ФГОС: компетентностный подход в обучении математике
статья на тему

Бамбылова Валентина Гаряевна

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в образовательном учреждении, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Таким образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Одна из проблем компетентностного подхода- создание системы подготовки учителя, который является основным проводником в учебном процессе. Об общем и индивидуальном в содержании компетентностного подхода, о понятиях "компетенция", "компетентность", определяющих данный подход, думаю, будет интересно узнать из этой статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podkhod_v_obuchenii_matematike.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении математике

Меняется мир непрерывно, неспешно,

Меняется все – от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

кто сам вместе с миром меняться готов!

                                                                                                           П. Калита  

             В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в ОУ, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одними из приоритетных направлений общеобразовательной и профильной подготовки учащихся по математике является также подготовка учащихся к получению специальности при продолжении образования в ССУЗе и ВУЗе. Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации. Основы такой подготовки закладываются при изучении естественно-математических дисциплин, в том числе при изучении математики в школе.

        Таким образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.

       Одна из основных проблем компетентностного подхода – создание системы подготовки учителя, который является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс, и определение адекватных средств ее реализации.

       В настоящее время имеется ряд попыток определить понятие “компетенция” с образовательной точки зрения. Например, концептуальная группа проекта “Стандарт общего образования”, руководители В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров, сформировало следующее рабочее определение понятия “компетенция”: “готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач”.

В словаре С.И. Ожегова под  готовностью понимается “согласие сделать что-нибудь или состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь”. Понятие “состояние” характеризует компетентность ученика, готового использовать “усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности”. Но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности, к предмету этой деятельности, а также не конкретизируется, какие именно “практические и теоретические задачи” будут решаться при реализации компетенции.

Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного подхода, используют понятия “компетенция” и “компетентность”.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.

Професионально-педагогическая компетентность педагога

 

Вид компетентности

Содержание профессиональной деятельности

Предметная компетентность

Знание предмета и увлеченность предметом

Знание смежных наук

Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана

Умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине

Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений

Постоянная работа с пириодикой

Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса учащихся и для достижения учебных целей

Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое

Психологическая компетентность

Знание психологии как предмета

Умение использовать психологические методы, приёмы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности

Знание возрастной психологии

Знание психологии творчества

Знание  психологии детского общения

Развитие в себе рефлексивной культуры

Умение учитывать состояние другого человека

Умение стимулировать детскую активность

Педагогическая компетентность

Способность и желание работать с детьми

Умение увлечь детей

Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность

Наличие системы внеклассной работы

Умение организовывать коллективную деятельность детей

Умение организовывать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутомучащегося

Сохранность контингента учащихся

Умение создавать комфортную обстановку

Заинтересованность в результате своей работы

Уровень достижения поставленных целей

Методическая компетентность

Серьёзная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса

Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся

Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности

Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ)

Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей

Использование дифференцированного подхода

Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса

Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме

Рациональное использование в своей работе ТСО и средств наглядности

Готовность к инновациям

Авторские и\или рабочие (модифицированные) программы

Авторские программы элективных курсов

Участие в педагогических конкурсах

Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах

Обобщение опыта инновационной работы(СМИ, семинары, конференции)

Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность

Заинтересованность результатами коллективной работы

        

Способность к работе в группе

Готовность к творческой и исследовательской работе

Трудовая дисциплина

Активная жизненная позиция

Педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание и т.д.)

Стремление к расширению кругозора

Реализация идей здоровьесберегающей педагогики

Взаимодействие и сотрудничество с родителями

Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП

Формирование ключевых компетенций обучающихся

    В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостастаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин.

       Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал Андрей Викторович Хуторской:

целостно - смысловые компетенции,

общекультурные компетенции, учебно -познавательные,

информационные,

коммуникативные,

социально - трудовые компетенции,

компетенции личностного самосовершенствования.

   

1. Информационная компетенция.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.

Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика в усвоении фундаментальных знаний по определенным предметам, способов получения информации из разных источников (телевидение, Интернет, видео и аудиозаписей, средств массовой информации).  При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.

2. Коммуникативная компетенция.

Формирует интерес к  процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Ребята должны понимать, что сотрудничество, общение - это диалог, требующий умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера. Наконец, важна установка на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только что-то получать самому, но и отдавать другим.

3. Учебно-познавательная компетенция.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, организации, контроля, анализа, самооценки и регулирования учебно-познавательной деятельности.

Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Общекультурная компетенция.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.

Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития.

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

   

    Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный  подход  в  обучении математики  являются:

Технология проблемного обучения;

Технология проектного обучения;

Технология развития критического мышления;

Технология ситемно-деятельностного подхода;

Технология обучения в глобальном информационном сообществе.

    Компетентностный подход призван способствовать расширению информационного поля для усвоения учащимися новых видов знаний, совершенствование творческой деятельности и умения решать личностно-значимые проблемы в условиях социума.

     Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие

 личности в учебно-познавательном процессе.К числу инновационных технологий обучения

 можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные  технологии. Формированию информационных  компетенций способствует применение  интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

    Таким образом, главное предназначение математического  образования в современной школе - не вооружать суммой умений, знаний и навыков, а сформировать через математику умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации.