Технологическая карта урока ОПК в 5 классе
методическая разработка (5 класс)
Тема урока: «Православие в Советской России». Учащиеся должны знать основные события истории православия XX — начала XXI в.; объяснять смысл понятия «гонения»; иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной воины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_opk_v_5_klasse.docx | 42.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской оласти
Технологическая карта
урока ОПК в 5 классе
Тема урока: «Православие в Советской России».
2015-2016 учебный год
Составил: Шишпор Александр Евгеньевич
учитель первой квалификационной категории
Родоманово, 2015
Тема урока: | Православие в Советской России | |||||
Тип урока: | первичного предъявления новых знаний | |||||
Дата: | 22.10.2015 г. | |||||
План урока: | 1. Организационный момент. | |||||
2. Проверка домашнего задания. | ||||||
Игра «Верно-неверно» | ||||||
3. Постановка цели и мотивация | ||||||
Работа по таблице. | ||||||
4. Актуализация знаний. | ||||||
5. Первичное усвоение новых знаний. | ||||||
- Работа над вопросом: «Как относилась советской власти к религии?» | ||||||
- Работа над вопросом: «Какую политику проводила советское государство по отношению к Православной Церкви?» | ||||||
6. Первичное закрепление. | ||||||
1. Виртуальная экскурсия. | ||||||
2. Работа в группах. | ||||||
7. Итоги урока. Рефлексия. | ||||||
8. Домашнее задание. | ||||||
Цели урока: | Образовательная: сформировать у учащихся представление о том, какую роль сыграло православие в отечественной | |||||
истории XIX – начала XXI в. | ||||||
Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение; | ||||||
Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности ребенка; учить выстраивать отношения друг с другом | ||||||
в формате общечеловеческих нравственных ценностей. | ||||||
Формы и методы обучения: | Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом, проблемное задание. | |||||
Основные понятия, термины | Атеизм, мощи, репрессии, отделение Церкви от государства, | |||||
Местоблюститель Патриаршего Престола | ||||||
Планируемые | Учащиеся должны знать основные события истории | православия XX — начала XXI в.; объяснять смысл понятия | ||||
образовательные | «гонения»; иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа | |||||
результаты: | Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной воины. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||||||||||||
I. | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт | Включаются в учебную | Личностные: формирование | |||||||||||||
Организационн | позитивную установку. | деятельность. | положительного отношения | |||||||||||||
ый момент | к процессу познания; | |||||||||||||||
Регулятивные: | ||||||||||||||||
самоопределение | ||||||||||||||||
II. Проверка | Учитель проводит игру «Верно-неверно»: | Учащиеся отвечают на | Коммуникативные: | |||||||||||||
домашнего | Работа в парах: (самопроверка) | данные утверждения, | построение речевых | |||||||||||||
задания | 1.Старцы- все монахи, достигшие глубокой старости. | работая в парах, словами | высказываний. | |||||||||||||
2.Старцы учили людей жить по заповедям Божиим. | «верно» или «неверно». | Личностные: формирование | ||||||||||||||
3.Особая мудрость старцев являлась действием в них Святого Духа. | Самопроверка по слайду. | ценностно – смысловых установок | ||||||||||||||
4.Одним из центров старчества являлась Оптина пустынь. | Познавательные: Анализ, | |||||||||||||||
5.Старец Серафим Саровский был монахом Оптиной пустыни | исключение одного и выбор | |||||||||||||||
6. Главным в своем служении старцы считали предсказывать будущее. | другого по существенному | |||||||||||||||
7. Преподобный старец Амвросий Оптинский учил людей «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать». | признаку. | |||||||||||||||
8. «Не тужить – значит не впадать в уныние от бед и неприятностей». | ||||||||||||||||
III. | Беседа: | Учащиеся активно | Коммуникативные: | |||||||||||||
Актуализация | - Ребята, как вы думаете, русские монархи как относились к | участвуют в беседе: | планирование учебного | |||||||||||||
знаний | вере? Не только цари, но и весь русский народ очень серьезно | Отвечают на вопросы | сотрудничества с учителем и | |||||||||||||
относился к религии. На протяжении многих веков Россия | учителя, рассматривают | сверстниками; | ||||||||||||||
считала себя хранительницей православной веры. (посещение | изображения на слайдах, | регулятивные: | ||||||||||||||
храмов, соблюдение постов, празднование православных | анализируют, обобщают. | контролировать | процесс | |||||||||||||
праздников были обязательными для всех от царя до простого | результаты | своей | ||||||||||||||
крестьянина. Самое главное люди старались жить по | деятельности; | |||||||||||||||
заповедям Божиим.) | познавательные: | |||||||||||||||
Демонстрация слайдов | строить рассуждения, | |||||||||||||||
- А теперь посмотрите на следующие слайды и сравните их с | Анализ, сравнений | устанавливать причинно- |
предыдущими. | изображений на слайдах. | следственные связи; | ||||||||||||||
- Можно ли сказать, что отношение к вере, к Православной | личностные: формирование | |||||||||||||||
Церкви в нашей стране изменилось? Почему это произошло? | бережного отношению к | |||||||||||||||
- В начале прошлого века в стране произошла революция. | духовным ценностям | |||||||||||||||
Царская власть была свергнута, сменился государственный | ||||||||||||||||
строй, к власти пришли Советы народных депутатов во главе | ||||||||||||||||
с Лениным, была установлена советская власть. Отношение к | ||||||||||||||||
православной вере и положение Церкви в государстве | ||||||||||||||||
кардинально изменилось. | ||||||||||||||||
IV. | Работа по таблице: | Отвечают на вопрос: «Что | Регулятивные: | |||||||||||||
Целеполагание и | я знаю о том, как | осуществлять | анализ | с | ||||||||||||
Что я знаю? | Что я хотел | Что я узнал? | ||||||||||||||
мотивация | бы узнать? | изменилось положение | выделением | существенных | ||||||||||||
Православной Церкви в | признаков, | делать | ||||||||||||||
- Ребята, ответьте на первый вопрос таблицы: «Что вы знаете | ||||||||||||||||
Российском государстве | самостоятельно | простые | ||||||||||||||
об этом?» | после смены власти в | выводы; коммуникативные: | ||||||||||||||
- Запас ваших знаний об этом недостаточен, поэтому, чтобы | ||||||||||||||||
начале XX века?» | оформлять свои мысли в | |||||||||||||||
пополнить его, этому вопросу мы и посвятим наш урок. | Ученики формулируют | устной форме для решения | ||||||||||||||
-Итак, сформулируйте тему нашего урока. | тему урока: «Православие | коммуникативных задач; | ||||||||||||||
- Отвечаем на второй вопрос из таблицы: «Что вы хотели бы | в Советской России» | познавательные: | ||||||||||||||
узнать по этой теме?» В помощь вам даны опорные слова: | ||||||||||||||||
строить рассуждения, | ||||||||||||||||
советская власть и религия; | Русская Православная Церковь и | С помощью опорных слов | устанавливать причинно- | |||||||||||||
новая политика государства. | учащиеся отвечают на | следственные связи. | ||||||||||||||
- Итак, мы составили два основных вопроса, которые помогут | второй вопрос таблицы – | |||||||||||||||
нам раскрыть тему урока: | составляют вопросы, над | |||||||||||||||
1. Отношение советской власти к религии. | которыми будут работать | |||||||||||||||
2. Политика советского государства по отношению к | на уроке. | |||||||||||||||
Православной Церкви. | ||||||||||||||||
V. Первичное | 1. Работа над вопросом: «Как относилась советская власть | Регулятивные: | ||||||||||||||
усвоение новых | к религии?» | осуществлять | анализ | с | ||||||||||||
знаний | - Первое, что мы должны с вами определить, это то, как | выделением | существенных | |||||||||||||
относилась советская власть к религии. Я предлагаю вам | признаков, | делать | ||||||||||||||
прочитать слова руководителя советского государства | самостоятельно | простые | ||||||||||||||
В.И.Ленина о религии. | выводы; коммуникативные: | |||||||||||||||
«Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс | Чтение текста и | оформлять свои мысли в | ||||||||||||||
идей, порожденных тупой придавленностью человека и | обсуждение прочитанного. | устной форме для решения | ||||||||||||||
внешней природой, и классовым гнетом,— идей, | коммуникативных задач; | |||||||||||||||
закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую | познавательные: |
борьбу». | строить рассуждения, | |||
- Скажите, этой цитаты достаточно, чтобы определить | устанавливать причинно- | |||
отношение руководителей советского государства к религии? | следственные связи; | |||
- Какой вывод мы можем сделать по первому вопросу? Чтобы | работать с информацией, | |||
сформулировать вывод, обратимся к тексту учебника на с.25 | текстом; делать | |||
Работа в парах | самостоятельные выводы; | |||
Формулирование вывода: «Советская власть объявила | Учащиеся формулируют | личностные: развитие | ||
Церковь и религию... . Руководители страны насаждали в | вывод, используя текст | самостоятельности и личной | ||
русском народе атеизм - …». | учебника. | ответственности за свои | ||
- Обратимся к толковому словарю В.Даля и узнаем, что такое | Объясняют по словарю | поступки, бережному | ||
атеизм. | значение понятия «атеизм» | отношению к духовным | ||
Запись в тетрадь: «Атеизм - неверие, безверие, безбожие; | ценностям | |||
неверование в бытие Бога». | ||||
2. Работа над вопросом: «Какую политику проводила | ||||
советское государство по отношению к Православной | ||||
Церкви?» | ||||
- Начнем сразу с вывода: | ||||
«Советская власть проводила в отношении Русской | ||||
Православной Церкви политику гонений на христиан». | ||||
- Проверьте, верный этот вывод или не верный. | ||||
В Толковом словаре В.Даля мы читаем: Гонение - | Объясняют по словарю значение понятия | |||
притеснение, преследование, враждебное отношение к кому- | «гонение» | |||
чему. | ||||
- Прочитайте в тексте учебника на с. 25-26, как проявлялось | ||||
враждебное отношение новой власти к Церкви, и расскажите, | Чтение текста учебника и | |||
используя опорные слова: | составление рассказа о | |||
грабили, закрывали, превращали, взрывали; выбрасывали; | гонениях государства на | |||
ссылали, расстреливали. | РПЦ, с использованием |
- За 4 года было закрыто или уничтожено почти 20000 храмов. опорных слов. В 1932 году большевики приступили к осуществлению так называемой "безбожной" пятилетки, к концу которой т.е., к
1937 году, в стране должен был быть закрыт последний храм
и слово "Бог" исключено из словаря русского языка. | Учащиеся отвечают на |
- Можно ли сказать, что вывод нами сделанный верный? | вопрос учителя. | |||||||||||
VI. Первичное | 1. Виртуальная экскурсия | Регулятивные: | ||||||||||
закрепление | - Давайте представим себе, что мы находимся в Москве того | осуществлять анализ с | ||||||||||
знаний | времени – 20-е годы XX в. Совершим экскурсию по Москве. | выделением существенных | ||||||||||
Что мы можем увидеть? | признаков, делать | |||||||||||
Демонстрация слайдов | самостоятельно простые | |||||||||||
Храм Христа Спасителя - взорван в 1931 году. | Просматривают слайды. | выводы Коммуникативные: | ||||||||||
Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года. | планирование учебного | |||||||||||
Церковь святых Константина и Елены - в 1928 году снесли. | сотрудничества со | |||||||||||
Чудов монастырь - был разрушен в 1930 году. | сверстниками; | |||||||||||
Вознесенский монастырь – в 1929 году взорвали. | Познавательные: | |||||||||||
Казанский собор - уничтожен в 1936 году. | строить рассуждения, | |||||||||||
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест" - в 1934 году | устанавливать причинно- | |||||||||||
разрушен. | следственные связи; | |||||||||||
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке - | Личностные: развитие | |||||||||||
зимой 1936 года снесли до основания. Долгое время там была | самостоятельности и личной | |||||||||||
пивная, а потом летнее кафе. | ответственности за свои | |||||||||||
- Скажите, понравилось вам в такой Москве? Почему? | Отвечают на вопрос | поступки, бережному | ||||||||||
2. Работа в группах. | учителя. Рассуждают. | отношению к духовным | ||||||||||
- Ребята, сейчас мне хотелось бы, чтобы в группах обсудили | Обсуждение вопроса в | ценностям | ||||||||||
ответ на вопрос: | группах и дальнейшая | |||||||||||
- Могли ли все эти события не произойти в нашей стране, и | дискуссия. | |||||||||||
при каком условии? | ||||||||||||
VII. Итоги | - Ребята, пришло время ответить на вопрос из таблицы: | Рассуждают, отвечая на | Познавательные: | |||||||||
урока. | «Что я узнал сегодня на уроке?» | вопрос. | строить рассуждения, | |||||||||
Рефлексия | - Хотели бы вы жить в такой стране? Если нет - то почему? | устанавливать причинно- | ||||||||||
следственные связи; | ||||||||||||
VIII. Домашнее | Подготовить сообщение о святом Патриархе Тихоне и | Запись домашнего задания | ||||||||||
задание | святителе Луке Крымском. | в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...