рабочая программа по географии 10 класс
материал на тему
Предварительный просмотр:
География
10 класс
4.2 Пояснительная записка.
4.2.1. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования образовательного учреждения М. , Просвещение 2011г
. Учебно – методическое обеспечение курса 10 класс
1. Максаковский В.П. ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2014.
2. Атлас ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2010.
3. Контурные карты ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2010.
4 .Баранчиков Е.В.Тесты по географии. К учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира.10 класс» М.; Экзамен 2010
5. Соловьева Ю.А. География. Контрольные тестовые задания .М.; ЭКСМО. 2009.
. 6. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.М.; Просвещение, 2005
4.2.2. цель преподавания курса;
Продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Задачи:
Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;
Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;
Развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;
Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
4.3. Общая характеристика учебного курса.
4.3.1 Роль и значимость предмета .Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Курс сочетает экономико – географическое страноведение с общей экономической географией. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
4.3.2 Преемственность при изучении Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности .По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
4.3.3. Связь обучения по предмету с практикой. В процессе изучения нового курса больше внимания рекомендуется уделять практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации. При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно – семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита научных проектов, электронных презентаций, подготовка рефератов. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
4.3.4 . Особенности построения курса. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат и составлению географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
4.4. Место учебного курса в учебном плане
На текущий учебный год экономическая и социальная география зарубежных стран изучается в 10 классе - 1час в неделю, всего 35 часов
4.5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
4.5.1 Важность курса .Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности
4.5.2.Ценностные ориентиры предмета. В результате изучения курса географии учащиеся получат дальнейшее развитие личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебных и общепользовательских ИКТ- компетенций. В ходе изучения предмета у учащихся будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению социально значимых проблем и воплощение решений в практику; способности к самоорганизации.
4.5.3. Особенности обучающихся. К старшему школьному возрасту дети усвоили многие научные понятия, умеют пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоритического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов, способности к самостоятельной постановке новых учебных задач.
4.6. Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
4.7. Содержание курса
4.7.1. Раздел I. «Общая экономико-географическая характеристика мира» 35 ч.
4.7.2. Тема 1. Политическая карта мира 5 ч.
Современная политическая карта мира и ее формирование. Типология государств мира. Территория государства и государственный строй. Политическая география и геополитика. Международные организации. Зачет по теме «Политическая карта мира».
4.7.3.Практические работы. №1 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
№2 Определение ПГП по плану.
4.7.2. Тема 2. «Природные ресурсы» 6 ч.
Взаимодействие общества и природы. Природные ресурсы и экономическое развитие. Минеральные ресурсы. Земельные, водные и лесные ресурсы. Альтернативные источники энергии. Океанические и рекреационные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Зачет по теме «Природные ресурсы»
4.7.3.Практические работы. №3 «Определение обеспеченности природными ресурсами разных стран».
№4 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний».
4.7.2. Тема 3. Население мира 7 ч.
Численность и воспроизводство населения. Расовый и этнический состав населения. Религиозный состав. Состав населения: половой и возрастной. Структура занятости и трудовые ресурсы. Качество населения. Размещение населения. Формы расселения населения. Городское и сельское население. Миграция населения. Зачет по теме «Население мира»
4.7.3Практические работы
№5 Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения
4.7.2 Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство 4 ч.
НТР и ее черты. Мировое хозяйство и международное разделение труда. НТР и структура мирового хозяйства. Факторы размещения производства в эпоху НТР.
4.7.2. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 10 ч.
География отраслей мировой промышленности. Топливная промышленность Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность. Машиностроение, химико-лесная, легкая промышленность. Сельское хозяйство мира. Растениеводство и животноводство. Транспорт мира. Международные экономические отношения. Туризм, главные районы туризма. География непроизводственной сферы. .
4.7.3. Практические работы.
№6 Нанесение на к\ карту крупных ТЭЦ, ГЭС, АЭС мира
№7Нанесение на к\карту автомобильных центров мира
№8 Определение основных направлений международной торговли
4.7.2.Тема 6 Глобальные проблемы человечества 3ч
Понятие о глобальных проблемах, глобальные прогнозы
4.8
Тематический план.
№ | Раздел | Всего часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Часть1 Общая характеристика мира | 35 | 8 | 2+ 1зачет |
Итого | 35 | 8 | 2 | |
|
4.9. Учебно – методическое обеспечение курса 10 класс
1. Максаковский В.П. ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2014.
2. Атлас ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2010.
3. Контурные карты ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2010.
4 .Баранчиков Е.В.Тесты по географии. К учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира.10 класс» М.; Экзамен 2010
5. Соловьева Ю.А. География. Контрольные тестовые задания .М.; ЭКСМО. 2009.
. 6. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.М.; Просвещение, 2005
7. В.П. Максаковский « География. Рабочая тетрадь» М. Просвещение 2013г
4.10.Планируемые результаты обучения.
1. Называть и Показывать на политических, социально- географических и экономико-географических картах мира, частей света, материков, государств: государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные, финансовые и культурно-исторические центры мира; важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения; районы наиболее высокой и самой низкой плотности населения; ареалы распространения мировых религий на Земле; важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения; примеры старо промышленных районов мира и районов нового освоения; районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур; наиболее известные курортные районы мира; этапы освоения Земли человеком; типы естественного движения населения; наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и
районы размещения; основные формы международных экономических отношений; основные средства и методы получения и фиксации географической информации; основные формы правления и государственного устройства.
2. Определять: страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; обеспеченность стран природными ресурсами; уровень экономического развития разных стран; географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и атласа, необходимые для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства и стран.
3. Характеризовать: важнейшие этапы демографической истории человечества; особенности типов и уровня урбанизации отдельных территорий и стран; этапы формирования политической карты мира; основные отрасли мирового хозяйства; технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства, крупнейшие города, экологическая обстановка; источники загрязнения окружающей
среды; межстрановые различия по обеспеченности природными ресурсами; наиболее распространенные мировые религии; мировые экономические связи; экономическая интеграция стран мира; роль транснациональных корпораций и банков.
4. Объяснять: влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения Земли; направление современных миграций населения; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения; изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства в различные исторические периоды; размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира; различия в уровнях экономического развития отдельных территорий и стран; возникновение и обострение глобальных проблем человечества, их взаимосвязь; особенности рационального и нерационального природопользования; экологические ситуации отдельных территорий и стран мира.
5.Прогнозировать: темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира; тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 10 КЛАССЕ. (35ч.)
(1ч. в неделю)
№ УР- | № ур по теме | Тема урока | Тип Урока | Элементы содержания | Практические работы | Форма контроля | оборудование | ОУУН | Дата провед урока план/ факт | |
Раздел I. «Общая экономико-географическая характеристика мира». 35 ч. | ||||||||||
Тема 1. Политическая карта мира 5 ч. | ||||||||||
1 | 1 | Современная политическая карта мира и ее формирование | Комбиниров. | Количественные и качественные изменения | Фронтальная беседа | Политическая карта мира | Умение составлять тезисы | |||
2 | 2 | Типология государств мира | Комбиниров. | ВВП, суверенное государство, колония | Взаимоопрос по политической карте мира | Политическая карта мира | Умение составлять тезисы | |||
3 | 3 | Территория государства и государственный строй ПР №1 | Практикум | Республика, монархия, унитарное государство, федеративное государство | ПР №1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | Заполнение таблицы | Политическая карта мира | Умение сравнивать | ||
4 | 4 | Политическая география и геополитика. Международные организации ПР№2 | Практикум | Геополитика, ПГП | ПР. р №2. ит. Определение ПГП по плану | Практическая работа | Политическая карта мира | Умение анализировать | ||
5 | 5 | Зачет по теме «Политическая карта мира» | Зачет | Тестирование, | Политическая карта мира | Умение обобщать и систематизировать | ||||
Тема 2. «Природные ресурсы» 6 ч. | ||||||||||
6 | 1 | Взаимодействие общества и природы | Диалог | Географическая оболочка, окружающая среда, природопользование, рациональное, нерациональное природопользование | Фронтальная беседа | Карта «Природные ресурсы мира». | Иметь представление о современном взаимодействии общества и природы | |||
7 8 | 2 3 | Размещение природных ресурсов и ресурсообеспеченность ПР №3 Определение ресурсообеспеченности отдельных стран | Лекция | Ресурсы, ресурсообеспе- ченность, экономическая оценка, экономическая эффективность освоения ресурсов, территориаль- ное сочетание полезных ископаемых | Пр.раб №3 | Работа с картой | Карта «Природные ресурсы мира». | Использовать и анализировать статистический материал | ||
9 | 4 | Минеральные ресурсы. ПР №;4 | Практикум | Комплексное использование ресурсов, оборотное использование ресурсов. | ПР №4. ит «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний». | Индивидуальный опрос, составление картосхемы | Карта «Природные ресурсы мира». | Умение анализировать картографическую информацию | ||
10 | 5 | Земельные, водные и лесные ресурсы. Альтернативные источники энергии. Океанические и рекреационные ресурсы. | Диалог | Мировой земельный фонд, лесистость, гидроэнергетический потенциал. Марикультура, аквакультура, касситерит | Фронтальный опрос, практ. работа | Карты мира: физическая, политическая; схемы, таблицы Карты: Мирового океана, | Умение анализировать | |||
11 | 6 | Биологические ресурсы, Ресурсы Мирового океана | Конференция | . | Сообщения учащихся | Карты мира: физическая, политическая | Осознавать значение ресурсов для человека | |||
Тема 3. Население мира 7 ч. | ||||||||||
12 | 1 | Численность и воспроизводство населения | Комбиниров. | Демографический взрыв, воспроизводство населения, естественный прирост, демографический переход, демографическая политика | Политическая карта мира, таблица «Воспроизводство населения» | Анализировать интерактивные источники информации | ||||
13 14 | 2 3 | Структура населения мира. ПР №5Сравнение половозрастных пирамид стран | Комбинир. практикум | Практическая №5 | Географический диктант, фронтальный опрос | Политическая карта мира, карта «Народы мира», статистические таблицы | Запись тезисов | |||
15 | 4 | Расовый и этнический состав, религиозный состав | Трудовые ресурсы, половозрастные пирамиды | Самостоятельная работа | Таблицы, политическая карта мира | Использовать источники географической информации | ||||
16 | 5 | Размещение населения. Формы расселения населения. | Комбиниров | Урбанизация, агломерация, мегалополис, субурбанизация | работа с картой | Карта «Плотность населения мира» | Умение сравнивать | |||
17 | 6 | Городское и сельское население .Подготовка к контрольной работе | Практикум | Самостоятельная работа | Политическая карта мира | Умение анализировать интерактивные источники информации |
| |||
18 | 7 | Контрольная работа №1 по теме «Население мира» | зачет | Тестирование, подготовка к ЕГЭ | Политическая карта мира | Умение систематизировать и обобщать | ||||
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство 4 ч. | ||||||||||
19 | 1 | Анализ контр работы. НТР и ее черты | Комбинир. | НТР, НТП, региональная политика | Самостоятельная работа | Политическая карта мира | Умение конспектировать | . | ||
20 | 2 | Мировое хозяйство и международное разделение труда | Комбинир. | Мировое хозяйство, МГРТ | Фронтальная беседа Доклады учащихся | Политическая карта мира | Умение осмысливать текст учебника | |||
21 | 3 | НТР и структура мирового хозяйства | Семинар | Структура мирового хозяйства, стадии развития общества, секторы хозяйства, депрессивные районы | Сообщения учащихся | Политическая карта мира | Умение передавать содержание в опорных схемах | |||
22 | 4 | Факторы размещения производства в эпоху НТР | Практикум | Глобализация, транснационализация, ТНК, международная экономическая интеграция, зона свободной торговли | Самостоятельная работа | Политическая карта мира | Знать факторы размещения производства | |||
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 13 ч. | ||||||||||
23 | 1 | География отраслей мировой промышленности | Лекция | Нетрадицонные источники энергии | Фронтальный опрос | Тематические карты по отраслям | Умение конспектировать тезисы лекции | |||
24 | 2 | Топливная промышленность Электроэнергетика ПР№:6 | Лекция с элементами практикума | Практическая работа №6 «Нанесение на к. карту крупных ТЭЦ, ГЭС, АЭС» | Практическая работа | Тематические карты по отраслям | Иметь представление о топливной промышл мира | |||
25 | 3 | Горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность | Семинар | Сообщения по вопросам | Карта «Полезные ископаемые мира» | Умение анализировать | ||||
26 27 | 4 5 | Машиностроение, ПР №7 Химико-лесная, легкая промышленность | Комбиниров. | Практическая №7 «Нанесение на конт карту крупных автомобильных центров» | Индивидуальный опрос | Тематические карты по отраслям | Умение применять знания на практике | |||
28 | 6 | Сельское хозяйство мира | Лекция | «зеленая революция», монокультура | Самостоятельная работа | Карта «Сельское хозяйство мира» | Использовать статистический м атериал | |||
29 | 7 | Транспорт мира | Семинар-практикум | Мировая транспортная система, контейнеризация перевозок | Работа с картой, самост. работа | Карта «Транспорт мира» | Умение анализировать | |||
30 | 8 | Внешние экономические связи. Международные экономические отношения | Лекция | Индивидуальный опрос | Политическая карта мира | Умение конспектировать тезисы лекции | ||||
31 | 9 | Международная торговля. ПР №8. Подготовка к контрольной работе | Практикум | Пр. р.абота №8 «Составление картосхемы основных районов международного торговли» | Составление картосхемы | Политическая карта мира | Умение анализировать, работать с дополнительной литературой | |||
. | ||||||||||
32 33-35 | 10 1-3 | Контрольная работа №2 по теме «Мировое хозяйство» Анализ контрольной работы. Глобальные проблемы человечества | Контрольная работа№2 | Политическая карта мира | Умение систематизировать и обобщать |
Всего 35 ч
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры утверждено
________________образования приказом№
Протокол № «_____»______________
«____»_______________
Руководитель кафедры______________(Ан.Л.Н)
Согласовано
Зам. директора________________(Степанова М.А.)
Рабочая программа по географии
для 10 класса
Составитель: Кравченко Валентина Петровна
учитель географии
первой квалификационной категории
2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...