Технологическая карта урока и ее основные характеристики
статья по теме

Кожина Кристина Анатольевна

данная статья поможет понять основы конструирования технологических карт уроков, обозначит причины ее появления и плюсы ее использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_i_klassifikatsiya_tipov_urokov.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

(К.А. Кожина. ГБОУ СОШ№ 349.

г. Санкт-Петербург)

Технологическая карта урока и ее основные характеристики.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения  УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности.

Задачи урока в связи с этим меняются, и , следовательно, меняется сценарий урока.  Именно технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и ученика дает возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Структура технологической карты включает в себя следующее:

  • тему урока
  • цели и тип урока
  • технологии обучения
  • ожидаемые трудности и пути решения
  • планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные)
  • содержание урока

В зависимости от типа урока меняется его содержание. Существуют следующие типы уроков:

  1. Комбинированный урок (КУ).
  2. Урок усвоения новых знаний учащихся (УУЗ).
  3. Урок закрепления изучаемого материала (УЗМ).
  4. Урок повторения (УП).
  5. Урок систематизации и обобщения нового материала (УС и О).
  6. Урок проверки и оценки знаний (УП и ОЗ).

Краткая характеристика типов уроков поможет правильно составлять технологические карты. Существуют следующие типы уроков:

Комбинированный урок 

     Урок усвоения нового материала

Урок закрепления изучаемого материала. 

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки домашнего задания
  3. Этап всесторонней проверки знаний 
  4. Этап подготовки учащихся  к активному  усвоению знаний
  5. Этап усвоения новых знаний
  6. Этап закрепления новых знаний
  7. Этап информации учащихся  о домашнем задании и инструктаж по     его выполнению
  8. Рефлексия

  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
  3. Этап усвоения новых знаний
  4. Этап закрепления новых знаний
  5. Этап информации учащихся  о домашнем задании и инструкции по его выполнению
  6. Рефлексия

  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
  3. Этап закрепления новых знаний
  4. Этап информации учащихся  о домашнем задании
  5. Рефлексия

Урок повторения

Урок проверки и оценки знаний

Урок систематизации и обобщения изученного материала

  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
  3. Этап повторения
  4. Этап информации учащихся  о домашнем задании
  5. Рефлексия 

  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний
  3. Этап повторения
  4. Этап проверки знаний
  5. Этап оценки знаний
  6. Этап информации о домашнем задании
  7. Рефлексия
  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
  3. Этап обобщения и систематизации изученного
  4. Этап информации о домашнем задании
  5. Рефлексия

Как следует из таблицы, каждый последующий этап урока связан или же вытекает из предыдущего. Ни один тип урока не возможен без некоторых этапов, а именно: организационного этапа, этапа подготовки учащихся к усвоению новых знаний и этапа  рефлексии. Ведь, неорганизованные и не подготовленные к усвоению знаний дети не смогут адекватно включаться в работу на уроке и эффективно выполнять все задания. Что же касается этапа рефлексии, это, возможно самый важный этап урока, который многие учителя упускают. Важно, чтобы ученик, уйдя с урока вынес основную мысль, его идею, знал чему же он научился на данном уроке  и мог оценить свои способности и результаты.

Последовательность этапов на уроке можно менять, в зависимости от педагогических ситуаций, результат от этого не изменится.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Источники:

  1. Конструирование технологической карты урока.  www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=13927
  2. Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Бокова Е.В.
  3. Типология уроков по ФГОС www.openclass.ru/node/364649 
  4. www.prosv.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока иностранного языка «Основные части автомобиля. Настоящее простое время в вопросительных и утвердительных предложениях»

Технологическая карта урока  раскрывает этапы занятия, их цели, виды деятельности преподавателя и студентов, формы организации познавательной деятельности....

Технологическая карта урока и презентация "Общая характеристика, многообразие и значение грибов"

План-конспект урока в 6 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы" Авторы:  Сухова Т. С., Строганов В. И. (технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС). Тема урока: Царство Гриб...

Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"

Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....

Технологическая карта урока по теме:"«Основные тригонометрические тождества»

Количество уроков по теме: 48Место урока в системе уроков по теме: 5Тип урока: повторительно-обобщающийФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповаяТехнологии: информационно-коммуникационные,Ме...

Технологическая карта урока географии 10 класс: Характеристика мирового транспорта.

Познакомиться с мировой транспортной системой. Узнать значение транспорта, его роль в мировой экономике....

Технологическая карта урока в 8 классе "Характеристика фильмов"

Конспект урока к учебнику Rainbow English 8 класс...

Технологическая карта урока «Правонарушения и их характеристика». Право. 10 класс.

Технологическая карта урока «Правонарушения и их характеристика». Право. 10 класс....