Проект: «РОЖДЕСТВО - СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК!» (старший дошкольный возраст, срок реализации данного проекта 21 день)
проект на тему

Любомирская Элина Петровна

В проекте описаны основные традиции семейного воспитания.   Выбор темы проекта для нас неслучаен, так как связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 27

г. Углегорска Сахалинской области

Конкурс среди педагогических работников нал лучшую разработку уроков и лучший сценарий внеклассного мероприятия  по духовно-нравственному воспитанию личности

Лучший сценарий внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию личности

Проект: «РОЖДЕСТВО - СЕМЕЙНЫЙ  ПРАЗДНИК!»

(старший дошкольный возраст, срок реализации данного проекта 21 день)

Любомирская Э.П.

МБДОУ № 27

учитель-логопед

24.05.1971

13 лет

высшая категория

Очерет Е.Л.

МБДОУ № 27

Воспитатель

13.03.1971

25 лет

Соответствие

                                                                                                           

г. Углегорск.  2016 г.

 

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

                                                                                                         Протагор.

        О традициях семейного воспитания можно говорить только в том случае, если их придерживается как минимум второе или третье поколение людей. Семейные традиции, как элемент воспитания ребенка может быть двухсторонним процессом. С одной стороны семейные традиции являются средством воспитания детей, а с другой стороны воспитание детей само по себе может стать семейной традицией.

        Семейные традиции благотворно влияют на укрепление семейных отношений, воспитание детей, становление их в обществе, на социальный статус. В семьях, которые поддерживают традиции, дети более ответственны, доброжелательны, знают цену своим действиям, могут обсудить проблемы со взрослыми и найти решение в той или иной ситуации. При совместном труде, творчестве, активном участии во всех семейных мероприятиях, у детей воспитываются важнейшие человеческие качества: понимание семьи и семейного счастья.

        Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро

        Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых методов образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

        Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и: образцов, основанных на подражании детей родителям. Здесь на помощь дошкольников приходят педагоги дошкольных образовательных учреждений. Перед педагогами  встаёт вопрос, что необходимо довести до сознания родителей, что  в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные  ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и детского сада.

        Воспитатели и специалисты детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

        В нашем детском саду развитие детей на традициях  народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, хочется построить  воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев.

        Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду?   «Новый год за собой рождество ведет», «Рождество Христово», «Рождественские Святки» - эти исконно русские праздники, которые решили   объединить в проект «Рождество – семейный праздник». Актуальность проблемы состоит в том, что эти праздники полностью пропитаны русскими песнями, танцами.  В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие  с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребенка.

     Это позволило спланировать дальнейшую деятельность нашего коллектива по возрождению традиций православного семейного воспитания и определить основные направления работы:

  • духовно-образовательное,
  • культурно-познавательное,
  • нравственно-трудовое.

Исходя из этих направлений, организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду подчинена единой цели – сохранение духовно-нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры и стремление возродить традиции семейного воспитания.

 Выбор темы проекта для нас неслучаен, так как связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Светлое, радостное общение детей и взрослых во время подготовки и проведения народных праздников – важное условие для  возрождения народных традиций. Задача взрослых, в том, чтобы сохранить русские праздники для себя и потомков, в них наша народная история  и духовные корни.

Чтобы семьи стали крепкими и дружными им  нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

                Проект « Рождество – семейный праздник».

                                       (старшая группа)

Рождество Христово Под покровом ночи звездной

 Дремлет русское село; Всю дорогу, все тропинки

 Белым снегом замело Кое-где огни по окнам

 Словно звездочки горят

На огонь бежит сугробом

 Со звездой толпа ребят. Под оконцами стучатся,

 «Рождество Твое» поют. «Христославы! Христославы!» - Раздается там и тут. И в нестройном детском хоре. Так таинственна, чиста, Так отрадна весть святая О рождении Христа... А. Коринский

 Паспорт проекта: «Рождество  семейный праздник.

 Вид проекта: творчески-информационный

 Продолжительность: с 1 декабря по 21 декабря.

 Участники проекта: дети  старшей  группы, воспитатели группы, родители воспитанников

Интеграция направлений: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое.

 Актуальность темы. Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления духовно - нравственной культуры личности. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях. Немаловажную роль  в духовно-нравственном воспитании ребенка играют семейные традиции

Семейные традиции благотворно влияют на укрепление семейных отношений, воспитание детей, становление их в обществе, на социальный статус. В семьях, которые поддерживают традиции, дети более ответственны, доброжелательны, знают цену своим действиям, могут обсудить проблемы со взрослыми и найти решение в той или иной ситуации. При совместном труде, творчестве, активном участии во всех семейных мероприятиях, у детей воспитываются важнейшие человеческие качества: понимание семьи и семейного счастья.

. Участие детей в проекте «Рождество семейный праздник» позволит максимально обогатить знания и представления детей о празднике Рождества.

 Этапы проекта:

Организационный

Практический.

Итоговый.

 Организация проекта.

 1этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблемные вопросы:

Зачем люди отмечают праздники?

Что такое традиции и для чего они нужны?

Какие бывают семейные традиции?

 Как появляются традиции?

Цель:

 Приобщение родителей и детей к духовным ценностям, традициям празднования рождества, привлечение их к участию  в образовательно-воспитательном процессе детского сада.

Задачи:

1.Расширять представления детей о семейных праздниках, о том, как они отмечаются в семье.

2.Формировать представления об общечеловеческих ценностях;

3.Прививать интерес  к старинным семейным традициям (обычаи, семейные обряды, игры старшего поколения), донести до детей красоту и духовность народных традиций);

4.Воспитывать уважение к сложившимся традициям, желание их  сохранить и донести до будущего поколения.

Ожидаемый результат:

1.Участие родителей и детей в проекте «Рождество - семейный праздник» позволит максимально обогатить знание и представление о празднике Рождества.

2.Возрождение интереса к созданию семейных традиций.

Результаты исследования:

2 этап – Практический
(совместная работа с родителями):

Работа с детьми:

  • беседы;
  • чтение художественной  литературы;
  • просмотр  мультфильмов;
  • развлечение «Колядки».

Работа с родителями:

1. анкетирование;

2. помощь в подборе литературы о Рождестве;

3. чтение сказок и стихов о Рождестве;

4. участие в выставке совместно с детьми «Елочка- красавица»;

5. изготовление оригами «Ангел-хранитель»;

6. выставка работ;

7. праздник «Рождественские посиделки».

Совместная работа:

1. Развлечения; 2. беседы; 3. совместные просмотры литературы;

4. выпуск семейной газеты; 5. выставка творческих работ.

5.Итоговый праздник «Рождественские посиделки».

6.Презинтация проектной деятельности «Рождество – семейный праздник».

2этап. Организация исследования в рамках проекта.

 Анкетирование родителей. Сбор, анализ и систематизация информации о празднике.  Чтение и обсуждение произведений: С. Над сон «Есть страны», А. Хомяков «В эту ночь», С. Черный «Рождественское»,Б. Пастернак «Рождественская звезда», А. Фет «Ночь тиха», «Явление ангела пастыря», В. Мажоров «Предчувствия Рождества», И. Бунин «В вечерней час над степью мирной», Г. Лонгфелло «Кругом рождественская мгла», П. Быков «Рождественская звезда», И. Гриневская «Звезда», К. Фофанов «Еще те звезды не погасли», В. Шидловский «Рождественский кондак», Б. Пастернак «Сказ сыну о Рождестве», «Рождественская колядка», «Подготовка к Рождеству», Андерсен Г.Х «Елочка», «Снежная королева», В.И. Даль «Девочка Снегурочка», Бр. Гримм «Госпожа Метелица», Гофман « Щелкунчик», С Маршак «Двенадцать месяцев».  Чтение интернет - информации: «Пройдемся по страницам Библии», « Впустите праздник в дом».

 Просмотр мультфильмов. «Ужин в сочельник»

  Познавательные беседы: «Первый день Рождества», «Рождественская елка», «От, куда пошел обычай зажигать на елках свечи», «Почему рождественскую елку украшают блестящей мишурой», «Обычаи и традиции праздника».  Познавательные беседы с рассматриванием проблемных ситуации: « Как праздник объединяет семью», « Как подготовиться к празднику».  Рассматривание рождественских открыток наших бабушек и дедушек.  Рождественские поздравления. Развлечение «Колядки».

 Творческая познавательная деятельность детей:

 Заучивание и чтение детьми стихов о Рождестве. Рисование детей на тему «Игрушки для рождественской елки», «Рождественская ель». Конструирование из пенопласта «Дворец из рождественской сказки». Работа с соленым тестом Рождественское угощенье пряники - «Козули». Детский дизайн - карнавальные костюмы (плащ волшебника, короны, кокошники). Поздравление для Рождественской открытки. Изготовление масок, подарков к празднику. Аппликация - Рождественский венок. Чтение информации о празднике из различных источников (Библия, интернет и др.). Оригами - игрушки для рождественской елки. Придумывание Рождественской сказки.

3 этап. Итоговый.

 Презентация результатов исследовательской деятельности детей. - Коллекция открыток к празднику. - Фотовыставка « Праздник в круги семьи».   Библиотека книг о Новом годе и Рождестве: « На страницах книг». - Выставка детских рисунков «Рождественская ель» и «Игрушки для Рождественской елки». - Рождественское угощенье пряники - «Козули» (соленое тесто).  Поздравление для Рождественской открытки. - Выставка масок, подарков к празднику.

Развлечение «Колядки».

Изготовление оригами «Ангел- хранитель». Оригами-игрушки для рождественской елки».

 Взаимодействие с родителями: - участие родителей в изготовлении масок, рождественских игрушек для елки; - консультация для родителей «Начало Христианской культуры», «Подготовка к великому празднику». - привлечение родителей: к сбору книг для библиотеки «На страницах книг»; - сотворчество детей и родителей «Узнай из книги»;  чтение сказок и стихов о Рождестве. Чтение сказок и стихов о Рождестве. Участие в выставке совместно с детьми «Елочка - красавица». Изготовление оригами «Ангел-хранитель». Выставка работ.

Итоговый праздник «Рождественские посиделки».

Презентация проектной деятельности «Рождество – семейный праздник» (приложение 1).

Приложение 1.

Презентация проектной деятельности «Рождество – семейный праздник».

Список источников:

1.  Дошкольное воспитание №09.2007.-112с.

2.  Использовались Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Проект-презентация в старшем дошкольном возрасте "Нам на улице не страшно"

Проект краткосрочный, творческо-информационный...

«Основы журналистики» Программа дополнительного образования для детей среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации-3 года

Средства массовой информации сегодня занимают всё большее коммуникационное поле, оказывая большое влияние на формирование общественного мнения. Футурологи говорят о наступлении «третьей волны» цивилиз...

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Окошки в мир. Органы чувств."

В данной работе содержится паспорт проекта и план мероприятий по проекту "Окошки в мир. Органы чувств." Проект реализован совместно учителем-дефектологом (тифлопедагогом) и воспитателями гру...

Проект «Зимовье зверей» (старший дошкольный возраст)

Проект «Зимовье зверей»(старший дошкольный возраст)      Подготовили: учителя-логопедыКравченко Ю.В., Шарова Н.В...