Технологическая карта урока ОПК в 6 классе
методическая разработка (6 класс)

Шишпор Александр Евгеньевич

Тема урока: «Русские иконописцы». Урок формирует представления о великих, вечных темах в искусстве; способствует развитию у обучающихся ассоциативного и образного мышления, эмоциональной сферы, умения чувствовать; актуализирует стремление обучающихся к самовыражению; способствует расширению знаний учащихся о языке изображения в русской иконописи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_opk_v_6_klasse.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Родомановская средняя  школа»

Гагаринского района Смоленской оласти

                                                                                               

Технологическая карта

урока ОПК в 6 классе

Тема урока: «Русские иконописцы».

2016-2017 учебный год

Составил: Шишпор Александр Евгеньевич

учитель первой квалификационной категории

Родоманово, 2017

Тип урока

Комбинированный

Цели и задачи урока

Цель: формирование умения различать иконы разных иконописцев, живших в разные эпохи

Задачи: создать условия для формирования представлений о великих, вечных темах в искусстве; способствовать развитию у обучающихся ассоциативного и образного мышления, эмоциональной сферы, умения чувствовать; актуализировать стремление обучающихся к самовыражению; способствовать расширению знаний учащихся о языке изображения в русской иконописи.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся различать иконы разных художников, время их создания.

Получат возможность научиться: создавать интеллектуальную карту иконописца; активно участвовать в обсуждении нового материала.

Познакомятся  с именами выдающихся иконописцев
и их работами; их значением в истории русской культуры.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают проект «Палитра художника»; определяют цель.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы.

Проявляют интерес к изучению нового материала;
осознают свои эмоции; понимают мировоззренческое
и нравственное значение иконы; проявляют интерес к древнерусской иконописи; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, колорит, форму мазка– для своих творческих замыслов.

Методы и формы обучения

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, игра.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

- Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

-  Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Мультимедийный комплект, презентация, картон в форме палитры формата А3; индивидуальные палитры-сувениры, раздаточный материал в конвертах разного цвета.

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Русские иконописцы», аудио-письма.

Репродукции «Троица» Андрея Рублёва, «Троица» Феофана Грека и «росписи Ферапонтова монастыря» Дионисия, фото храмов: Благовещенского Московского Кремля, Новгородского на Ильиной улице, Ферапонтова монастыря.

Основные понятия и термины

Иконография, образ, гамма, Фаворский свет, палитра.

        


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

Беседа

Введение в тему урока . «Познавать Творца в творенье, видеть духом, сердцем чтить»

«Дух творит форму»

– Вы любите разгадывать загадки?

Сегодня на уроке мы попытаемся узнать, имена каких иконописцев скрыты на доске. А узнаем мы это, погрузившись в эпоху, в которую они жили, и как она повлияла на их творчество.

Единственно, что вам будет известно – это годы жизни иконописца, который достался вашей команде. Переверните палитру, лежащую у вас на столе. Обратите внимание, что на доске эти даты продублированы тоже.

Выбирают палитру-сувенир. Садятся за столы по группам согласно выбранному цвету. Слушают
учителя.

Осознают цель урока.

Фронтальная работа

Регулятивные: 
принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала

II. Актуализация знаний. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Объяснение нового материала 

Практическая работа

Рефлексия.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Подведение итогов

Поисково-исследовательский

2.1 Учитель демонстрирует икону и задает вопрос, как называется изображение у него в руках? Как называют человека, который пишет иконы?

Слайд 1

А можете вы назвать имя автора этой иконы? Уверяю вас, что в конце урока вы без затруднения ответите мне на этот вопрос. Предлагает ученикам назвать тему урока.

Слайд 2

2.2 Учитель конкретизирует тему.

Слайд 3.  Словарная работа. Объясняется значение слов: Горний мир, Дольний мир, гамма, смарт-карта, живописный мазок, Фаворский свет, гармония.

Слайд 4. 2.3 Учитель объясняет, почему икона не похожа на другие виды изобразительного искусства. – Было время, когда в России существовала только церковная живопись. Весь свой талант художники отдавали церкви. Они расписывали стены храмов и создавали иконы. Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, данное и всей Церкви, и отдельному человеку. Но художник был ограничен жесткими рамками канона. Кисть иконописца должна быть бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Прослушивание молитвы в исполнении Валаамского хора.

   Богословское глубокомыслие, эрудиция, условности и каноны не убили в ее мастерах готовности доверять своему творческому воображению, выражать в красках свой жизненный опыт, свою веру, свое разумение.

Слайд 5. Перед вами икона, которая посвящена особому событию, произошедшему на горе Фавор

– «Преображение».  И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17. 2).

     Фаворский свет есть свет Божественный, недоступный обычному человеку. Этот свет по самой Божественной природе присущ Спасителю и был невидим в Его земном воплощении, ибо пребывал прикрытый плотью. В момент Преображения Христос отверз очи Своим ученикам, позволив им узреть то, что они земным зрением увидеть прежде не могли. Поистине – не Христос преобразился, но по благодати Господней ученики Его, и преображенным зрением они узрели Истину.

Ясно, что только преображенным зрением иконописец может увидеть и затем выразить в красках светоносную сущность Горнего мира.

   Краски православной религиозной живописи суть отблески фаворского света, распознаваемые земным зрением.

Организует беседу по содержанию нового материала:

  •  Что необходимо взять из содержания нового материала, чтобы ответить на вопрос «Что произошло на горе Фавор»? Как повлияло Преображение Господне на апостолов?»

 Слайд 6. Рассмотрим иконы Архангела Михаила. Все они написаны в разное время и разными художниками.  Скажите, какие особенности этих изображений обращают на себя внимание больше всего?  Разная манера письма, цветовая гамма, выражение лика и т.п. Как вы думаете, с чем связан такой разный подход к написанию одного и того же образа?

Слайд 5. Давайте посмотрим на годы жизни авторов этих икон. Они жили в разное время.  Каждое время, в которое жил художник, ознаменовано разными событиями. Какая из этих икон написана в тяжелый для Руси исторический период?

Совершенно верно. Эта икона написана в тяжелое для Руси время, когда она находилась в зависимости от Золотой Орды. Поэтому автор иконы использует темную монохромную гамму, соответствующую духу его времени. Кто сможет выбрать из представленных на доске репродукций икон ту, которая тоже написана в это время? Вернемся ко второму изображению архангела Михаила. У архангела доброе выражение лика, одежды стали ярче, цветовая гамма стала мягче, светлее. У иконописца, появляется надежда на лучшие времена для своей страны и через цвет он передает свою веру. Давайте подберем изображение, похожее по цвету на эту икону. И наконец, что произошло с цветовой палитрой третьей иконы – краски все яркие, радостные, чистые – вот она свобода, торжество победы. Ищем аналогичное по цвету изображение.

Мы подошли к цели нашего урока, как она по -вашему звучит?

Слайд 7. Цель урока: показать связь иконописи с эпохой. Теперь, когда мы поставили цель, начнем двигаться к ней, выполняя задачи урока.

Слайд 8. Практической задачей урока будет выполнение мини-проекта или смарт-карты, лежащей перед каждой командой в форме палитры. В центре вы видите портрет иконописца и годы его жизни.  Остальное вы в течения занятия будете узнавать и сами дополнять карту-палитру фотографиями икон и характерными для каждого автора цветовыми мазками. Их роль будут играть разноцветные бумажные кусочки, лежащие в прозрачных конвертах. Можно как мозаикой покрыть вашу палитру, будто это следы кисти иконописца.

 Эта карта может заполняться до бесконечности насколько глубоко вы захотите познакомиться с каждым художником, ставя новые задачи перед собой.

Прослушивание звуковых писем. Итак, начинаем наше интеллектуальное состязание. Один из старшеклассников нашей школы, знаток истории передал каждой команде звуковое письмо. Если вы внимательно послушаете его, то узнаете черты той эпохи, в которую жил и творил именно ваш иконописец. Ваша задача заключается в том, чтобы после прослушивания всех писем назвать каким по счету было ваше письмо.

Слайд 9, (Феофан Грек.) В первые полвека после нашествия Батыя на Руси не было построено ни одной каменной церкви. Русские разрозненные княжества оказались в жесткой зависимости от Орды. Чем сильнее была Золотая Орда, тем труднее было русским княжествам справляться с данью. Ордынские ханы изымали все излишки, все то, что русский народ мог потратить на строительство каменных храмов, на дорогостоящее их украшение. И в иконах того периода чувствуется сила духа народного, непреклонность, уверенность в том, что Русь жива, что время освобождения от Золотой Орды придет. А ведь храм, пусть и деревянный, украшенный такими иконами, играл важную роль.  Здесь собирались русские люди, здесь они молились и чувствовали себя единым народом. Иконы успокаивали души русских людей и призывали   укротить свой воинственный дух.

Время, в которое жил Феофан Грек было слишком суровым, чтобы не отразилась суровость его в искусстве. Можете ли вы выбрать еще одно изображение, принадлежащее кисти художника.

Слайд 10. (Андрей Рублев.) История Руси этого века постепенно ставит Москву во главу единого государства. Еще силен гнет Орды, еще крепки притязания на северо-восточные земли северных и западных соседей. Но уже взметнулись вверх первые каменные православные храмы в Москве, усилилась роль церкви, которая была сильно заинтересована в создании единого государства. Кроме того, этот век стал вехой для великой победы. Битва на Куликовом поле показала, что Золотую Орду можно изгнать из русских земель. Русь возрождалась! Казалось, у русских людей, бояр да князей не было никаких ресурсов для строительства храмов. Но они строили храмы и основывали города! Что это были за упрямцы, тяготеющие к прекрасному и к духовному единению русского народа, выражаемому повсеместным возведением православных храмов?!

 Сможет ли вторая команда выбрать икону Андрея Рублева, призывающую, народ к соборному единству, любви, ставшую на многие времена образцом для всех иконописцев, приступающих к изображению Троицы.

Слайд 11. (Дионисий.) Русь в эти годы покончила с «последней распрей русских князей», Москва присоединила к единому русскому государству Новгород, затем освободилась наконец-то от татаро-монгольского ига. Иван III, один из лучших русских правителей, начал строительство нового Московского Кремля, люди радовались и восхищались достижениями великого князя, и эта радость невольно передавалась живописцам.

Эпоха Дионисия – это эпоха великого взлета русской религиозной живописи. Впечатление радостной светоносности изображений становится сильнее благодаря щедрости использовании белого цвета.

Слайд 12. Вот теперь вернемся к изображению архангела Михаила. Здесь очень хорошо видна динамика цвета от темного к светлому, связанной с состоянием духа эпохи: зависимость- надежда-победа.

  Закрепление.

Слайд 13. 

Второй ступенькой к достижению цели будет составление цветовой гаммы каждого художника при помощи бумажных мазков. Прежде показать настоящую палитру, чтобы дети поняли, как наклеивать бумажные мазки на палитру. Учитель объясняет, используя изображенные на доске различные виды мазков, как форма связана с движением, статичностью и духовными поисками иконописцев. Мазок в живописи – след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаге, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна.

Прежде всего заметьте, что художники писали и пишут по-разному, что даже краски на палитре они размещают каждый по-своему. Конечно, "почерк", манера, система письма картин различны и определяются совокупностью многих причин, из которых можно назвать и характер дарования художника, и те традиции, в которых он воспитывался, и новые творческие поиски, без которых не бывает движения в искусстве. Необходимо учитывать ещё и исторические условия, в которых протекало творчество каждого мастера. Касаясь же технической стороны, скажем, что как ни разнообразно работали мастера, но мазками писали во все времена, а не только в наше.

Слайд 14.

Игра «Почта». Команды получают «письма». В конвертах лежат:

  1. Характеристики манеры письма каждого художника.
  2. Описание храма, в росписи которого участвовал иконописец.

Один ученик читает главные характеристики манеры письма их автора и выбора определенной цветовой гаммы. Остальные в это время заполняют палитру.

Слайд 15.

      Мы подошли к последнему, но самому главному этапу нашей работы – умению выбрать из предложенных вам тех икон, которые выполнены вашим иконописцем. Три представителя от команды по очереди выходят к доске, снимают икону.

 Тем временем остальные члены команды приклеивают все на палитру.

Каждая команда может защитить свой проект. (Мы открыли для себя, что художник – это одно, а иконописец-другое. Он вдохновляет своих современников на подвиги, вселяет надежду, радуется успехами своей страны.)

Слайд 16.

  • 7.6 На доске открываются имена художников.

Рефлексия. Учитель делает вывод, как эпоха отразилась на творчестве художников. Каждый человек является сыном своего времени, а прежде всего -  образом.  Поэтому он в своем творчестве отражает все, о чем мечтало, думало его поколение, то есть выражает Дух эпохи. Угадывая краски, которым художники отдавали предпочтение, мы, по сути, угадывали Дух авторов и времени, в которое они жили. Не стоит ругать грубыми словами тех, кто жил и творил в разные времена, если они творили Русь, какою она была, не забывая при этом о Руси, какою они, мастера искусства, видели ее в своих идеальных образах.

А теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос6 кем из иконописцев, с которыми мы сегодня познакомились написана Донская икона Божией Матери? (Дионисий)

Слайд 18.

А теперь нам предстоит последнее задание. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске одна палитра осталась пустая и год стоит наш -2017. Можете вы сказать -  кому из современных иконописцев она принадлежит? Но вы сможете выразить на ней Дух нашей эпохи. Давайте, каждый подойдет и прикрепит тот мазок и то слово, которые, как вам, кажется отражает нашу эпоху.  А теперь посмотрим на экран и выберем того из современных иконописцев, кому составленная нами палитра подойдет больше всего. Может быть через много лет, выбранный нами иконописец тоже станет великим и по его творениям будут судить о Духе нашей эпохи.

Слайд 18.

Вернемся опять в эпоху Андрея Рублева. Предание рассказывает о том, что Рублев по праздничным дням имел обыкновение садиться перед древними памятниками и долго пребывать в состоянии созерцания «на них неуклонно зряще». Это указание стоит вспомнить современному человеку, у которого интернет и телевизор отбили способность «медленно читать» произведения живописи.

  Предлагаю вам уходя, выбрать репродукции икон современных иконописцев, медленно погрузиться в их творчество в тишине, как это делал великий Рублев и рассказать нам о них самое сокровенное, главное на следующем занятии.

2.  Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо потрудились. Победители получают знак отличия. Молодцы! До свидания!

Слушают
учителя. Отвечают на вопросы.

Проблемная ситуация.

Предлагают варианты темы урока.

Разбирают значение слов.

Знакомятся
с церковной
живописью.

Изучают язык изображения
в христианском искусстве.

Прослушивают в исполнении Валаамского хора молитву, чтобы понять насколько иконописец должен был быть бесстрастен в своем творчестве.

Слушают отрывок из Евангелия.

Они преобразились и после этого увидели Божественную сущность Своего Учителя.

Размышляют, сравнивают изображения.

Замечают связь цветового предпочтения иконописца с исторической обстановкой в стране.

Высказывают предположения формулировки цели урока.

Знакомятся с задачами урока.

Прослушивают звуковые письма об иконописцах.

Узнают, каким по счету было письмо об их иконописце.

Выбирают икону Феофана Грека.

Выбирают икону Андрея Рублева.

Выбирают икону Дионисия.

Практическая работа – создание интеллектуальной карты по раскрытию особенностей творчества иконописцев. Работа в группах. Учащиеся из полученного материала в конвертах (теоретического)  зачитывают по очереди вслух содержимое, остальные участники выбирают цветовые пятна и приклеивают на палитру.

 По дате работы в данном храме, выбирают фото храма, монастыря, здания.

 Представители команд читают характеристику творчества иконописцев, остальные  выбирают подходящие по цвету и форме цветовые пятна и приклеивают на свою палитру.

 обучающиеся выбирают даты и приклеивают на своей интеллектуальной карте.

Обучающиеся определяют имя иконописца и приклеивают в свой проект.

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Демонстрируют свои проекты, дают краткую характеристику.

Учащимся предлагается, уходя, выбрать понравившуюся им репродукцию иконы современного художника и подготовить сообщение об авторе,  написать название иконы. Автор на обратной стороне указан. По желанию выполнить творческий проект

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательное УУД: решение проблемы урока

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Приложение (письмо в конверте)        

ХАРАКТЕРИСТИКА

Феофан Грек

Андрей Рублев

Дионисий

МАНЕРА

Резкая,

Стремительная

Нежная,

Спокойная

Уверенная

Изящная

особенности

Величавость

Суровость

Непроработанность

мелких деталей

Мягкость

плавность

Радость

Чистые высветленные краски

ЦВЕТОВАЯ ГАММА

красный

оливковый

голубой

желтый

золотистый

розовый

коричневый

Нежно-розовый

зеленый

Выразительные блики

голубой

желтый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....