Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создает благоприятный климат в классе. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Развиваемые универсальные учебные действия: личностные - самоорганизация; коммуникативные - умение слушать. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Учитель читает слова В.О.Ключевского о примере русских святых для всех поколений, живущих на русской земле. Вспоминают с учениками, что означает слово "святой", кого из русских святых знают дети. Затем один из учеников читает стихотворение, после чего ребята должны угадать, о ком идет речь. Таким образом ребята формулируют тему урока: "Святой подвижник земли русской - Серафим Саровский". | Слушают слова учителя, вспоминают необходимые термины, анализируют слова В.О.Ключевского, прослушанное стихотворение и делают вывод, о ком пойдет речь на уроке. Формулируют тему урока. | Развиваемые предметные учебные действия: умение давать определения изученным понятиям. Развиваемые универсальные учебные действия: личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные - саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; постановка учебных задач. познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, доказательство своей точки зрения, умение строить логическую цепь рассуждений; коммуникативные - умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнера, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
| Учитель вместе с учениками ставят проблему, определить кого называли в православии преподобными, кто такие старцы, какую роль они выполняли в нравственном становлении русских людей. Одним из представителей явления старчества и был преподобный Серафим Саровский.
| Ученики высказывают свое отношение к новому для них понятию, стараются показать, что они понимают о том, кто такие преподобные и старцы. | Развиваемые предметные учебные действия: умение давать определения изученным понятиям. Развиваемые универсальные учебные действия: личностные -умение давать нравственную оценку; формирует учебную мотивацию. регулятивные - саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; познавательные - доказательство своей точки зрения, умение строить логическую цепь рассуждений; коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем. |
4. Изучение нового материала. | Учитель предлагает ребятам выступить с приготовленными к уроку презентациями, представить результаты своей поисковой деятельности в группах Идет выступление групп со своими темами..
| 1 группа. Детство и начало служения Серафима Саровского. 2-я группа. Старческий подвиг и последние годы жизни Серафима Саровского. 3-я группа. Почитание преподобного Серафима Саровского. 4 - я группа. Храмы во имя преподобного Серафима Саровского. Остальные ребята делают краткие записи в тетрадях, задают вопросы выступающим. | Развиваемые универсальные учебные действия: личностные - адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности, умение освоить содержание предложенной темы; регулятивные - умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность; познавательные - умение осознанно построить речевое высказывание, умение извлечь из предложенного материала важную информацию. коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, умение точно выражать свои мысли. |
5. Первичная проверка понимания и закрепление изученного
| Учитель предлагает ребятам разгадать кроссворд.
| Ребята разгадывают предложенный учителем кроссворд. Отвечают на вопросы учителя. | Развиваемые универсальные учебные действия: личностные - адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности, умение установить связь между результатами учебной деятельности и тем, с какой целью она осуществлялась; регулятивные - умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью, умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность; познавательные - умение самостоятельно осознанно выполнить задание; коммуникативные - умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания, умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы теста по теме урока. 2. Ответьте на вопросы теста. 1. Как звали родителей Серафима? а) Иван и Марья; б) Исидор и Агафия; в) Петр и Феврония. 2. Какое имя получил мальчик при крещении? а) Сергий; б) Константин; в) Прохор. 3. Чем больше всего любил заниматься в детстве Серафим? а) молиться; б) играть в мяч; в) бегать наперегонки. 4. Назовите город, в котором родился Серафим? а) Москва; б) Смоленск; в) Курск. 5. Чем занимался отец мальчика? а) был купцом; б) был священником; в) был архитектором. 6. Какой неприятный случай произошел с Серафимом в детстве? а) тонул в реке; б) упал с колокольни; в) упал в яму. 7. На чем молился в лесу Серафим ? а) на дереве; б) на пне; в) на камне. 8. Какое животное кормит на иконе Серафим? а) медведя; б) лисицу; в) зайца. 9. В каком монастыре хранятся мощи Серафима? а) в Дивеевском; б) в Санаксарском; в) в Пайгармском. 10 Назовите царя, который приехал на открытие святых мощей Серафима в Саровский монастырь? а) Александр I; б) Николай II; в) Николай I. | Ребята отвечают на вопросы теста, предложенного учителем. | Развиваемые универсальные учебные действия: личностные - адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности, умение установить связь между результатами учебной деятельности и тем, с какой целью она осуществлялась; регулятивные - умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью, умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность; познавательные - умение самостоятельно осознанно выполнить задание; коммуникативные - умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания, умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учитель озвучивает домашнее задание. По желанию: 1. Составьте синквейн к слову "Старец". 2. Найдите материалы о святых подвижниках земли Смоленской.
| Ребята записывают домашнее задание в дневник. | Развиваемые универсальные учебные действия: личностные - умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии; познавательные - умение осуществить необходимый поиск информации; коммуникативные - умение слушать и задавать вопросы.
|
8. Обобщение результатов, подведение итогов урока. | Учитель акцентирует внимание ребят на особых нравственных качествах преподобного Серафима Саровского, за которые люди до сегодняшнего дня чтут и почитают его как святого земли русской. Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос: - Почему такой любовью верующих пользуется давно умерший человек?
| Один из учеников читает стихотворение О Серафиме Саровском.
Ты на камне стоял, святой Серафим, Тысячу дней и ночей! О нас, грешных, ты Богу молитву творил Средь Саровских лесов и полей. Те молитвы в час трудный страну сберегли, Берегут и сейчас они нас. О, великий молитвенник Русской Земли, Свет любви твоей к нам не угас. Не угас! Но разлился покровом тепла И спасительным морем чудес, Ты хранишь нас от дьявольских козней и зла, Богом данный помощник с небес. — Помоги, исцели, Серафиме святой,— Молят люди с надеждой в душе. И с любовью и верой живою рекой На поклон они едут к тебе. Ребята отвечают на вопрос учителя.
| Развиваемые универсальные учебные действия: личностные -осознание смысла учения; умение делать нравственный выбор; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. регулятивные - осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит еще усвоению, осознание качества и уровня усвоения. познавательные - выдвижение гипотез и их обоснование. коммуникативные - принятие решения и его реализация; умение с достаточной точностью выражать свои мысли. |
9. Рефлексия, формирование выводов по изученному материалу | Вот и подошло к концу наше занятие. - Какие впечатления от сегодняшнего занятия остались у вас? - Что лично для себя ты почерпнул из сегодняшнего занятия?
| Дети отвечают на поставленные вопросы, используя приобретённые знания. 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. | Развиваемые универсальные учебные действия: личностные - умение самому себе задать вопрос: "А зачем мне было нужно заниматься на этом уроке?"; регулятивные - умение осознать, насколько он (ученик) хорошо обобщил знания, и чем предстоит овладеть, чтобы достичь успеха; познавательные - умение провести рефлексию деятельности на уроке; коммуникативные - умение участвовать в коллективном обсуждении и вступать в диалог. |