УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья (11 класс) на тему

Черненко Галина Романовна

   На современном этапе в условиях свободной конкуренции и реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство к профессиональной школе предъявляются жёсткие требования по подготовке кадров высокой компетенции в различных областях экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskiy_kompleks_doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО                                                                                          

                           ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВАОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                       

                                                                                                                 Черненко Г. Р. учитель

                                                                                                          истории и обществознания

                                                                                                       

   На современном этапе в условиях свободной конкуренции и реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство к профессиональной школе предъявляются жёсткие требования по подготовке кадров высокой компетенции в различных областях экономики.

   России нужны молодые и трудоспособные кадры, обладающие высоким уровнем квалификации, сформированными профессионально-воловыми качествами, способные эффективно работать в производственной сфере.

   В настоящее время работодатель не вполне удовлетворён качествами выпуска профессиональной школы, невысокой их познавательной и профессиональной школы, невысокой их познавательной и профессиональной мотивацией, неразвитостью самоконтроля и профессионального   самосознания, формальный отношением обучащихся к приобретению профессии, что отражается  на развитии личностных и профессиональных качеств (ключевых компетенций) будущего специалиста.

   Поэтому проблема качества подготовки специалистов сегодня актуальна для любого образовательного учреждения.

   Стратегия модернизации начального и среднего профессионального образования Белгородской области ориентирована на перспективные потребности экономики региона, обновление содержания и повышение качества обучения в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии, требованиями работодателей и рынка труда.

   Переходя в режим инновационного развития, образовательные учреждения НПО области стремятся изменить специфику своей работы, включаясь в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса, работают над созданием учебников, учебно-методических и научно-методических пособий, методических материалов.

   Педагогическая наука и практика сегодня убедительно доказывают, что качество и результативность процесса обучения существенно повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.

   Одним из таких путей, несомненно, является создание учебно-методического комплекса, позволяющего повысить уровень методической помощи педагогам, усовершенствовать систему работы методических объединений, цикловых комиссий и творческих групп, освоить новые формы методической работы.

   Учебно-методический комплекс (УМК) – это система нормативной и учебно-методи-ческой документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ. Он представляет собой стройную и чёткую систему организации учебного процесса, позволяет целостно и многоаспектно увидеть образовательный процесс, установить приоритетные зоны его развития, наладить эффективную систему управления и контроля.

   УМК обеспечивает создание экономических, организационных, технико-техноло-гических, методических и научных условий для обеспечения учебного процесса.

   Дидактический эффект достигается за счёт того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении создаются оптимальные условия для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, воспитания и развития обучающихся, происходит активизация их учебно-познавательной деятельности и создаётся система управления. Ценным является то, что комплекс обеспечивает целостность учебного процесса и взаимодействие всех его основных ступеней и форм.

   Основными факторами эффективного применения учебно-методического комплекса, как средства формирования профессиональной компетентности выпускника, являются соответствие компонентов комплекса содержанию изучаемого материала, частным методическим задачам, методам обучения, требованиям рационального использования учебного времени. Сегодня это не только набор дидактического материала конкретного преподавателя, но и инструмент планирования и организации работы целых учреждений.

   Следует отменить, что учебно-методический комплекс, как совокупность учебно-методических материалов, не только не утратил своего значения, но и получил всеобщее признание и развитие после внедрения в нашу жизнь компьютерных технологий. Учебно-методический комплекс это динамическая система, которая постоянно совершенствуется и пополняется в соответствии с современными требованиями условий труда и меняющимися условиями обучения.

   Составные компоненты учебно-методического комплекса дополняют друг друга, обеспечивая наглядность, индивидуальный подход к обучающимся, развивают творческий потенциал будущих специалистов.

   Общеизвестно, что для формирования УМК следует создать рациональную систему и механизм дидактического обоснования и проектирования содержания и средств обучения, разработать нормативы оснащения учебного процесса, а значит, необходима координация, науки и производства, образовательных учреждений и органов управления образованием, профильных департаментов.

   В целях активизации работы по обновлению содержания и развития инновационных технологий в сфере профессионального обучения, создания учебных материалов нового поколения Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов совместно с управлением профессионального образования и науки департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области проводятся конкурсы на лучший учбено-методический комплекс.

   Задачами таких конкурсов являются:

     получение объективной и достоверной информации о комплексном методическом обеспечении учебного процесса;

     презентация дидактических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;

     формирование единого образовательного методического пространства системы профессионального образования Белгородской области;

     обобщение и распространение опыта работы творческих настроенных педагогических коллективов учреждений профессионального образования разного уровня;

     определение ресурсов, необходимых для инновационного развития.

   Понимание структуры и содержания УМК позволяют чётко организовать работу по их формированию.

   Основными инновационными направлениями в области разработки содержания учебно-методического комплекса должны быть:

     содержание образования с учётом регионального компонента;

     использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;

     разработка авторских программ и их апробация;

     разработки авторских методических пособий, лекций, дидактических материалов, рекомендаций, сборников задач и упражнений;

     компьютеризация обучения: электронные учебники, компьютерное тестирование, мультимедийные презентации, составление реферативных текстов лекций, разработка уроков с использованием интерактивной доски и т.д.;

     материалы опыта-экспериментальной деятельности педагогов;

     разработки инструментария промежуточного и итогового контроля качества знаний, умений и навыков учащихся;

     разработки учебных пособий по теоретическим и практическим основам профессиональной подготовки.

   Учебно-методический комплекс «Образовательное учреждение». Не вызывает никаких сомнений, что эффективная жизнедеятельность образовательного учреждения во много определяется чёткостью, точностью и понятностью правового пространства, которое формируется на основе системы нормативно-правовых документов.

  Однако в настоящее время нормативно-правовые документы, регулирующие правоотношения в сфере образования, имеют такие недостатки, как несбалансированность, противоречивость, пробелы, декларативные предписания. Таким образом, целью такого модуля должно быть обеспечение единого нормативно-правового пространства для развития образовательного учреждения в сложившихся социально-экономических условиях.

   В этот раздел может входить бизнес-план, представляющий определенную модель деятельности образовательного учреждения, которая использует все наработки традиционного планирования деятельности применительно к категориям рыночной экономики: конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, стратегии финансирования, проблемам социального партнёрства, качественному обслуживанию потребителя.  

   Также должны быть сформированы пакеты локальных документов по каждой службе образовательного учреждения. Локальные акты имеют особую природу, они не сливаются с нормативными актами и не образуют с ними единую систему. Это самостоятельный правовой феномен.

   УМК должен быть обеспечен всем арсеналом учебно-методических документов, представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательной деятельности. Необходимо также осветить наиболее значимые аспекты деятельности методической службы, её роль и место, дать полную характеристику форм и методов методической работы.

   В настоящее время идёт бурное внедрение информационных технологий в образование. Понятно, что без комплексного внедрения информационно-компьютерной среды сегодня невозможно дать качественное образование.

   Учебно-методический комплекс «Учебная дисциплина» определяет цели и содержание учебной дисциплины, структурно-логическую схему по дисциплине, дидактически обоснованную последовательность её изучения, методы и средства формирования знаний, умений и навыков. Поэтому структура УМК «Учебная дисциплина» может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями: личностью преподавателя, возрастным цензом учебной группы, количеством учебных часов, объёмом практической части и самостоятельной подготовки по дисциплине и т.д.

   Конечно, данные УМК являются рекомендательными и предполагают простор для творческой инициативы как коллектива, так и педагога. Несомненно, что учебно-методический комплекс должен совершенствоваться, развиваться и видоизменяться.

   Все перечисленные аспекты требуют от преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования постоянного поиска наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения.

   Совершенно очевидно, что педагогическая деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения должна быть направлена на повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе методических комплексов.

   Работа по созданию учебно-методического комплекса способствует:

  усилению интереса педагогов к системному подходу при подготовке каждого выпускника;

  повышению уровня преподавания;

  созданию благоприятных возможностей для обмена педагогическим опытом;

  повышению творческой активности педагогов;

  росту квалификации педагогов.

   Создание таких комплексов являются сложной и серьёзной задачей.

Глубоко продуманный и тщательно разработанный УМК:

  1. Способствует мотивации и активизации самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности учащихся; индивидуализации и дифференциации содержания обучения.
  2. Обеспечивает интенсификацию учебного процесса.
  3. Позволяет объективно оценить ход и результаты обучения.
  4. Является «инструментом», с помощью которого обучающиеся познают окружающий мир, технические и технологические объекты, явления и процессы.
  5. Повышает наглядность обучения, делает доступным для обучающихся такой материал, который без применения учебно-методического комплекта недоступен вообще или труднодоступен.
  6. Помогает удовлетворить и в максимальный степени развить познавательные интересы обучающихся, интенсифицирует их учебную деятельность и тем самым позволяет повысить темп изучения учебного материала.
  7. Является самостоятельным источником информации, освобождая преподавателя, мастера производственного обучения от большого объёма чисто технической работы, способствуя повышению эффективности его труда.

   Сам же процесс разработки УМК позволяет каждому педагогу более глубоко и отчётливо осмыслить свою собственную педагогическую деятельность.

   Несомненно, применение УМК позволяет совершенствовать содержание и процесс профессиональной подготовки обучающихся, наиболее полно реализовать основные принципы дидактики, использовать достижения профессиональной педагогики, опыта отечественной и зарубежной профессиональной школы, стимулировать применение новых форм и методов обучения, решать единую педагогическую задачу – совершенствовать качество обучения специалистов, а значит быть конкурентоспособными на рынке труда.

Литература:

  1. А.Н. Сурикова. «УМК – как методическое средство для учителя», М., «Просвещение».2001год.

  1. И.С. Якиманская. «Как построить урок?», М. «Просвещение», 2007год.

  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.:    

 Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ И ДНЕВНИКИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

.        Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: админист...

Выступление на районном семинаре «Реализация программы «Одаренные дети» как средство повышения качества образования».

Школа – это часть большого мира. Ребенок,  попадая  в неё, сталкивается с проблемами, которые будут его окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться...

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования

В данной статье дается понятие образовательной компетенции, рассматриваются виды компетенций и рассказывается каким образом повышение компетентности учителя может осуществляться посредством дистанцион...

Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.

Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе отражены теоретические и практические аспекты создания учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы....

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....