Самоанализ деятельности учителя
материал (9 класс) на тему

Латышева Елена Анатольевна

Сасмоанализ де\ятельности учителя для камеральной экспертизы. УМК для составления рабочей программы по истории и обществознанию. Приоритетные направления выбранные при разработке части образовательной программы. Системно-деятельностный подход в образовании. Работа по созданию дидактических материалов. Методы достижения приемственности между образовательными программами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО, учитель истории и обществознания в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Поворино Воронежской области. Работаю с 2013 года в должности учитель и классный руководитель. Общий стаж работы 3 года. Образование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный педагогический институт» город Борисоглебск. Специальность учитель истории. В школе, которой я работаю, имеются все необходимые условия для эффективной реализации базовых образовательных программ на I, II, и Ш ступенях, а так же создаются комфортные условия для всестороннего развития обучающихся независимо от возраста, пола, индивидуальных особенностей, национальности и вероисповедания.  Школа, рассчитана на 600 ученических мест. Продолжительность уроков 45 минут, перерыв от 10 до 20 минут. Промежуточная аттестация на I и II ступени обучения проводится по четвертям, на III ступени по полугодиям. В школе есть библиотека, фонд которой состоит из 16433 учебной , 9957 художественной литературы, периодические издания по различным тематикам. Спортивный зал школы с двумя раздевалками, оборудован для проведения занятий и спортивных игр, на территории школы есть стадион. Имеется столовая на 100 посадочных мест и медицинский кабинет. Функционирует кабинет медиации. Техническое состояние школы по оценкам экспертных комиссий удовлетворительное. Преподавание происходит на русском языке.В своей работе я стараюсь использовать современные педагогические технологии и методы. Кабинет истории ( как и все кабинеты в школе) оснащен компьютером и мультимедийным оборудованием, которые помогают сделать уроки интереснее и насыщеннее. Я активно привлекаю своих учеников к занятиям исследовательской, проектной деятельности, что позволяет развить их коммуникативные навыки и сплотить коллектив.  Наша школа является площадкой для внедрения ФГОС, поэтому с 2013 года моя работа включает в себя не только проведение уроков, но и разработку образовательных программ; разработку программ учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования.

На основании какой примерной образовательной программы и какого (-их) УМК составлена Ваша рабочая программа? Какие приоритетные направления были выбраны при разработке части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) и ООП ООО и СОО МКОУ «СОШ №1» г. Поворино Воронежской области.

Примерные программы по учебным предметам: «Всеобщая история» 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др. «Просвещение»; «Всеобщая история 5-9 классы Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. «Просвещение»; «История России» 6-9 классы Предметная линия учебников А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. «Просвещение»; «Обществознание» 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. Сорокина Е.Н. ВАКО; Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. Сорокина Е.Н. ВАКО; Поурочные разработки по истории России. 6 класс. Сорокина Е.Н. ВАКО; Поурочные разработки. История России, конец XVI — XVIII век. 7 класс.А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Просвещение; Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс. А.В. Поздеев. ВАКО; Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. Сорокина Е.Н. ВАКО; Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. Сорокина Е.Н. ВАиммКО; Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. Сорокина Е.Н. ВАКО. При разработке части образовательных программ по истории и обществознанию приоритетными направлениями являются: развитие потенциала личности, ориентированное  на саморазвитие и самореализацию; обеспечение качества образования, через совершенствование его содержания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; здоровье сбережение; внедрения информационно-коммуникационных технологий и других приемов инновационных образовательных процессов.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5-9 классы разработана с учетом: учебник Уколова В.И, Уколова И.Е. Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс. М., «Просвещение»; Авторская программа: Уколова В.И., Л.П. Маринович.; М. «Просвещение»; Методические рекомендации: В.И. Уколова, И.Е. Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. М., «Просвещение»; Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков 6 класс. М.: Просвещение; Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского) : пособие для учтелей общеобразоват. организаций / А. В. Игнатов.  2-е изд. — М. : «Просвещение»; Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение»;А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Новая история 1500-18002 учебник для 7 класса, москва «Просвещение»; Универсальные поурочные разработки по новой истории (1800 - 1900 годы). 8 класс : к учебным комплектам: А. Я. Юдовской и др. М.: «Просвещение»; (Е. Н. Захаровой М.: Мнемозина; А. В. Ревякина М.: Просвещение); Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкин Л.М. Новая история, 1800-1914. Учеб.для 8 кл. общеобразоват.учреждений. – М.: «Просвещение»; Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб.для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.-М.:  «Просвещение»; Поурочные разработки.Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб.для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.-М.:  «Просвещение».

                Рабочая программа по Истории России  5-9 классы  разработана с учетом;

История России — Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева — История России. 6 класс. М., «Просвещение»; История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / . Н. Журавлева. — М. : «Просвещение»; Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России к А.А. Данилова,  Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс»,Москва «ЭКЗАМЕН»; История России IX-XVI века: программы для общеобразовательных школ. - «Дрофа»; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI- XVIII  веков.   – М.: «Просвещение»; История России конец XVI-XVIII век поурочные планы по учебнику А.А. Данилов, Л.Г.    Косулина, автор-составитель Н.Ю. Колесниченко; Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: «Просвещение»; Лопатюк Л.М. История России. XIX век. 8 класс. Часть I. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век». 8 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ; Лопатюк Л.М. История России. XIX век. 8 класс. Часть II. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век». 8 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ; История России.9 класс. учеб.для общеобразоват. Организаций. В 2 ч./ Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов,А.А Левандовский; под ред. А.В.Торкунова.- М.: «Просвещение»; История России XX – начало XXI века методические рекомендации/ А.А, Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Бранд, Москва «Просвещение».Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы  разработана с учетом:

Учебник. Обществознание. 5 класс. ФГОС./ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М: «Просвещение»; Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион; Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение»; Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО. (В помощь школьному учителю); И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 6  класс. - М.: Русское слово; Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс (в помощь школьному учителю). – М.: «ВАКО»;  Л.Н. Боголюбов. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений., М.. «Просвещение»; Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. – М.: «Просвещение»; Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс / под редакцией Л.Ф. Ивановой. – М.: «Просвещение»; Учебник. Обществознание. 9 класс : учеб.  для  общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : «Просвещение»; Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  /  Л. Н. Боголюбов  [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : «Просвещение».

Какие методические разработки Вы используете в процессе подготовки к реализации системно -деятельностно го подхода в соответствии с содержанием рабочей программы?

В своей профессиональной деятельности я опираюсь на технологию деятельностного метода обучения направленную на развитие положительных личностных качеств обучающихся, его интересов и способностей, соответствующую современным представлениям о целях школьного образования. В своей работе я использую разнообразные формы, методы и приемы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе: проблемный, исследовательский, поисковый, дискуссивный методы. Для формирования у обучающихся деятельностных способностей, готовности к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни я использую в частности методические и дидактические и технологические, средства, предложенные ЦСДП “Школа 2000...” под руководством Л. Г. Петерсона. Широко применяю современные образовательные технологии например: проектную методику обучения, технологии личностно-ориентированного обучения, проблемное обучение, информационно - коммуникационные технологии. Использование подобных технологий помогает достичь более высоких результатов в урочной и внеурочной деятельности, позволяет обеспечить более высокий уровень подготовки учащихся по предмету, способствует формированию универсальных учебных действий, прививает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие способности. Деятельностный подход помогает ребенку в процессе обучения становиться более компетентным, успешным и уверенным в решении не только учебных, но и жизненных задач.

Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся 

    Моя работа по созданию методических и дидактических материалов включает в себя, прежде всего, изучение методической литературы и приобщение к передовому педагогическому опыту. При разработке методических и дидактических материалов учитываю уровень развития класса и индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности каждого ученика. При подготовке контрольно-измерительных материалов я ставлю конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка. Выбранная тема так же должна быть актуальной и востребованной в педагогическом процессе, для того чтобы в дальнейшем четко определить цель и прогнозируемые результаты. Задания разного уровня сложности и возрастающей трудности помогают ученикам объективно оценить свои возможности и степень усвоения материала, стимулируют потребность в достижении более высокого результата и рефлексии своей деятельности, а также какого-либо их переосмысления. Всегда поощряю интеллектуальный рост учеников, мотивирую и поддерживаю тех, кто старается достичь положительной динамики в усвоении материала.

Кратко изложите свои методы достижения преемственности между образовательными программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

    Преемственность подразумевает разработку основной системы универсальной для всех этапов и содержания образования, разработку универсальных методов, форм организации учебно-воспитательного процесса, создание методик определения результативности. Основанием преемственности на разных ступеней образовательной системы является ориентация на важнейшую стратегическую цель организации непрерывного образования. Путь достижения этой цели - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Не менее важным методом достижения преемственности между образовательными программами является обеспечение познавательной мотивации направленной на пробуждение интереса учащихся. Результатом является заинтересованность в интерактивном диалоге учеников с учителями и одноклассниками. Будучи основой для формирования нравственного поведения, преемственность обеспечивает личностное самоопределение обучающихся: формирует мировоззрение и гражданскую идентичность, выявляет творческие способности, развивает способность без посторонней помощи решать вопросы в различных видах и сферах деятельности. В своей работе для достижения преемственности между образовательными программами я использую проблемно-поисковый метод, метод исследования, использование электронных ресурсов, приёмы сравнения, анализа, обобщения, что приводит к позитивному отношению учащихся к обучению, увлечённости, проявлению инициативы и ответственности. В основной школе делается упор на овладение специальными знаниями и умениями, ИКТ-компетентностями, что необходимо для участия в созидательном труде и осознанного выбора дальнейшего профиля обучения, развития, выбора будущей профессии.

Какие виды целей и задач, в том числе для формирования УУД, Вы ставите на каждом из этапов урока?

    Для каждого из этапов образовательной деятельности для формирования УУД  и в целях повышения эффективности образовательного процесса с заботой о физическом и эмоциональном благополучии обучающихся я ставлю следующие цели: развитие различных компетенций (способностей  успешно действовать на основе знаний, умений и практического опыта при решении учебных задач). Не менее важным является актуализация процесса обучения, формирование научного мышления, повышение мотивации к обучению, развитие интереса к предмету. Если это работа в группах, то создание внутри коллектива гуманного и доброжелательного отношения. Задачи: формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Например: регулятивные УУД способствуют организации и регулированию собственной учебной деятельности. При проведении урока на каждом его этапе я ставлю конкретные цели и задачи. Начальный этап (организационный момент) момент актуализации темы урока. На этом этапе происходит формирование мотивации, важного элемента для подготовки дальнейшей к работе. Не менее важной является саморегуляция. При проверке домашнего задания происходит выявление пробелов в знаниях и их соответствующая коррекция. На этом этапе у обучающихся формируются: умение структурировать знания, анализировать, сравнивать, планировать дальнейшие действия, самоконтроль и самооценка. В процессе введения новых знаний происходит постановка и формулировка проблемы и её осмысление, восприятие и анализ полученной информации. Первичное запоминание, формирование умения, иногда путем предположений и дискуссий, выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы. Обучающиеся осознанно строят речевые высказывания. Закрепление первичных знаний помогает в формировании целостной системы ведущих знаний по теме. Контроль знаний помогает определить качество и уровень овладения знаниями, этап объективного оценивания. На завершающем этапе (рефлексия) происходит анализ и самооценка собственной активности на уроке, а также переосмысление качества своей и общей учебной деятельности. Обучающиеся, выражая собственные мысли- приходят к пониманию того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Кратко изложите методы организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, используемые Вами на уроках.

    На уроках я использую различные методы и формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая. Индивидуальная или самостоятельная учебная деятельность ученика по вопросам или заданиям учителя, самостоятельная деятельность, когда цели и способы деятельности выбираются самими учениками. Индивидуальная работа может быть беседой со слабоуспевающим ребенком во время выполнения другими фронтальной работы. Использование парной работы способствует вовлечению в активную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки. Особенно этот метод актуален при инклюзивном образовании. Я использую эту форму при обобщении материала, отработке умений и навыков. Групповой метод более актуален для обучающихся восьмых, девятых классов. Этот метод активизирует познавательную деятельность, помогает сократить время выполнения задания и одновременно выполнять в группах разноуровневые задания, развивает коммуникативные навыки. Принцип такой работы: один учит всех, все учат одного. На уроках стараюсь использовать различные формы работы: работа у доски, доклады, презентации, работа в парах по системе: ведущий-ведомый, защита проекта. Метод дифференцированного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся по способностям и интересам.

Какие приёмы (вербальные и невербальные) Вы используете для создания рабочей атмосферы, поддержания дисциплины и здоровьесбережения в рамках урока и внеурочной деятельности?

    Для создания рабочей атмосферы и поддержания дисциплины (важной составляющей продуктивной работы) в рамках урочной и внеурочной деятельности, я использую следующие вербальные приёмы: теплая и спокойная речь, иногда изменение её интонации, юмор, своевременная похвала, тактичные замечания. Я всегда называю своих учеников по имени и отчеству, обращаюсь к ним на «Вы». Иногда беседую на сторонние темы, интересующие современных детей, это помогает им увидеть в учителе разносторонне развитую личность, и они охотнее вовлекаются в образовательный процесс. Невербальные средства, которые я использую это: улыбка, доброжелательные взгляд и мимика, открытые жесты, спокойные движения, стабильное предсказуемое поведение, динамические паузы. Немаловажно уметь слушать и слышать своих учеников. Иногда беседы перерастают в дискуссии, но как говорил Сократ: « В спорах рождается истина?», и в конце концов мы вместе принимаем оптимальное решение. Ребята при этом не боятся высказывать собственное мнение, чувствуют себя увереннее и охотно участвуют в различных мероприятиях. Тактичность, корректное обращение, доброжелательность в общение с учениками, на мой взгляд, являются важным фактором обеспечения благоприятной рабочей атмосферы на занятиях, располагает к взаимному доверию и уважению. Для поддержания здоровьесбережения я варьирую виды деятельности, провожу экскурсии на свежем воздухе, провожу физкультминутки, использую зрительный тренажер Базарного. Все это способствует развитию мышления, памяти и одновременно отдыху учеников.

Какие образовательные технологии деятельностного типа Вы используете в образовательной деятельности?

    Слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше характеризуют принц образовательных технологий деятельностного типа: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Моя задача как учителя показать путь к достижению учениками поставленных целей и научить их прогнозировать результат своей деятельности, сотрудничать с ними. Для этого в своей работе я объединяю технологию деятельностного метода с продуктивными образовательными технологиями. Для всестороннего развития личности обучающихся, эффективными технологиями деятельностного типа являются совокупность поисковой, исследовательской, групповой и проектной технологий. Такое слияние предоставляет возможность ребятам практически без посторонней помощи пополнять багаж знаний, глубже вникнуть в изучаемую проблему и спрогнозировать конечный результат - это необходимо при формировании мировоззрения, а также развивает коммуникативные навыки и индивидуальные творческие способности. Использую здоровье сберегающие технологии, потому что считаю: «Здоровье ребенка, прежде всего». Для этого чередую мыслительную деятельность с фискультпаузами, определяю время подачи учебного материала согласно уровню сложности, выделяю время на проведение самостоятельных работ, умеренно использую ТСО. Так же использую технологии личностно ориентированного обучения на основе личностно значимых ситуаций, что позволяет развить интеллектуальные и личностные качества учащихся, разноуровневое обучение (пирамида достижений, портфолио). Проблемное обучение, которое помогает сконцентрировать внимание на конкретной теме. Занимательные игровые технологии органично сочетают процесс познания и увлекательную деятельность. Благодаря участию в ролевых или деловых играх, имеющие в основе элемент азарта и задора, обучающиеся получают качественные и устойчивые знания. Для того чтобы ребенок реализовал свой познавательный потенциал и креативные способности, на своих уроках использую современные образовательные и информационные технологии, которые не только дают возможность повысить качество образования, но и эффективно использовать учебное время.

Какими методами и приёмами Вы пользуетесь для поддержания интереса обучающихся к преподаваемому предмету и теме?

    Для того чтобы поддержать интерес учеников я стараюсь актуализировать тему урока, и связать материал с современностью или адаптировать материал руководствуясь интересами обучающихся. Варьирую подходы к изучению темы: ставлю конкретные цели и задачи, логично выстраиваю рассказ или же предлагаю обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока, а также предлагаю самостоятельно выбрать способы решения поставленных перед ними задач. Ответственно отношусь к подбору материала необходимого для урока, с одной стороны он должен быть корректным с другой увлекательным и создавать ситуацию успеха на пути к прогрессу: от незнания к пониманию, от неумения к положительному результату. Подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы. В процессе обучения использую межпредметные связи, визуальные приемы (картинки, презентации), иногда слушаем музыкальные композиции. На уроках истории и обществознания сочетаю групповую форму работы с индивидуальной (самостоятельной). Для развития творческого потенциала учащихся и аналитических способностей использую нестандартные формы урока включающие в ролевые игры, логические задачи: «урок - экскурсия»; «урок - путешествие», «урок - защита индивидуальных или групповых проектов. Также учащиеся с радостью составляют кроссворды, ребусы, готовят сообщения и презентации к уроку. Создаю благоприятную рабочую атмосферу, которая благотворно влияет на результаты в различных видах урочной и внеурочной деятельности.

Как Вы мотивируете учащихся на формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования?

    В основе формирования мотивации ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования лежат отношения «учитель-ученик-родитель». К взаимопониманию, сотрудничеству, и достижению успешной динамики в различных сферах воспитательно-образовательного процесса помогают прийти, настраивая на достижение общей цели, личные беседы с учениками и родителями, классные часы и родительские собрания. На уроках я мотивирую детей, создавая благоприятные условия для продуктивной работы. Применяю дифференцированный образовательно-воспитательный подход к ученикам с различным уровнем подготовки. Даю практические советы относительно выполнения заданий, не отказываю в помощи тем, кто в ней нуждается. Применяю «живой пример» А.С.Макаренко, поэтому все коллективные школьные дела мы выполняем вместе. В урочной и внеурочной деятельности я практикую систему «оценка лучшего ответа», которая пробуждает стремление достигнуть чего-то большего. Стараясь прививать ученикам, желание творчески экспериментировать, саморазвиваться, поощряю свободу выбора и личностного творческого роста, мотивирую развивать способности данные от рождения. «Держу руку на пульсе» взаимоотношений обучающихся, чтобы вовремя предотвратить нежелательные конфликты и их последствия. В итоге стимулирование стремлений учащихся к самообразованию, самостоятельности, познавательной активности, формирует индивидуальные образовательные траектории, по которым учащиеся самостоятельно контролируют свою учебную деятельность самоопределения и самореализации.

Кратко представьте содержательно-критериальную основу Вашей оценочной деятельности. Приведите 1-2 примера оценочной деятельности в рамках урока и внеурочных занятий.

    Главным стимулом для учащихся остается оценка, полученная на уроке. Именно оценка влияет на степень удовлетворенности учеников результатами своего труда. Подробно аргументирую оценки, выставляемые ученикам за работу на уроке. При выставлении оценок стараюсь быть объективной, но если сомнение в объективности имеют место, применяю метод коллективного оценивания, при котором все ученики в классе вовлекаются в оценочный процесс, подвожу совместно с классом итог урока. Весьма практичной находкой считаю различные оценочные тесты различных уровней контроля. Иногда, по завершении работы с тестом, ребята сами проводят двойной контроль. Ученики проверяют тесты своих одноклассников, выставляют оценки, а те в свою очередь перепроверяют свои работы и следят за объективностью результата. Самые объективные и внимательные ребята получают дополнительный балл. Это мотивирует и помогает избежать недоверия. Устная похвала так же немаловажный элемент оценивания она поднимает самооценку ученика. Критерии педагогической оценки на уроках истории и обществознания таковы: оценку "5" получает ученик, который без ошибок, соблюдая последовательность, логично, литературно излагает учебный материал; понимает сущность тех или иных событий, понятий или явлений; формулирует главную мысль; самостоятельно подкрепляет ответ конкретными примерами, фактами; легко устанавливает внутри предметные и межпредметные связи; на дополнительные вопросы учителя отвечает без ошибок. Оценка «хорошо» ставится, если ученик пересказывает учебный материал, отвечает на дополнительные вопросы при это не допуская серьезных ошибок, или имеет недочеты в ответах на вопросы. Оценку «удовлетворительно» получает ученик имеющий пробелы в знаниях, которые не препятствуют дальнейшему усвоению учебного материала; допускает фактические ошибки, путается в терминологии или датах; недостаточно грамотно формулирует ответ; дает неполные ответы на вопросы. Оценку «неудовлетворительно» получает ученик, который отказался отвечать. Так же если он не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах темы урока, не ответил на поставленные вопросы, воспроизвел неверное содержание задания, допустил в ответе грубые ошибки, которые не в состоянии исправить даже при помощи учителя. В своей оценочной деятельности преследую цель стимулировать учебно - познавательную деятельность учащихся, не причиняя морального вреда, поэтому оценку «2» ставлю в исключительных случаях. Иногда использую метод «виртуальной двойки», пока несуществующей в журнале. Такой метод активирует познавательную деятельность и сохраняет душевное равновесие моих учеников.

Кратко охарактеризуйте виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета и его применения в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях.

    На моих уроках для получения новых знаний ребята использую такие виды работы, как: работа (поисковая деятельность) с текстом, источниками или картой, творческая работа по составлению, например, кроссвордов или написанию стихов, различные игровые виды деятельности. Подготовка презентаций, сообщений и докладов подразумевает работу с дополнительными источниками информации: библиотечной и периодической литературой. Подбирают актуальную информацию в сети Интернет. Ребята охотно принимают участи в олимпиадах различного уровня. Во внеурочной деятельности привлекаю детей к исследовательской работе и работе над проектами, к участию в социальных флешмобах. Проектная деятельность (особенно групповая) дает возможность раскрыть потенциал каждого участника. Добывая новые знания, обучающиеся в конечном итоге должны научиться применять их на практике. Сочетание урочной деятельность с внешкольной работой по предметам помогает всестороннему личностному развитию обучающихся.

Какие направления в работе по социализации обучающихся считаете приоритетными в своей педагогической деятельности?

    Работа по воспитанию и социализаци, которые являются неотъемлемыми составляющими процесса воспитания и образования обучающихся, ведется по нескольким основным направлениям: патриотическо-гражданское, духовное и нравствено-эстетическое, воспитание адекватного отношения к труду, интеллектуальное и здоровьесберегающее воспитание, культурно-социальное и медиакультурное воспитание, воспитание правовой культуры (как элемента культуры безопасности), экологическое воспитание, воспитание общемировых ценностей (в частности семейных). Эти направления помогают обучающимся раскрыть свой ценностный, культурный, творческий, познавательный, коммуникативный потенциалы. И способствуют развитию у ребят общенациональных ценностей, таких как духовность, любовь, дружба, гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, эстетическое развитие. Как учитель-предметник и классный руководитель я привлекаю своих учеников к участию в мероприятиях и конкурсах различного уровня, в Акциях, встречах с интересными людьми, в благотворительных мероприятиях. Образовательный процесс, включая в себя учебный и социально-творческую деятельность, способствует развитию умений практически применять полученные знания, как в школьной, так и в обычной жизни.

Сформулируйте свои методы эмоционального сопереживания и поддержки обучающихся.

    В своей работе я использую метод эмоциональной отзывчивости и поддержки обучающихся. Считаю, что необходимо установить эмоциональный контакт, во взаимоотношениях учитель-ученик должно быть доверие. Ребята всегда могут обратиться ко мне по любому вопросу. Помогают мне в этом такие приемы как: эмпатийное слушание, образное стимулирование, эмоционально-сенсорного воздействие, совместное погружение в проблему. Прием «эмоциональное переключение» помогает не зацикливаться на проблеме, а искать пути её решения или же попросту отвлечься. Часто мы просто беседуем на пространные темы (интересующие или беспокоящие ребят). Зачастую ребенок нуждается в том, чтобы его просто выслушали. Провожу совместные беседы учеников с родителями (и если нужно другими учителями-предметниками) это помогает глубже взглянуть на причину детских переживаний.

Какие эффективные формы взаимодействия участников образовательных отношений (родителей, обучающихся, педагогов) Вы практикуете?

    Активно вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс. Провожу классные часы, приглашаю для бесед в индивидуальном порядке. Довожу до их сведения информацию об учебных достижениях детей об их поведении, консультирую по различным вопросам или же беседы носят тематический характер. Провожу анкетирования с целью изучения семьи или «погоды в доме». Привлекаю родителей совместно с детьми к участию в школьных мероприятиях, экскурсиях. Стараюсь быть доброжелательной и всегда объясняю, что учебно-воспитательная работа тогда будет максимально продуктивной, когда работа ведется в тандеме (дети, родители и учителя). Если того требует ситуация приглашаю учеников и их представителей на совет профилактики, где проводятся педагогические беседы необходимые для коррекции поведения, часто влияющего на результат учебной деятельности и оказанию необходимой помощи в любой жизненной ситуации.

Какие требования к самодисциплине педагога Вы считаете важными и как. Вам удаётся их реализовать в своей профессиональной деятельности? 

    Самодисциплина и самосовершенствование, объективная самооценка важны для учителя потому, что, дети порой перенимают манеры и поведенческие особенности своих педагогов.  В вопросах самодисциплины придерживаюсь принципа «важно все» от внешнего вида до культуры речи. Ценю такие качества как пунктуальность, умение расставлять жизненные приоритеты, умение объективно и реагировать на происходящее вокруг, самокритичность, вежливость. Занимаюсь самообразованием. В урочной и внеурочной деятельности соблюдаю последовательность режимных моментов, трудовую дисциплину. Соблюдаю санитарно-гигиенические нормы. Этим требованиям к самодисциплине стараюсь следовать неукоснительно.

На основании каких принципов строите свои взаимоотношения с коллегами?

    Мои взаимоотношения с коллегами строятся на принципах толерантности. В коллективе должна быть создана комфортная психологическая атмосфера, нужно уважать своих коллег, так как мы делаем общее дело. В общении стараюсь быть искренней, доброжелательной. Важной считаю взаимовыручку как неотъемлемую часть конструктивного сотрудничества.

Были ли в межаттестационный период обоснованные письменные жалобы на Вашу деятельность со стороны обучающихся/их родителей, взыскания администрации?

Взысканий со стороны администрации и жалоб со стороны обучающихся и их родителей не имею

Были ли в межаттестационный период письменные благодарности от родителей обучающихся? (При наличии благодарностей указать реквизиты входящих документов и формулировки благодарностей)

    От родителей обучающихся по окончании года. Благодарственное письмо от Родителей 9 б класса.

Уважаемая Елена Анатольевна!

Мы родители учеников 9 б класса МКОУ «СОШ №1 г. Поворино», от всей души благодарим Вас за внимание, заботу и чуткость, проявленные по отношению к нашим детям. На протяжении последних лет Вы сопровождали наших детей, помогая им преодолевать сложности и неудачи в учебе, сопереживая и поддерживая их в трудные минуты. Вместе с учениками Вы радовались их успехам. Ваш профессионализм и чуткость помогали нашим детям поверить в себя, обнаружить новые способности и таланты. Благодарим за проявленное терпение, внимание и заботу об учениках! Пусть не иссякнет Ваш рабочий энтузиазм, стремление к совершенствованию образовательного процесса и вера в то, что каждый ученик получит максимальное количество знаний, как касающихся школьных предметов, так и жизненных!

от 26.05.2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год

За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания,  умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...

Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.

Тема  работы  школы , в  которой  я  преподаю, «Формирование  компетенций  учителя  и  учащихся  как  средство  повышения  качества...

Самоанализ деятельности учителя

Таблица самоанализа деятельности учителя , самообразование...

Самоанализ деятельности учителя русского языка и литературы за учебный год

В помощь учителям русского языка и литературы при написании самоанализа...

Самоанализ деятельности учителя английского языка

В этом документе я обобщила опыт работы за последние 5 лет....

Самоанализ деятельности учителя

Самоанализ деятельности учителя...

Самоанализ деятельности учителя за учебный год

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в п...