урок музыки-1 кл.
план-конспект урока на тему

Кристинкова Светлана Васильевна

Данный урок разработан  учителем музыки МБОУСОШ п. Пионерский Кристинковой С.В. для 1 класса по программе : Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской... Тема" Знакомство с нотным алфавитом" Цель-познакомить с фортепианной клавиатурой и нотами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 1 класс.                                         

 Урок музыки разработан учителем музыки МБОУ СОШ п. Пионерский Кристинковой С.В.Урок разработан для 1 класса, изучающего предмет «Музыка» по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Рассчитан на 40 минут.

Тема: «Знакомство с нотным алфавитом»

Цель: знакомство с фортепианной клавиатурой и названиями нот.

Задачи: Воспитательные:

  • воспитывать познавательные потребности, интерес к предмету «Музыка»;

           Образовательные:

  • познакомить учащихся с нотной записью и расположением нот на клавиатуре фортепиано;
  • заинтересовать чтением нотного текста;

          Развивающие:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • развивать внимание, наблюдательность, музыкальную память; музыкальный слух.

Форма урока – Урок - практическая работа.

 Знакомство с музыкальной грамотой.

  1. Музыкальное приветствие-все, девочки, мальчики.
  2. Тема ( объяснение темы, загадка,сказка)

Сегодня на уроке мы в  очередной раз совершим путешествие в мир музыки. Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение. Вы со мной согласны? ( ответы детей)

Учитель: – Скажите, что нужно знать, чтобы читать книжки?

 Дети: – буквы, азбуку.

Учитель: - А у нас книжки особенные – музыкальные. Что же там? Отгадайте загадку:

 На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.          

Дети:  ноты

Конечно, это НОТЫ. И сейчас я вам расскажу о них сказку, которая называется «Песенка».

Сказка «ПЕСЕНКА».

Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они, поживали, песню напевали.

Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль - никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?

Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие, красивые, ветвями небо метут.

   -Деревья, - сказали нотки. - Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

И они запели.

   - Спасибо! - сказали деревья. - Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя, не хуже.

И они зашелестели листьями и зашуршали иглами:

   - Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

Ну что тут поделаешь!Своя так своя! - согласились нотки.

Пошли они по лесу. Идут-идут, видят - ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играет.

   - Ручеек! - сказали нотки. - Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

   - Спасибо! - сказал ручеек. - Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.

И он побежал по камушкам да по песочку:

  Вздохнули нотки:

   - И ручейку наша песенка не нужна.

Пошли она дальше. Идут-идут, видят - на кусте птица-синица сидит, грудка желтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.

   - Синица! - сказали потки. - Ты такая нарядная, так аккуратно перышками чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

   - Спасибо! - сказала синица. - Звонкая у вас песенка, но и моя неплоха.

И она вспорхнула с куста, напевая:

   - Пинь-пинь-пинь-пинь!

«Кому бы еще нашу песенку предложить?» - задумались нотки. И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье.

   - Степной вихрь! - закричали нотки. - Ты такой горячий, такой могучий! Отпусти нас на землю. Мы за это подарим тебе нашу песенку.

   - Ха-ха-ха! - захохотал вихрь. - Славная у вас песенка, да моя получше будет. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!

Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукою, дунул на них легонько, и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу.

Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор.

Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он и так ее сочинял, и эдак. То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно - ничего у него не выходило.

   - Послушай нашу песенку! - закричали нотки. И они запели.

   - Какая прекрасная песенка! - воскликнул композитор. - Да ведь я ее весь день сочинял!

   - Тогда мы тебе ее дарим! - закричали нотки.

   - Вот спасибо! - обрадовался композитор и тут же побежал к столу и записал песенку на нотной бумаге.

А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.

А песенка, которую сочинил композитор, мы сейчас услышим. Называется она «До, ре, ми, фа, соль…». А что же за название такое странное? Так называются ноты. Давайте послушаем эту песню.

Слушание и разучивание песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль

Учитель: Музыкальные звуки бывают разные, и у каждого есть свое имя(Слайд 2)Перед вами клавиши пианино. Все вместе они называются КЛАВИАТУРА. Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке. Белые, черные. Клавиш так много, что, кажется, никогда в них не разобраться .

Чудеса тут, да и только!

Вот ведь клавиш разных сколько!

А имен лишь семь у них.

Как же мне не спутать их?

-Видишь черных клавиш ряд?

Их то две, то три подряд,

Лишь две черненьких нажмешь,

Между ними РЕ найдешь.

Слева - ДО, а справа – МИ

По порядку их нажми:

ДО - РЕ - МИ

Рядом ты теперь смотри.

Видишь черных клавиш три?

Между ними - СОЛЬ и ЛЯ

Напевают: "Тра-ля-ля!"

Слева - ФА, а справа – СИ,.

А теперь произнеси:

«До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си»

 Только СИ ты назовешь,

Рядом снова ДО найдешь!

Чтобы пьесы исполнять
Ноты надо твердо знать
Выучим названье нот
И где каждая живет.
 

Слайд №3Учитель: А живут наши ноты в специально придуманном для них доме, который называется НОТНЫЙ СТАН или НОТОНОСЕЦ. Он состоит из 5 линеек. (Слайд №4)В начале нотоносца пишется скрипичный ключ. У каждой ноты есть свое собственное место на этом нотоносце: на линейке или между линейками. тоносце: на линейке или между линейками.(Слайд №5)

Нота Ми на первой села,
Вверх идти не захотела.

Ниже Ре остановилась,
Рядом с первой разместилась.

Фа застряла  – ой, ой, ой!
Между первой и второй.

Соль подруг опередила -
На вторую угодила.

А между второй и третьей
Нота Ля сидит, заметьте

Нота Си посторонилась,
Да за третью зацепилась:
"Ах, устала, не могу,
Дальше я не побегу”

До отстала, опоздала,
Здесь никто не виноват:
На добавочных линейках
Опоздавшие сидят.

Ноты выстроились в ряд,  

(Слайд №6)
Получился Звукоряд!

Получился Звукоряд!

Чтобы лучше научиться различать ноты, давайте их раскрасим.. (работа в тетради)

Дается задание раскрасить ноты в партитуре песни .Красным цветом девочки раскрашивают ноты, расположенные на линейках, а синим цветом мальчики - ноты между линеек. Пока выполняется задание, звучит песня 

Учитель: А сейчас мы отдохнем и выполним музыкальную гимнастику для глаз.

Физкультминутка

(Слайд №8) Круговые движения глаз вслед за движением мелодии звукоряда Учитель: Вот мы и познакомились с музыкальной азбукой. Теперь можем исполнить песню, в которой припев будете петь вы все вместе, а куплеты спою я. Распоёмся, потренируемся, разогреем наш голосовой аппарат:

А) погладили щёчки, горлышко

Б)показали язычок, поработали язычком

В) потолкали щёчку одну, другую

Г)почистили зубки-круговые движения

Д) распевка-до-до-до-до-до-ре-ми-ре-до

Вот мы и готовы спеть  песню…А споём мы так-до, ре, ми. Фа, соль, ля, си, до….Я пою, а вы-припев….

1. Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение,
И чтоб урок у нас не зря прошел.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны.
И выучить все ноты хорошо!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2. Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы,
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Исполнение песни. Молодцы. Вспомним ещё одну песенку про школу, какие знания получаем здесь по разным предметам……

Засиделись…….Давайте подвигаемся под музыку…(физ. Минутка)…

III. Заключительная частьНаш  урок подходит к концу. Что же нового вы сегодня узнали и чему научились?

Об этом вам напомнит небольшая викторина с вопросами:

(Слайд №10)

(Слайд №11)
Домашнее задание:

Учитель: Сегодня вы получаете домашнее задание: каждый из вас приготовит по одному слову, где встречается одна-две нотки…

Релаксация:
Учитель: Каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Оцените себя, используя смайлики.


Детям предлагается нарисовать в тетради смайлики, соответствующие своему успеху на уроке:
: – ) –  «хорошо понял тему и поработал на уроке»;
: – ? – «недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке»;
: – ( – «мне еще много нужно работать над данной темой». 

К уроку:

1.Какие ноты растут в огороде? (фа – соль)

2.Сколько нужно нот, чтобы сочинить песенку? (7 нот)

3.Какая нота присутствует в кулинарии? Без этой ноты каша будет не вкусной? (соль) 4.Каким ключом не открывается дверь? (нотным)

5.Какой ноткой вы выражаете свое хорошее настроение, дети еще называют так куклу? (ля-ля)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На листочке, на страничке – То ли точки, то ли птички Все сидят на лесенке И щебечут песенки.

Слайд 2

КЛАВИАТУРА ФОРТЕПИАНО соль фа ми ре до си ля

Слайд 5

ля ре до ми фа соль си

Слайд 6

ре ми фа соль ля си до

Слайд 7

«Рощица» Музыка В.Алексеева Слова М.Фроловой

Слайд 8

Сколько всего нот? семь Как называется дом для нот? Нотный стан или Нотоносец В нотном стане 6 линеек? 5 линеек Нотка «СОЛЬ» пишется на первой линейке? Нет. На второй линейке

Слайд 9

Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....