Технологическая карта урока ОПК в 5 классе
методическая разработка (5 класс)

Шишпор Александр Евгеньевич

Тема урока: «Православие в Советской России». Учащиеся должны знать основные события истории православия XX — начала XXI в.; объяснять смысл понятия «гонения»; иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной воины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_opk_v_5_klasse.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Родомановская средняя  школа»

Гагаринского района Смоленской оласти

                                                                                               

Технологическая карта

урока ОПК в 5 классе

Тема урока: «Православие в Советской России».

2015-2016 учебный год

Составил: Шишпор Александр Евгеньевич

учитель первой квалификационной категории

Родоманово, 2015

Тема урока:

 Православие в Советской России

Тип урока:

первичного предъявления новых знаний

Дата:

22.10.2015 г.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Игра «Верно-неверно»

3. Постановка цели и мотивация

Работа по таблице.

4. Актуализация знаний.

5. Первичное усвоение новых знаний.

- Работа над вопросом: «Как относилась советской власти к религии?»

- Работа над вопросом: «Какую политику проводила советское государство по отношению к Православной Церкви?»

6. Первичное закрепление.

1. Виртуальная экскурсия.

2. Работа в группах.

7. Итоги урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о том, какую роль сыграло православие в отечественной

истории XIX – начала XXI в.

Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности ребенка; учить выстраивать отношения друг с другом

   в формате общечеловеческих нравственных ценностей.

Формы и методы

    обучения:

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах с источниками информации,

игра, работа с текстом, проблемное задание.

Основные понятия,

   термины

Атеизм, мощи, репрессии, отделение Церкви от государства,

  Местоблюститель Патриаршего Престола

Планируемые

Учащиеся должны знать основные события истории

православия XX — начала XXI в.; объяснять смысл понятия

образовательные

«гонения»; иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа

результаты:

Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной воины.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт

Включаются  в учебную

Личностные: формирование

Организационн

позитивную установку.

деятельность.

положительного отношения

ый момент

к процессу познания;

Регулятивные:

самоопределение

II. Проверка

Учитель проводит игру «Верно-неверно»:

Учащиеся отвечают на

Коммуникативные:

домашнего

Работа в парах: (самопроверка)

данные утверждения,

построение речевых

задания

1.Старцы- все монахи, достигшие глубокой старости.

работая в парах, словами

высказываний.

2.Старцы учили людей жить по заповедям Божиим.

«верно» или «неверно».

Личностные: формирование

3.Особая мудрость старцев являлась действием в них Святого Духа.

Самопроверка по слайду.

ценностно – смысловых установок

4.Одним из центров старчества являлась Оптина пустынь.

Познавательные: Анализ,

5.Старец Серафим Саровский был монахом Оптиной пустыни

исключение одного и выбор

6. Главным в своем служении старцы считали предсказывать будущее.

другого по существенному

7. Преподобный старец Амвросий Оптинский учил людей «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать».

признаку.

8. «Не тужить – значит не впадать в уныние от бед и неприятностей».

III.

Беседа:

Учащиеся активно

Коммуникативные:

Актуализация

- Ребята, как вы думаете, русские монархи как относились к

участвуют в беседе:

планирование учебного

знаний

вере?  Не только цари, но и весь русский народ очень серьезно

Отвечают на вопросы

сотрудничества с учителем и

относился к религии. На протяжении многих веков Россия

учителя, рассматривают

сверстниками;

считала себя хранительницей православной веры. (посещение

изображения на слайдах,

регулятивные:

храмов, соблюдение постов, празднование православных

анализируют, обобщают.

контролировать

процесс

праздников были обязательными для всех от царя до простого

результаты

своей

крестьянина. Самое главное люди старались жить по

деятельности;

заповедям Божиим.)

познавательные:

Демонстрация слайдов

строить рассуждения,

- А теперь посмотрите на следующие слайды и сравните их с

Анализ, сравнений

устанавливать причинно-


предыдущими.

изображений на слайдах.

следственные связи;

- Можно ли сказать, что отношение к вере, к Православной

личностные: формирование

Церкви в нашей стране изменилось? Почему это произошло?

бережного отношению к

- В начале прошлого века в стране произошла революция.

духовным ценностям

Царская власть была свергнута, сменился государственный

строй, к власти пришли Советы народных депутатов во главе

с Лениным, была установлена советская власть. Отношение к

православной вере и положение Церкви в государстве

кардинально изменилось.

IV.

Работа по таблице:

Отвечают на вопрос: «Что

Регулятивные:

Целеполагание и

я знаю о том, как

осуществлять

анализ

с

Что я знаю?

Что я хотел

Что я узнал?

мотивация

бы узнать?

изменилось положение

выделением

существенных

Православной Церкви в

признаков,

делать

- Ребята, ответьте на первый вопрос таблицы: «Что вы знаете

Российском государстве

самостоятельно

простые

об этом?»

после смены власти в

выводы; коммуникативные:

- Запас ваших знаний об этом недостаточен, поэтому, чтобы

начале XX века?»

оформлять свои мысли в

пополнить его, этому вопросу мы и посвятим наш урок.

Ученики формулируют

устной  форме для решения

-Итак, сформулируйте тему нашего урока.

тему урока: «Православие

коммуникативных задач;

- Отвечаем на второй вопрос из таблицы: «Что вы хотели бы

в Советской России»

познавательные:

узнать по этой теме?» В помощь вам даны опорные слова:

строить рассуждения,

советская власть и религия;

Русская Православная Церковь и

С помощью опорных слов

устанавливать причинно-

новая политика государства.

учащиеся отвечают на

следственные связи.

- Итак, мы составили два основных вопроса, которые помогут

второй вопрос таблицы –

нам раскрыть тему урока:

составляют вопросы, над

1. Отношение советской власти к религии.

которыми будут работать

2. Политика советского государства по отношению к

на уроке.

Православной Церкви.

V. Первичное

1. Работа над вопросом: «Как относилась советская власть

Регулятивные:

усвоение новых

к религии?»

осуществлять

анализ

с

знаний

- Первое, что мы должны с вами определить, это то, как

выделением

существенных

относилась советская власть к  религии. Я предлагаю вам

признаков,

делать

прочитать слова руководителя советского государства

самостоятельно

простые

В.И.Ленина о религии.

выводы; коммуникативные:

«Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс

Чтение текста и

оформлять свои мысли в

идей, порожденных тупой придавленностью человека и

обсуждение прочитанного.

устной  форме для решения

внешней природой, и классовым гнетом,— идей,

коммуникативных задач;

закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую

познавательные:


борьбу».

строить рассуждения,

- Скажите, этой цитаты достаточно, чтобы определить

устанавливать причинно-

отношение руководителей советского государства к религии?

следственные связи;

- Какой вывод мы можем сделать по первому вопросу? Чтобы

работать с информацией,

сформулировать вывод, обратимся к тексту учебника на с.25

текстом; делать

Работа в парах

самостоятельные выводы;

Формулирование вывода: «Советская власть объявила

Учащиеся формулируют

личностные: развитие

Церковь и религию... . Руководители страны насаждали в

вывод, используя текст

самостоятельности и личной

русском народе атеизм - …».

учебника.

ответственности за свои

- Обратимся к толковому словарю В.Даля и узнаем, что такое

Объясняют по словарю

поступки, бережному

атеизм.

значение понятия «атеизм»

отношению к  духовным

Запись в тетрадь: «Атеизм - неверие, безверие, безбожие;

ценностям

неверование в бытие Бога».

2. Работа над вопросом: «Какую политику проводила

советское государство по отношению к Православной

Церкви?»

- Начнем сразу с вывода:

«Советская власть проводила в отношении Русской

Православной Церкви политику гонений на христиан».

- Проверьте, верный этот вывод или не верный.

В Толковом словаре В.Даля мы читаем: Гонение -

Объясняют по словарю значение понятия

притеснение, преследование, враждебное отношение к кому-

«гонение»

чему.

- Прочитайте в тексте учебника на с. 25-26, как проявлялось

враждебное отношение новой власти к Церкви, и расскажите,

Чтение текста учебника и

используя опорные слова:

составление рассказа о

грабили, закрывали, превращали, взрывали; выбрасывали;

гонениях государства на

ссылали, расстреливали.

РПЦ, с использованием

  • За 4 года было закрыто или уничтожено почти 20000 храмов. опорных слов. В 1932 году большевики приступили к осуществлению так называемой "безбожной" пятилетки, к концу которой т.е., к

1937 году, в стране должен был быть закрыт последний храм

и слово "Бог" исключено из словаря русского языка.

Учащиеся отвечают на


- Можно ли сказать, что вывод нами сделанный верный?

вопрос учителя.

VI. Первичное

1. Виртуальная экскурсия

Регулятивные:

закрепление

- Давайте представим себе, что мы находимся в Москве того

осуществлять анализ с

знаний

времени – 20-е годы XX в. Совершим экскурсию по Москве.

выделением существенных

Что мы можем увидеть?

признаков, делать

Демонстрация слайдов

самостоятельно простые

Храм Христа Спасителя - взорван в 1931 году.

Просматривают слайды.

выводы Коммуникативные:

Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года.

планирование учебного

Церковь святых Константина и Елены - в 1928 году снесли.

сотрудничества со

Чудов монастырь - был разрушен в 1930 году.

сверстниками;

Вознесенский монастырь – в 1929 году взорвали.

Познавательные:

Казанский собор - уничтожен в 1936 году.

строить рассуждения,

Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест" - в 1934 году

устанавливать причинно-

разрушен.

следственные связи;

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке -

Личностные: развитие

зимой 1936 года снесли до основания. Долгое время там была

самостоятельности и личной

пивная, а потом летнее кафе.

ответственности за свои

- Скажите, понравилось вам в такой Москве? Почему?

Отвечают на вопрос

поступки, бережному

2. Работа в группах.

учителя. Рассуждают.

отношению к  духовным

- Ребята, сейчас мне хотелось бы, чтобы в группах обсудили

Обсуждение вопроса в

ценностям

ответ на вопрос:

группах и дальнейшая

- Могли ли все эти события не произойти в нашей стране, и

дискуссия.

при каком условии?

VII. Итоги

- Ребята, пришло время ответить на вопрос из таблицы:

Рассуждают, отвечая на

Познавательные:

урока.

«Что я узнал сегодня на уроке?»

вопрос.

строить рассуждения,

Рефлексия

- Хотели бы вы жить в такой стране?  Если нет - то почему?

устанавливать причинно-

следственные связи;

VIII. Домашнее

Подготовить сообщение о святом Патриархе Тихоне и

Запись домашнего задания

задание

святителе Луке Крымском.

в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....