ФГОС: компетентностный подход в обучении математике
статья на тему
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в образовательном учреждении, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Таким образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Одна из проблем компетентностного подхода- создание системы подготовки учителя, который является основным проводником в учебном процессе. Об общем и индивидуальном в содержании компетентностного подхода, о понятиях "компетенция", "компетентность", определяющих данный подход, думаю, будет интересно узнать из этой статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podkhod_v_obuchenii_matematike.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в обучении математике
Меняется мир непрерывно, неспешно,
Меняется все – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
кто сам вместе с миром меняться готов!
П. Калита
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в ОУ, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одними из приоритетных направлений общеобразовательной и профильной подготовки учащихся по математике является также подготовка учащихся к получению специальности при продолжении образования в ССУЗе и ВУЗе. Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации. Основы такой подготовки закладываются при изучении естественно-математических дисциплин, в том числе при изучении математики в школе.
Таким образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.
Одна из основных проблем компетентностного подхода – создание системы подготовки учителя, который является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс, и определение адекватных средств ее реализации.
В настоящее время имеется ряд попыток определить понятие “компетенция” с образовательной точки зрения. Например, концептуальная группа проекта “Стандарт общего образования”, руководители В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров, сформировало следующее рабочее определение понятия “компетенция”: “готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач”.
В словаре С.И. Ожегова под готовностью понимается “согласие сделать что-нибудь или состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь”. Понятие “состояние” характеризует компетентность ученика, готового использовать “усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности”. Но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности, к предмету этой деятельности, а также не конкретизируется, какие именно “практические и теоретические задачи” будут решаться при реализации компетенции.
Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного подхода, используют понятия “компетенция” и “компетентность”.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.
Професионально-педагогическая компетентность педагога
Вид компетентности | Содержание профессиональной деятельности |
Предметная компетентность | Знание предмета и увлеченность предметом |
Знание смежных наук | |
Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана | |
Умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине | |
Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений | |
Постоянная работа с пириодикой | |
Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса учащихся и для достижения учебных целей | |
Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое | |
Психологическая компетентность | Знание психологии как предмета |
Умение использовать психологические методы, приёмы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности | |
Знание возрастной психологии | |
Знание психологии творчества | |
Знание психологии детского общения | |
Развитие в себе рефлексивной культуры | |
Умение учитывать состояние другого человека | |
Умение стимулировать детскую активность | |
Педагогическая компетентность | Способность и желание работать с детьми |
Умение увлечь детей | |
Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность | |
Наличие системы внеклассной работы | |
Умение организовывать коллективную деятельность детей | |
Умение организовывать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутомучащегося | |
Сохранность контингента учащихся | |
Умение создавать комфортную обстановку | |
Заинтересованность в результате своей работы | |
Уровень достижения поставленных целей | |
Методическая компетентность | Серьёзная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса |
Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся | |
Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности | |
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ) | |
Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей | |
Использование дифференцированного подхода | |
Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса | |
Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме | |
Рациональное использование в своей работе ТСО и средств наглядности | |
Готовность к инновациям | Авторские и\или рабочие (модифицированные) программы |
Авторские программы элективных курсов | |
Участие в педагогических конкурсах | |
Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах | |
Обобщение опыта инновационной работы(СМИ, семинары, конференции) | |
Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность | Заинтересованность результатами коллективной работы
|
Способность к работе в группе | |
Готовность к творческой и исследовательской работе | |
Трудовая дисциплина | |
Активная жизненная позиция | |
Педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание и т.д.) | |
Стремление к расширению кругозора | |
Реализация идей здоровьесберегающей педагогики | |
Взаимодействие и сотрудничество с родителями | |
Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП |
Формирование ключевых компетенций обучающихся
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостастаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин.
Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал Андрей Викторович Хуторской:
целостно - смысловые компетенции,
общекультурные компетенции, учебно -познавательные,
информационные,
коммуникативные,
социально - трудовые компетенции,
компетенции личностного самосовершенствования.
1. Информационная компетенция.
Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.
Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика в усвоении фундаментальных знаний по определенным предметам, способов получения информации из разных источников (телевидение, Интернет, видео и аудиозаписей, средств массовой информации). При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.
2. Коммуникативная компетенция.
Формирует интерес к процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Ребята должны понимать, что сотрудничество, общение - это диалог, требующий умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера. Наконец, важна установка на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только что-то получать самому, но и отдавать другим.
3. Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, организации, контроля, анализа, самооценки и регулирования учебно-познавательной деятельности.
Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Общекультурная компетенция.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.
Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития.
Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.
К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный подход в обучении математики являются:
Технология проблемного обучения;
Технология проектного обучения;
Технология развития критического мышления;
Технология ситемно-деятельностного подхода;
Технология обучения в глобальном информационном сообществе.
Компетентностный подход призван способствовать расширению информационного поля для усвоения учащимися новых видов знаний, совершенствование творческой деятельности и умения решать личностно-значимые проблемы в условиях социума.
Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие
личности в учебно-познавательном процессе.К числу инновационных технологий обучения
можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
Таким образом, главное предназначение математического образования в современной школе - не вооружать суммой умений, знаний и навыков, а сформировать через математику умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации.