Духовно-нравственное воспитание обучающихся 2 ступени в процессе литературно-исторического краеведения
материал на тему

 

Опыт работы учителя русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базарова Лариса Павловна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Духовно-нравственное воспитание

обучающихся 2 ступени в процессе

 литературно-исторического краеведения

                 

             Базарова Лариса Павловна,

                             учитель русского языка и литературы

                                    МОУ    «Основная общеобразовательная

                                                  школа №22»

                                                 Старый Оскол

                                                       2011

Содержание:

Информация об опыте…………………………………………….3

Технология опыта………………………………………………….6

Результативность опыта…………………………………………  11

Библиографический список……………………………………... 15

Информация об опыте

Тема опыта

Духовно-нравственное воспитание обучающихся 2 ступени в процессе  литературно-исторического краеведения

Условия возникновения опыта

Огромную роль в системе  литературного образования и духовно-нравственного воспитания играют  литература и  культурные традиции  родного края. Использование краеведческого материала оказывается как нельзя более актуальным в настоящее время, время разрушения культуры, духовной сферы, языка всех без исключения больших и малых народов России. События последних лет показали, что наше общество многое потеряло. Мы разучились жить по законам предков. Мы потеряли преемственность традиционного уклада жизни.  Сейчас не ставится вопрос, почему это происходит, ибо он далеко уходит за рамки педагогики. Педагогов и психологов в этой ситуации интересует другое: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование чувства патриотизма, развитие у ребёнка системы общечеловеческих ценностей, понимание роли своего края  в историческом и литературном процессе.

Если люди теряют связи со своей малой родиной, они теряют силу, теряют своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их песни, сказки, семейные предания и обряды… И мы начинаем превращаться в «Иванов, родства не помнящих». Много ли, например, сейчас найдётся семей, знающих своё родословное дерево, многие ли выпускники наших школ могут назвать выдающиеся литературные памятники, оставленные нам нашими земляками. А они, как будто обидевшись на нас, уходят всё дальше и дальше, оставляя едва заметный след в музеях, научных фолиантах, но не в душах наших подрастающих поколений.

Литература Белгородчины занимает достойное место в общем процессе развития русской литературы прошлого и настоящего. И дети должны знать, что она (литература) создаётся не «где-то там, не у нас», а в том числе с участием писателей, поэтов нашего края. Бесспорно, что литература тесно связана с эпохой. Но не менее связана она и с местностью, породившей то или иное произведение.

          Культура может успешно развиваться, если осваивается наследие предшественников.  В области взят курс на возрождение традиционной народной культуры. Прикасаясь к народной культуре, важно осознать её ценность. Обычаи, обряды, нормы поведения формируются в результате длительного, стабильного существования людей. Жизненные устои земледельцев Белгородчины на протяжении столетий менялись мало. Время отбирало самое важное, самое ценное из народной жизни, то, что способствовало формированию полноценной человеческой личности. Поэтому в настоящее время изучение народной культуры и литературы родного края стало необходимым условием сохранения национальной самобытности.

        Автор опыта работает учителем русского языка и литературы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №22» 18 лет. В школе созданы все условия для разработки вышеуказанной темы. На протяжении 12 лет работает  школьный исторический музей «Осколье», располагающий богатым материалом по краеведению. Фонд музея – результат поисковой и исследовательской деятельности обучающихся.  Близость расположения таких культурных центров, как библиотека имени А.С. Пушкина, кинотеатр «Быль», музыкальная школа  также благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

        Приступая к работе по данной теме, учитель провёл первичную диагностику по методике М. Рокича, модифицированную Е.Ф. Шубиной, в результате была выявлена степень интереса обучающихся к духовно-нравственной проблематике. Обучающиеся 7 «Б», принимающие участие в тестировании, дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как стремительная и удачная карьера, бизнес, богатство (в среднем около 65%).

Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. (в среднем около 35 %).  Данные показали, что необходима определённая направленность педагогической деятельности Базаровой Л.П. по изучению краеведческого материала, позволяющая повысить уровень воспитанности обучающихся.

        Актуальность опыта заключается в разрешении противоречий, которые были обнаружены в ходе исследовательской деятельности:

1. Между проповедью и пропагандой низкопробной литературой и СМИ стремления к наживе, власти, развлечениям и ориентацией на лучшие образцы фольклорных и литературных произведений родного края, возвеличивающих любовь, труд, защиту Родины.

2. Между жестокостью современного  общества, находящегося в глубоком  духовном кризисе, и духовным состоянием романтически настроенных в жизни молодых людей- наших земляков.

3. Между низкой читательской культурой школьников и современными требованиями к уровню творческого мышления выпускников.

        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для совершенствования духовно–нравственного образования обучающихся.

         Работа над опытом  длилась в течение 7 лет.

        Первый этап (аналитико-диагностический, сентябрь 2005года - сентябрь 2006 )- проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе, определены цель, задачи деятельности, сформулирована ведущая педагогическая идея.

Второй этап (исследовательский, сентябрь 2006 года - январь 2009 года- сконструирована и апробирована методическая система изучения материала)

        Третий этап (аналитико-обобщающий, январь 2009- январь 20011)- сформулированы основные выводы, отработаны и систематизированы результаты исследований, подведены итоги.

          Диапазон опыта

 Выработана единая система «урок- внеклассная работа»

        Теоретическая база опыта

 Новые технологии обучения и воспитания «работают» только при педагогически продуманном общении, в процессе которого происходит усвоение духовно-нравственных ценностей.

        В процессе изучения темы были проанализированы работы К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.В. Текучёва,  Бахтина М.М., Дереклеевой Н.И., которые обосновали важность проблемы совершенствования духовно- нравственного образования. Эти исследователи считают, что духовно-нравственное развитие тесно связано с образным мышлением, которое понимается как актуальная для ученика совокупность переживаний, суждений, взглядов, идеалов, благодаря которым он приобретает особое эмоционально-образное знание об окружающем мире.

         В трудах современных учёных, таких как Г.А. Цукерман, Е.П. Белозерцев, И. Ф. Гончаров, С.Ф. Иванов, В.А. Сластёнини др., уделяется особое внимание изучению проблемы духовно- нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

        Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами краеведения внесли работы Т.П. Беликовой  и М. И. Емельяновой.

        Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, то есть формирование у него нравственных качеств: совести, долга, веры, ответственности, патриотизма. Духовно-нравственный облик – это терпимость, милосердие, незлобивость, забота о своих родителях, семье. Нравственное поведение –это преумножение знаний, готовность к служению людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли, ответственности за свои поступки.

        Принятие духовно-нравственных ценностей – это усвоение знаний о нравственности, проведённых через личный опыт ученика. Для того чтобы эти знания стали неотъемлемой частью личности школьника, его убеждениями, содержание учебного материала должно иметь ценностную направленность, а усвоение этого содержания должно происходить в различных учебных ситуациях с использованием активных средств обучения.

        Новизна опыта  состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций на уроках и во внеклассной работе, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально–творческих возможностей  учащихся.

        Автор опыта отмечает необходимость формирования творческих способностей и речевой культуры учащихся в процессе изучения литературы и культурных традиций родного края.

         

Технология опыта

 Цель педагогического опыта:  организация аналитической творческой деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей  через последовательную разнообразную работу с краеведческим материалом.

        Для достижения данной цели автор опыта определяет следующие задачи:

  1. ознакомление учащихся с литературой родного края, его фольклорными и историческими традициями;
  2. формирование умения видеть за страницами биографий и строчками произведений переживания, настроения, реальные события, их общечеловеческий смысл;
  3. формирование исследовательских навыков обучающихся;
  4. воспитание нравственных качеств: совести, веры, долга, ответственности, патриотизма.

В своей работе автор подробно останавливается на том, как используется краеведческий материал в системе образования и духовно- нравственного воспитания обучающихся.

Конечно же,  литературное краеведение должно начинаться  с изучения народно–поэтического творчества.

        А.М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствовал истории».

В 5 классе изучается русская народная сказка, говорится о возникновении сказок, видах сказок. Дети изучают русские народные сказки разных видов: волшебные, сказки о животных, бытовые. На уроке внеклассного чтения «Русские народные сказки» автор опыта считает необходимым  указать  детям на то, что в нашем крае во многих вариантах бытуют волшебные сказки. Несомненный интерес представляет  сказка «Девушка-колосок», записанная в селе Незнамово в1965 году от Базаровой Анны Ивановны (1914 г. р.). Учащиеся читают сказку по книге Беликовой Т.П. , Емельяновой М.И. «Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура». После чтения  выявляются характерные особенности волшебной сказки.

Дети отмечают, что в ней отразились исторические особенности далёкого прошлого нашего края – набеги татар и половцев. Кроме того, в ней прослеживаются черты древнего мировоззрения: земля и ночь наделяются человеческими качествами. В сказке совершается волшебство: девушка превращается в колосок. Вымысел несёт определённую идейную нагрузку: добро и зло в сказке ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного идеала жизни – это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка зовёт на борьбу со злом, врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм. В ней предельно ярко выражаются нравственные нормы наших земляков.

Прочитав сказку,  дети отмечают, что записана она, с сохранением колорита местного говора: «Давно эта была. Жила у деревне вдова. И была у ней дочкя-красавица. Работящая, добрая, ласкавая. Матери во всём помощница.

Налятели злыя вораги, схватили дочкю Машанькю и увязли у палон…» (2,  с. 97)

На этом же уроке изучается бытовая сказка «Разговор», записанная той же хранительницей сказок Базаровой А. И. в 1985 году. Обучающиеся читают её и отмечают, что в сказке отразились особенности трудовой деятельности наших земляков, их нравственные понятия, лукавый ум.

В 6 классе изучается  тема «Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора». Известно, что пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением человека к труду, Родине, родителям, друзьям. После изучения темы учащимся предлагается задание  по книге Беликовой Т.П. , Емельяновой М.И. «Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура»: выписать  пословицы и поговорки  различных тематических групп  и указать, как проявляется в них народная мудрость.

Среди поговорок дети отмечают те, которые говорят о внутреннем состоянии человека «Ходит козырем» (о человеке, который находится в приподнятом состоянии), «Как в воду опущен» ( о человеке в угнетённом, подавленном состоянии), «На себе волосы рвёт» (состояние раздражения, отчаяния)…

Есть поговорки, которые образно передают характер человека, его внутренние качества: « Душа нараспашку», «Сердце, что воск» (об открытом человеке), «Сундук с двойным дном» (о скрытном, лицемерном человеке)…

Пословицы и поговорки о родной земле, доме: «Своя земля и в горсти мила», «Родной куст и зайцу дорог», «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»…

Учащиеся отмечают, что распространены в нашем крае пословицы и поговорки, в которых выражается вера русского народа в премудрость, всемогущество и благость промысла Божия : «Богат Бог милостию», «Бог даст день и даст пищу», «Бережёного Бог бережёт».

В пословицах и поговорках, бытующих в нашем крае, преподаны нравственные нормы: трудолюбие, чувство дружбы, верности, смелости, порядочности, вера в Бога. И они должны восприниматься как норма жизни.

Обучающиеся, кроме изучения фольклорных произведений нашего края по учебной литературе, получают задания исследовательского характера. Они встречаются со старожилами, людьми, которые помнят старину, беседуют с ними, записывают пословицы, поговорки, народные приметы, бытующие в том или ином селе нашего края. Такая работа носит название «фольклорной практики».  Сначала она проводится в рамках кружка «Литературное краеведение» под руководством учителя, а потом носит характер самостоятельной деятельности. Собранный материал учащиеся оформляют.

Так, ученики 9 класса «А» побывали в селе Незнамово Старооскольского района, побеседовали с жительницей этого села  Сальниковой Ольгой Дмитриевной, 1925 года рождения  

Ольга Дмитриевна поведала ребятам об обрядах, связанных  с русской печью, крестьянской трапезой, домашней утварью, рассказала об обрядовых и престольных праздниках села. Из уст хранительницы старины ребята узнали, что в крестьянской избе главное место занимал красный угол. «Красный» – значит красивый. Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице («где Боги стоят») – у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы (Божией Матери, Иисуса Христа, Николая Чудотворца). Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами Красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уж потом здоровался с хозяевами. Печь была вторым по значению «центром святости». Около печи всегда главенствовала хозяйка дома. «Бабий кут»- так называли единственное, пожалуй, место, где мужчина не был властен в доме. Здесь женщина стряпала, пекла хлеб. Но какая же печка без огня. Во время трапезы  огонь угощали первым и лучшим куском. Его защищали, как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к огню, зато он был способен очистить что-либо осквернённое. Множество примет связано с огнём и печью. В присутствии огня считалось немыслимым выругаться « Сказал бы тебе…да нельзя: печь в избе!» А вот сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони: тем самым она призывала огонь к себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачную молодой муж трижды обводил вокруг печи. А если во время рождения ребёнка огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признак рождения будущего злодея.

Рассказ хранительницы старины был записан детьми,  творчески обработан. Результаты работы были представлены в форме творческой   работы. (См. приложение №1 )

Такая работа – встреча со старожилами - очень важна. В первую очередь это непосредственное общение с хранителями, знатоками народных обычаев и обрядов. Это общение не может заменить ни одна книга, ни самый современный компьютер. Сегодня всё очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществить воспитание и развитие ребёнка.

        Таким образом, изучение народного искусства – мощное средство воспитания. Оно помогает сохранить пластичный контакт с окружающим миром, раскрыть непреходящие ценности – истину, добро, красоту. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Кроме народно – поэтического творчества, богата наша земля писательскими талантами. В данной статье автор обращается лишь к некоторым писателям – белгородцам, чья общественная и литературная деятельность имеет заметный след в общем процессе развития отечественной литературы и показывает, как данный краеведческий материал можно использовать в системе образования и воспитания.

        Так, проводя уроки по изучению биографии А.С.Пушкина в старших классах, важно указать на то, что наш земляк Владимир Федосеевич Раевский (1795 – 1872)  был современником и единомышленником великого русского поэта.         

         С В.Ф. Раевским, участником Отечественной войны1812 года, «первым декабристом» и поэтом, Пушкин познакомился во  время своей южной ссылки. Обучающимся для изучения предлагаются книги А.  Крупенкова  и Н. Крупенкова «Судьба декабриста» и «Братья Раевские», которые содержат сведения о встречах А.С. Пушкина и нашего земляка. Из главы «Знакомство с Пушкиным» учащиеся отмечают, что встретились молодые люди в Кишинёве. Пушкин и Раевский были молоды, увлечены поэзией, придерживались прогрессивных взглядов по вопросам общественной жизни, что не могло их не сблизить. В. Раевский писал позднее о своих тогдашних отношениях с Пушкиным: «Он искал сближения со мной и вскоре был в самых искренних, дружеских отношениях». О том же говорил и Пушкин: « В Кишинёве я был дружен с майором Раевским, с генералом Пущиным и Орловым». В этом ряду Пушкин не случайно поставил имя Раевского на первое место. Тем самым он подчёркивал степень своей близости с ним. За смелость политических суждений Пушкин называл Раевского Спартанцем, а Раевский его Овидиевым племянником, имея в виду увлечения Пушкина творчеством древнеримского поэта Овидия Назона.

        Вокруг Пушкина в Кишинёве образовался литературный клуб, участником которого был и В. Раевский. Собирались по вечерам, вели жаркие дискуссии на литературные и общественно – политические темы.

1822 год был тревожным в Кишинёве. Военное начальство узнало о политической пропаганде Раевского среди солдат. Командир корпуса приехал к Инзову и стал убеждать арестовать Раевского. Этот разговор случайно подслушал Пушкин, и взволнованный, тотчас пришёл к другу и пересказал всё, что слышал. Пушкин хотел облегчить его участь и помог ему избавиться от бумаг, отягчающих положение. В.Ф.  Раевский их сжёг, а на следующее утро, 6 февраля 1922 года был арестован и отправлен в Тираспольскую  крепость.

        После ареста Владимира  Федосеевича друзьям встречаться больше не пришлось. Современники рассказывали, что поэт часто вспоминал Раевского и с большим участием расспрашивал о нём, постоянно думал о своём арестованном друге, посвятил ему свои стихотворения.

Много ещё сведений сообщают учащиеся о жизни и литературном творчестве В.Ф. Раевского. И, конечно, никто из учащихся не останется равнодушным к тем жизненным испытаниям, что выпали на долю  В. Ф. Раевского. И важно то, что такой человек родился на нашей Белгородчине.

Кроме уроков литературы, с жизнью и творчеством В.Ф. Раевского знакомим во внеклассной работе, при проведении заочной экскурсии «Здесь колыбель твоя была…» в село Богословку. Частью этого села стала бывшая слобода Хворостянка, где в 1795 году родился поэт.

Для проведения заочной экскурсии используем фотоматериал, собранный при посещении мемориально–культурного культурного комплекса В. Ф. Раевского и научно – методический материал, которым охотно поделилась с нами заведующая музеем Л. А. Тюпина.

Фотоматериал и ученики-экскурсоводы рассказывают о том месте, где прошли детские годы нашего земляка, о его родителях, о годах обучения в Благородном пансионе Московского университета. Особенно поражает учащихся рассказ об участии В.Ф. Раевского в Отечественной войне 1812 года. Ведь по определению Раевского война была « роковым вступлением  в жизнь». Это вступление он описывает стихами:

Среди молений и проклятий,

Средь скопища пирующих рабов

Над гулами убийственных громов

И стопами в крови лежащих  братий

Я встретил жизнь, взошла заря моя.

        А дальше идёт повествование об участии в «Южном» тайном обществе, о дружбе с Пушкиным, об аресте и ссылке в Сибирь.

         Такая работа позволяет не только заинтересовать учащихся сведениями о   земляках, но и стимулировать исследовательскую работу, поисковую работу, чтение краеведческой литературы, местной печати, побуждает сохранить этот материал на долгое время, если не навсегда.

Изучая литературу родного края, нельзя не коснуться жизни и литературной деятельности В.Я. Ерошенко, слепого поэта, сказочника, неутомимого путешественника.

Болью и горем звучат слова нашего поэта А. Кепова:

… Ведь нашего поэта Эро-Сана

   Гораздо лучше знают в дальних странах,

   Где он ходил без страха и опаски,

   Где сердцем написал стихи и сказки.

   В Японии высоко чтут поэта,

   Как яркого певца добра и света.

   И думается мне: не гоже русским

   Смотреть на жизнь поэта взглядом узким.

   Певец свободы, мудрости и солнца

   Нужнее больше нам, а не японцам…

С В.Я. Ерошенко русского читателя, как это ни парадоксально, впервые познакомил классик китайской литературы Лу Синь. Слепой русский поэт Ерошенко – герой его новеллы «Утиная комедия».

А в Японии простодушие и мудрость  сказок нашего земляка, дружественный порыв его сердца оценили многие; он стал известным писателем, а со временем, можно сказать, и классиком детской японской литературы. И только в 1962 году в России, в Белгороде, впервые на русском языке был издан сборник его произведений. О десяти годах, проведённых В.Я. Ерошенко на Востоке, известно больше, чем об остальных 52, проведённых им в России. Вот почему сегодня нужно говорить именно о возвращении творческого наследия писателя на его родину.

Материал, собранный о нашем земляке, был систематизирован и использован при подготовке  литературного вечера для старшеклассников «Поэт Востока – сын России», который теперь традиционно  проводится в нашей школе ко Дню памяти В. Я. Ерошенко. (См. приложение №2 )

Сценарий данного мероприятия содержит материал о детстве Василия Ерошенко, его учёбе в московской школе для слепых детей, путешествиях. Кроме этого, учащиеся читают стихи нашего земляка, отрывки из его сказок, воспоминания о поэте.

Одной из форм работы по изучению жизни и творчества В. Я. Ерошенко является посещение дома–музея в селе Обуховка, обмен впечатлениями об экскурсии.  Обучающиеся пишут творческие работы в стиле писательской манеры В.Я. Ерошенко. (См. приложение  №3).

Произведения местных авторов используются при подготовке к праздникам, юбилеям. Ко Дню Победы проводим  литературно-музыкальную композицию, конкурс чтецов  «Поэты Белгородчины о Великой Отечественной войне». Учащиеся знакомятся с поэзией Ивана Овчинникова, Владимира Фёдорова, Николая Краснова, Юрия Шумова, Галины Ходыревой, Юрия Грязнова, Игоря Чернухина.

Кроме того, обучающиеся встречаются с нашими земляками - участниками Великой Отечественной войны, записывают их рассказы. Данный материал обрабатывается и используется  для проведения музейных уроков, классных часов. Обучающиеся неоднократно принимали участие в муниципальных конкурсах, посвящённых Великой Отечественной войне, году учителя. В своих сочинениях они рассказали о наших земляках, чьи имена должны обязательно сохраниться в истории нашего края. (См. приложение №4, №5)

Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей,  поэтов. Частым гостем  школы бывает Г.С. Ларкович, член Союза писателей России. И каждый его приход в нашу школу - настоящий праздник для ребят. Геннадий Степанович с любовью рассказывает обо всём:  о людях, которые живут рядом с ним, о героях своих произведений. Встреча с писателем – это и беседы о жизни, это наставление молодёжи: какими быть, что лучше, что нежелательно, т.е. это встречи – размышления.         Таким образом, в данной работе автор показал лишь малую часть того, как можно использовать литературное краеведение в обучении и воспитании.

        .

 Результативность опыта

Педагогическая практика последних лет убедительно доказывает, что без знания исторических, литературных фактов, без интереса к истории города, школы, традициям народной культуры не может быть полноценным и нравственным школьное воспитание, теряется личность гражданина, патриота, уважение к своему народу и стране.

        А  краеведение не только способ познания и изучения, но и своеобразный ключик к пониманию и сохранению литературных и культурных традиций.

 Литературное  краеведение является не просто совокупностью сведений о литературном или историческом  процессе какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного  воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формы общения людей  разного уровня культуры и образования. Мы точно знаем и видим, что краеведение несет в себе любовь к родному краю, родине, к её духовной культуре, является мощным воспитательным средством, приобщает к познанию истоков наших. Поэтому в этой связи краеведение является способом освоения и сохранения исторического опыта.  

        Было проведено тестирование обучающихся 9 «Б», выявившее отношение обучающихся к ценностям социального характера.  Теперь, после 3- х лет работы по теме, на первое место были поставлены нравственные ценности: доброта, отзывчивость, порядочность, милосердие, уважение к старшим (в среднем 87%); на второе: богатство, карьера, бизнес, и т.д. (в среднем 23%).

        

По методике Н.Е. Щурковой были определены качества личности:

Качества личности

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Считаю себя нравственным и умеющим строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения


34,5 %


 63 %


 82 %

Затрудняюсь ответить, считаю ли свои поступки нравственными и умею ли строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения


51,5 %


  31%


   14 %

Не считаю, что должен строит свои отношения на принципах взаимоуважения и изменят своё отношение к людям


14 %


      6 %


  4 %

 

На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что учащиеся, занимающиеся краеведением, не только овладевают навыками духовно-нравственного поведения,  но и развивают творческую активность, Они с интересом и готовностью участвуют в школьных и городских конкурсах творческих работ.  Подобные конкурсы помогают проявлять коммуникативные и языковые компетенции на различном творческом уровне. Ученик 9 класса «Б» Козликин Денис стал победителем муниципального конкурса «Дорогой добрых дел твоих, учитель» (2010 г.) , Адейкин Александр занял III место в муниципальном проекте «Аты-баты -2010».

         Диагностика уровня общительности проводилась  с помощью теста на общительность В.Ф.Ряховского, которая характеризуется следующими параметрами: любознательностью, терпеливостью, коммуникабельностью, умением отстаивать свое мнение.

Рис.1

        Изучая  уровень воспитанности подростков, мы увидели следующие результаты. Учащиеся обладают яркими индивидуальными особенностями личности: образованностью, воспитанностью, ответственностью, диалогичностью, действенностью и эстетичностью.

Рис.2

        

Практика работы в данном направлении убедительно доказала, что созданные условия для развития интеллектуальной, творчески одаренной, нравственной личности способствуют формированию коммуникативной  и языковой компетенций  каждого обучающегося, который становится способным к общению в любом культурном пространстве, проявляя самостоятельную активность в языковом творчестве. На уроках преобладают доверительные, доброжелательные отношения и положительный эмоциональный климат.

                                Библиографический список:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Просвещение, 1994

2. Беликова Т. П., Емельянова М. И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. –Старый Оскол: «ТНТ», 2003.

3. Гринёва С.П. Писатели Белгородчины и литературный процесс. Краеведческий альманах №1. Белгород, 1999.

4. Дереклеева Н.Н. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. М.: 2005.

5. Импульс Ерошенко: Жизнеописание: Сказки слепого поэта, познавшего мир./ Авт-сост. В.Я. Лазарев, В.Г. Першин.- М.: ТПО ТАМП, 1991.

6. Крупенков А. Братья Раевские. Издат. «Везелица» Белгород, 1992 .

7. Крупенков А., Крупенков Н.  Судьба декабриста. М.П. «Квант» Белгород, 1994.

8. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

9. Музыкант, путешественник, поэт, педагог. К 100-летию со дня рождения В.Я. Ерошенко. Авт.-сост. Осыков Б. И. Белгород, 1989.

10. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. – М.: Интерпакс, 1995.

11. Харьковский А.С. Человек, увидевший мир. М., Главная редакция восточной литературы. Изд. Наука, 1978 .

12. Шадриков. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Логос, 1996

        

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

«Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания»

Данный материал будет полезен для преодавтелей  духовного краеведения Подмосковья....

«Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия» Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению

laquo;Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия»  Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению...