Программа опытно-экспериментальной работы
опыты и эксперименты на тему

Оздоева Елена Николаевна

Данный материал содержит программу опытно-экспериментальной работы по теме: «Организация учебной деятельности на уроках математики в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._opisanie_eksperimenta.docx69.2 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоева Елена Николаевна

учитель математики

ГБОУ СОШ с. Новый Буян

 м.р. Красноярский Самарской области

Программа опытно-экспериментальной работы по теме:

«Организация учебной деятельности на уроках математики в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса»

        Актуальность исследования.

  Принятие и реализация новых образовательных стандартов общего образования призвано обеспечить достижение основной цели образования – переход от преподавания (передачи информации) к учению (овладению компетенцией – потенциалом действия).  Основным принципом, лежащим в основе организации процесса обучения и воспитания,  является ориентация на результаты обучения, которые определены в рамках ФГОС нового поколения в  виде  компетенций как способностей целостного использования в деятельности освоенных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств выпускника школы.  Результаты    общего образования определяются как единство предметного, метапредметного и личностного результатов при условии сохранения здоровья учащихся. Компетентностный подход рассматривается как один из главных путей достижения нового качества образования, поэтому  изучение вопросов проектирования и реализации  компетентностных моделей обучения  имеет научную и практическую актуальность.

Определение компетенции формулируется как качество личности, представляющего собой систему когнитивного, социального и рефлексивного опыта, обеспечивающую способность человека к сознательному преобразованию действительности на основе умения устанавливать связь между знаниями и ситуациями его практического действия и поступка. Формирование компетенции, как интегральной совокупности трех указанных видов опыта,  невозможно обеспечить в рамках традиционных моделей. Основой проектирования модели обучения, обеспечивающей формирование компетенции, может стать теория контекстного обучения (образования), разрабатываемая  в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого.

Так поиск инноваций привел исследователей проблем модернизации образования к новой компетентностно-контекстной модели образования. Многие  школы Самары и Самарской области стали экспериментальными площадками по организации учебного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса. Научный руководитель эксперимента – консультант (профессор), доцент кафедры современных технологий и качества образования ЦРО г.о.Самара к.п.н. Н.А.Рыбакина.

      Ведущая педагогическая идея опытно-экспериментальной работы по теме: «Организация учебной деятельности на уроках математики в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса» заключается в разработке комплекса педагогических условий. В результате учащиеся овладеют  способами  эффективно действовать в различных жизненных ситуациях на основе умений самостоятельно ставить цели, определять средства, оценивать результат. В данной ситуации знания – не столько цель образования, сколько средство развития и самоопределения  личности учащегося.  Педагог  создает условия для учения, а учится каждый сам.

Объект исследования – компетентностно-контекстный образовательный процесс на уроках математики.

Предмет исследования – методическое обеспечение проектирования компетентностно-контекстной модели образовательного процесса на уроках математики.

Цель исследования – разработка и апробация методического обеспечения обучения математики в компетентностно-контекстной  модели обучения.

Задачи исследования:

1) изучить принципы  организации процесса обучения в рамках компетентностно-контекстной модели обучения;

2) разработать и апробировать систему методических материалов, обеспечивающих организацию процесса обучения в рамках компетентностно-контекстной модели обучения в условиях преподавания математики;

3) путем сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента определить результативность экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования.  Результаты опытно-экспериментальной работы  позволят осуществить выход за рамки традиционного одномерного образовательного процесса, расширят научные представления о способах методического обеспечения проектирования объемной модели компетентностно-контекстного образовательного процесса, включающей такие виды деятельности как  учебную, социальную и рефлексивную.  

Практическая значимость исследования. Его результаты будут способствовать совершенствованию педагогической деятельности в аспекте проектирования компетентностно-контекстного образовательного процесса, формирования компетенции.  Апробация методического обеспечения модели компетентностно-контекстного образовательного процесса может стать реальной  предпосылкой модернизации образования на основе компетентностно-контекстного подхода как конструктивного отрицания традиционной модели обучения.

Этапы организации опытно-экспериментальной работы по проблеме  «Организация учебной деятельности на уроках математики  в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса»

№п/п

Содержание деятельности

Результат

I этап.  Подготовительный

2012-2013 уч. год

Изучение способов проектирования процесса обучения в рамках  компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания

Готовность к организации обучения математике в рамках компетентностно-контекстной модели обучения, результаты констатирующего эксперимента

II этап.  Внедренческий

2013 –2014 уч. год

 

Разработка и апробация методического обеспечения организации процесса обучения в рамках компетентностно-контекстной модели

Образцы методических материалов по математике: рабочая программа, сценарий изучения темы, дидактические материалы.

III этап.  Аналитический

2014 – 2015 уч. год

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе компетентностно-контекстной     модели обучения и воспитания

Результаты сравнительного эксперимента, обобщение и распространение опыта работы

Результаты опытно-экспериментальной работы

1. Изучена сущность компетентностно-контекстной модели образовательного процесса

Предметный, социальный и рефлексивный компоненты учебно-познавательной деятельности составляют образовательное пространство контекстного типа, выводящее деятельность школьников за рамки предметной одномерности. Трехмерная модель учебно-познавательной деятельности школьников контекстного типа обеспечивает развитие личности как субъекта целостной деятельности.

Модель 6

Трехмерная  модель учебно-познавательной деятельности контекстного типа

Характерными особенностями компетентностно-контекстной модели образовательного процесса являются следующие.

1. Освоение социального опыта осуществляется не просто путем передачи учащемуся информации, а в процессе организации учебно-познавательной деятельности контекстного типа, обеспечивающей триединство ее предметного, социального и рефлексивного компонентов.

2. Включение обучающегося в организацию учебно-познавательной деятельности контекстного типа, обеспечивает в рамках общего образования освоение им принципов и способов построения целостной деятельности на компетентной основе.

3. Содержание усваиваемых школьниками научных знаний выстраивается не линейно, малыми дозами в логике его изложения в традиционном учебнике, а упаковано в  гипертексты – формы организации материала, при которых он предстает как многомерная сеть, как система конкретно указанных возможных переходов,  связей между структурными единицами, составляя целостную, понятную учащимся ориентировочную основу деятельности, средство ее компетентного осуществления. Это обеспечивает формирование предметных результатов образования.

4. В качестве основного механизма, позволяющего обучающемуся освоить способы компетентного действия на основе знания, выступает разрешение проблемной ситуации, в которой  проблематизируются не знания, а способы их использования в контексте социального компонента учебной  деятельности контекстного типа. Это обеспечивает формирование метапредметных результатов образования.

5. В компетентностно-контекстной модели обучения проблемные ситуации составляют единицу содержания обучения, а поступок выступает в качестве единицы деятельности обучающегося.  Это обеспечивает формирование личностных результатов образования как ценностных ориентиров деятельности.

2. Представление хода и результатов экспериментальной работы во внешней среде.

В ходе экспериментальной работы   освоение сущности компетентностно-контекстной модели образовательного процесса осуществлялось через:

  • ежемесячное участие в работе проектировочных семинаров  творческой группы школы,
  • представление результатов экспериментальной  работы во внешней среде.

Ниже перечислены мероприятия по распространению опыта работы в рамках эксперимента по проблеме «Проектирование компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания»:

  1. Открытый окружной научно-проблемный семинар «Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания». ГБОУ СОШ с. Новый Буян (23.04.2013) Мастер-класс: «Реализация принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания на примере темы «Решение задач на проценты» в 5 классе»
  2. Второй областной семинар учителей математики «Школьное математическое образование: перспективы развития». ПГСГА (01.11.2013) Доклад: «Организация учебной деятельности в рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания»
  3. Региональная научно-практическая конференция «Опыт реализации ФГОС ООО по математике, информатике». СИПКРО (06.11.2013) Доклад: « Формирование метапредметных результатов в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса»
  4. Открытое методическое объединение учителей математики

в рамках постоянно действующего научно-практического семинара

«Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе  на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» ГБОУ СОШ с. Новый Буян (13.12.2013) Открытый урок и мастер-класс: «Показательные уравнения и неравенства. 10 класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого ч...

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ....

Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»

ИКТ позволяют  сделать занятия более наглядными и интересными. Посредством уроков с применением ИКТ активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо а...

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда. (краеведческий аспект)

Данная статья содержит описание опытно-экспериментальной работы МОУ гимназии №13 Волгограда. ...

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

В основу концепции ОЭР изначально  заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...