Методический семинар.
статья

Гафитулина Магдалина Александровна

 

«Формирование смыслового чтения как

                         метапредметного результата образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Работа Гафитулиной М.А. (учителя русского языка и литературы)

Методический семинар.

«Формирование смыслового чтения как

                         метапредметного результата образования»

Пояснительная записка

   В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделяет отдельным умением «смысловое чтение».

   В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы, выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

   Смысловое чтение - это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

   Цель - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

   Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

   Чтение - фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

  Одна из важнейших задач, стоящих перед учителями всех школьных предметов – систематически уделять внимание смысловому чтению на уроках. Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема обучения стратегиям смыслового чтения, формирование и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка и литературы.

   Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации: на уроках, факультативных (элективных) курсах и пр.

   Учащиеся, которые читают каждый день для своего удовольствия, показывают более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

   Совершенствованию навыков смыслового чтения в нашей школе способствует проведение читательских конференций. Учащиеся получают задание внимательно прочитать за определенный период времени произведение, не входящее в школьную программу. Цель конференции - развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения. Читательские конференции развивают интеллект, кругозор учащихся, познавательный интерес, умение грамотно преподнести информацию, ориентирование в содержании текста и понимание его целостного смысла, формулирование тезиса, выражающего общий смысл текста, определение главной темы, общей цели или назначения текста и т.д.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся смогут грамотно, вдумчиво читать;
  • Пересказывать текст с привлечением дополнительной информации из прочитанной литературы;
  • Овладеют умением построить связное монологическое высказывание по любой из заданных учащимся тем;
  • Смогут продемонстрировать правильно построенную грамотную речь на устном экзамене.

   Совершенствование навыков смыслового чтения производится не только на уроках, но и во внеурочное время. Формированию интереса к чтению способствует приобщение  ребят к участию в таких конкурсах как «Живая классика», «Сценическое искусство», «Конкурс чтецов».

    Чтобы уметь воспринимать внутреннюю логику любой информации требуется развитое понятийное мышление. В этом случае ученик правильно воспринимает материал урока, смысл текстов книгах и пособий. Навык смыслового чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...