рабочая программа по географии 10 класс
материал на тему

Кравченко Валентина Петровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

География

                                                                         10 класс

      4.2 Пояснительная записка.

4.2.1. Программа составлена на основе Примерной  программы основного общего образования образовательного учреждения М. , Просвещение 2011г

. Учебно – методическое обеспечение курса 10 класс

1.     Максаковский В.П. ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2014.

2.  Атлас ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2010.

3.    Контурные карты ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2010.

4   .Баранчиков Е.В.Тесты по географии. К учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира.10 класс» М.; Экзамен 2010

      5.    Соловьева Ю.А. География. Контрольные тестовые задания .М.; ЭКСМО. 2009.

.     6.   Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.М.; Просвещение, 2005

4.2.2. цель преподавания курса;  

Продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения,  мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных  субрегионах, странах и их районах.

 Задачи:

         Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

        Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

        Развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;

        Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

4.3.   Общая характеристика учебного курса. 

4.3.1 Роль и значимость предмета .Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников

Курс сочетает экономико – географическое страноведение с общей экономической географией. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

4.3.2  Преемственность при изучении Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности .По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

4.3.3. Связь обучения по предмету с практикой. В процессе изучения нового курса больше внимания рекомендуется уделять практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации. При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно – семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита научных проектов, электронных презентаций, подготовка рефератов. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его  дальнейших интересов и от его будущей работы.

4.3.4 . Особенности построения курса.  Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат и составлению географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

    4.4.     Место учебного курса в учебном плане

    На текущий учебный год экономическая и социальная география зарубежных стран изучается в 10 классе - 1час в неделю, всего 35 часов

4.5.    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

4.5.1 Важность курса .Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности

4.5.2.Ценностные ориентиры предмета. В результате изучения курса географии учащиеся получат дальнейшее развитие личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебных и общепользовательских ИКТ- компетенций. В ходе изучения  предмета у учащихся будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению социально значимых проблем и воплощение решений в практику; способности к самоорганизации.

4.5.3. Особенности обучающихся. К старшему школьному возрасту дети усвоили многие научные понятия, умеют пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоритического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов, способности к самостоятельной постановке новых учебных задач.

4.6.    Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

4.7.   Содержание курса

4.7.1. Раздел I. «Общая экономико-географическая характеристика мира»  35 ч.

4.7.2.   Тема 1. Политическая карта мира 5 ч. 

Современная политическая   карта мира   и  ее формирование. Типология государств мира. Территория государства и государственный строй.  Политическая география  и геополитика. Международные организации.  Зачет      по      теме «Политическая карта мира».

4.7.3.Практические работы. №1 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

                                                  №2 Определение ПГП по плану.

4.7.2.  Тема 2. «Природные ресурсы» 6 ч.

Взаимодействие общества и природы. Природные ресурсы и   экономическое развитие. Минеральные ресурсы.  Земельные, водные и лесные ресурсы. Альтернативные источники    энергии. Океанические   и рекреационные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Зачет по теме «Природные ресурсы»

4.7.3.Практические работы. №3 «Определение обеспеченности природными ресурсами разных стран».

 №4 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний».

4.7.2.  Тема 3. Население мира 7 ч. 

Численность   и воспроизводство населения. Расовый и этнический состав населения. Религиозный состав. Состав    населения: половой  и возрастной. Структура занятости и трудовые ресурсы.     Качество  населения. Размещение населения. Формы расселения населения. Городское и сельское население. Миграция населения. Зачет по теме «Население мира»

4.7.3Практические работы

№5 Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения

4.7.2 Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство   4 ч. 

НТР и ее черты. Мировое хозяйство и международное разделение труда. НТР и структура мирового хозяйства. Факторы размещения производства в эпоху НТР.  

4.7.2.  Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 10 ч. 

География отраслей мировой промышленности. Топливная промышленность Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность. Машиностроение, химико-лесная, легкая промышленность. Сельское хозяйство мира. Растениеводство и животноводство. Транспорт мира. Международные экономические отношения. Туризм, главные районы туризма. География непроизводственной сферы. .

4.7.3. Практические работы.

№6 Нанесение на к\ карту крупных ТЭЦ, ГЭС, АЭС мира

№7Нанесение на к\карту автомобильных центров мира

№8 Определение основных направлений международной торговли

4.7.2.Тема 6  Глобальные проблемы человечества 3ч

Понятие о глобальных проблемах, глобальные прогнозы

4.8

Тематический план.

Раздел

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Часть1 Общая характеристика мира

35

8

2+ 1зачет

Итого

35

8

2

 

4.9. Учебно – методическое обеспечение курса 10 класс

1.     Максаковский В.П. ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2014.

2.  Атлас ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2010.

3.    Контурные карты ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2010.

4   .Баранчиков Е.В.Тесты по географии. К учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира.10 класс» М.; Экзамен 2010

      5.    Соловьева Ю.А. География. Контрольные тестовые задания .М.; ЭКСМО. 2009.

.     6.   Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.М.; Просвещение, 2005

      7.   В.П. Максаковский « География. Рабочая тетрадь» М. Просвещение 2013г

4.10.Планируемые результаты обучения.

1. Называть и Показывать на политических, социально- географических и экономико-географических картах мира, частей света, материков, государств: государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные, финансовые и культурно-исторические центры мира; важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения; районы наиболее высокой и самой низкой плотности населения; ареалы распространения мировых религий на Земле; важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения; примеры старо промышленных районов мира и районов нового освоения; районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур; наиболее известные курортные районы мира; этапы освоения Земли человеком; типы естественного движения населения; наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и

районы   размещения;   основные  формы   международных  экономических  отношений;   основные  средства  и   методы получения и фиксации географической информации; основные формы правления и государственного устройства.

2. Определять: страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной  продукции;  обеспеченность  стран  природными  ресурсами;  уровень экономического  развития разных стран; географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и атласа, необходимые для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства и стран.

3. Характеризовать:   важнейшие   этапы   демографической   истории   человечества;   особенности   типов   и   уровня  урбанизации отдельных территорий и стран; этапы формирования политической карты мира; основные отрасли мирового хозяйства; технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР;   страны   мира  и   их  группы:   экономико-географическое  положение,   оценка  природно-ресурсного  потенциала, особенности населения и хозяйства,  крупнейшие города, экологическая обстановка; источники загрязнения окружающей
среды;  межстрановые различия по обеспеченности  природными ресурсами;  наиболее распространенные мировые религии; мировые экономические связи; экономическая интеграция стран мира; роль транснациональных корпораций и банков.

4. Объяснять:   влияние   природных,   социальных   и   экономических  факторов   на  демографические  особенности   и размещение    населения    Земли;    направление    современных    миграций    населения;    особенности    отраслевой    и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения; изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства в различные исторические периоды; размещение основных промышленных и сельскохозяйственных  районов мира; особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира; различия в уровнях экономического развития отдельных территорий и стран; возникновение и обострение глобальных проблем человечества, их взаимосвязь; особенности рационального и нерационального природопользования;    экологические ситуации отдельных территорий и стран мира.

5.Прогнозировать: темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира; тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 10 КЛАССЕ. (35ч.)

(1ч. в неделю)

 

№ УР-

№ ур по теме

Тема урока

Тип Урока

Элементы содержания

Практические работы

Форма

контроля

оборудование

ОУУН

Дата провед урока план/ факт

Раздел I. «Общая экономико-географическая характеристика мира». 35 ч.

Тема 1. Политическая карта мира 5 ч.

1

1

Современная политическая   карта мира          и          ее формирование

Комбиниров.

Количественные           и качественные изменения

Фронтальная беседа

Политическая карта мира

Умение составлять тезисы

2

2

Типология государств мира

Комбиниров.

ВВП,             суверенное государство, колония

Взаимоопрос по политической карте мира

Политическая карта мира

Умение составлять тезисы

3

3

Территория государства и государственный строй

ПР №1

Практикум

Республика, монархия, унитарное государство, федеративное государство

ПР №1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Заполнение таблицы

Политическая карта мира

Умение сравнивать

4

4

Политическая география               и геополитика. Международные организации

 ПР№2

Практикум

Геополитика, ПГП

ПР. р №2.  ит. Определение ПГП по плану

Практическая работа

Политическая карта мира

Умение анализировать

5

5

Зачет      по      теме «Политическая карта мира»

Зачет

Тестирование,

Политическая карта мира

Умение   обобщать и систематизировать

Тема 2. «Природные ресурсы» 6 ч.

6

1

Взаимодействие общества и природы

Диалог

Географическая оболочка, окружающая среда, природопользование, рациональное, нерациональное природопользование

Фронтальная беседа

Карта «Природные ресурсы мира».

Иметь представление о современном взаимодействии общества и природы

7

8

2

3

Размещение природных ресурсов и ресурсообеспеченность

ПР №3 Определение

ресурсообеспеченности отдельных стран

Лекция

Ресурсы, ресурсообеспе- ченность, экономическая   оценка, экономическая эффективность освоения         ресурсов, территориаль- ное сочетание        полезных ископаемых

Пр.раб №3

Работа с картой

Карта «Природные ресурсы мира».

Использовать и анализировать статистический материал

9

4

Минеральные ресурсы. ПР №;4

Практикум

Комплексное использование ресурсов,       оборотное использование ресурсов.

ПР №4.  ит «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний».

Индивидуальный опрос, составление картосхемы

Карта «Природные ресурсы мира».

Умение анализировать картографическую информацию

10

5

Земельные, водные и лесные ресурсы. Альтернативные источники    энергии. Океанические         и рекреационные ресурсы.

Диалог

Мировой земельный фонд, лесистость, гидроэнергетический потенциал. Марикультура, аквакультура, касситерит

Фронтальный опрос, практ. работа

Карты мира: физическая, политическая; схемы, таблицы Карты: Мирового океана,

Умение анализировать

11

6

Биологические ресурсы, Ресурсы Мирового океана

Конференция

.

Сообщения учащихся

Карты мира: физическая, политическая

 Осознавать значение ресурсов для человека

Тема 3. Население мира 7 ч.

   12

1

Численность           и воспроизводство населения

Комбиниров.

Демографический взрыв, воспроизводство населения, естественный   прирост, демографический переход, демографическая политика

Политическая карта мира, таблица «Воспроизводство населения»

Анализировать интерактивные источники информации

13

14

2

3

Структура населения мира.

ПР №5Сравнение половозрастных пирамид стран

Комбинир.

практикум

Практическая №5

Географический диктант, фронтальный опрос

Политическая карта мира, карта «Народы мира», статистические таблицы

Запись тезисов

15

4

Расовый и этнический состав, религиозный состав

Трудовые          ресурсы, половозрастные пирамиды

Самостоятельная  работа

Таблицы, политическая карта мира

Использовать источники географической информации

16

5

Размещение населения. Формы расселения населения.

Комбиниров

Урбанизация, агломерация, мегалополис, субурбанизация

работа  с картой

Карта «Плотность населения мира»

Умение сравнивать

17

6

Городское и сельское население .Подготовка к контрольной работе

Практикум

Самостоятельная работа

Политическая карта мира

Умение  анализировать интерактивные источники информации

 

18

7

Контрольная работа №1 по теме «Население мира»

зачет

Тестирование, подготовка к ЕГЭ

Политическая карта мира

Умение систематизировать и обобщать

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство   4 ч.

19

1

Анализ контр работы. НТР и ее черты

Комбинир.

НТР, НТП, региональная политика

Самостоятельная работа

Политическая карта мира

Умение конспектировать

.

20

2

Мировое хозяйство и международное разделение труда

Комбинир.

Мировое хозяйство, МГРТ

Фронтальная беседа

Доклады учащихся

Политическая карта мира

Умение осмысливать  текст учебника

21

3

НТР и структура мирового хозяйства

Семинар

Структура мирового хозяйства, стадии развития общества, секторы хозяйства, депрессивные районы

Сообщения учащихся

Политическая карта мира

Умение передавать содержание в опорных схемах

22

4

Факторы размещения производства в эпоху НТР

Практикум

Глобализация, транснационализация, ТНК, международная экономическая интеграция, зона свободной торговли

Самостоятельная работа

Политическая карта мира

Знать факторы размещения производства

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 13 ч.

23

1

География отраслей мировой промышленности

Лекция

Нетрадицонные источники энергии

Фронтальный опрос

Тематические карты по отраслям

Умение конспектировать тезисы лекции

24

2

Топливная промышленность Электроэнергетика

ПР№:6

Лекция с элементами практикума

Практическая работа №6  «Нанесение на к. карту крупных ТЭЦ, ГЭС, АЭС»

Практическая работа

Тематические карты по отраслям

Иметь представление о топливной промышл мира

25

3

Горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность

Семинар

Сообщения по вопросам

Карта «Полезные ископаемые мира»

Умение анализировать

26

27

4

5

Машиностроение,

ПР №7

Химико-лесная, легкая промышленность

Комбиниров.

Практическая №7 «Нанесение на конт карту крупных автомобильных центров»

Индивидуальный опрос

Тематические карты по отраслям

Умение применять знания на практике

28

6

Сельское хозяйство мира

Лекция

«зеленая революция», монокультура

Самостоятельная работа

Карта «Сельское хозяйство мира»

Использовать статистический м атериал

29

7

Транспорт мира

Семинар-практикум

Мировая транспортная система, контейнеризация перевозок

Работа с картой, самост. работа

Карта «Транспорт мира»

Умение анализировать

30

8

Внешние экономические связи. Международные экономические отношения

Лекция

Индивидуальный опрос

Политическая карта мира

Умение конспектировать тезисы лекции

31

9

Международная торговля.               ПР №8.   Подготовка к контрольной работе

Практикум

Пр. р.абота №8  «Составление картосхемы основных районов международного торговли»

Составление картосхемы

Политическая карта мира

Умение анализировать, работать с дополнительной литературой

.

32

33-35

10

1-3

Контрольная работа №2  по теме «Мировое хозяйство»

Анализ контрольной работы.

Глобальные проблемы человечества

Контрольная работа№2

Политическая карта мира

Умение систематизировать и обобщать

Всего 35 ч


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры                                                           утверждено  

________________образования                                                                     приказом№

Протокол №                                                                                             «_____»______________

«____»_______________

Руководитель кафедры______________(Ан.Л.Н)

Согласовано

Зам. директора________________(Степанова М.А.)

Рабочая программа по  географии  

для 10 класса

Составитель: Кравченко Валентина Петровна

                                                            учитель географии  

                                                    первой квалификационной категории

2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...