Выступление на РМО: "Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни".
проект

Лежава Майя Михайловна

Действуем первыми- вдохновляем остальных

   МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе в течение многих лет является опорным учреждением в сфере совершенствования образовательной среды, направленной на создание комплекса условий, способствующих профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде. Одним из направлений данной многогранной деятельности учреждения является совершенствование социально-культурной и досуговой деятельности и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса.

В данном направлении работы в ДДТ Пурпе разработан и внедряется инновационный образовательный проект «Система уклада жизни ДДТ» и инновационный проект «Я – здоров».

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_formirovaniya_kultury_zozh.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Выступление на РМО педагогов

дополнительного образования

и педагогов-организаторов п. Пурпе.

Докладчик: методист МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Костенко Майя Михайловна

2018- 2019 учебный год

Действуем первыми- вдохновляем остальных 

        МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе в течение многих лет является опорным учреждением в сфере совершенствования образовательной среды, направленной на создание комплекса условий, способствующих профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде. Одним из направлений данной многогранной деятельности учреждения является совершенствование социально-культурной и досуговой деятельности и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса.

В данном направлении работы в ДДТ Пурпе разработан и внедряется инновационный образовательный проект «Система уклада жизни ДДТ» и инновационный проект «Я – здоров».

.

Общая идея данного направления работы: разработать содержание социально — культурной деятельности в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.

Задачи

  • Обобщить опыт социально — культурной деятельности по профилактике отклоняющегося поведения в сфере молодежного досуга.
  • Определить потенциал социально - культурной деятельности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе и ее возможности в преодолении девиантности среди несовершеннолетних.
  • Разработать методику организации профилактической деятельности ОУ.
  • Определить критерии оценки эффективности профилактической деятельности.

Социально - педагогические принципы организации культурно - досуговой деятельности и воспитательной работы МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе:

• Принцип гуманистической ориентации предусматривает видеть в подростке, прежде всего, не объект воспитания, а личность с неповторимым своеобразием склонностей и задатков, способную к реализации в жизни своего творческого потенциала.

• Принцип субъектности предполагает субъект — субъектные отношения педагогов и воспитанников, задает диалогический характер воспитания.

• Принцип личностно — деятельностного подхода исходит из того, что организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности способствует познанию себя и окружающего мира, способов и правил взаимодействия с другими, приобретению жизненного опыта и формированию нравственных ценностей.

• Принцип профилактической направленности обеспечивает превенцию социальных отклонений в подростковой молодежной среде путем создания условий для духовного развития личности, занятий физкультурой и спортом, формирования здорового образа жизни

• Принцип комплексности побуждает направить усилия не только на разрешение проблем трудновоспитуемого подростка, но и на проблемы родителей, ближайшего социального окружения. Важно обеспечить связь, взаимодействие, непротиворечивость различных дополняющих и взаимно компенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь молодого человека (семья, школа, досуговый коллектив).

• Принцип межведомственного взаимодействия предполагает интеграцию специалистов культурно — досуговой сферы со специалистами медицинских, образовательных, социальных и иных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации с целью всесторонней и полной помощи подросткам «групп риска» и их семьям.

Нормативно-правовые документы, на основании которых осуществляется здоровьеориентированная деятельность

Региональные:

  • Устав муниципального образования Пуровский район;
  • Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015-2020 годы»;
  • Окружная долгосрочная целевая программа «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018-2020 годы»;

Муниципальные:

  • Постановление Администрации района от 27.03.2015 № 78-ПА "Об утверждении Административного регламента муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования Пуровский район по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам";
  • Постановление Администрации района от 10.03.2015 № 56-ПА "Об утверждении Административного регламента муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования Администрации Пуровского района по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям";
  • Устав МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
  • Программа развития ОУ;
  • Образовательная программа ОУ;
  • Положение о федеральной экспериментальной площадке МАНПО;
  • Положение МБОУ ДО об опорном учреждении:
  • Программа деятельности районного опорного учреждения;
  • Программа дополнительного образования детей объединение волонтеров:
  • Положение МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе об обучении детей с особыми возможностями здоровья по индивидуальной образовательной траектории;
  • Положение МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе о разработке индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми.

Образовательная программа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Создание безопасной и комфортной образовательной среды.

Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни

Пропаганда требований охраны труда

Адресная работа с различными контингентами учащихся

ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Структурно-функциональная модель координации здоровьеориентированной деятельности

Образовательная деятельность по дополнительный общеобразовательным программам

Воспитательная система

Охрана здоровья учащегося

Психолого-педагогическое  сопровождение  учащегося

Основные функции участников здоровьеориентированной деятельности

должность

направление работы

функциональные обязанности

взаимодействие

Директор

Контроль за реализация образовательной программы ОУ

Контроль за:

  • Организацией питания и питьевого режима обучающихся
  • Профилактикой несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Проведением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
  • Обеспечением безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность

С административным составом, административным составом, педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Заместитель директора по АХР

Охрана здоровья

Профилактические мероприятия

Организация питания и питьевого режима обучающихся

Профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий

С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Заместитель директора по УВР, курирующему образовательный процесс

Реализация  образовательной программы ОУ в соответствии с СанПиН

Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Заместитель директора по УВР, курирующему воспитательную работу

Реализация образовательной программы ОУ в части воспитательной работы

Профилактика ПАВ

Пропаганда ЗОЖ

Профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Заместитель директора по УВР, курирующему инновационную деятельность

Реализация   образовательной программы ОУ в части выбора инновационных методов и подходов в построении образовательного процесса

Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды,

Использование при реализации

образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания образовательных технологий, направленных на здоровьеориентированную деятельность

С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Педагоги дополнительного образования

Реализация дополнительных общеобразовательных программ,

Охрана здоровья: проведение воспитательных мероприятий, специальных занятий, внедрение индивидуализации обучения

Пропаганда ЗОЖ

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,

осуществляющей образовательную деятельность

Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда

Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления

учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом

С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Педагоги-психологи

Социально-психологическое сопровождение каждого учащегося, адресная работа с учащимися

Пропаганда ЗОЖ

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся

Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни

С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Социальный педагог

Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,

С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Педагоги-организаторы

Охрана здоровья

Пропаганда ЗОЖ

Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,

Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления

учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом

С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями

Одним из направлений деятельности является работа с детьми и подростками с девиантным поведением.

В данном направлении работы в ОУ планируются:

  1. Проведение социальных проектов, акций;
  2. Проведение месячников «Мы за ЗОЖ»;
  3. Проведение спортивных состязаний, игр, походов и др.;
  4. Проведение волонтерских слетов, «Школы волонтерских наук»;
  5. Проведение дискуссий, лекций, бесед по тематике ЗОЖ;
  6. Разработка видеороликов, плакатов по тематике;
  7. Проведение досуговых мероприятий для подростков и молодежи:
  8. Проведение тренингов для подростков и молодежи.

Используемая литература:

  1. Айдинян Р. Социальная справедливость и девиантность / Р. Айдинян, Т. Шипунова // Рубеж: альманах социол. исслед. - 1999. - №13/14. -С. 142-155
  2. Бабаян Э.А. Критерии определения наркотических средств / Э.А. Бабаян // Рос. юстиция. - 1997. - №3. - С. 49-53
  3. Бархаев Педагогическая психология. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
  4. Костенко Н.Б. Особенности образа будущего социально дезадаптированных подросков. Автореф. дисс… канд. псих. наук. – Барнаул, 2006, 24 с.
  5. Караваева Н.С., Харитонова А.Ю., Казанцев И.И. Программа «Сверстник - сверстнику» (подготовка волонтеров по ППХЗ), - Т., 2002 год.
  6. Качество социологического образования: проблемы и пути решения / Под ред. Проф. В.И. Добренькова. – М.: КДУ, 2007. – 312с.
  7. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи, - М., 1999 год.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
  9. Приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта), - М., 2004 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...

Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

В статье представлены цели, задачи, направления  и основные функции участников здоровьеориентированной  деятельности образовательного учреждения дополнительного образования....

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...