Статья "Формула хорошей школы"
статья на тему

Какая она хорошая школа? Как создать хорошую школу? Какой ее видят наши дети и учителя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula_horoshey_shkoly.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Никитенко З.А.

учитель истории и обществознания

Формула хорошей школы

Просто ли создать хорошую школу? Какой она должна быть? У каждого участника образовательных отношений свое мнение по этому вопросу.

Что такое хорошая школа в представлении наших учеников?

  • «Чтобы не били, не крали, не мешали учиться» - это об отношениях с товарищами.
  • «Чтобы было все понятно, интересно, чтобы относились как к личности» - это об отношениях с учителем.
  • «Чтобы хорошо кормили, убирали, было тепло и уютно, все было  «по современному»» - это к администрации школы.

Какой видит школу современный родитель?

  • «Как можно больше кружков, клубов, секций, чтобы в школе было интересно, чтобы был выбор и ребенок был занят» - это о занятости детей во внеурочное время.
  • «Хотим строгого, но справедливого учителя, высококвалифицированного, но не с избыточными требованиями, чтобы давал хорошие знания, готовил хорошо к экзаменам» - это о требовании к учителю.
  • «Хотим, чтобы была свобода в выборе предметов, элективных курсов, спецкурсов, чтобы ребенок больше изучал то, что ему нужно и поменьше что не нужно» - это о содержании образования.
  • «Чтобы в школе было безопасно, тепло, уютно, хорошее сбалансированное питание, современное материально – техническое оснащение» - это об условиях, созданных в школе.

А что такое в представлении учителя хорошая школа?

  • «Школа, где созданы хорошие условия для работы, где хочется заниматься учениками, а не бумагами» - это об условиях труда.
  • «Школа, где есть свобода творчества, где тебя слышат и понимают, где можно участвовать в коллегиальном управлении. Школа, где созданы условия для профессионального и личностного роста» - это об отношениях с администрацией.
  • «Школа, где учитель может определить для себя оптимальную нагрузку, чтобы качественно работать и при этом получать достойную оплату».

Какой же представляет себе «хорошую школу» администрация?

        Администрация школы согласна со всеми участниками образовательных отношений, более того администрация должна предъявлять к «своей школе» более высокие требования чем другие участники образовательных отношений. В «хорошей школе» есть согласие по поводу общих целей между всеми участниками образовательных отношений – учениками, родителями, учителями, администрацией         и учредителями, что немаловажно.

Администрация должна представлять собой управленческую команду, которая действует согласовано. Каждый член команды действует «по функционалу», «по ситуации» и «в режиме взаимозамены». Администрация школы разрабатывает долгосрочное стратегическое планирование, и  краткосрочное по всем направлениям деятельности школы, предусматривает инструменты реализации и индикаторы отслеживания результатов. Перед администрацией школы стоит задача достижение планируемых результатов, их анализ, коррекция.

В «хорошей школе» педагогический коллектив и каждый педагог в отдельности, администрация и каждый администратор точно и однозначно осознают стоящие перед школой (перед всеми подразделениями) цели и задачи, а также планируемые результаты.

Что стоит на первом месте, а что на последнем - содержание образования, психологический климат, здоровье участников образовательных отношений, развитие и воспитание учеников, кадровая политика, материально – техническая база школы? Сложно сказать, все эти составляющие важны для хорошей, современной школы

Содержание образования должно  соответствовать государственной политике в сфере образования, принимаемым на государственном уровне стандартам. А также содержание образования должно удовлетворять интересы родителей и учеников. Необходимо предлагать учащимся разные учебные планы, развивающие программы, создавать условия для профилизации образования на уровне основного и среднего общего образования, готовить учащихся к дальнейшему образованию вне стен школы и выбору собственной траектории развития.

Благоприятный психологический климат в школе очень важен. В школе должно отсутствовать как явление физическое и психическое насилие, как между учениками, так и между учениками и учителями. В школе должны быть созданы комфортные условия для всех участников образовательных отношений.

Здоровье и безопасность учащихся тоже первостепенная задача школы. В школе должен функционировать пропускной режим, все участники образовательных отношений  должны быть обучены безопасному поведению, соблюдать инструкции и четко знать порядок действий в разных чрезвычайных ситуациях. Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья школьников сейчас не редкость, усилия работников школы и преподавателей должны быть направлены на устранение тех факторов, которые негативно влияют на состояние школьников. В планировании работы школы должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на оздоровление учащихся. Администрация школы должна создать условия, отвечающие санитарным нормам. Учителя должны соблюдать принятые нормы по объему домашних заданий, по использованию технических средств обучения – проектора, интерактивной доски, компьютера, чередовать виды деятельности учащихся.

Наряду с образованием на школу возложена важная миссия по развитию и воспитанию учеников. Воспитательная компонента должна быть заложена во все программы, реализуемые в школе. Воспитательная работа должна проходить через урочную и внеурочную деятельность, через систему дополнительного образования, через работу классных руководителей, учителей – предметников, педагогов дополнительного образования, всех работников школы. Вся школьная жизнь, весь уклад должен воспитывать ученика. Воспитание должно быть не только гражданско – патриотическое и духовно – нравственное, что сейчас очень важно, но и экологическое, эстетическое.

Школа должна быть укомплектована кадрами, молодыми специалистами, опытными учителями, не важно, главное, чтобы учителя могли и хотели повышать свою компетентность, квалификацию, были творчески и позитивно настроены на работу, понимали всю ответственность, которая возлагается на них в деле обучения и воспитания будущего нашей страны. Чтобы педагогический коллектив был сплоченный, действовал как единый организм. Администрация школы должна оказывать всестороннюю помощь и поддержку молодым учителям, чтобы они оставались в школе, создавать условия для профессионального роста учителя.

Материально – техническая база школы должна соответствовать современным требованиям, требованиям ФГОС, санитарным нормам. В школе должно быть оптимально использовано и помещения и оборудование.

«Хорошую школу» нельзя сделать в одиночку. Её нельзя сделать по принуждению, вопреки воле её обитателей. Её нельзя сделать быстро и раз и навсегда, это каждодневная кропотливая работа всех участников образовательных отношений, это образ жизни, это состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Школа хороших привычек"

Программа «Школа хороших привычек» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного, культуры  поведения в  семье, в школе,  в общественных  ...

Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

Семейный праздник в школе: «Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши!»

Методические рекомендацииПредлагаемый праздник имеет фольклорную направленность. Соответственно её же необходимо учесть в оформлении сцены, в костюмах, музыке. Праздник представляет собой сочета...

Олимпиада произносительных навыков "Я хорошо говорю!" для учащихся школы I и II вида.

Задания  для олимпиады разработаны в соответствии с требованиями  программы  "Формирование поизношения" в школе для детей с нарушением слуха. Задания представлены для 3 возрастных катег...

Презентация "Педагогическая команда или как обустроить хорошую школу"

Под словосочетанием "педагогическая команда" подразумевается группа педагогов организованных для достижения общей цели....

Хорошая школа

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.— Эй, мале...