КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
проект на тему

Айдаева Индира Насрулаевна

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_aydaeva.docx92.1 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«Развитие математической грамотности и познавательных способностей учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации и профессиональному самоопределению»

1.Формальные параметры:

1.1. Наименование педагогического проекта:«Развитие математической грамотности и познавательных способностей учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации и профессиональному самоопределению».

1.2. Автор – разработчик: Айдаева И.Н.

1.3. Период формирования и функционирования педагогического опыта:2016-2020 г.

1.4. Адрес педагогического опыта.

Педагогический опыт предназначен для учителей математики и естественно-научного цикла, занимающихся вопросами формирования УУД, формирования познавательных способностей и математической грамотности. Предложенный в системе работы механизм и этапы деятельности могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности, а также в рамках индивидуальной работы по подготовке к итоговой аттестации.

1.5. Участники проекта:учитель, ученики, родители, сетевые партнеры

2. Содержательно-целевые  параметры:

2.1.Актуальность педагогического проекта.

Необходимость разработки инновационного проекта   обусловлена концептуальными основами нормативных документов: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

        Выявление, развитие и поддержка одаренных детей является стратегически важным направлением развития отечественной системы образования. Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на современном этапе. В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах. Существующие реалии инициируют создание моделей образования, направленных на полноценное развитие каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных психологических ресурсов и предоставление возможностей для последующей инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Эти задачи являются общими для всех групп обучаемых, но особую актуальность они приобретают по отношению к одаренным детям.

Хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки делают люди, проявляющие способности  в соответствующей области. Всё это выдвигает перед школой задачу всемерного развития у учащихся познавательных способностей, склонностей и интересов, задачу повышения уровня математической грамотности, уровня математического развития школьников. Наряду с этим школа должна уделять особое внимание школьникам, проявляющим высокий уровень способностей к математике, содействовать математическому развитию учащихся, проявляющих особую склонность к изучению математики.

Некоторые считают, что вместо отбора способных к математике школьников необходимо заниматься изысканием возможностей максимального математического развития всех учащихся. Но одно всегда будет дополнять другое, так как  и при самых совершенных методах обучения индивидуальные различия  в математических способностях всегда будут иметь место – одни и тогда будут более способными, другие – менее способными.

Следовательно, учителя математики должны вести систематическую работу по развитию математических способностей у всех школьников, по воспитанию у них интересов и склонностей к математике и наряду с этим должны уделять особое внимание школьникам, проявляющим повышенные способности к математике, организовать специальную работу с ними, направленную на дальнейшее развитие этих способностей.

Несмотря на потребность общества в людях, способных внести свой вклад в развитие математической науки, и возлагающуюся на школу задачу по развитию математических способностей, в современной школе наблюдается следующая ситуация:

  • формализм математических знаний;
  • отсутствие мотивации учения;
  • неумение применять полученные знания на практике;
  • отсутствие самостоятельной и творческой деятельности учеников;
  • недостаток ресурсов -  дидактических пособий, способствующих подготовке учеников к этой творческой деятельности.

Сущностьопыта состоит в изучении проблемы возможности максимального раскрытия познавательных способностей и математической грамотности в условиях использования сетевых учебных платформ.

Новизнаопыта состоит в том, что изучены специфические условия деятельности, способствующие интенсивному развитию математических способностей учащихся.

2.2. Цели и задачи педагогического проекта.

 Исходя из этого положения, была поставлена цель: подобрать систему методов и приемов, направленных на формирование познавательных способностей и математической грамотности школьников.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить методологию проблемы.
  2. Провести диагностику уровня сформированности познавательных способностей и математической грамотности.
  3. Подобрать методы, приемы, современные учебные материалы, сетевые ресурсы, направленные на формирование математической грамотности и познавательных способностей.
  4. Вести мониторинг эффективности применения выбранных методов и приемов и корректировать их применение, согласно полученным результатам.

2.3. Инновационная направленность педагогического проекта.

Инновационная направленность проекта состоит в создании приёмовчерез систему работы с модульными курсами и сетевыми учебными платформами.

2.4. Методологическая база педагогического  проекта.

  • теории развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин)
  • психолого-педагогические теории Р. С. Немова, Б. М. Теплова, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Н. С. Лейтеса,  Ю. Д. Бабаевой, В. С. Юркевич  о развитии математических способностей в процессе специальным образом организованной учебной деятельности.
  • Крутецкий  В. А.  Психология математических способностей школьников. М.: Издат. Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998. 416 с.
  • Заиграев А.С. Психология математических способностей. - http://it-med.ru/index.php.
  • Салюкова С.В. Влияние системы заданий по математике на развитие математических способностей учащихся 7-9 классов. - http://www.bank.orenipk.ru/Text/t29_28.htm
  • Сапожников В.М. Внешние и внутренние условия развития математических способностей. - http://www.mironych.ru/3/2.html

2.5. Содержательная форма проекта. Стратегия и механизмреализации проекта. (практическая часть)

Это – наиболее объемная часть проекта.

Любой педагогический проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.

По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта. Так, педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий, определяет способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, партнеров).

Здесь педагог раскрывает, как задачи проекта будут решаться в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, через систему мероприятий, через социальные практики и индивидуальные проекты учащихся.

Изучение приемов диагностики математических способностей и их применение

В. А. Крутецкий даёт следующее определение математическим способностям: "Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики". Собранный В. А. Крутецким материал позволил ему выстроить следующую общую схему структуры формирования математической грамотности  в школьном возрасте.

1.  Получение математической информации.

1)  Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.

2.  Переработка математической информации.

1)  Способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. Способность мыслить математическими символами.

2)  Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.

3)  Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами.

4)  Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.

5)  Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.

6)  Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

3.  Хранение математической информации.

1)  Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

4.  Общий синтетический компонент.

1)  Математическая направленность ума.

Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, своеобразный синдром математической одаренности, математический склад ума.

Не входят в структуру математической одаренности те компоненты, наличие которых в этой системе не обязательно (хотя и полезно). В этом смысле они являются нейтральными по отношению к математической одаренности. Однако их наличие или отсутствие в структуре (точнее, степень их развития) определяют тип математического склада ума. Не являются обязательными в структуре математической одаренности следующие компоненты:

1.  Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика.

2.  Вычислительные способности (способности к быстрым и точным вычислениям, часто в уме).

3.  Память на цифры, числа, формулы.

4.  Способность к пространственным представлениям.

5.  Способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости.

        Мной были изучены следующие методы диагностики математической одаренности: тест математических аналогий  - «Задачи Гайштута», тест на выявление одаренности в той или иной области В.А.Крутецкого. В результате диагностирования  в 5 классе выявлена группа учащихся в количестве 5 человек, показавшая высокий уровень математических способностей.

4. Отбор методов и приемов, которые способствуют развитию математических способностей

В своей практике я применяю следующие способы  активизации самостоятельной  творческой деятельности: проектная деятельность, применение ИКТ, межпредметные связи, нестандартные уроки, проблемные ситуации. Предпочтение при планировании уроков я отдаю проблемно-поисковым методам, к которымотносятся: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Материалы, используемые мной для развития математических способностей:

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ

1) Задачи с несформулированным вопросом

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте возможные вопросы по условию данной задачи. (Например: во сколько раз коробка конфет дороже шоколада? Что можно купить на 60 руб?)

Пример. В первый день на клумбе распустились 2 розы. В каждый следующий день распускалось на 4 розы больше, чем в предыдущий. Задайте возможные вопросы по условию данной задачи. (Сколько роз распустится на клумбе на 5 день? За 5 дней?                                

2) Задачи с неполным составом условия

Пример.  Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа? (не хватает данных о расстоянии, на котором находились пешеходы друг от друга)

Пример.В треугольнике одна сторона имеет длину 10 см, а другая 8 см. Найти длину третьей стороны. (точно найти третью сторону возможно только в случае прямоугольного треугольника, о чем в условии не говорится)

        Учащимся задаются вопросы:

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?                                

3) Задачи с избыточным составом условия

Пример. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш. (на 8 кг, при этом количество ящиков значения не имеет)

Пример.Найти площадь прямоугольного треугольника с катетами 9 см и 40 см и гипотенузой 41 см. (достаточно знать катеты, гипотенуза в вычислении площади не участвует)

4) Задачи с несколькими решениями.

Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

(1 способ: 1280-(0,25*1280+0,45*1280)=834

2 способ: 1280-0,7*1280=834

3 способ: 1280*(1-0,7)=834)

Пример. Найти несколько способов решения уравнения xImage1570+ 6x - 7 = 0.

(1 способ: по алгоритму решения квадратного уравнения

2 способ:xImage1570+ 7x - х - 7 = 0, х(х-1)+7(х-1)=0, (х-1)(х+7)=0, х=1, х=-7.

3 способ: по теореме Виета)

5)  Задачи с меняющимся содержанием.

Пример.  Исходная задача. Туристы прошли за день 20 км, что составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута? (20/0,4=50)

Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км, и им осталось пройти 60% намеченного маршрута. Какова длина маршрута? (20/(1-0,6)=50

Пример. Исходная задача. Товар стоил 580 рублей. Он подорожал на 10%. Сколько рублей стал стоить товар? (1,1*580=638)

Второй вариант. Товар стоил 580 рублей. Он подорожал на 10%, а затем еще на 20%. Сколько рублей стал стоить товар? (1,2*1,1*580=765,6)

Третий вариант.  Товар стоил 580 рублей. Он подорожал на 10%, а затем еще на 20%. Как изменилась цена товара? (765,6-580=185,6р. – подорожание)

Четвертый вариант. Товар подорожал на 10%, а затем еще на 20%. Как изменилась цена товара? (1,2*1,1х=1,32х; 1,32-1=0,32=32%, товар подорожал на 32%)

6)  Задачи на доказательство.

Пример. В школе 5 восьмых классов. В каждом их них учится по 32 человека. Докажите, что найдутся 14 человек, родившихся в один месяц. (Всего в восьмых классах 160 человек, 12 месяцев в году, используя принцип Дирихле, получаем, что так как 13*12=156, то найдутся 14 человек, родившихся в одном месяце)

Пример. Докажите, что произведение любых трех последовательных чисел делится на 6.

(х(х+1)(х+2) – среди этих чисел обязательно одно четное, делящееся на 2, одно – кратное 3, значит произведение кратно 3*2=6)

7) Задачи на соображение, логическое рассуждение.

Пример.Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?  (2000000л=2000куб.м., высота бассейна равна 2000/(200*50)=2000/10000=0,2м=20 см. Плыть человеку нельзя.)

Пример. Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 1200 мм и 240 см и вычислите его площадь и периметр.(вычислить площадь и периметр можно, но начертить в тетради нельзя).                                        

8) Работа по классификации задач                                                

9) Составление задач, творческие задания

Пример. Авторская задача, 9 кл.: Дочь ко Дню рождения своей мамы решила купить подарок. Для этого она в первый месяц отложила 300 р., в каждый последующий месяц она откладывала на 100 р. больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у дочери через 5 месяцев?

(арифметическая прогрессия, S5=(300+700)/2*5=2500)

РЕБУСЫ

Математические ребусы обычно используются для развития логического мышления у школьников, поскольку их решение построено на логических рассуждениях.

Пример.  ЛИСА + ВОЛК = ЗВЕРИ

Ответ: 9573 + 8492 = 18065

ИГРЫ

В большинстве задач на математические игры, чтобы выиграть, игроку на основе заданных правил игры следует разработать свой план действий (стратегию). Для этого он опирается не только на правила игры, но и анализирует теорию, важную для решения задачи.

Пример. Имеется три кучки камней: в первой – 10, во второй – 15, в третьей – 20 камней. За ход разрешается разбить любую кучку на 2 меньшие. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход. Кто победит – начинающий или его партнер? (Всего имеется 45 камней. В итоге мы получим 45 кучек по одному камню. Для того, чтобы первую кучку разложить по одному камню, надо 9 ходов, для второй кучки понадобиться 14 ходов, для третьей — 19 ((число ходов не зависит от того, отделяем по одному камню или по несколько). Итак, число ходов 9+14+19=42 и это число не зависит от того какие ходы делают партнеры. Последний, четный ход делает второй и выигрывает.)

  1. Виды работы для подготовки высокомотивированных учащихся к участию в мероприятиях, требующих повышенной математической подготовки.

УРОК

На практике достаточно часто используется идея организации работы с одаренными детьми исключительно во внеурочное время по специально разработанным программам. Олимпиадные задачи обладают той особенностью, что их невозможно научиться решать, опираясь только лишь на некую шаблонность. Поэтому для успешного решения данной проблемы не следует отрабатывать какие - либо алгоритмы, едва ли это возможно сделать ввиду большой разноплановости олимпиадных задач. Основное внимание необходимо уделить развитию логических приемов мышления: анализу, синтезу, абстрагированию, обобщению, систематизации, индукции и т. д. Важно развить у учеников таких качеств мышления как гибкость, конструктивность, критичность, а также свойств личностного характера: трудолюбие, целеустремленность, усидчивость. Весьма сомнительно, что все эти качества мышления и личностные характеристика можно развить у учащихся только на внеурочных, дополнительных занятиях, поэтому основная доля работы по развитию математических способностей выпадает на урочные занятия. Урок остается основной формой организации учебной деятельности со всеми группами учащихся. Вполне естественно, что в классах, где обучаются одаренные дети или дети с повышенным интересом к математике, от учителя требуется максимальная мобилизация усилий не только при подготовке к занятиям, но и при реализации каждого этапа урока. В условиях сельской школы, когда в классе ученики совершенно разного уровня, учителю необходимо тщательно дифференцировать материал, подбирать задания для учеников разных групп, уметь уделять на уроке время тем ученикам, которые имеют высокие математические способности и имеют потенциал выйти за рамки школьного учебника. Таким ученикам необходим индивидуальный маршрут.

Данная работа должна вестись в следующем направлении:

 1) планирование учебных и развивающих целей урока;

 2) отбор содержания урока, не только математического, но и развивающего характера;

3) определение структуры урока и формы проведения урока;

 4) выбор методов обучения и дидактических приемов на каждом из этапов урока.

Применение специальных приемов и методик работы вполне ожидаемо могут заинтересовать ребенка математикой и перевести его из категории «способных учащихся» в ранг «увлеченных математической наукой».  В основе построения модели такого урока лежит концепция проблемно-развивающего обучения.

Мною используются следующие  способы организации процесса проблемного обучения:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели

3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Методические приемы решения проблемных ситуаций:

-подведение  учащихся к противоречию и способу его разрешения;

-изложение  различных точек зрения на один и тот же вопрос;

-знакомство учащихся  с неоднозначным способом решения;

-предложение рассмотреть задачу с различных позиций;

-сопоставление  фактов;

-постановка конкретных вопросов;

-определение и постановка проблемных теоретических и практических заданий.

К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проблемного обучения на уроке идет с существенными “пробелами”. Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рассмотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых явлений... Казалось бы, все в порядке, однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуальной сферы. В чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам:

- создание проблемной ситуации

- высказывание предположений в ответ на проблемный вопрос

- постановка учебной проблемы

- выбор способа ее решения

- решение проблемы

- проверка правильности решения.

Здесь названы основные этапы, они логически связаны между собой, и стоит только опустить какой-либо из этапов, процесс проблемного обучения будет нарушен, окажется неполноценным именно с точки зрения реализации закономерностей развития школьников.

Проблемная ситуация создаётся при использовании педагогом проблемного вопроса, проблемной задачи. Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем недоумение «Почему не получается?». Не каждый вопрос является проблемным. Если вопрос окажется слишком лёгким для учащихся, то он будет затрагивать зону актуального развития детей, и не будет являться мотивирующим началом для познания, не будет являться проблемой для ребёнка. Если заданный вопрос окажется чрезмерно сложным, то он также не будет мотивировать, так как учащиеся не имеют базы знаний и умений, достаточных для ответа на данный вопрос.  При постановке проблемной ситуации необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Часто реализовать принципы проблемно-развивающего обучения позволяют разносторонние знания по смежным предметам и даже предметам других предметных областей. Так, мною разработан ряд нестандартных уроков: «Прогрессии и циклы» (9 класс, математика+информатика и ИКТ), «Математические скачки» (7 класс, математика+экономика+физическая культура), «Математическое путешествие в край орлов, героев и сказочных цветов» (8 класс, математика+краеведение), «Тригонометрический турнир» (10 класс, математика+физика+астрономия), «Логарифмический марафон» (10 класс, математика+физика+биология), «Действия с дробями» (6 класс, математика+культура здоровья), «Линейные уравнения: экскурс в историю» (7 класс, математика+история); внеклассные мероприятия «Математик-бизнесмен» (7-11 классы, математика+экономика), «МИФы нашей школы» (7-11 классы, математика+физика+информатика и ИКТ).

ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

        К внеурочным занятиям можно отнести кружковые занятия, которые можно строить по тематике, расширяющей школьный курс математики, точечно работая с одаренными детьми.

Внеурочные занятия по математике решают целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, развитию индивидуальных способностей ученика, максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.

Почему ученик занимается математикой вне занятий? В младшем возрасте это интерес к математике как любимому предмету, в среднем и старшем – это либо интерес к математике как науке, либо профессионально-ориентационный интерес, связанный с предполагаемой послешкольной деятельностью.

Среди олимпиадных задач, которые можно решать на внеклассных занятиях, я выделяю следующие категории внеучебных задач.

Первая категория. Задачи типа математических развлечений (занимательные задачи).

Примеры:

Задача 1. Сколько было рукопожатий?


На совещание явилось 10 человек, и все они обменялись рукопожатиями.
logica-zadacha-add-1

Сколько было рукопожатий? (Каждый из 10 человек пожал руки своим коллегам. Однако произведение 10 · 9 = 10 дает удвоенное число рукопожатий (так как в этом расчете учтено, что первый пожал руку второму, а затем второй первому, на самом же деле было одно рукопожатие).  Итак, число рукопожатий равно: (10 · 9) : 2 = 45. ИЛИ использовать сочетания)

Задача 2. Сколько страниц в учебнике?


Для нумерации страниц в учебнике понадобилось 534 цифры.
logica-zadacha-add-2

Сколько страниц в учебнике? (Для нумерации первых 9-ти страниц учебника использованы 9 цифр.Следующие 90 страниц занумерованы двузначными числами. Для этого потребовалось 90 · 2 = 180 цифр.

Остаток, приходящийся на трехзначные номера, составляет: 534 - (180+9) = 345 цифр. 
Из этих цифр составлены 345:3 = 115 трехзначных номеров. Итого число страниц в учебнике равно 9 + 90 + 115 = 214.)
logica-zadacha-add-3b

Задача 3. Расставить вдоль сторон цифры


Расставить вдоль сторон треугольника цифры 
1, 2, 3,..., 9 так, чтобы сумма цифр вдоль каждой стороны равнялась 20-ти.logica-zadacha-add-3a

Цифра, стоящая в вершине треугольника, принадлежит каждой из сторон, выходящих из этой вершины.http://www.math-on-line.com/olympiada-edu/picture/logica-zadacha-add-3.jpg

Задача 4. Сколько страниц выпало из книги ?

Из поврежденной книги выпала часть сшитых вместе листов. 
Номер первой выпавшей страницы - 143.
Занимательная задача для школьников

Номер последней записан теми же цифрами, но в ином порядке.

Сколько страниц выпало из книги ?

(Первая выпавшая страница имеет нечетный номер. Следовательно, номер последней выпавшей страницы четный и равен 314 (единственное четное число, большее 143 и составленное из тех же цифр). В книге осталось 142 страницы, предшествующие выпавшим. Поэтому число выпавших страниц равно 314 - 142 = 172.)

Вторая категория. Задачи, примыкающие к школьному курсу математики, но повышенной трудности.

Примеры:

Задача 1. Является ли рациональным или иррациональным числом значение выражения  – (8 класс).(значение выражения равно 2, является числом рациональным)

Задача 2. Три различных целых числа составляют геометрическую прогрессию. Их сумма равна -3. Найдите эти числа. (9 класс). (-1, 2, -4)

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Для себя выделяю следующие три вида внеклассной работы.

Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, зависимо от способностей и знаний ученика.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней отношу факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду отношу вечера, научно - практические конференции, недели математики, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.

Для подготовки к олимпиадам по возможности использую все эти формы.

Неотъемлемой частью современного учебного процесса, становятся ИКТ. Использование ИТ во внеклассной работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Использование информационно-компьютерных технологий способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Проводятся по мере обращения учащихся при затруднениях в разборе архивов олимпиадных материалов прошлых лет различных уровней, при самостоятельном рассмотрении заданий второй части экзаменационных работ в 9 и 11 классах.

Материалы для индивидуальных консультаций при подготовке к участию в ДВИ подбираются их архивов ДВИ по математике в МГУ имени М.В.Ломоносова разных лет на сайте http://репетитор-мгу.рф/?i=400

  1. Распределение тем олимпиадной математики по классам (на основе книги Н.Х.Агаханова, О.К.Подлипского «Математика. Всероссийские олимпиады».-М.: Проение, 2009)

Тематика заданий этапов олимпиады

Темы, выходящие за пределы школьной программы

Специальные олимпиадные темы

5-7 классы

Натуральные числа и нуль. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами.

Представление числа в десятичной системе

Числовые ребусы

Делители и кратные. Простые и составные числа. НОК и НОД. Разложение числа на простые множители. Взаимно простые числа.

Количество делителей числа.

Логические задачи

Признаки делимости на 2, 3, 5, 9

Четность. Деление с остатком. Признаки делимости на 4, 6,  11

Истинные и ложные утверждения

Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби.

«Оценка  + пример»

Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональность величин. Проценты.

Золотое сечение

Построение примеров и контрпримеров

Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение положительных и отрицательных чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий. Целые и рациональные числа.

Инвариант

Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Линейное уравнение.

Уравнение с модулем.

Принцип Дирихле

Функция. График функции. Линейная функция.

Кусочно-заданная функция

Разрезания, раскраски

Представление о начальных понятиях геометрии, геометрических фигурах. Равенство фигур. Отрезок. Расстояние между точками. Угол. Виды углов. Пересекающиеся и параллельные, перпендикулярные прямые. Треугольник и его элементы. Признаки равенства треугольников. Сумма углов треугольника.

Представление о площади фигуры.

Игры

8-9 классы

Натуральные числа и нуль. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами.

Представление числа в десятичной системе

Логические задачи

Делители и кратные. Простые и составные числа. НОК и НОД. Разложение числа на простые множители. Взаимно простые числа.

Четность. Признаки делимости на 4, 6, 11. Свойства факториала. Свойства простых делителей числа.

Истинные и ложные утверждения

Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби.

«Оценка  + пример»

Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональность величин. Проценты. Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение положительных и отрицательных чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий. Целые и рациональные числа. Понятие об иррациональном числе. Изображение чисел точками на координатной прямой. Числовые неравенства и их свойства. Операции с числовыми неравенствами. Квадратный корень.

Сложные проценты

Построение примеров и контрпримеров

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Многочлены. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Квадратный трехчлен: выделение квадрата двучлена, разложение на множители.

Теорема Безу

Принцип Дирихле

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Разрезания, раскраски

Уравнение с одной переменной.  Корни уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений.

Игры

Уравнение с двумя переменными. Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение простейших нелинейных систем. Графическая интерпретация решения систем уравнений с двумя переменными.

Элементы комбинаторики

Неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Неравенства второй степени с одной переменной.

Неравенства о средних

Диофантовы уравнения (уравнения в целых числах)

Прямоугольная система координат на плоскости. Функция. Область определения и область значений функции. График функции. Возрастание функции, сохранение знака на промежутке.

Преобразование графиков функций. Свойства квадратного трехчлена. Геометрические свойства графика квадратичной функции.

Треугольник и его элементы. Признаки равенства треугольников. Сумма углов треугольника. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Неравенство треугольника. Средняя линия треугольника и ее свойства. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников.

Теорема Менелая

Четырехугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Трапеция. Средняя линия трапеции и ее свойства Площади четырехугольников.

Понятие о симметрии.

Окружность и круг. Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Окружность, описанная около треугольника и вписанная в треугольник.

Угол между касательной и хордой. Пропорциональные отрезки в окружности.

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Вектор. Угол между векторами. Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов.

10-11 классы

Делимость. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Взаимно простые числа. Целые, рациональные, иррациональные числа.

Четность. Деление с остатком. Признаки делимости на 4, 6, 11. Свойства факториала. Свойства простых делителей числа.

«Оценка + пример»

Многочлены. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители.

Теорема Безу

Построение примеров и контрпримеров

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Принцип Дирихле

Корень натуральной степени и его свойства. Свойства степени с рациональным показателем.

Раскраски

Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Преобразования тригонометрических выражений.

Свойства тригонометрических функций: ограниченность, периодичность.

Игры

Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Теорема Виета. Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, системы. Тригонометрические уравнения. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов. Показательные и логарифмические неравенства. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Простейшие уравнения, неравенства и системы неравенств с параметрами. Неравенства второй степени с одной переменной. Системы уравнений.

Неравенства о средних.

Метод рационализации решения неравенств

Метод математической индукции

Числовые функции и их свойства: периодичность, четность и нечетность, экстремумы, наибольшее и наименьшее значения, промежутки знакопостоянства, ограниченность. Понятие об обратной функции. Свойство графиков взаимно обратных функций. Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус, тангенс, котангенс. Свойства и графики тригонометрических функций. Показательная, логарифмическая, степенная  функции, свойства и графики. Производная, ее геометрический и механический смысл. Применение производной к исследованию функций, нахождению наибольших и наименьших значений и построению графиков.

Построение и преобразование графиков функций. Касательная и ее свойства.

Геометрические свойства графиков функций

Признаки равенства треугольников. Признаки подобия треугольников. Неравенство треугольника. Площадь треугольника. Многоугольники. Правильные многоугольники.

Элементы комбинаторики

Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Окружность, описанная около треугольника и вписанная в треугольник.

Угол между касательной и хордой. Пропорциональные отрезки в окружности.

Диофантовы уравнения (уравнения в целых числах)

Взаимное расположение прямых в пространстве. Свойства параллельности и перпендикулярности прямых. Взаимное расположение прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Свойства параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах.

Взаимное расположение двух плоскостей. Свойства параллельности и перпендикулярности плоскостей. Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный и многогранный угол. Линейный угол двугранного угла.

Параллелепипед. Пирамида. Призма

Декартовы координаты в пространстве. Расстояние между точками. Вектор в пространстве. Угол между прямыми в пространстве.

Уравнение плоскости. Метод объемов. Решение методом координат задач на вычисление расстояния от точки до плоскости. между скрещивающимися прямыми, угла между плоскостями в пространстве

  1. Виды мероприятий, участие в которых развивает математическую грамотность учащихся.
  1. Всероссийская олимпиада школьников по математике (школьный, муниципальный и региональный этапы)
  2. Международная конкурс-игра «Кенгуру»
  3. Онлан-школы «Фоксфорд», «Знаника»
  4.  Учебная сетевая платформа «Учи.ру»
  5. Олимпиады «Интеллект-экспресс»
  6. Общероссийская олимпиада «Олимпус»
  7. Олимпиады «Инфоурок»
  8. Конкурсы проектов

3. Результативные параметры:

Предполагаемые результаты проекта.

  1. Рост мотивации к изучению математики.
  2. Результативность участия учеников в различных мероприятиях, требующих повышенной математической подготовки.
  3. Высокие результаты сдачи ГИА в 9 и 11 классах учениками, имеющими выраженные способности к математике.
  4. Выбор выпускниками будущей профессии, связанной с математикой.
  5. Создание четко отлаженной системы работы по развитию математических способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта педагога

Описание своего педагогического опыта в виде сводной таблицы...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта по применению балльно-рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся средней школы....

Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя

Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыт...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Педагогическая идея:Школа  несет ответственность перед обществом за качество образования выпускника, потому что уровень его общеобразовательной подготовки определяет базис общей культуры человека...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Социальные проекты имеют исключительную актуальность и важность для современного этапа социального развития России. Социальная направленность способствует развитию гражданской позиции обучающихся, п...