Статья "Структурно-функциональные и психологические аспекты памяти"
статья

Майорова Елена Валерьевна

Опубликовано 09.12.2019 - 20:31 - Майорова Елена Валерьевна

В ходе эволюционного развития, в этом медленном, но достаточно устойчивом процессе, огромное значение принадлежит памяти. Необходимость адаптироваться к условиям окружающей действительности делает психические реакции человека многообразными. Память, как высшая психическая функция, оказывает неоценимую роль в разностороннем формировании личности человека. Благодаря памяти, человек накапливает информацию, накапливает знания, воспроизводит полученный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Майорова Елена Валерьевна

Учитель-логопед

Негосударственное образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа

"ЮДЖИН-ЦЕНТР"

Бесидская Ирина Игоревна

Преподаватель

Медицинский колледж Управления делами Президента РФ

Структурно-функциональные и психологические аспекты памяти

«Помнить — это все равно что понимать,

 а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего.»

 Горький М.

Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний.

Джером Клапка Джером

ПАМЯТЬ (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. (из толкового словаря В.И. Даля).

В ходе эволюционного развития, в этом медленном, но достаточно устойчивом процессе, огромное значение принадлежит памяти. Необходимость адаптироваться к условиям окружающей действительности делает психические реакции человека многообразными. Память, как высшая психическая функция, оказывает неоценимую роль в разностороннем формировании личности человека. Благодаря памяти, человек накапливает информацию, накапливает знания, воспроизводит полученный материал.

В общей психологии обычно под памятью понимается запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

В толковом словаре психиатрических терминов (1995г), память характеризуется как «способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память осуществляет связь времен – прошлого, настоящего м будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и его обучение». (В.М Блейхер, И.В. Круг)

 Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти:

1.Физическая теория памяти.

2. Химическая теория памяти.

3. Биохимическая теория памяти.

4. Информационно-кибернетическая теория памяти.

5. Группа психологических теорий.

Процессы памяти, как и все физиологические процессы высшей нервной деятельности, имеют определенную локализацию в головном мозге. Следует отметить, что до сегодняшнего дня, память остается до конца не изученной функцией мозговой деятельности. Тем не менее, привлекая огромный интерес исследователей, обрела несколько концепций структурно-функционального характера. В головном мозге имеются как структуры, отвечающие непосредственно за хранение и воспроизведение информации, так и система структур, которая регулируют (моделируют) процессы памяти. Сразу же следует отметить, что очевидно не существует конкретной структуры, в которой бы хранилась вся энграмма целиком. На этот факт указывал К. С. Лешли, американский психолог и физиолог, в своей работе «В поисках энграммы».

Энграмма - термин, который ввел немецкий биолог Рихард Земан еще в начале ХХ века. Под этим понятием подразумевается «совокупность изменений в нервной ткани, обеспечивающих сохранение результатов воздействия действительности на человека. Энграмма является физиологической основой памяти. Различают два типа энграмм с точки зрения их содержательной характеристики: образы энграммы, структуры которых отображают образы воспринятых ранее объектив, и модели действий энграммы, структуры которых отображают программы действий.»  [6]    

Система регуляции структур памяти включает в себя два компонента- неспецифический («общемозговой») и модально-специфический («региональный»). К модально-специфическому уровню регуляции памяти относятся все отделы новой коры больших полушарий головного мозга, за исключением коры лобных долей. К общемозговому уровню регуляции процессов памяти относится ретикулярная формация, гипоталамус, таламус, гиппокамп и кора лобных долей головного мозга. Эти два компонента регуляции находятся в динамическом взаимодействии [1,2,3,11].

В отношении структур мозга, которые задействованы в процессах памяти, существует гипотеза «полисистемного принципа». Н. П. Бехтерева, обобщая многочисленные эксперименты по электростимуляции различных участков головного мозга, пришла к выводу, что, «хотя существуют зоны мозга, имеющие тесную связь с процессами памяти, данные записей физиологических показателей мозга и его электрической стимуляции свидетельствуют об организации по распределительному принципа. Создается впечатление не просто о системном характере памяти, а о множестве систем, обеспечивающих различные виды и различные фазы для каждой памяти, имеющие общие для всех и различные для каждой из них звенья» [2, стр.170]. Многочисленные результаты морфологических и физиологических исследований подтверждают существование системы «гиппокамп-гипоталамус-ретикулярная формация, нейроны которой находятся в сложном взаимодействии.

В настоящее время все этапы формирования, удержания и воспроизведения энграммы рассматривают от процессов синтеза и выброса нейромедиаторов до изменения метаболизма нуклеиновых кислот и белков. То есть, доказано, что память имеет в своей основе, помимо рефлекторных нейронных связей, еще и биохимические процессы.

В понимании природы энграммы сложились две основные группы гипотез. Первая группа гипотез берет за основу кодирование индивидуального опыта в различных химических субстратах мозга-нуклеиновых кислотах, белках, особых пептидах. Вторая группа гипотез исходит из идеи о пластичной реорганизации межнейронных связей и формирования устойчивых многонейронных систем, представляющих собой структурный след памяти-энграмму. Таким образом, определенные последовательности межнейронных связей преобразуются в структурно-пространственную матрицу, если описывать кратковременную память. С этого момента существует долговременная память, которая относится к категории структуры, а не процесса. Этим объясняется ее устойчивость к внешним воздействиям.

Память – это высшая психическая функция, что означает сложный психический процесс, прижизненно формирующийся, социальный по своему происхождению и сознательно выполняемый.

Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени, имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Структура памяти состоит из следующих 3 уровней:

  1. Сенсорная память:
  • первый этап процесса запоминания (физиологический, рефлекторный уровень)
  • два вида сенсорной памяти (зрительная и слуховая)
  • информация, привлекшая внимание, из сенсорной переходит в кратковременную
  1. Кратковременная память
  • первый этап обработки предназначенной для хранения информации
  • объем незначительный (5-7 элементов, не связанных друг с другом)
  • происходит оценка информации (возможность перехода в более длительное хранение, до 7 мин, при отсутствии сосредоточенного внимания, замещается)
  1. Оперативная память:
  • относится к процессам запоминания
  • информация храниться недолго
  • оперативная память - рабочая (непродолжительная)
  • тренируется в деятельности
  1. Долговременная память:
  • разнообразные данные
  • большой объем
  • бессрочность хранения (при условии осмысления, обработки информации, ассоциативных связей, включения в деятельность)

Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека:

  1. Двигательная (моторная) память:
  • запоминание и воспроизведение движений
  • основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи
  1. Эмоциональная память:
  • сохраняет пережитые человеком чувства
  • имеет ярко выраженный ассоциативный характер
  1. Смысловая (словесно-логическая) память:
  • сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов
  • требуют осознанности, связана с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.
  1. Образная память:
  • связана с работой всех органов чувств, позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, обонятельные, тактильные ощущения сопровождающие данную обстановку, разнообразные вкусы

Виды памяти по характеру целей запоминания.

  1. Непроизвольная память:
  • запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить
  • яркая, сильная и необычная информация
  • жизненно важная информация
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека
  • связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.
  1. Произвольная память:
  • запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить
  • запомнить это прежде всего специальные приемы запоминания (приемы мнемотехники)

Свойства внимания:

  • Устойчивость – сохранение внимания в течении длительного времени на более или менее постоянном уровне. Отвлекаемость – периодическое ослабление внимания. Чем больше сосредоточенность, тем меньше отвлекаемость.
  • Концентрация – степень сосредоточенности на чем-то одном при отвлечении от всего остального. Всегда есть кратковременные изменения степени интенсивности – колебания внимания.
  • Распределяемость – одновременное удержание внимания на нескольких разных объектах.
  • Переключаемость – способность быстро переводить внимание с одного объекта на другой. Именно переключаемость является обратной стороной распределяемости.

Развитие памяти происходит по двум основным линиям:

  • усовершенствование средств в виде внешних раздражителей (развитие письменности;
  • превращение этих средств во внутренние (развитие высшей логической памяти).

Высшая логическая память является одной из высших психических функций (ВПФ), согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Феноменологию памяти в психологии изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, С.В. Липень, А.Л. Венгер, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский и др. Различные аспекты психического развития детей с нарушениями речи рассматривали Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др.

Особо важное значение память имеет при формировании речи ребенка, так как именно с помощью памяти происходит фиксация в сознании новых слов, грамматических и синтаксических конструкций.

Как правило, речевые нарушения у детей сопровождаются   несформированностью других психических функций. В разработках Д.Б. Эльконина, памяти, определяется ведущая и значимая роль в психическом развитии ребенка. Память является функцией интегративной, оказывает влияние на успешность в формировании других психических процессов.

При этом, память чувствительна к любым мозговым изменениям и указывает на уровень психического развития ребенка в целом.

Слухоречевая память детей с речевыми нарушениями характеризуется вариативностью количественных и качественных показателей. Отмечаются общие закономерности и индивидуальных особенностей протекания мнестических процессов:

  • снижением объема и динамики запоминания,
  • нарушением избирательности сохранения следов мнестической деятельности,
  • повышенной тормозимостью и инертностью мнестических процессов;
  • недостаточностью саморегуляции и контроля мнестической деятельности.

Процесс обучения будет эффективнее при условии регулярной тренировки слуховой памяти. Коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом и психологом включают упражнения по развитию памяти. Качественный анализ результатов работы позволяет установить, что после проведения коррекционных занятий, заметно улучшаются показатели успеваемости по всем общеобразовательным дисциплинам.

Тема исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

Литература.

1. Ашмарин И.Л. Молекулярные механизмы нейрологической памяти. Механизмы памяти. Л., 1987.

2. Бехтерева Н.П. Здоровый̆ и больной̆ мозг человека. Л., 1980.

3. Вартанян ГА., Лохов М.И. Механизмы регуляции памяти. Механизмы памяти. Л., 1986.

4. Голубева М.В.   Историческая психология: Курс лекций 

5. Данилова H.H. = Физиология высшей̆ нервной̆ деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

 6. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000.

7. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. - М.: Мир, 1974. - С.276-279; С. 313-335

8. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

9. Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах.  М.: 2000г.

10. Роуз С. Устройство памяти, от молекул к сознанию. М., 1995.

11. Сеченов ИМ. Рефлексы головного мозга. М.,

12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Союзиздат, 1989.

13. «Краткий психологический словарь». Составитель Карпенко Л.А., Москва, Политиздат, 1985.

14. «Понятийно-терминологический словарь логопеда» под редакцией

В.И. Селиверстова М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

15. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Психологический аспект на уроках английского языка" (№ 1-2, 2015)

В статье рассматривается психологический аспект на уроках английского языка, без учета которого самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов в подростковой школе. Автор утверждает, ч...

Актуальность изучения психологических и физиологических аспектов памяти для работы коррекционного педагога.

Опубликовано 11.05.2019 - 10:17 - Майорова Елена ВалерьевнаТема исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной для ученых и исследователей разных областей, в том числе...

Статья Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.

Статья по направлению Гуманная педагогика...

Статья "Психологические аспекты личности ученика, учитываемые при изучении дисциплины ОБЖ"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обобщения учеников в классе. Рассматривается понятие «Ученик, как личность». Подробно описана история развития человеческих качеств...

Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»

В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...