План самообразования 2017-2021 уч.г.
материал

Хакимова Флорида

Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Но до последнего времени оно не было поставлено на должную высоту. Педагогическая наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. Но в отношении учащихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения. Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_2017-_21uchg.docx73.28 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2017-2021 учебные годы

Самообразование - это вечная необходимость для современного человека, а тем более, если он призван обучать и воспитывать. Без умения самообразовываться педагог заведомо обречён на отставание в профессиональном росте.

Умение самообразовываться - это, прежде всего, умение самостоятельно добывать знания с меньшей затратой духовных и физических сил. Модель профессионального педагогического самообразования учителя включает в себя:

  1. Целеполагание - личностное и профессиональное самосовершенствование.
  2. Функции самообразования:
  • дополняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование;
  • компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;
  • способствует формированию стиля профессиональной деятельности;
  • помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности;
  • является средством самопознания и самосовершенствования.
  1. Компоненты самообразования:
  • нравственно-волевой - положительное отношение к процессу учения любознательность, критичность, самостоятельность, целеустремлённость, сильная воля, трудоспособность, ответственность;
  • мотивационный - осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности;
  • когнитивный - общеобразовательные и профессиональные знания и умение их применять;
  • процессуальный (гностический):
  • особенности мыслительной сферы: умение ставить и разрешать познавательные задачи, самостоятельность, гибкость, оперативность, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, обобщениям; креативность, удовлетворение от познания;
  • умение слушать;
  • владение разными типами чтения;
  • умение выделять и усваивать определённое содержание;
  • умение контролировать и анализировать;
  • организационный:
  • умение планировать время и свою работу;
  • умение перестраивать систему деятельности;
  • умение работать в библиотеках, быстро ориентироваться в современной классификации источников;
  • умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации;
  • владение различными приёмами фиксации прочитанного.

4.   Содержание самообразования:

  • общеобразовательное;
  • психолого-педагогическое;
  • предметное;
  • методическое.

5.  Виды самообразования:

  • фоновое общеобразовательное;
  • фоновое педагогическое;
  • актуальное педагогическое;
  • и в нашей школе практикуется перспективное профессиональное педагогическое самообразование, которое заключается в следующем: работа над определённой психолого-педагогической или методической проблемой на достаточно длительный срок (не менее года), выявленной как необходимая для глубокого изучения на основе педагогического самоанализа. Планируя работу над большой проблемой, целесообразно наметить конкретные сроки выполнения отдельных этапов с реальным самоконролируемым результатом.

6. Формы самообразования:

  • организационные - курсы повышения квалификации, методическая работа, система заочного обучения, педчтения;
  • самостоятельные - самообучение, исследовательско-поисковая работа.

7. Источники самообразования:

  • общеобразовательная и специальная литература;
  • педагогическая периодика;
  • средства массовой информации;
  • изучение передового педагогического опыта;
  • общение.

8. Результаты:

  • профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень;
  • повышение результативности педагогической деятельности;

  II. Отчёт по самообразованию.

  1. Требования к оформлению документации:
  • тема по самообразованию;
  • планирование;
  • используемая литература;
  • тезисы, краткий конспект со своими размышлениями;
  • самоанализ работы за год;
  • отчёт по самообразованию в течение года по запланированному графику (ШМО, педчтения и др.)

Самообразовательная работа

Общешкольная тема : «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума»

Индивидуальная тема : «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта »

Цель самообразования по теме:  Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов работы по трудовому воспитанию детей с ОВЗ.

Задачи:

– изучить литературу и материалы сети Интернет  по данной проблеме;

– посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

- использование на внеклассных мероприятиях  новых  информационных технологий и средств коммуникаций;

-   повышение своего методического уровня.
– провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий;                                                              – вести мониторинг развития знаний, умений и навыков по трудовому воспитанию группы

Постановка проблемы.

По данным Управления специального образования Министерства образования РФ, в настоящее время в Российской Федерации функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом 289000 человек. Но, к сожалению, дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Обоснование выбора темы. 

  Выбор этой темы не случаен, так как она взаимосвязана с методической темой нашей школы «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума», а  трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в жизненную первейшую потребность.

Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Но до последнего времени оно не было поставлено на должную высоту. Педагогическая наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. Но в отношении учащихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения. Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.

Актуальность темы. 

В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных  школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.  По данным многих исследований, число детей, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.

Для реализации личностно-ориентированного подхода требуется учитывать:

- изложение материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.

- образовательный  материал должен быть доступен для изучения и восприятия  каждым учащимся при выполнении заданий;

- стимулирование, поддержания творческого проявления во время выполнения заданий.

Организация занятий предполагает включение следующих моментов.  

- учёт личностных особенностей учащихся;

- применение методов и  приёмов для активизации трудовой деятельности ученика;

- использование разнообразных форм общения в коллективе;

- создание доверия и толерантности в взаимодействиях с воспитанниками;

Ожидаемые результаты:

  • Подготовить детей к самостоятельной практической деятельности.
  • Разработать и провести и открытые занятия по собственным, новаторским технологиям
  • создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу.
  • Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном сайте.
  • Обобщить опыт по исследуемой теме.

Формы самообразования:

·        индивидуальная – через индивидуальный план,

·        групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения воспитателей, а также через участие в жизни школы.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новую методическую литературу по данной проблеме.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.

3.Систематически выписывать журнал «Дефектология»

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах для воспитателей коррекционных школ.

2016- 2017уч.г.

 

 

 

 

2016-2021уч.г.

 

1 раз в 3 года 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания воспитания детей с нарушением интеллекта.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами воспитания.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей.

4. Изучать опыт работы лучших воспитателей своей школы.

5. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших сценариев внеклассных мероприятий, интересных приемов и находок на занятиях

8. Выступать с докладами по теме самообразования.

 

регулярно

 

 

 

регулярно

 

 ежегодно

 

 

регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии.

регулярно

 регулярно

 

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2016-2017 уч.г.

1.Курсы повышения  квалификации воспитателей.

2.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах.

3.Изучение литературы:

1).Воронкова.  Дефектология.- М.:, 2010г.

2) Щипицына. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе».

3) Мозговой. Основы олигофренопедагогики.

 

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2016-2017 уч.г.

1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах,  совещаниях.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2016-2021 уч.г.

1.Открытые уроки.

2.Участие конкурсах, конференциях.

3.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками 

 

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2020-2021 уч.г.

1.Участие и результаты на конкурсах, конференциях.

2.Мастер-класс «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта»

3.Консультативная помощь воспитателям и учащимся.

4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2020-2021уч.г.

1.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте

План работы по самообразованию на 2012-2013 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новую методическую литературу по трудовому воспитанию, психологии и педагогики.

2016- 2017г.

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучить личные дела учащихся

 

В течение года

сентябрь

Методические

1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы.

3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

3. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «Умники и умницы».

 

ежемесячно

 

  

в течение года

 

 2017г.

 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

2. Обзор в Интернете новинок по современным технологиям в образовании

В течение года

 

 

Охрана здоровья

1. Составление папки с физминутками к внеклассным мероприятиям

В течение года

 

Анализ работы по самообразованию за 2016-17 уч.г.

В 2016-2017 учебном году работала по теме самообразования  «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта ».

Над данной темой работаю третий  год. Данная тема рассчитана на 5 лет.

Актуальность темы

Целью деятельности нашей работы является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Это предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач коррекционной школы принадлежит трудовому воспитанию. Трудовое воспитание, как и весь процесс, должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие.

по данной теме была изучена следующая литература: Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – М., 1981; Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 1990. – № 3; Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. – Кишинев, 1990;  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К., 1989.

В течение года совершенствовала свои знания в области психологии и педагогике. На сайтах знакомилась с трудами творчески работающих педагогов, с целью перенятия опыта работы.

Принимала активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях. Подготовила доклады на тему «Общесоциальные и коррекционно-развивающие задачи трудового обучения в коррекционной школе»

Изучала опыт работы воспитателей своей школы, с целью перенятия опыта  творчески работающих воспитателей. В течение года посетила открытые внеклассные мероприятия у всех воспитателей. Которые поделились своими нароботками и опытом работы с воспитанниками в условиях школы-интерната.

Проведено  открытое  мероприятие «Самый умницы», где воспитанники закрепили и обобщили знания в мире профессий.

Тема занятия  весьма актуальна. В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Содержание и тема занятия соответствовала методической  теме и доступна для понимания детей. Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

При подборке методического и дидактического материала к мероприятию опиралась на следующие принципы:

  1. Коррекционная направленность воспитательного процесса – исправление недостатков психофизического развития посредством использования специальных методических приемов.
  2. Индивидуальный и дифференцированный подход – учет индивидуальных  и типологических особенностей детей.
  3. Личностный подход – опора на личностные качества воспитанника.
  4. Гуманизация воспитания – построение отношений педагога и воспитанников.
  5. Связь с жизнью и практикой.

Цель: закрепить и обобщить знания детей подросткового возраста в мире профессий.

Задачи:

•        Способствовать расширению представлений о разных видах труда;

•        Создавать условия для знаний представлений о трудовых действиях совершаемых взрослыми о результатах, об оборудовании, инструментах необходимых для работы;

•        Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

•        повышать качества профессиональной ориентации учащихся;

•         стимулировать самопознание и профессиональное самоопределение подростков;

•         знакомить учащихся с многообразием профессий  в игровой форме;

•        формировать  умения работать в коллективе;

На занятии использовались технические средства обучения, весь материал представлен в виде презентации.

Содержание мероприятия соответствовало поставленным целям и задачам. Мероприятие началось организованно, класс подготовлен. Учащимся сообщились цели и задачи мероприятия.

Познавательная ценность подобранного материала была в том, что правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением ребёнка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь.

Занятие прошло в форме викторины.

Подобранный материал носил коррекционный характер. На данном занятии развивались следующие психофизические функции:

- мышление: упражнялись в анализе и синтезе получаемых сведений, умение делать сравнение и обобщение. Все это имело большое значение для развития умственных способностей и логического мышления.

-  развивалось  целенаправленное, сосредоточенное, устойчивое произвольное внимание;

- вырабатывались навыки прочного запоминания и припоминания, развивалась зрительная и слуховая память.

- развивалась речь у детей: умение правильно строить предложения, обогащался  активный словарь.

- уделялось внимание развитию эмоционально-волевой сферы: доброжелательность, ответственность, дисциплинированность.

На протяжении всего занятия дети были активны, проявляли интерес, отвечали на все поставленные вопросы, если вопросы вызывали трудность у детей, то помогали наводящие вопросы.

В своей работе  педагог использовала следующие методы и приемы:

1. Словесный – беседа, рассказ.

2. Наглядный – презентация «Самый умный»

3. Практический – проведены: конкурсы: приветствие команд, «Дешефратор», «Соответствие»,  «Обгонялки», «Ринг профессий».

Соблюден охранительный режим -  проведена физминутка.

На протяжении всего времени тон старалась держать спокойный, доброжелательный, это способствовало установлению контакта с детьми и нацелить их на плодотворную совместную деятельность.

Поставленные цели и задачи к занятию считаю выполненными.

В конце занятия подведен итог.

В течение года внедряла в воспитательный процесс ИКТ, делала обзор новинок по современным образовательным технологиям.

Создала папку с физминутками к внеклассным мероприятиям.

Всех поставленных целей которые были поставлены я добилась, свою работу по самообразованию оцениваю хорошо.

Определилась с целями и задачами и темой к внедрению творческого проекта по профориентации «Твой выбор».

Задачи на 2017-18 учебный год

1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.

2. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

3. Продолжить работу по здоровьесбережению с детьми.

План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить методическую литературу по профориентации и трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта.

2017- 2018г.

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

В течение года

сентябрь

Методические

1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы.

3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

4. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «Труд в почете любой! Мир профессий большой»

5. Определение целей,  задач и темы к внедрению творческого проекта по профориентации.

 

ежемесячно

 

  

в течение года

 

 2018г.

 

Апрель - май

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

2. Размещать на сайте школы свои методические разработки.

В течение года

 

 

Охрана здоровья

1. Продолжить работу по   составлению папки с коррекционно-развивающими играми на свежем воздухе.

В течение года

 

Актуальность темы

Целью деятельности нашей работы является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Это предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач коррекционной школы принадлежит трудовому воспитанию. Трудовое воспитание, как и весь процесс, должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие.

по данной теме была изучена следующая литература: Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации.–К., 1991; Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – М., 1981; Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 1990. – № 3; Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. – Кишинев, 1990;  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К., 1989.

В течение года совершенствовала свои знания в области психологии и педагогике. На сайтах знакомилась с трудами творчески работающих педагогов, с целью перенятия опыта работы.

Принимала активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях. Подготовила доклады на тему «Общесоциальные и коррекционно-развивающие задачи трудового обучения в коррекционной школе»

Изучала опыт работы воспитателей своей школы, с целью перенятия опыта  творчески работающих воспитателей. В течение года посетила открытые внеклассные мероприятия у всех воспитателей. Которые поделились своими нароботками и опытом работы с воспитанниками в условиях школы-интерната.

Проведено  открытое  мероприятие «Труд в почете любой! Мир профессий большой», где воспитанники показали свои знания о многообразном мире профессий.

Тема занятия  весьма актуальна. В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Содержание и тема занятия соответствовала методической  теме и доступна для понимания детей. Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

При подборке методического и дидактического материала к мероприятию опиралась на следующие принципы:

  1. Коррекционная направленность воспитательного процесса – исправление недостатков психофизического развития посредством использования специальных методических приемов.
  2. Индивидуальный и дифференцированный подход – учет индивидуальных  и типологических особенностей детей.
  3. Личностный подход – опора на личностные качества воспитанника.
  4. Гуманизация воспитания – построение отношений педагога и воспитанников.
  5. Связь с жизнью и практикой.

Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развит своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

На занятии использовались технические средства обучения, весь материал представлен в виде презентации.

Содержание мероприятия соответствовало поставленным целям и задачам. Мероприятие началось организованно, класс подготовлен. Учащимся сообщились цели и задачи мероприятия.

Познавательная ценность подобранного материала была в том, что правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением ребёнка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь.

Занятие прошло в форме викторины.

Подобранный материал носил коррекционный характер. На данном занятии развивались следующие психофизические функции:

- мышление: упражнялись в анализе и синтезе получаемых сведений, умение делать сравнение и обобщение. Все это имело большое значение для развития умственных способностей и логического мышления.

-  развивалось  целенаправленное, сосредоточенное, устойчивое произвольное внимание;

- вырабатывались навыки прочного запоминания и припоминания, развивалась зрительная и слуховая память.

- развивалась речь у детей: умение правильно строить предложения, обогащался  активный словарь.

- уделялось внимание развитию эмоционально-волевой сферы: доброжелательность, ответственность, дисциплинированность.

На протяжении всего занятия дети были активны, проявляли интерес, отвечали на все поставленные вопросы, если вопросы вызывали трудность у детей, то помогали наводящие вопросы.

В своей работе  педагог использовала следующие методы и приемы:

1. Словесный – беседа, рассказ.

2. Наглядный – презентация «Труд в почете любой! Мир профессий большой»

3. Практический – проведены: конкурсы: приветствие команд, «Окончание пословицы», «Закончи предложение», игра «Ромашка», «Ринг профессий», «Угадай профессию», «Назови профессию».

Соблюден охранительный режим -  проведена физминутка.

На протяжении всего времени тон старалась держать спокойный, доброжелательный, это способствовало установлению контакта с детьми и нацелить их на плодотворную совместную деятельность.

Поставленные цели и задачи к занятию считаю выполненными.

В конце занятия подведен итог.

В течение года подготавливала свои методические разработки для размещения их на сайтах в интернет.

Начала составлять  папку с коррекционно-развивающими играми на свежем воздухе.

Всех поставленных целей которые были поставлены я добилась, свою работу по самообразованию оцениваю хорошо.

Определилась с целями и задачами и темой к внедрению творческого проекта по профориентации «Твой выбор».

Задачи на 2018-19 учебный год

1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.

2. Внедрить и провести проект по профориентации с 9 классом «Твой выбор»

3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

4. Работа с сайтами интернет и сайтом школы по размещению своих методических разработок.

5. Продолжить работу по здоровьесбережению с детьми.

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить методическую литературу по профориентации и трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта.

2018- 2019г.

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

В течение года

сентябрь

Методические

1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы.

3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

4. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «У меня растут года»

5. Внедрение и проведение с учащимися творческого проекта по профориентации «Твой выбор».

6. Определение целей,  задач и темы к внедрению творческого проекта по профориентации.

 

ежемесячно

 

  

в течение года

 

 2018г.

 

2018-19г.

Апрель - май

Информационно-технологические технологии

1. Размещать на сайтах в интернете свои методические разработки.

В течение года

 

 

Охрана здоровья

1. Продолжить работу по   составлению папки с коррекционно-развивающими играми на свежем воздухе.

В течение года

 

Анализ работы по самообразованию за 2019-20 уч.г.

В 2019-2020 учебном году работала по теме самообразования  «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта ».

Актуальность темы

Целью деятельности нашей работы является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Это предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач коррекционной школы принадлежит трудовому воспитанию. Трудовое воспитание, как и весь процесс, должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие.

по данной теме была изучена следующая литература: Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации.–К., 1991; Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – М., 1981; Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 1990. – № 3; Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. – Кишинев, 1990;  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К., 1989; Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии./Под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1989; Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В.В. Воронковой. – М.,1994; Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду//Дефектология, 1986. – №6; Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – К., 1988; Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М., 1999; Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.– М., 1969; Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание молодежи. – М., 1978; Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.

В течение года совершенствовала свои знания в области психологии и педагогике. На сайтах знакомилась с трудами творчески работающих педагогов, с целью перенятия опыта работы.

Принимала активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях. Подготовила доклады на тему «Трудовое обучение и воспитание как одно из средств социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта», «Роль трудового воспитания и профориентации в формировании личности школьника с нарушением интеллекта».

Изучала опыт работы воспитателей своей школы, с целью перенятия опыта  творчески работающих воспитателей. В течение года посетила открытые внеклассные мероприятия у всех воспитателей. Которые поделились своими нароботками и опытом работы с воспитанниками в условиях школы-интерната.

Мною был разработан и внедрен творческий проект по профориентации «Мой выбор» с учащимися 9 класса.

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

 Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

 — психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

 — отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

 — неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

 — неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

Чтобы решить ряд этих факторов мною был разработан и внедрен творческий проект для учащихся по профориентации «Твой выбор»

Цели проекта: 

  • формирование профессиональной готовности будущих выпускников,
  • оказание помощи будущим выпускникам  в выборе профессии  с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
  • формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

Задачи:

  • осознание своих желаний и возможностей;
  •  исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии;
  • знакомство с особенностями современного рынком труда;
  • составление индивидуального образовательного плана или программы

      саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

В течение года с учащимися проведены следующие мероприятия: Анкетирование, игры, викторины, диагностика, тестирование, экскурсия на предприятие.

Анкетирование и тестирование проводилось с целью выявления готовности к выбору профессии. С учащимися проведены анкетирование «Готов ли ты к выбору профессии» и тест «Профпригодность».

Вместе с библиотекарем школы Багаутдиновой Т.П. организовали тематические выставки по профориентации воспитанников в библиотеке «В мире профессий» и «Все работы хороши». На которых библиотекарь знакомил учащихся с разнообразием профессий, а также сами учащиеся рассказывали о знакомых им профессиям.

В течение года творческой группой учащихся (Шевчук В., Шевелев К., Савельев И., Богданов П.) были разработаны буклеты по профориентации: «Типы профессий», «Как не утонуть в «море» профессий» и «Азбука абитуриенту». Буклеты создавались с целью  пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии.

 В течение года учащиеся занимались информационно-просветительской работой. Были подготовлены материалы для оформления стенда по профориентации: «Типы профессий», «Путь к успеху», «Путь к профессии». Учащиеся научились работать с информацией интернет сайтов и выбирать только необходимый материал. Такие учащиеся как Шувчук В. И Шевелев К. и Зенина Л. находили материал в интернете и обсуждали его с ребятами, что необходимо оставить, а что убрать. Данная работа формировала у детей такие качества личности как : самостоятельность, ответственность, самооценку, уверенность, коммуникативность.

На протяжении всего учебного года с воспитанниками проведены мероприятия по профориентации: Игра-практикум «Зачем нужен трудовой договор», но котором дети учились заполнять примерные трудовые договоры; игра-беседа «Зачем нужен трудовой кодекс», с целью формирования знаний по правовой культуре  в трудовой деятельности; викторины: «Я и мир профессий», «Знатоки профессий», с целью расширения знаний о разнообразии профессий, стимулирования самопознания и профессионального самоопределения, развитие интереса к разным видам трудовой деятельности.

Зенина Люда, Шевчук В.  и Дмитриенко С. подготовили и представили презентации: «Мир профессий» и «Моя профессия - повар». В своей презентации Володя и Сережа рассказали ребятам о разнообразии профессий и познакомили с названиями новых профессий. Люда познакомила с профессией повар, с характеристикой, требованиями к данной профессии.

С учащимися проведен психологический тренинг «Я – концепция», с целью  сплочения детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Проведены творческие конкурсы рисунков «Кем я хочу стать?» и сочинений «Моя будущая профессия», с целью развития творческого потенциала, сформировать и выявить представления учеников о выбранной ими профессии. Творческие работы позволяют косвенно судить об уровне удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью, о развитии их креативных способностей, а также выявляются представления учеников о реальном и желаемом. Лучшими в  конкурсах стали: Зенина Л., Савельева М., Шевчук В., Шевелев К., Богданов П.

Психологом школы Халезиной Д.В. проведены с воспитанниками методики: - «Методика социализированности личности М.И. Рожкова»  

- «Дифференциально-диагностический опросник»

Данные методики помогли воспитанникам выявить наклонности  к определенному  типу  профессий, уровень социальной адаптированности, активность, автономность и нравственной воспитанности.

С целью знакомства с промышленными предприятиями и востребованными профессиями на рынке труда, с воспитанниками проведена экскурсия на Уральский машиностроительный завод. Начальник тракторного цеха Печеркин В.П. рассказал детям о истории предприятия, какую продукцию изготавливают в данное время, на каких станках работают специалисты и какие профессии нужно освоить, чтобы работать на УМЗ.

С родителями выпускников проведено родительское собрание на тему: «Выбор профессии – важное дело в жизни человека», с целью активизации родителей и воспитанников по проблемам профессионального самоопределения старшеклассников, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения своих детей.

Итог нашей работы мы подвели на открытом мероприятии «У меня растут года», где воспитанники показали свои знания о многообразном мире профессий.

Тема занятия  весьма актуальна. Процесс социализации детей с нарушением интеллекта сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемно и далеко не всегда успешна. Интеллектуальная недостаточность обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта является их социальная адаптация. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении. Необходимо формировать у детей жизненные устремления, связанные с выбором будущей профессии, рассказывать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия, учить правильно называть трудовые действия и некоторые орудия труда, инструменты, помочь выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, в соответствии с их возможностями и склонностями.

Содержание и тема занятия соответствовала методической  теме и доступна для понимания детей. Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

При подборке методического и дидактического материала к мероприятию опиралась на следующие принципы:

  1. Коррекционная направленность воспитательного процесса – исправление недостатков психофизического развития посредством использования специальных методических приемов.
  2. Индивидуальный и дифференцированный подход – учет индивидуальных  и типологических особенностей детей.
  3. Личностный подход – опора на личностные качества воспитанника.
  4. Гуманизация воспитания – построение отношений педагога и воспитанников.
  5. Связь с жизнью и практикой.

Цель занятия:

Обобщить уже  полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.

Задачи:

  • Образовательные:

         - расширить знания учащихся о профессиях;

        - познакомить с новыми современными профессиями;

        - формировать интерес к профессиям;

  • Развивающие:

          -развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,  самостоятельность; культуру речи;

          - развивать коммуникативные способности при работе в группах;

          - развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

          -активизировать учащихся  к познавательной, творческой  деятельности;

  • Воспитательные:

  - воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных     профессий;

 - воспитывать уважение к своим товарищам.

На занятии использовались технические средства обучения, весь материал представлен в виде презентации.

Содержание мероприятия соответствовало поставленным целям и задачам. Мероприятие началось организованно, класс подготовлен. Учащимся сообщились цели и задачи мероприятия.

Познавательная ценность подобранного материала была в том, что правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением ребёнка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь.

Занятие прошло в форме викторины.

Подобранный материал носил коррекционный характер. На данном занятии развивались следующие психофизические функции:

- мышление: упражнялись в анализе и синтезе получаемых сведений, умение делать сравнение и обобщение. Все это имело большое значение для развития умственных способностей и логического мышления.

-  развивалось  целенаправленное, сосредоточенное, устойчивое произвольное внимание;

- вырабатывались навыки прочного запоминания и припоминания, развивалась зрительная и слуховая память.

- развивалась речь у детей: умение правильно строить предложения, обогащался  активный словарь.

- уделялось внимание развитию эмоционально-волевой сферы: доброжелательность, ответственность, дисциплинированность.

На протяжении всего занятия дети были активны, проявляли интерес, отвечали на все поставленные вопросы, если вопросы вызывали трудность у детей, то помогали наводящие вопросы.

В своей работе  педагог использовала следующие методы и приемы:

1. Словесный – беседа, рассказ.

2. Наглядный – презентация «У меня растут года»

3. Практический – проведены: конкурсы: приветствие команд, «Угадай профессию», «Отгадай головоломку», «Догони», «Поварята», «Отгадай ребус», «Кто кем работает?», «Пословицы и поговорки».

Соблюден охранительный режим -  проведена физминутка.

На протяжении всего времени тон старалась держать спокойный, доброжелательный, это способствовало установлению контакта с детьми и нацелить их на плодотворную совместную деятельность.

Педагогическая ценность проведенного мероприятия заключена в том, что при обучении и воспитании умственно отсталых детей, школой определена задача формирования самодостаточности этой части трудоспособного населения, привития им различных жизненных навыков, которые облегчат последующую социальную адаптацию и интеграцию их в общество.

Поставленные цели и задачи к занятию считаю выполненными.

В конце занятия подведен итог.

В августе мною составлен банк данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

В целом все поставленные цели и задачи проекта выполнены. На протяжении всей работы по профориентации воспитанники проявили инициативу, активность, стремление к лидерству и соперничеству. Практически все дети развили такие качества личности как: ответственность, самостоятельность, доброжелательность, коммуникативность, дисциплинированность, трудолюбие.

Данная работа способствовала повышению самооценки, развитию творческого потенциала, коррекции психических процессов.

Самые активные воспитанники награждены грамотами (Шевчук В., Шевелев К., Зенина Л., Савельева М., Савельев И., Богданов П.).

В течение года размещала свои разработки на сайтах в интернете : сайт «Педсовет», «Мультиурок», «Рассударики», «Инфоурок».

Составила папку с коррекционно-развивающими играми на свежем воздухе.

Всех поставленных целей которые были поставлены я добилась, свою работу по самообразованию оцениваю хорошо.

Задачи на 2020-21 учебный год

1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.

2. Внедрить и провести проект по профориентации с 9  классом «Путевка в жизнь».

3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

4. Продолжать работу с сайтами интернет и сайтом школы по размещению своих методических разработок.

5. Продолжить работу по здоровьесбережению с детьми.

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить методическую литературу по профориентации и трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта.

2020- 2021г.

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

 

В течение года

сентябрь

Методические

1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы.

3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

4. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «У меня растут года»

5. Внедрение и проведение с учащимися творческого проекта по профориентации «Путевка в жизнь».

6. Подборка материалов и литературы к обобщению опыта работы по теме:  «Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида».

 

ежемесячно

 

  

в течение года

 

 2015г.

 

2014-15г.

В течение года

Информационно-технологические технологии

1. Размещать на сайтах в интернете свои методические разработки.

В течение года

 

 

Охрана здоровья

1. Создание буклетов для детей о ЗОЖ на тему: «Не вырони из рук свое будущее»

В течение года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный перспективный план на 2017-2021 г.г.

индивидуальный перспективный план учителя татарского языка и литературы на на 2017-2021  г.г....

Индивидуальный план работы инструктора по физической культуре 2017-2021 гг.

Тема:  Развитие и оздоровление детей с урологическими заболеваниями используя традиционные и инновационные методы обучения. Актуальность темы.  Поиск эффективных методов оздоровления де...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (2017-2021 гг.) Тукаевой Раушании Хадисовны

Индивидуальный план повышения профессионального уровняна межаттестационный период (2017-2021 гг.)Тукаевой Раушании Хадисовны,учителя английского языка МБОУ «СОШ №24»г. Альметьевск, Ре...

Индивидуальный план самообразования на 2017-2021 гг

В данном материале дается индивидуальный план самообразования учителя на 5 лет. Дается тема самообразования, цель и задачи, плнируемые результаты.Также дается  описание основных направлений...

План работы по самообразованию на 2017-2021 учебный год

Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы ОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет сост...