республиканском фестивале народного творчества «Салют победы», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в номинации « Выставка живописных произведений и изделий декоративно- прикладного творчества» от 7.05.2010.

       Диплом МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район» за   2 место в районном конкурсе «Молодая семья»   от 2010 года.  

        В классах, где я работаю,  наблюдается доброжелательная атмосфера. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.

        В 2009 году я стала классным руководителем 4 класса. Главные цели, которые я перед собой поставила – способствовать сплочению коллектива, работать над формированием учебной мотивации и развитием учебных навыков; изучить личность каждого ребёнка, индивидуальные особенности и способности; скоординировать работу родителей в делах школы.

        Ребята с удовольствием участвуют во всех мероприятиях соревновательного характера. Показывают неплохие результаты:

 - Общешкольный конкурс “Смотр строя и песни” – 1 место;

 -Общешкольный конкурс «Алло, мы ищем таланты» 2009-2010у.г - 1 место,  

                                                                                            2010-  2011у.г.  –  призер;

-Общешкольный конкурс классных уголков- 1 место;

-Конкурс на лучшую новогоднюю гирлянду -1 место;

 -Общешкольный конкурс патриотической песни -1 место.

        В классе налажено самоуправление, общественные поручения в целом выполняются, особенно хорошо работают: староста, журналист, главные дежурные, художники.

        Я часто размышляю о связи школы и семьи. Считаю, что родителей нужно приглашать на уроки, классные часы.  Пусть мамы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. В начале  учебного года родители выбирают родительский комитет. Он оказывает большую помощь в воспитании детей.

        Использую такие виды работы, как  ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации, встреча с администрацией, школьным психологом,  родительские собрания.

        Важным в своей работе считаю также взаимодействие с коллективом. По моему личному мнению, тесная, взаимодополняющая работа коллектива способствует решению задач образовательного учреждения. Своих коллег   считаю помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. В своей работе часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Мои взаимоотношения с коллективом находятся на высоком уровне товарищества и партнерства.

        С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма. Стараюсь накапливать, передавать, реализовать опыт гуманистической педагогики и демократизма, чтобы воспитанники могли в процессе обучения получить возможность формирования в себе общекультурного потенциала, а также способности конструктивно и созидательно мыслить, допускать множество истин, уважать позицию другого.

       

                        Передо мной как учителем стоит очень важная проблема: повысить мотивацию учащихся к изучению моего предмета. Отсюда вытекают перспективные задачи:

                 1.Заинтересовать детей изучением  технологии.

                 2.Развивать творческие способности учащихся.  

                 3.Совершенствовать умения и навыки .

                 4.Уделять больше внимания самостоятельности в изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике.

                 5.  Применять метод личностно - ориентированного обучения.

                 6.Продолжать изучение новых педагогических технологий.

                 7.  Сочетать традиционные и новые методики преподавания.

 

                    Но мне хочется   закончить анализ своей работы  по-другому. Учитель                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       не делает карьеры.   Он – артист, но его слушатели и зрители ему не аплодируют. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.  Мы навечно вызваны к доске. И сдаем экзамен каждый день. Экзамен по доброте, душевности, справедливости, взаимопониманию. Ведь знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...

Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...

САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГОГИЧЕСКОГО ТРУДА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

                                                      ...

самоанализ учителя технологии

самоанализ учителя технологии по теме "Развитие самостоятельности учащихся на уроках технологии на основе метода проекта"...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...