Портфолио – эффективная современная форма предъявления результата деятельности педагога.
учебно-методический материал ( класс) на тему

Гузовская Алла Николаевна

Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах  специалиста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potfolio_pedagoga_dop.obrazovaniya.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ.

Портфолио –

эффективная современная форма предъявления результата  деятельности  педагога.

Разработчик: Гузовская Алла Николаевна –

методист МДДиЮ.

2016

Портфолио – эффективная современная форма предъявления результата  деятельности  педагога.

В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в общеобразовательном учреждении. В изменяющемся образовательном пространстве возникает необходимость в полной информации о его деятельности для принятия тех или иных оценочных решений. В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.

На сегодняшний момент существует множество баз данных, позволяющих в какой-то мере разрешить данное противоречие. Но в основном они ограничиваются ведением общей информации о сотрудниках (общая информация, данные об образовании, категории, награды, контактная информация, ИНН, страховой номер и т.п.).

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие "портфолио”, пришедшее в образование из политики и бизнеса.

Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.

(Новейший словарь иностранных слов и выражений)

Известно, что как само слово "портфолио”, так и основная идея собрания работ не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом "портфолио” называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой "портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.

Портфолио учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

Основной смысл – "показать всё, на что ты способен”.

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

•    поддерживать высокий уровень мотивации;

•    поощрять активность и самостоятельность;

•    расширять возможности обучения и самообучения;

•    развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя, воспитателя и ПДО.

Портфолио  обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, воспитатель или ПДО,  или администратор.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит учителю, воспитателю, ПДО:

  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  •  иметь стимул к самосовершенствованию;
  •  освоить технологию работы с портфолио с позиции обучающегося для более качественного ведения портфолио ребёнка.

Администрации позволит:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
  • способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
  • развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
  • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Типы портфолио:

  •  Папка достижений;
  •  Рефлексивное портфолио;
  •  Проблемно-исследовательское;
  •  Тематическое портфолио;
  •  Портфолио-презентация.

Варианты использования портфолио:

  • как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
  • как возможность рефлексии собственной работы;
  • как документ, в котором отражено развитие учителя, воспитателя, ПДО.

Основные части портфолио:

  • обязательные документы
  • дополнительные документы (вариативная часть).

Обязательная часть:

1    личная карточка (основные сведения об учителе)

2    копия диплома (других документов об образовании)

3    копия аттестационного листа

4    копия документа о повышении квалификации

5    копии наградных документов

6    копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету

Вариативная часть:

     результативность педагогической деятельности:

•    справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)

•    справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для обучающихся и учителей(воспитателей и ПДО) различного уровня

•    копии наград обучающихся

•    перечень публикаций

   учебно-методическая работа

•    используемые рабочие программы и УМК

•    основные направления учебно-методической работы

•    материалы об использовании педагогических технологий

•    авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий

•    дидактические материалы

   научно-методическая работа

•    тема самообразования и этапы ее реализации

•    накопленный материал в соответствии с темой самообразования

•    список используемых источников информации

• сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)

    общественно-педагогическая деятельность

•    сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)

•    копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе

•    копии наградных материалов.

Ожидаемые результаты:

   Повышение качества  образования.

 Позитивная динамика в изменениях отношений "учитель (воспитатель, ПДО) – ученик - родители”.

 Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.

  Повышение профессионального уровня учителей, воспитателей, ПДО.

  Повышение уровня деятельности школы, сада, дополнительного образования по всем направлениям.

В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к ОУ. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Освоение метода портфолио в ОУ может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Эффективные методы, формы и приёмы, используемые при проведении урока математики (начало урока)

Каждый учитель стремится использовать на уроке наиболее эффективные методы, формы и приемы. В данной презентации отражен опыт работы учителя математики по организации начала урока, соответствующего тр...

«Портфолио – как одна из форм предъявления результатов педагогической деятельности»

Выступление на заседании методического объединения художественной направленности...

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»

В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...

Мастер-класс на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий»

       Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельно...