Главные вкладки

    ФГОС: компетентностный подход в обучении математике
    статья на тему

    Бамбылова Валентина Гаряевна

    В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в образовательном учреждении, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Таким образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Одна из проблем компетентностного подхода- создание системы подготовки учителя, который является основным проводником в учебном процессе. Об общем и индивидуальном в содержании компетентностного подхода, о понятиях "компетенция", "компетентность", определяющих данный подход, думаю, будет интересно узнать из этой статьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podkhod_v_obuchenii_matematike.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Компетентностный подход в обучении математике

    Меняется мир непрерывно, неспешно,

    Меняется все – от концепций до слов.

    И тот лишь сумеет остаться успешным,

    кто сам вместе с миром меняться готов!

                                                                                                               П. Калита  

                 В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в ОУ, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одними из приоритетных направлений общеобразовательной и профильной подготовки учащихся по математике является также подготовка учащихся к получению специальности при продолжении образования в ССУЗе и ВУЗе. Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации. Основы такой подготовки закладываются при изучении естественно-математических дисциплин, в том числе при изучении математики в школе.

            Таким образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.

           Одна из основных проблем компетентностного подхода – создание системы подготовки учителя, который является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс, и определение адекватных средств ее реализации.

           В настоящее время имеется ряд попыток определить понятие “компетенция” с образовательной точки зрения. Например, концептуальная группа проекта “Стандарт общего образования”, руководители В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров, сформировало следующее рабочее определение понятия “компетенция”: “готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач”.

    В словаре С.И. Ожегова под  готовностью понимается “согласие сделать что-нибудь или состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь”. Понятие “состояние” характеризует компетентность ученика, готового использовать “усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности”. Но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности, к предмету этой деятельности, а также не конкретизируется, какие именно “практические и теоретические задачи” будут решаться при реализации компетенции.

    Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного подхода, используют понятия “компетенция” и “компетентность”.

    Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

    Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.

    Професионально-педагогическая компетентность педагога

     

    Вид компетентности

    Содержание профессиональной деятельности

    Предметная компетентность

    Знание предмета и увлеченность предметом

    Знание смежных наук

    Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана

    Умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине

    Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений

    Постоянная работа с пириодикой

    Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса учащихся и для достижения учебных целей

    Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое

    Психологическая компетентность

    Знание психологии как предмета

    Умение использовать психологические методы, приёмы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности

    Знание возрастной психологии

    Знание психологии творчества

    Знание  психологии детского общения

    Развитие в себе рефлексивной культуры

    Умение учитывать состояние другого человека

    Умение стимулировать детскую активность

    Педагогическая компетентность

    Способность и желание работать с детьми

    Умение увлечь детей

    Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность

    Наличие системы внеклассной работы

    Умение организовывать коллективную деятельность детей

    Умение организовывать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутомучащегося

    Сохранность контингента учащихся

    Умение создавать комфортную обстановку

    Заинтересованность в результате своей работы

    Уровень достижения поставленных целей

    Методическая компетентность

    Серьёзная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса

    Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся

    Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности

    Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ)

    Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей

    Использование дифференцированного подхода

    Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса

    Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме

    Рациональное использование в своей работе ТСО и средств наглядности

    Готовность к инновациям

    Авторские и\или рабочие (модифицированные) программы

    Авторские программы элективных курсов

    Участие в педагогических конкурсах

    Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах

    Обобщение опыта инновационной работы(СМИ, семинары, конференции)

    Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность

    Заинтересованность результатами коллективной работы

            

    Способность к работе в группе

    Готовность к творческой и исследовательской работе

    Трудовая дисциплина

    Активная жизненная позиция

    Педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание и т.д.)

    Стремление к расширению кругозора

    Реализация идей здоровьесберегающей педагогики

    Взаимодействие и сотрудничество с родителями

    Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП

    Формирование ключевых компетенций обучающихся

        В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостастаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин.

           Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

    Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал Андрей Викторович Хуторской:

    целостно - смысловые компетенции,

    общекультурные компетенции, учебно -познавательные,

    информационные,

    коммуникативные,

    социально - трудовые компетенции,

    компетенции личностного самосовершенствования.

       

    1. Информационная компетенция.

    Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.

    Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика в усвоении фундаментальных знаний по определенным предметам, способов получения информации из разных источников (телевидение, Интернет, видео и аудиозаписей, средств массовой информации).  При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.

    2. Коммуникативная компетенция.

    Формирует интерес к  процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Ребята должны понимать, что сотрудничество, общение - это диалог, требующий умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера. Наконец, важна установка на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только что-то получать самому, но и отдавать другим.

    3. Учебно-познавательная компетенция.

    Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

    Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

    Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, организации, контроля, анализа, самооценки и регулирования учебно-познавательной деятельности.

    Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

    4. Общекультурная компетенция.

    Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.

    Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития.

    Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

    К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

       

        Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный  подход  в  обучении математики  являются:

    Технология проблемного обучения;

    Технология проектного обучения;

    Технология развития критического мышления;

    Технология ситемно-деятельностного подхода;

    Технология обучения в глобальном информационном сообществе.

        Компетентностный подход призван способствовать расширению информационного поля для усвоения учащимися новых видов знаний, совершенствование творческой деятельности и умения решать личностно-значимые проблемы в условиях социума.

         Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие

     личности в учебно-познавательном процессе.К числу инновационных технологий обучения

     можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные  технологии. Формированию информационных  компетенций способствует применение  интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

        Таким образом, главное предназначение математического  образования в современной школе - не вооружать суммой умений, знаний и навыков, а сформировать через математику умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации.

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья"Компетентностный подход при обучении математики."

    Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...

    Компетентностный подход в обучении математике

    В связи с введением новых образовательных стандартов меняются требования к подготовке выпускников, с этой целью предлагается  реализовывать компетентностный подход на уроках математики. В работе ...

    Компетентностный подход в обучении математике

    В статье рассматривается вопрос  формирования ключевых образовательных компетенций на уроках математики (по Хуторскому)...

    "Компетентностный подход в обучении математике.Из опыта работы"

    Компетентностный подход при обучении математике...

    КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

    На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти каче...

    Компетентностный подход в обучении математики

    Компетентностный подход, как перспективное направление развития современного образования....

    Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике

    Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...