Технологическая карта урока ОПК в 7 классе
методическая разработка (7 класс)

Шишпор Александр Евгеньевич

Тема урока: «Изучение исторической личности. Святой подвижник земли русской - Серафим Саровский». Урок формирует знание терминов "святой", "преподобный", "старец";  знание фактов из жизни Серафима Саровского;  усвоение нравственных норм в ходе знакомства с жизненным подвигом подвижника земли русской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_opk_v_7_klasse.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Родомановская средняя  школа»

Гагаринского района Смоленской оласти

                                                                                               

Технологическая карта

урока ОПК в 7 классе

Тема урока: «Изучение исторической личности.

Святой подвижник земли русской - Серафим Саровский».

2017-2018 учебный год

Составил: Шишпор Александр Евгеньевич

учитель первой квалификационной категории

Родоманово, 2017

Дата: март 2018 года

Класс: 7

Предмет: Основы православной культуры

Тема: Изучение исторической личности на уроках ОПК в 7 классе.  Святой подвижник земли русской -  Серафим Саровский.

Тип урока: комбинированный

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: - знание терминов "святой", "преподобный", "старец";

- знание фактов из жизни Серафима Саровского;

- усвоение нравственных норм в ходе знакомства с жизненным подвигом подвижника земли русской.

Личностные: - формирование своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, осознание себя ответственным членом общества;

- знание выдающихся имен в истории православия России;

- проявление заинтересованности в решении проблемных заданий.

Метапредметные: - развитие познавательной деятельности;

- умение извлекать полезную информацию из исторического источника;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:  умение формулировать проблемы и решать их; умение извлекать нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД: умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; умение вступать в диалог; умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации; умение слушать и слышать; умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Регулятивные УУД:  способность к волевому усилию; развитие рефлексии; развитие адекватной самооценки; умение определять последовательность действий.

Личностные УУД: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат; умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; формирование учебной мотивации.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создает благоприятный климат в классе.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные - самоорганизация;

коммуникативные - умение слушать.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель читает слова В.О.Ключевского о примере русских святых для всех поколений, живущих на русской земле. Вспоминают с учениками, что означает слово "святой", кого из русских святых знают дети. Затем один из учеников читает стихотворение, после чего ребята должны угадать, о ком идет речь. Таким образом ребята формулируют тему урока: "Святой подвижник земли русской - Серафим Саровский".

Слушают слова учителя, вспоминают необходимые термины, анализируют слова В.О.Ключевского, прослушанное стихотворение и делают вывод, о ком пойдет речь на уроке. Формулируют тему урока.

Развиваемые предметные учебные действия: умение давать определения изученным понятиям.

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные -  саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; постановка учебных задач.

познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, доказательство своей точки зрения, умение строить логическую цепь рассуждений;

коммуникативные - умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнера, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель вместе с учениками ставят проблему, определить кого называли в православии преподобными, кто такие старцы, какую роль они выполняли в нравственном становлении русских людей.  Одним из представителей явления старчества и был преподобный Серафим Саровский.

Ученики высказывают свое отношение к новому для них понятию, стараются показать, что они понимают о том, кто такие преподобные и старцы.

Развиваемые предметные учебные действия: умение давать определения изученным понятиям.

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные -умение давать нравственную оценку; формирует учебную мотивацию.

регулятивные -  саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

познавательные - доказательство своей точки зрения, умение строить логическую цепь рассуждений;

коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем.

4. Изучение нового материала.

Учитель предлагает ребятам выступить с приготовленными к уроку презентациями, представить результаты своей поисковой деятельности в группах Идет выступление групп со своими темами..

1 группа. Детство и начало служения Серафима Саровского.

2-я группа.

Старческий подвиг и последние годы жизни Серафима Саровского.

3-я группа.

Почитание преподобного Серафима Саровского.

4 - я  группа.

Храмы во имя преподобного Серафима Саровского.

Остальные ребята делают краткие записи в тетрадях, задают вопросы выступающим.

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные - адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности, умение освоить содержание предложенной темы;

регулятивные - умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность;

познавательные - умение осознанно построить речевое высказывание, умение извлечь из предложенного материала важную информацию.

коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, умение точно выражать свои мысли.

5. Первичная проверка понимания и закрепление изученного

Учитель предлагает ребятам разгадать кроссворд.

1

2

3

4

5

6

Ребята разгадывают предложенный учителем кроссворд.

Отвечают на вопросы учителя.

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные - адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности, умение установить связь между результатами учебной деятельности и тем, с какой целью она осуществлялась;

регулятивные - умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью, умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность;

познавательные - умение самостоятельно осознанно выполнить задание;

коммуникативные - умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания, умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы теста по теме урока.

2. Ответьте на вопросы теста.

1. Как звали родителей Серафима?

а) Иван и Марья;

б) Исидор и Агафия;

в) Петр и Феврония.

2. Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий;

б) Константин;

в) Прохор.

3. Чем больше всего любил заниматься в детстве Серафим?

а) молиться;

б) играть в мяч;

в) бегать наперегонки.

4. Назовите город, в котором родился Серафим?

а) Москва;

б) Смоленск;

в) Курск.

5. Чем занимался отец мальчика?

а) был купцом;

б) был священником;

в) был архитектором.

6. Какой неприятный случай произошел с Серафимом в детстве?

а) тонул в реке;

б) упал с колокольни;

в) упал в яму.

7. На чем молился в лесу Серафим ?

а) на дереве;

б) на пне;

в) на камне.

8. Какое животное кормит на иконе Серафим?

а) медведя;

б) лисицу;

в) зайца.

9.  В каком монастыре хранятся мощи Серафима?

а) в Дивеевском;

б) в Санаксарском;

в) в Пайгармском.

10 Назовите царя, который приехал на открытие святых мощей Серафима в Саровский монастырь?

а) Александр I;

б) Николай II;

в) Николай I.

Ребята отвечают на вопросы теста, предложенного учителем.

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные - адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности, умение установить связь между результатами учебной деятельности и тем, с какой целью она осуществлялась;

регулятивные - умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью, умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность;

познавательные - умение самостоятельно осознанно выполнить задание;

коммуникативные - умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания, умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель озвучивает домашнее задание.

По желанию:

1. Составьте синквейн к слову "Старец".

2. Найдите материалы о святых подвижниках земли Смоленской.

Ребята записывают домашнее задание в дневник.

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные - умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии;

познавательные - умение осуществить необходимый поиск информации;

коммуникативные - умение слушать и задавать вопросы.

8. Обобщение результатов, подведение итогов урока.

Учитель акцентирует внимание ребят на особых нравственных качествах преподобного Серафима Саровского, за которые люди до сегодняшнего дня чтут и почитают его как святого земли русской.

Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос:

- Почему такой любовью верующих пользуется давно умерший человек?

Один из учеников читает стихотворение О Серафиме Саровском.

Ты на камне стоял, святой Серафим,
Тысячу дней и ночей!
О нас, грешных, ты Богу молитву творил
Средь Саровских лесов и полей.
Те молитвы в час трудный страну сберегли,
Берегут и сейчас они нас.
О, великий молитвенник Русской Земли,
Свет любви твоей к нам не угас.
Не угас! Но разлился покровом тепла
И спасительным морем чудес,
Ты хранишь нас от дьявольских козней и зла,
Богом данный помощник с небес.
— Помоги, исцели, Серафиме святой,—
Молят люди с надеждой в душе.
И с любовью и верой живою рекой
На поклон они едут к тебе.

Ребята отвечают на вопрос учителя.

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные -осознание смысла учения; умение делать нравственный выбор; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

регулятивные - осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит еще усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

познавательные - выдвижение гипотез и их обоснование.

коммуникативные - принятие решения и его реализация; умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

9. Рефлексия,  формирование выводов по изученному материалу

Вот и подошло к концу наше занятие.

- Какие впечатления от сегодняшнего занятия остались у вас?

- Что лично для себя ты почерпнул из сегодняшнего занятия?

Дети отвечают на поставленные вопросы, используя приобретённые знания.

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

                 

Развиваемые универсальные учебные действия:

личностные - умение самому себе задать вопрос: "А зачем мне было нужно заниматься на этом уроке?";

регулятивные - умение осознать, насколько он (ученик) хорошо обобщил знания, и чем предстоит овладеть, чтобы достичь успеха;

познавательные - умение провести рефлексию деятельности на уроке;

коммуникативные - умение участвовать в коллективном обсуждении и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....