ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ кружок:«Юный полицейский»
учебно-методическое пособие (6 класс)

Парулина Вера Юрьевна

Практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Обучающиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают. Представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у них не сформированы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_dlya_5-6_klassa.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа № 6»

Программа факультативного кружка

«Юный полицейский»

на 2014 – 2019 учебный год

(5-6 класс)

                                                                             Руководитель:

                                                                                                     социальный педагог

 Парулина Вера Юрьевна

г. Когалым, 2014 г.

Пояснительная записка к программе

 Практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Обучающиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают. Представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у них не сформированы.

В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста.

 Актуальность факультативного курса «Юный полицейский» определяется тем, что учащимся важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Кроме того, если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.  Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу.

Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции обучающихся.

 Принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность,
  • доступность,  
  • реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 35 часов, по одному часу в неделю.

 Данный курс дает обучающимся сведения практического характера. В содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих обучающихся.

 Факультативный курс является по направленности - исследовательским, информационно-репродуктивным, с зачатками

продуктивного.

 По уровню усвоения – ознакомительный.

 Факультатив предназначен для обучающихся пятого, шестого класса и соответствует возрастным особенностям детей 12 – 13 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).

 Желание понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не реализуется в каких-либо конкретных действиях или реализуется лишь на очень короткое время. Поэтому подростки нуждаются в специальной работе по организации и помощи им в осуществлении процесса самореализации.

Оказанию такой помощи в определенной степени будет способствовать факультатив «Юный полицейский».

В зависимости от разно-уровневого развития учащихся, содержание программы и практические занятия могут изменяться.

 Так как особенностью данного возраста является повышенный интерес к общению со сверстниками, которое выступает на первое место, широко использую в своей программе игры, практикумы, в процессе которых происходит развитие коммуникативных способностей.

 Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:

  • отстаивать свою точку зрения,
  • взаимодействовать в группе,
  • применять полученные знания в конкретных ситуациях.  

Цель факультативного курса:

Формирование правовой культуры у   школьников, посредством ознакомления обучающихся с их основными правами

на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Задачами курса выступают:

Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, и, в частности, прав ребенка.

  • Освоение обучающимися навыков и умений в области защиты своих прав.
  • Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
  • Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей

Занятия проводятся в групповой форме, продолжительность занятий 40 минут.

На изучение темы предусматривается в основном 2 часа: один час – теория, а второй – выполнение практических заданий.

 При изучении тем факультатива используются:

  • памятки, тесты, тексты документов («Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ, Устав школы), мини-спектакли по темам программы, карточки с правовыми ситуациями, таблицы, кроссворды

Формы и методы обучения:

Беседа

Практикум (работа с текстом документов, работа с раздаточным материалом)

Занятие - тренинг

Мини – сочинение

Устный журнал

Ролевые игры

Лекции с элементами беседы

Опережающие задания

Разработка проекта

Работа с книгой

Эссе

Содержание факультативного курса (35 часов)

Раздел 1

Права ребенка, права человека

Большая забота о маленьких детях

Продолжить знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами

Право на жизнь

Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни

Вся семья вместе – и душа на месте

Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка

Казнить нельзя, помиловать?

Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия

Все мы разные

Помочь учащимся проявить свою индивидуальность; учить проявлять заботу о ближнем

Школа моей мечты

Расширить знания школьников о праве на образование

Клятва Гиппократа. Что она означает?

Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание

Труд детей

Уточнить представления школьников о понятиях «непосильный труд», «самообслуживание», «эксплуатация детского труда». Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ

Раздел 2

Защита прав

Страна справедливости

Учить детей замечать нарушения прав человека

Расскажи мне обо мне

Расширить знания учащихся о том, что означает слово «мнение», учить высказывать свое мнение, уважать мнение других людей

Маленький, да удаленький

Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права

Чтобы достойно жить

Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике

Мои права – моя свобода

Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной человеческой жизни

Раздел 3

Единство прав и обязанностей

За что я в ответе

Можно ли быть свободным без ответственности? Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни человека.

Устав школы

Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика

Мои обязанности

Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям.

Показать школьникам единство прав и обязанностей

Раздел 4

Повторение

Счастье твоё закон бережёт

Актуализировать основные понятия курса о правах человека

Подведение итогов

Обобщить знания, полученные на занятиях

Ожидаемые результаты

 В процессе изучения факультатива «Юный полицейский»  обучающиеся 5-6  класса

1. получат представление об:

  • основных правах, и в первую очередь о правах ребенка;
  • соблюдении хороших манер при общении с незнакомыми людьми при различных обстоятельствах;
  • основных нравственно-правовых нормах,  ценностях и понятиях (жизнь, равноправие, честь и достоинство, милосердие, правонарушения, преступления и т.д.);

2. смогут научиться:

  • защищать и отстаивать свои права;
  • осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;
  • налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;
  • находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;
  • предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;
  • разъяснять правила поведения другим детям;
  • оперировать терминами и формулировками;
  • отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
  • оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Формы работы

Обеспечение

Большая забота о

маленьких детях

2

Лекция «Международные и Российские документы, защищающие твои права»

Тест Конвенция о правах ребёнка

 Право на жизнь

2

Беседа «Право в нашей жизни».

Конвенция о правах ребенка Декларация прав ребенка

Тест «Я и мои права»

 Вся семья вместе – и душа на месте

2

Беседа «Международный день семьи».

Эссе «Счастье в семье - это, когда…»

Пословицы о семье

Казнить нельзя,

помиловать?

2

Ролевая игра

Памятка «Как выжить, если вы в опасности»

Все мы разные

2

Занятие - тренинг

Кроссворд «Качества личности» Анкета «Три мушкетёра».  Тест «Конфликтный ли ты человек?» Схематическое изображение конфликта»

Школа моей мечты

2

Проект «Школа будущего»

Опережающие задания: придумать название школы, эмблему, девиз, правила поведения учащихся

Клятва Гиппократа.

Что она означает?

2

Проект «Я бы в медики пошёл, пусть меня научат»

Плакат «Здоровье и его составляющие»  

Труд детей

2

Лекция с элементами беседы. Обсуждение ситуаций: «Декларация прав ребёнка»

Материалы для обсуждения ситуаций

 Страна  справедливости

2

Ролевая игра по правам ребёнка

Конвенция о правах ребёнка.

Тест «Проверь свои знания»

Расскажи мне обо мне

2

 Ролевая игра

Тексты игровых заданий. Тест «Познай себя»

Маленький, да

удаленький

2

Практикум «Закон один для всех»

Памятка «Как выжить, если вы в опасности»

Карточки: 1 и 2 . Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Чтобы достойно жить

2

 Литературно – правовая  викторина

Текст викторины

Мои права – моя свобода

2

Урок - размышление

Задание: определить,  какими  правами пользуются дети и подростки

 За что я в ответе

2

Ролевая игра

Тексты правовых заданий

 Устав школы

2

Практикум

«Права и обязанности школьников». Устав школы. Модель «Права и обязанности ученика»

Мои обязанности

2

Мини - сочинение

Счастье твоё закон

бережёт

2

 Тестирование

Текст теста  11

Подведение итогов

1

Устный журнал «Я знаю свои права и знаю, что нет прав без обязанностей»

Карточки с правовыми ситуациями.

Опережающие задания

Формы контроля и методы оценки знаний

 Объектом оценки результатов учащихся при изучении данного курса должны стать следующие компоненты:

1. знания о правах и осуществление прав ребенка, о его обязанностях, о морали и нравственных ценностях;

2. конкретные умения и навыки действий.

 В процессе обучения используются текущий, тематический и итоговый контроль.

 Формы контроля:

1. устный опрос,

2. тестирование,

3. викторины,

4. выполнение заданий на выявление операционных умений,

5. моделирование жизненных ситуаций,

6. составление кроссвордов, ребусов;

7. защита проектов.

     Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.

   Основная цель занятий – добиться, чтобы дети поверили в свои права. Не обязательно заучивать формулировки прав или статей из Конвенции, неважно, если дети не запомнили всех прав, которые обсуждались на уроках. Главное, чтобы они поняли и всегда знали, что у них есть права, есть Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, а уточнить

какие-то моменты по поводу определенного права они всегда смогут, взяв текст или обратившись за помощью к учителям, родителям.

Список литературы

Азбука права: разработка занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8 - 11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / А.Т. Корнева. – М.: Глобус, 2008.

Декларация прав ребенка

Дереклеева Н.И.Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя:  5 – 9 классы. - М.: ВАКО 2007

История. Обществознание. 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009

Кравченко А.И., Певцова Е.А.  Обществознание. Учебник для 6 класса  М.: «Русское слово» 2007

Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы. / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М: ВАКО, 2006.

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ.

Формирование здорового образа жизни. 5 – 11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007. Рекомендуемая литература для учащихся

Введение в обществознание. Граждановедение: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2006

Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – 5-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999.

Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – 5-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Юные инспекторы движения"

В целях привлечения внимания широкой общественности  к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...

Здоровьесберегающие технологии или кружок "Юный валеолог.".

В школе работаю с детьми в кружке "Юный валеолог". Работаю с авторской методической разработкой по здоровьесберегающей технологии, согласованной с администрацией школы и врачом.Учащиеся нашей школы - ...

программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"

учебно- тематическое планирование по краеведению....

Кружок "Юный эколог"

Программа разработана для учащихся 5-6 классов...

АВТОРСКИЙ КРУЖОК "ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ" (ПРОГРАММА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УСТАВ ПРЕСС-ЦЕНТРА)

АВТОРСКИЙ КРУЖОК "ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ" (ПРОГРАММА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УСТАВ ПРЕСС-ЦЕНТРА) ПО АВТОРСКОМУ ПРОЕКТУ "ШКОЛА ЮНОГО ЖУРНАЛИСТА"....

Внеклассная работа по географии.Кружок " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

Кружок "Юный информатик" Программа дополнительного образования обучающихся 5 классов Срок реализации 1 год

Пояснительная запискак рабочей программе кружка«ЮНЫЙ ИНФОРМАТИК»Направленность программыI....