Программа самообразования
методическая разработка на тему

Капустина Наталия Борисовна

Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progamma_samoobrazovaniya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт.Нижний Одес

                                     

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                               

Рекомендовано                                                                                                                                    Утверждаю:

МО учителей                                                                                                                                        Директор _________ М.А. Павлова

гуманитарного цикла                                                                                                                         « 15» сентября 2011 г.

Протокол №1

«8»сентября 2011 г.

ПРОГРАММА

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ  русского языка и литературы

Капустиной Наталии Борисовны

на 2011-2014г.г.

Нижний Одес. 2011 г.

                                                                          «Воспитание, полученное  человеком, закончено,

                                                             достигло  своей  цели, когда  человек  настолько  

                                                                 созрел, что  обладает  силой  и  волей  самого  себя

                                                            образовывать  в  течение  дальнейшей  жизни  и

знает  способ  и  средства, как  он  может  осуществить

                                                        в  качестве  индивидуума, воздействующего

                                                                          на  мир».

А.Дистервег

Тема  самообразования:

«Мини-проекты с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы».

Актуальность  темы:

Совершенствование качества обучения - воспитания в  школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций   невелика без процесса самообразования учитeля . Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п..  В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и   даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом   педагогического вуза. Эта способность определяется    психологическими  и  интеллектуальными  показателями  каждого  отдельного  учителя, но  не  в  меньшей  степени  эта  способность  вырабатывается  в  процессе  работы  с  источниками  информации, анализа  и  самоанализа, мониторинга  своей  деятельности.

Цели:

1. Повышение  профессиональной  подготовленности  и , как  следствие, использование информационных технологий в процессе обучения учащихся среднего и старшего звена.

Задачи:

 -разработать пакет тестового материала в электронном виде;

- разработать комплект раздаточного материала по предмету ( карточки, задания и вопросы)

- разработать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты(отпускное время).

Формы самообразования:

Индивидуальная- через индивидуальный план, групповая- через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемый результат самообразования:

-повышение качества преподавания предметов «русский язык» и «литература»   (для обучающихся-качество обученности не менее 70%, участие в конкурсах-не менее 50%);

-разработка , апробирование и рецензирование учебных рабочих программ и внеурочной деятельности

-разработка , апробирование дидактических материалов, тестов;

-разработка и проведение открытых уроков по инновационным технологиям, обобщение опыта по исследуемой теме;

-доклады, выступления на заседаниях ШМО, РМО;

-создание e-mail, открытие мини сайта в сети Интернет.

Этапы  работы

1  этап            2011 год

2  этап           2012- 2013  годы

3  этап           2014  год

Содержание деятельности

Сроки

Форма результатов

Раздел 1. Изучение психолого - педагогической , научной и методической литературы.

1.Знакомиться с современными исследованиями учёных в области преподавания русского языка и литературы.

2.Проектирование собственного педагогического поиска.

3.Изучение и анализ научно-методической литературы  , подписка на газету «Первое сентября», журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе».

4.Обзор информации в Интернете по педагогике, психологии

5.Изучение новых программ , УМК, выяснение их особенностей и недостатков.

6.Знакомство с новыми педагогическими технологиями( ? )через предметные издания и Интернет.

7.Оформление папок «Рекомендации к написанию творческого проекта», «Мои лучшие уроки», «Материалы предметных декад».

Сентябрь 2011

Октябрь 2011

В  течение года

Систематически

Март 2012

Конспекты

Памятки

Рекомендации

Выступление на заседаниях ШМО

Оформление папок

Раздел 2.Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

а)Научно-методическая работа.

1.Изучение и внедрение в практику своей работы проектно-исследовательской технологии на основе мотивации и активизации обучающихся.

2. Разработка календарно-тематического планирования по предметам.

3.Разработка конспектов уроков.

4.Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для обучающихся.

5.Разработка комплекта самостоятельных , контрольных работ.

6.Разработка комплекта материала для проведения школьных олимпиад.

б) Опытно-экспериментальная работа.

1.Разработка и апробация УМК под ред. М.М.Разумовской «Русский язык».

В течение 2012-2013

Перед учебным годом

В течение учебного года

Октябрь 2013

В течение 2011-2012

 учебного года

                         

Программы и учебно-методические планы

Дидактические материалы

Проведение интеллектуальных марафонов

Письменный отчёт перед издательством «Дрофа»       

Раздел 3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

1.Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах.

2.Создание личной электронной почты, мини сайта в сети Интернет.

3.Обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы.

По планам МО

2011-2013

В течение учебного года

Комплекты методико-дидактических материалов портфолио достижений

Раздел 4. Участие в системе методической работы.

1.Выступление с докладом на педагогическом совете- методическом дне школы «».

2.Проведение открытого урока с использованием исследовательской технологии для коллег по работе в рамках заседания РМО.

3.Активное участие в работе заседаний школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы.

4.Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5.Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения школьников среднего старшего звена.

2011-2012

Сообщение на педагогическом совете

Конспект открытого урока сдать в методический кабинет

Программа работы с одарёнными детьми

Выступления на ШМО,РМО

Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации.

1.Освоение компьютерных программ Word, Exсel

2.Посещение уроков своих коллег.

В течение учебного года

Библиотечка демонстрационных материалов в кабинете

Раздел 6.Взаимообучение.

1.Выступление с анализом открытых уроков педагогов школы на ШМО и методическом совете.

2.Посещение открытых уроков коллег в школе , в районе, в республике (курсы).

2011-2014

По планам МО

Доклад

Раздел 7.Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера.

1.Расширение педагогической эрудиции через анализ посещённых уроков учителей своей школы, района.

2.Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности.

3.Развитие уровня педагогической оценки и самооценки через самоанализ уроков, независимую общественную экспертизу авторских разработок учителей на портале «Сеть творческих учителей».

4.Развитие коммуникативных качеств через участие в организационно- деятельностных играх, семинарах школы.

5.Становление и развитие организаторских качеств личности при подготовке  проведении предметных декад, Дня ШМО, заседаний ШМО.

6.Становление такого качества личности педагога, как прогнозирование через программы профессионального развития и самообразования, плана работы.

2011-2014

Систематически по плану методической работы

Выступления на ШМО. РМО

Сообщения

План проведения декад , заседаний ШМО

Программа профессионального самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

Программа самообразования

программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...

Программа самообразования

Программа самообразования....

Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»

Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....

Программа самообразования / Программа социального партнерства

Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...