Выступление на МО и статья в газету «Время Ямала» 2014-2015уч. г.: Организация исследовательской, проектной деятельности обучающихся в рамках НОШ: Правильный вы
статья

Современные образовательные педагогические технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать процент репродуктивной деятельности школьников. Особое место среди них занимает  метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_i_statya._bakulina_ig_proekt_14-15.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО и статья в газету «Время Ямала»:

Бакулина Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»

2014-2015уч. г.

Организация исследовательской, проектной деятельности обучающихся в рамках НОШ: Правильный выбор темы научно-исследовательской работы как главный фактор её успеха

С целью развития познавательной и творческой активности обучающихся, реализации их потребности в активной исследовательской деятельности в учебном процессе Панаевской школы-интерната широко используются современные образовательные педагогические технологии. Они дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать процент репродуктивной деятельности школьников.

 Особое место среди них занимает  метод проектов, которому в настоящее время  придается  большое значение в связи с переходом к новым образовательным парадигмам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания.  Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций школьников в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность.

В Панаевской школе-интернате уже двенадцать лет работает научное общество школьников (НОШ). Многие педагоги работают в  НОШ в качестве руководителей школьников. С 2011-2012 учебного года я также попробовала себя в этом качестве. Обучающаяся 8а класса Лапсуй Мария под моим руководством написала научно-исследовательскую работу «Нравственный облик подростка  в художественной литературе различных эпох».  В октябре 2012 года она стала лауреатом X школьной научно-практической конференции «Мир, в котором мы живём!». Это был первый и не очень удачный опыт нашей работы.

Анализируя причины неуспеха, я пришла к выводу, что главной ошибкой многих исследовательских работ, и нашей в частности, является неправильный выбор темы. Тема должна сочетать в себе многие аспекты: быть актуальной и  интересной как для исследователя, так и для широкой аудитории слушателей и читателей; масштабной, глубокой и в то же время подъёмной для обучающегося;  иметь практическую значимость и перспективы дальнейшей разработки.

Поэтому на следующий год я предложила тему, которая была, несомненно, интересна девятикласснице -  «История моей семьи». Обратившись к опыту работы над данной темой преподавателей нашей школы и других школ, мы определили, что все исследования касались  в основном двух проблем: «семейные традиции» и «роль семьи в жизни посёлка (города, страны)». Иногда они были совмещены в одном исследовании. Идти проторенным путем не хотелось, хотя и «традиции», и «роль семьи» звучат достаточно актуально в наше время.

Девятый класс – выпускной, он  и подсказал правильную формулировку темы.  Многие ребята пойдут учиться в десятый, некоторые продолжат учебу в профессиональных колледжах. Выбор профессии – выбор жизненного пути – вот самая актуальная тема для выпускников! Наша тема должна звучать «История моей семьи: выбор жизненного пути».

Мы все хорошо понимаем, что в подавляющем большинстве случаев  выбор профессии зависит от семьи, от наших самых близких людей – родителей. А как это связать с нашими предками? Но разве не изменится нравственный мир молодого  человека, если он изучит  историю  своей семьи, разве не обретет он  верные нравственные приоритеты, разве все это не поможет ему выбрать правильный жизненный путь? Именно при изучении истории семьи формируются моральные, нравственные качества  молодого человека: воспитывается  чувство уважения  к прошлому,  к людям старшего поколения; возникает  чувство гордости за  достойную  жизнь  предков, возрождается чувство родовой чести;  воспитывается стойкость,   вера в себя и  в свои силы. Молодой человек  начинает видеть  за своей спиной бесконечную цепь поколений своего рода.

От определения темы мы перешли к формулировке гипотезы и проблемы. Прояснилась и практическая ценность нашего исследования.  Проектный метод предоставил возможность обучающейся выразить свои собственные идеи.

С научно-исследовательской работой «История моей семьи: выбор жизненного пути» в  апреле 2013 года Лапсуй Мария стала лауреатом  XI школьной научно-практической конференции учащихся   «Мир, в котором мы живём», в мае 2013 года - победителем X муниципальной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Мы выбираем жизнь!».  В  2013-2014 учебном году  заняла  1 место на II открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов  «Ступень в будущее», проходившей в городе Новый Уренгой (декабрь 2013 год). Так правильный выбор темы научного исследования определил успешность всей работы.

Метод проектов всегда предполагает большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В настоящее время проект используется не только для  научно – исследовательской работы в НОШ, но и при создании авторских презентаций обучающихся, в основном по литературе (в новых учебниках литературы предусмотрены задания для обучающихся в виде проектов) и МХК. Данная технология становиться особенно актуальной в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Проектная деятельность обучающихся в рамках научно-практической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра»

Проект направлен на создание условий  по развитию экологической деятельности в г.п. Федоровский Сургутского района Ханты-мансийского автономного округа – Югры.Научно-практическая лаборатория «Эко...

Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин

Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного  информационного сайта "СС...

статья в газете "Время Ямала"

БЕЗ МУЗЫКИ  НЕТ СЧАСТЬЯ…Как много на Земле искусств! Искусство музыки, любимое мое искусство, самое распространенное искусство на земле – источник радости и наилучшее утешение для опечаленн...

Статья в газете "Время Ямала"

Совместное творчество учитель-ученик в музыкальной школе. МУЗЫКА ДАЕТ МНЕ КРЫЛЬЯМузыка дает мне крылья,Даже если струны порвались.Я на этих крыльях, поднимаюсь ввысь…Чтоб увидеть землю, чистые ру...

СТАТЬЯ в газете "Время Ямала" № 24 от 24 июня 2016 г. "НУЖНА ЛИ РЕБЕНКУ МУЗЫКА"

Какими вырастут наши детиУ вашего ребенка склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, но у вас возникает сомнение, станет ли ваш малыш музыкантом или в будущем выберет другую п...

Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС

Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....